ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 419
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
приоритетных направлений развития выделяются критические технологии.
Для их определения всё чаще используется методика форсайт-прогнозов88.
Под приоритетными направлениями развития науки и техники понимаются основные области исследований и разработок, реализация которых должна обеспечить значительный вклад в социальное, научно
техническое и промышленное развитие страны и в достижение за счет этого национальных социально-экономических целей.
К критическим технологиям относятся технологии, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследований и разработок и дают в совокупности главный вклад в решение ключевых проблем реализации приоритетных направлений развития.
В первой половине 1980-х гг. в США началась реализация национального проекта по разработке «критических технологий». В 1994 г. форсайт-проект стартовал в Великобритании в рамках работ Центра обзорных исследований (Center of Excellence in Horizon Scanning). Позднее аналогичная деятельность была развёрнута во Франции, Германии, Венгрии и других странах, в том числе государствах с переходной экономикой. До середины 1990-х гг. проекты по выбору системы инновационных приори
тетов были в основном акцентированы на технологиях, однако в последнее время их фокус переместился на социальное развитие, фундаментальную науку и охрану окружающей среды. Прослеживается всё более выраженная ориентация приоритетов на создание сетей и интеграцию разнородных элементов национальной инновационной системы89.
В России метод форсайт-прогноза используется при формировании перечня приоритетных направлений науки, техники и технологий и критических технологий. В настоящее время определены 8 приоритетных направлений развития науки, технологий и техники90:
1. Безопасность и противодействие терроризму.
2. Индустрия наносистем.
3. Информационно-телекоммуникационные системы.
4. Науки о жизни.
5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.
6. Рациональное природопользование.
6.1.
Робототехнические комплексы (системы) военного, специального и двойного назначения.
88 Форсайт, от английского Foresight - «взгляд в будущее» - наиболее эффективный инструмент формирования приоритетов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. По результатам форсайт-проектов создаются дорожные карты, которые позволяют решить вопрос формирования будущего. На основе форсайта разрабатываются долгосрочные, на 25-30 лет, стратегии развития экономики, науки, технологий, нацеленные на повышение конкурентоспособности и максимально эффективного развития социально-экономической сферы.
89 Полтавский, П.А. Государственное регулирование инновационной деятельности [Текст] // Вестник
Челябинского государственного университета. 2010. № 27 (208).Экономика. Вып. 29. С. 52-56.
90 Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской
Федерации» [Электронный ресурс]: с изменениями от 16 декабря 2015 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации -(http://docs.cntd.ru/document/902287707)
81
Для их определения всё чаще используется методика форсайт-прогнозов88.
Под приоритетными направлениями развития науки и техники понимаются основные области исследований и разработок, реализация которых должна обеспечить значительный вклад в социальное, научно
техническое и промышленное развитие страны и в достижение за счет этого национальных социально-экономических целей.
К критическим технологиям относятся технологии, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследований и разработок и дают в совокупности главный вклад в решение ключевых проблем реализации приоритетных направлений развития.
В первой половине 1980-х гг. в США началась реализация национального проекта по разработке «критических технологий». В 1994 г. форсайт-проект стартовал в Великобритании в рамках работ Центра обзорных исследований (Center of Excellence in Horizon Scanning). Позднее аналогичная деятельность была развёрнута во Франции, Германии, Венгрии и других странах, в том числе государствах с переходной экономикой. До середины 1990-х гг. проекты по выбору системы инновационных приори
тетов были в основном акцентированы на технологиях, однако в последнее время их фокус переместился на социальное развитие, фундаментальную науку и охрану окружающей среды. Прослеживается всё более выраженная ориентация приоритетов на создание сетей и интеграцию разнородных элементов национальной инновационной системы89.
В России метод форсайт-прогноза используется при формировании перечня приоритетных направлений науки, техники и технологий и критических технологий. В настоящее время определены 8 приоритетных направлений развития науки, технологий и техники90:
1. Безопасность и противодействие терроризму.
2. Индустрия наносистем.
3. Информационно-телекоммуникационные системы.
4. Науки о жизни.
5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.
6. Рациональное природопользование.
6.1.
Робототехнические комплексы (системы) военного, специального и двойного назначения.
88 Форсайт, от английского Foresight - «взгляд в будущее» - наиболее эффективный инструмент формирования приоритетов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. По результатам форсайт-проектов создаются дорожные карты, которые позволяют решить вопрос формирования будущего. На основе форсайта разрабатываются долгосрочные, на 25-30 лет, стратегии развития экономики, науки, технологий, нацеленные на повышение конкурентоспособности и максимально эффективного развития социально-экономической сферы.
89 Полтавский, П.А. Государственное регулирование инновационной деятельности [Текст] // Вестник
Челябинского государственного университета. 2010. № 27 (208).Экономика. Вып. 29. С. 52-56.
90 Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской
Федерации» [Электронный ресурс]: с изменениями от 16 декабря 2015 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации -(http://docs.cntd.ru/document/902287707)
81
7. Транспортные и космические системы.
8. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
Перечень приоритетных направлений науки, техники и технологий и критических технологий пересматривается каждые четыре года. Впервые перечень критических технологий РФ был опубликован в 2002 г. и содержал
52 технологии; в 2006 г. перечень был сокращён до 34 основных инновационных направлений, а в 2011 г. - до 27.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Принятие законодательных актов, обеспечивающих правовое
регулирование инновационной деятельности
Важным инструментом государственного регулирования инновационных процессов являются законодательные нормы, принятые в стране. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующее в США патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на интеллектуальную собственность - сделанные ими открытия; интеллектуальная собственность предполагает моно
полию автора на научно-техническое решение. Это обстоятельство позволяет изобретателю получать «инновационную ренту», т. е. плату за пользование его изобретением. Основополагающими законами в патентной системе США являются два правовых акта - акт Бея-Доула (Bayh-Dole Act) и Стивенсона-
Уайдлера (Stevenson—Wydler Technology Innovation Act), принятые в 1980 г.
Оба эти закона направлены на стимулирование коммерциализации исследований и разработок, которые финансируются правительством.
Закон Бея-Доула позволил передавать права интеллектуальной собственности университетам или другим исследовательским учреждениям на те разработки, которые были проведены при финансовой поддержке государства. Принятие закона в значительной степени повлияло на интенсивность коммерциализации изобретений. Если до 1980 г. было коммерциализировано 4% из 28 тыс. государственных патентов, то уже в начале применения нового закона коммерчески была реализована примерно треть таких изобретений. Закон способствовал также тому, что в короткие сроки на базе университетов было создано более 2 тыс. компаний по коммерциализации технологий, а американский бюджет стал ежегодно получать 40 - 50 млрд. долл. США за счет оборота интеллектуальной собственности91.
Закон Стивенсона-Уайдлера регулирует отношения собственности на исследования и разработки, созданные в ходе совместных исследований правительственных научно-исследовательских лабораторий и внешних партнеров при отсутствии какого либо прямого финансирования внешнего партнера за счет средств федерального бюджета. Закон потребовал от каждой федеральной лаборатории создавать офисы по выявлению коммерчески значимых технологий и их последующей передачи в частный сектор92.
Антитрестовское законодательство в США позволяет поддерживать необходимую жёсткость конкурентной борьбы, являясь важным фактор
91 Новиков, В.С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. - М.: Академия, 2007. - 208 с.
92Баженова, В.С. Государственное регулирование инновационно-технологического развития в современных условиях / В.С. Баженова, Н.А. Пивоваров. -Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. -200с., с. 63-65 82
стимулирования инновационной активности.
Это обстоятельство в определённой мере обусловливает направленность торгово-валютной политики, ориентированной на защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств внутри страны.
В России сфера интеллектуальной собственности регулируется
Гражданским кодекс РФ. Четвертая часть кодекса, принятая отдельным законом в 2006 году, посвящена только регулированию этой сферы. До ее принятия действовали отдельные законы, регулировавшие отношения в сфере авторского права и смежных прав, патентного права и т.д. Когда решался вопрос о кодификации законодательства в сфере интеллектуальной собственности, рядом ученых предлагалось создать отдельный акт (кодекс), как, например, во Франции. Однако законодатель решил включить эти вопросы в ГК.
В Гражданском кодексе действуют общие положения, которые касаются вопросов охраны, защиты интеллектуальной собственности, договорам в этой сфере, регистрации объектов и т.д. Также регламентируется конкретная группа объектов: есть главы, посвященные объектам авторского права, смежных прав, патентных прав, а также нетрадиционных объектов (о том, что это, см. статью). Кроме того четыре отдельных главы регулируют соответственно четыре средства индивидуализации, которые приравнены к результатам творческой деятельности93.
Все иные законы, регулирующие отношения в сфере интеллектуальной собственности, как например,
Федеральный закон
«О патентных поверенных» не должны противоречить ГК РФ.
Согласно ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта, принадлежит исполнителю, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и соответствующему публичному образованию94. Такая норма призвана повысить интенсивность коммерциализации изобретений в России.
Разработка национальных стандартов, содержащих повышенные
требования к качеству и характеристикам продукции
Многие страны добиваются сосредоточения инвестиционных ресурсов предприятий на важных инновационных направлениях посредством установления национальных стандартов. Стандарты устанавливают комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждаются компетентными органами.
93 Источники интеллектуального права [Электронный ресурс] // Юрист интеллектуального права. -
(http://copylegal.ru/ip/istochniki-intellektualnogo-prava/)
94 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от
19 ноября 2014 г. N 305-ЭС14-3982 [Электронный ресурс]/ /Правовой центр ЛОГОС. - (http://logos- pravo.ru/prava-na-rezultaty-intellektualnoy-deyatelnosti-sozdannye-za-schet-byudzhetnyh-sredstv)
83
Это обстоятельство в определённой мере обусловливает направленность торгово-валютной политики, ориентированной на защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств внутри страны.
В России сфера интеллектуальной собственности регулируется
Гражданским кодекс РФ. Четвертая часть кодекса, принятая отдельным законом в 2006 году, посвящена только регулированию этой сферы. До ее принятия действовали отдельные законы, регулировавшие отношения в сфере авторского права и смежных прав, патентного права и т.д. Когда решался вопрос о кодификации законодательства в сфере интеллектуальной собственности, рядом ученых предлагалось создать отдельный акт (кодекс), как, например, во Франции. Однако законодатель решил включить эти вопросы в ГК.
В Гражданском кодексе действуют общие положения, которые касаются вопросов охраны, защиты интеллектуальной собственности, договорам в этой сфере, регистрации объектов и т.д. Также регламентируется конкретная группа объектов: есть главы, посвященные объектам авторского права, смежных прав, патентных прав, а также нетрадиционных объектов (о том, что это, см. статью). Кроме того четыре отдельных главы регулируют соответственно четыре средства индивидуализации, которые приравнены к результатам творческой деятельности93.
Все иные законы, регулирующие отношения в сфере интеллектуальной собственности, как например,
Федеральный закон
«О патентных поверенных» не должны противоречить ГК РФ.
Согласно ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта, принадлежит исполнителю, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и соответствующему публичному образованию94. Такая норма призвана повысить интенсивность коммерциализации изобретений в России.
Разработка национальных стандартов, содержащих повышенные
требования к качеству и характеристикам продукции
Многие страны добиваются сосредоточения инвестиционных ресурсов предприятий на важных инновационных направлениях посредством установления национальных стандартов. Стандарты устанавливают комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждаются компетентными органами.
93 Источники интеллектуального права [Электронный ресурс] // Юрист интеллектуального права. -
(http://copylegal.ru/ip/istochniki-intellektualnogo-prava/)
94 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от
19 ноября 2014 г. N 305-ЭС14-3982 [Электронный ресурс]/ /Правовой центр ЛОГОС. - (http://logos- pravo.ru/prava-na-rezultaty-intellektualnoy-deyatelnosti-sozdannye-za-schet-byudzhetnyh-sredstv)
83
К примеру, ухудшение экологии 1980-х годах заставило правительство
Финляндии резко повысить стандарты охраны окружающей среды. Эти мероприятия в первую очередь затронули целлюлозно-бумажную промышленность, которая относится к вредным производствам. Финские целлюлозно-бумажные комбинаты были вынуждены в срочном порядке модернизировать свои технологические линии и приобретать дорогостоящие эшелонированные системы очистки. В итоге производства существенно сократили вредные выбросы и повысили качество выпускаемой продукции95.
Другим примером может послужить экологический стандарт «Евро-1», разработанный еще в начале 1990-х гг. в Европейском союзе для контроля уровня вредных выбросов автомобилей в атмосферу. Этот стандарт систематически обновляется в сторону ужесточения требований в новых версиях. Сейчас действует «Евро-4». Он определяет максимально допустимую массу выбросов на единицу произведенной автомобилем (двигателем) работы или пробега Евро. Скоро ожидается принятие «Евро-5», а в 2014-м — «Евро-6».
Естественно, введение этих норм заставило производителей разрабатывать новые технологии, чтобы выпускаемые автомобили соответствовали новым требованиям. Россия перенимает опыт Европы, о чем свидетельствуют положения договора «О таможенном кодексе Таможенного союза Российской
Федерации, Республики Беларусь и Казахстана», в соответствии с которыми с 1 января 2010 года к ввозимым автомобилям в России предъявляются требования экологического класса Евро-4. А с 1 января 2014 года Правительством России введен экологический класс Евро-5.
Развитие инновационного менеджмента в зарубежных странах обусловило совершенствование стратегии стандартизации, развитие стандартов на системы управления. Широкое распространение получили системы менеджмента качества, в эволюционном развитии перешедшие в интегрированные системы управления, в необходимость разработки стандартов стратегического и корпоративного управления, маркетинга и т.д.
Применение национальных стандартов позволяет добиться ряда эффектов в инновационной деятельности:
•
Стандартизация снижает затраты предприятий на создание и
производство инновационной продукции.
•
Включенные в стандарты требования являются источником необходимой
«производственной» информации для изготовителей продукции: как сделать, как испытать и как обеспечить качество,
конкурентоспособность и продать продукцию.
•
Включенные в стандарты требования уже обоснованы и не требуют дополнительного проведения исследований и затрат на НИОКР.
•
Стандарты обеспечивают единый подход к оценке соответствия продукции, что также снижает затраты предприятий на дополнительные расходы по испытанию инновационной продукции.
95 Сидоров, М. Гонка на выжимание/ М. Сидоров //Энергия промышленного роста. - № 11-12 [29]. - 2008 84