Файл: Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 699
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
контроль уровня освоения умений по теме, подводятся итоги занятия.
Приложение 1
Граф логической структуры темы
«ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»
Тема 9. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В жизни современного человечества всё большее место занимают проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды. Это связано с ежегодным увеличением количества возникающих катастроф природного и техногенного характера, ростом масштабов ущерба от них. В связи с этими угрозами создаются государственные и международные организации, призванные решать эти проблемы.
Основа РСМК - служба медицины катастроф Министерства здравоохранения.
Служба медицины катастроф Министерства здравоохраненияпредназначена для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС. Она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей здравоохранения (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).
Среди задач РСМК важнейшей является медико-санитарное обеспечение населения в ЧС, включающее организацию и проведение лечебно-эвакуационных мероприятий, санитарно-противоэпидемическое обеспечение, медицинскую защиту населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, снабжение медицинским имуществом.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель: Уметь ориентироваться в структуре службы медицины катастроф.
Конкретные цели. Уметь:
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Теоретические вопросы
Граф логической структуры темы (см.Приложение1).
Источники информации:
а) Основная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 544с.:ил.
2. Медицина катастроф: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 448с.: ил.
3. Медицина катастроф: учебное пособие/под ред. И.П. Левчука, Н.В. Третьякова,- Москва» Гэотар-Медиа» 2011,239с.
б) Дополнительная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ Т.А. Хван, Ростов н/Д Феникс,2008, - 414.
1. Первая медицинская помощь: учебное пособие/под ред. П.В. Глыбочко и др. Изд. центр «Академия»,2008-240с.
2.Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И.
М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
студенты могут получить информацию на сайте http://w.w.w.studvedlib.ru
1.Электронный каталог WEB-OPAC библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru
2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru
3. Научная электронная библиотека (НЭБ). eLIBRARY http://elibrary.ru
4. База данных отечественных и зарубежных публикаций «Polpred.com Обзор СМИ»
Адрес: http://www.polpred.com/
5. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М.ГОРЬКОГО https://distance.dnmu.ru/
НАБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
1. Какое формирование на федеральном уровне является подвижным и предназначено для оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи?
2. В городе N на базе лечебного учреждения была создана врачебно-сестринская бригада. Основная задача врачебно-сестринской бригады в ЧС?
3. В городе N на базе лечебного учреждения была создана БСМП. Основная задача БСМП в ЧС?
4. Бригада доврачебной медицинской помощи приняла вызов. Каков состав нештатной бригады доврачебной медицинской помощи?
5. В лечебном учреждении создана хирургическая БСМП. Сколько оперативных вмешательств может выполнить хирургическая БСМП за 12 часов работы?
6. В лечебном учреждении создана травматологическая БСМП. Сколько оперативных вмешательств может выполнить травматологическая БСМП за 12 часов работы?
7. Лечебное учреждение создало нейрохирургическую БСМП. Сколько оперативных вмешательств может выполнить нейрохирургическая БСМП за 12 часов работы?
8. Лечебное учреждение создало ожоговую БСМП. Скольким поражённым может оказать помощь ожоговая БСМП за 12 часов работы?
9. Региональный центр защиты материнства и детства создал акушерско-гинекологическую БСМП. Скольким поражённым может оказать помощь акушерско-гинекологическая БСМП за 12 часов работы?
10. Психиатрическая бригада приняла вызов по оказанию помощи пострадавшим в ЧС. Скольким поражённым может оказать помощь психиатрическая БСМП за 12 часов работы?
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений. Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.
В конце занятия проводится тестовый контроль уровня освоения умений по теме, подводятся итоги занятия.
Приложение 1
Граф логической структуры темы
«ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ»
Тема 10. ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Своевременное оказание медицинской помощи населению, пострадавшему в результате катастроф, стихийных бедствий и аварий, - одна из актуальных задач, стоящих перед Республиканской службой медицины катастроф. Успешное решение этой проблемы в значительной степени зависит от особенностей чрезвычайных ситуаций и прогноза развития событий в ходе ликвидации медико-санитарных последствий в реальной обстановке.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель: Уметь организовать лечебно-эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях и применить основные принципы системы этапного лечения с эвакуацией по назначению в интересах обеспечения своевременной медицинской помощи пораженным, раненым и больным
, и их медицинской эвакуации.
Конкретные цели. Уметь:
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Теоретические вопросы
Граф логической структуры темы (см.Приложение1).
Источники информации:
а) Основная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 544с.:ил.
2. Медицина катастроф: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 448с.: ил.
3. Медицина катастроф: учебное пособие/под ред. И.П. Левчука, Н.В. Третьякова,- Москва» Гэотар-Медиа» 2011,239с.
б) Дополнительная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ Т.А. Хван, Ростов н/Д Феникс,2008, - 414.
1. Первая медицинская помощь: учебное пособие/под ред. П.В. Глыбочко и др. Изд. центр «Академия»,2008-240с.
2.Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И.
М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
студенты могут получить информацию на сайте http://w.w.w.studvedlib.ru
1.Электронный каталог WEB-OPAC библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru
2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru
3. Научная электронная библиотека (НЭБ). eLIBRARY http://elibrary.ru
4. База данных отечественных и зарубежных публикаций «Polpred.com Обзор СМИ»
Адрес: http://www.polpred.com/
5. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М.ГОРЬКОГО https://distance.dnmu.ru/
Приложение 1
Граф логической структуры темы
«ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»
Тема 9. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В жизни современного человечества всё большее место занимают проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды. Это связано с ежегодным увеличением количества возникающих катастроф природного и техногенного характера, ростом масштабов ущерба от них. В связи с этими угрозами создаются государственные и международные организации, призванные решать эти проблемы.
Основа РСМК - служба медицины катастроф Министерства здравоохранения.
Служба медицины катастроф Министерства здравоохраненияпредназначена для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС. Она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей здравоохранения (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).
Среди задач РСМК важнейшей является медико-санитарное обеспечение населения в ЧС, включающее организацию и проведение лечебно-эвакуационных мероприятий, санитарно-противоэпидемическое обеспечение, медицинскую защиту населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, снабжение медицинским имуществом.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель: Уметь ориентироваться в структуре службы медицины катастроф.
Конкретные цели. Уметь:
-
определять задачи РСМК. -
применять организационную структуру РСМК. -
определять формирования и учреждения РСМК. -
определять бригады специализированной медицинской помощи. -
применять режимы деятельности РСМК.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Теоретические вопросы
-
Определение и задачи Всероссийской службы медицины катастроф. -
Организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф. -
Формирование и учреждения службы медицины катастроф. -
Режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф.
Граф логической структуры темы (см.Приложение1).
Источники информации:
а) Основная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 544с.:ил.
2. Медицина катастроф: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 448с.: ил.
3. Медицина катастроф: учебное пособие/под ред. И.П. Левчука, Н.В. Третьякова,- Москва» Гэотар-Медиа» 2011,239с.
б) Дополнительная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ Т.А. Хван, Ростов н/Д Феникс,2008, - 414.
1. Первая медицинская помощь: учебное пособие/под ред. П.В. Глыбочко и др. Изд. центр «Академия»,2008-240с.
2.Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И.
М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
студенты могут получить информацию на сайте http://w.w.w.studvedlib.ru
1.Электронный каталог WEB-OPAC библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru
2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru
3. Научная электронная библиотека (НЭБ). eLIBRARY http://elibrary.ru
4. База данных отечественных и зарубежных публикаций «Polpred.com Обзор СМИ»
Адрес: http://www.polpred.com/
5. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М.ГОРЬКОГО https://distance.dnmu.ru/
НАБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
1. Какое формирование на федеральном уровне является подвижным и предназначено для оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи?
-
ВЦМК “Защита” -
Штаб ВСМК при ВЦМК “Защита” -
*Полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ) при ВСМК “Защита” -
Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России и его учреждения -
Всероссийский научно-практический центр экстренной медицинской помощи
2. В городе N на базе лечебного учреждения была создана врачебно-сестринская бригада. Основная задача врачебно-сестринской бригады в ЧС?
-
Совершенствование теоретических знаний и практических навыков по медицинской сортировке и оказанию первой врачебной помощи пострадавшим в ЧС -
Поддержание бригады в постоянной готовности к выезду к очагу поражения и работе в ЧС -
*Медицинская сортировка поражённых -
Извлечение поражённых из- под завалов -
Оказание специализированной медицинской помощи
3. В городе N на базе лечебного учреждения была создана БСМП. Основная задача БСМП в ЧС?
-
Совершенствование теоретических знаний и практических навыков по медицинской сортировке и оказанию первой врачебной помощи пострадавшим в ЧС -
Поддержание бригады в постоянной готовности к выезду к очагу поражения и работе в ЧС -
Медицинская сортировка поражённых -
Извлечение поражённых из- под завалов -
*Оказание специализированной медицинской помощи
4. Бригада доврачебной медицинской помощи приняла вызов. Каков состав нештатной бригады доврачебной медицинской помощи?
-
1 врач, 1 м/с, 1 санитар -
1 врач, 3 средних медработника, водитель-санитар -
*1 фельдшер, 2 средних медработника, водитель-санитар -
2 фельдшера, 2 м/с, водитель-санитар -
3 фельдшера, 3м/с, водитель-санитар
5. В лечебном учреждении создана хирургическая БСМП. Сколько оперативных вмешательств может выполнить хирургическая БСМП за 12 часов работы?
-
6 -
*10 -
15 -
20 -
25
6. В лечебном учреждении создана травматологическая БСМП. Сколько оперативных вмешательств может выполнить травматологическая БСМП за 12 часов работы?
-
6 -
*10 -
15 -
20 -
25
7. Лечебное учреждение создало нейрохирургическую БСМП. Сколько оперативных вмешательств может выполнить нейрохирургическая БСМП за 12 часов работы?
-
*6 -
10 -
15 -
20 -
25
8. Лечебное учреждение создало ожоговую БСМП. Скольким поражённым может оказать помощь ожоговая БСМП за 12 часов работы?
-
10 -
20 -
*30 -
40 -
50
9. Региональный центр защиты материнства и детства создал акушерско-гинекологическую БСМП. Скольким поражённым может оказать помощь акушерско-гинекологическая БСМП за 12 часов работы?
-
10 -
20 -
30 -
40 -
*50
10. Психиатрическая бригада приняла вызов по оказанию помощи пострадавшим в ЧС. Скольким поражённым может оказать помощь психиатрическая БСМП за 12 часов работы?
-
10-30 -
30-50 -
*50-100 -
100-150 -
150-300
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений. Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.
В конце занятия проводится тестовый контроль уровня освоения умений по теме, подводятся итоги занятия.
Приложение 1
Граф логической структуры темы
«ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ»
Тема 10. ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Своевременное оказание медицинской помощи населению, пострадавшему в результате катастроф, стихийных бедствий и аварий, - одна из актуальных задач, стоящих перед Республиканской службой медицины катастроф. Успешное решение этой проблемы в значительной степени зависит от особенностей чрезвычайных ситуаций и прогноза развития событий в ходе ликвидации медико-санитарных последствий в реальной обстановке.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель: Уметь организовать лечебно-эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях и применить основные принципы системы этапного лечения с эвакуацией по назначению в интересах обеспечения своевременной медицинской помощи пораженным, раненым и больным
, и их медицинской эвакуации.
Конкретные цели. Уметь:
-
интерпретировать основные принципы и сущность современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. -
определять виды и перечень мероприятий медицинской помощи, оказываемой при чрезвычайных ситуациях. -
развернуть этап медицинской эвакуации. -
проводить медицинскую сортировку пораженных в чрезвычайных ситуациях. -
проводить медицинскую эвакуацию пораженных в чрезвычайных ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Теоретические вопросы
-
Основы организации лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. -
Виды и объём медицинской помощи. -
Этап медицинской эвакуации. -
Медицинская сортировка поражённых в чрезвычайных ситуациях. -
Медицинская эвакуация поражённых в чрезвычайных ситуациях.
Граф логической структуры темы (см.Приложение1).
Источники информации:
а) Основная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 544с.:ил.
2. Медицина катастроф: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 448с.: ил.
3. Медицина катастроф: учебное пособие/под ред. И.П. Левчука, Н.В. Третьякова,- Москва» Гэотар-Медиа» 2011,239с.
б) Дополнительная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ Т.А. Хван, Ростов н/Д Феникс,2008, - 414.
1. Первая медицинская помощь: учебное пособие/под ред. П.В. Глыбочко и др. Изд. центр «Академия»,2008-240с.
2.Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И.
М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
студенты могут получить информацию на сайте http://w.w.w.studvedlib.ru
1.Электронный каталог WEB-OPAC библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru
2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru
3. Научная электронная библиотека (НЭБ). eLIBRARY http://elibrary.ru
4. База данных отечественных и зарубежных публикаций «Polpred.com Обзор СМИ»
Адрес: http://www.polpred.com/
5. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М.ГОРЬКОГО https://distance.dnmu.ru/