Файл: Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 697

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
*Электроустановки, находящиеся под напряжением

B. Газы

C. Металлы

D. Радиоактивные отходы и радиоактивные вещества

E. Горючие жидкости или плавящиеся вещества и материалы
10. По виду горючего материала пожары подразделяют на классы. Укажите, для какой цели используют данную классификацию:

А. *Для обозначения области применения средств пожаротушения

B. Для расчета сил и средств, которые будут задействованы для тушения пожара

C. Для расчета времени, проводимого пожарными расчетами в очаге возгорания

D. Для расчета возможного ущерба от пожара

E. Для предварительного расчета времени полного выгорания объекта

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений. Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.

В конце занятия проводится тестовый контроль уровня освоения умений по теме, подводятся итоги занятия.

Приложение 1

Граф логической структуры темы

«КЛАССИФИКАЦИЯ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ КАК ПРИЧИНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИЙ»




Приложение 2


Приложение 3

Классификация пожаров по ГОСТ 27331 и рекомендуемые средства пожаротушения

Класс пожара

Характеристика пожара

Подкласс пожара

Характеристика подкласса

Рекомендуемые средства пожаротушения

А

Горение твердых веществ

А1

Горение твердых веществ, сопровождаемое тлением (например, древесина, бумага, уголь, текстиль)

Вода со смачивателями, пена, хладоны, порошки типа ABCE

А2

Горение твердых веществ, не сопровождаемое тлением (каучук, пластмассы)

Все виды огнетушащих средств

В

Горение жидких веществ

B1

Горение жидких веществ, нерастворимых в воде (бензин, нефтепродукты), а также сжижаемых твердых веществ (парафин)

Пена, тонкораспыленная вода, вода с добавкой фторированного ПАВ, хладоны, СО2, порошки типа ABCE и BCE

B2

Горение полярных жидких веществ, растворимых в вожже (спирты, ацетон, глицерин и др.)

Пена на основе специальных пенообразователей, тонкораспыленная вода, хладоны, порошки типа ABCE и BCE

С

Горение газообразных веществ




Бытовой газ, пропан, водород, аммиак и др.

Объемное тушение и флегматизация газовыми составами, порошки типа ABCE и BCE, вода для охлаждения оборудования

D

Горение металлов и металлосодержащих веществ

D1

Горение легких металлов и их сплавов (алюминий, магний и др.), кроме щелочных

Специальные порошки

D2

Горение щелочных металлов (натрий, калий и др.)

Специальные порошки

D3

Горение металлосодержащих соединений (металлоорганические соединения, гидриды металлов)

Специальные порошки

E


Электрооборудование под напряжением

Двуокись углерода, порошки типа АВСЕ и ВСЕ


Приложение 4



П риложение 5

П риложение 6

П риложение 7






П риложение 10




Приложение 11

П риложение 12

П риложение 13

П риложение 14

П риложение 15

П риложение 16

Тема 8. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В начале 21 века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий и катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.

Для катастроф, вызванных силами природы или техногенной деятельностью человека характерна непредсказуемость возникновения, как по месту, так и по времени. Нередко катастрофы сопровождаются возникновением очагов массовых потерь населения со специфической патологией, что требует привлечения специальных сил и средств здравоохранения и служб других министерств и ведомств для ликвидации последствий с использованием особых форм и методов их работы.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель: Уметь определять поражающие факторы ЧС.
Конкретные цели. Уметь:

  1. применять нормативно-правовые акты, определяющие организацию и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

  2. интерпретировать основные понятия, определения, классификацию, медико-санитарные последствия ЧС.

  3. использовать режимы функционирования ЧС в практической деятельности.



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические вопросы
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций.

3. Поражающие факторы источников чрезвычайной ситуации.

4. Задачи и организационная структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5. Порядок функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Граф логической структуры темы (см.Приложение1).

Источники информации:
а) Основная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 544с.:ил.

2. Медицина катастроф: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 448с.: ил.

3. Медицина катастроф: учебное пособие/под ред. И.П. Левчука, Н.В. Третьякова,- Москва» Гэотар-Медиа» 2011,239с.

б) Дополнительная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ Т.А. Хван, Ростов н/Д Феникс,2008, - 414.

1. Первая медицинская помощь: учебное пособие/под ред. П.В. Глыбочко и др. Изд. центр «Академия»,2008-240с.

2.Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И.

М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

студенты могут получить информацию на сайте http://w.w.w.studvedlib.ru

1.Электронный каталог WEB-OPAC библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru

2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru

3. Научная электронная библиотека (НЭБ). eLIBRARY http://elibrary.ru

4. База данных отечественных и зарубежных публикаций «Polpred.com Обзор СМИ»

Адрес: http://www.polpred.com/

5. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М.ГОРЬКОГО https://distance.dnmu.ru/


НАБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

1. Опасное техногенное происшествие, создающее на объекте или определенной территории угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и окружающей среде называется:

  1. Чрезвычайной ситуацией

  2. *Аварией

  3. Катастрофой

  4. Стихийным бедствием

  5. Медициной катастроф

2. В городе N произошла топологическая катастрофа. По классификации ВОЗ к топологическим катастрофам относятся:

  1. *Бури, морозы, необычайная жара, засухи и т.п.

  2. Ураганы, смерчи, циклоны, бураны

  3. Снежные лавины, наводнения, снежные заносы, сели, оползни и др.

  4. Землетрясения, извержения вулканов

  5. Выход из строя сооружений, пожары, кораблекрушения и ж/д катастрофы, крупные взрывы

3. При какой по масштабам аварии радиационные последствия ограничиваются территорией АЭС, возможно облучение персонала и загрязнение нескольких или всех зданий и сооружений АЭС до уровней, выше предусмотренных при нормальной эксплуатации?

  1. Локальные

  2. *Местные

  3. Общие

  4. Крупные

  5. Трансграничные

4. В результате действия каких причин кораблекрушений нарушается экологическое состояние моря?

  1. Недостаточные мореходные качества судна

  2. Условия окружающей среды (шторм, гроза, туман)

  3. Пожар

  4. *Взрывы на танкерах

  5. Военные действия

5. Каким термином принято называть природные явления географического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и других происхождений такого масштаба, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей?

  1. Авария

  2. Катастрофа

  3. Чрезвычайная ситуация

  4. *Стихийное бедствие

  5. Террористический акт

6. К какой группе ЧС относятся аварии, катастрофы, стихийные бедствия, в результате которых пострадало свыше 50 человек, но не более 500, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек?


  1. Локальные

  2. Местные

  3. *Территориальные

  4. Региональные

  5. Федеральные

7. Выберите службу ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (один правильный ответ)

  1. Служба охраны общественного порядка

  2. *Служба медицины катастроф

  3. Транспортная служба

  4. Служба экологической безопасности

  5. Государственная спасательная служба

8. Какое формирование не входит в состав сил и средств ликвидации ЧС МЧС России?

  1. Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд

  2. *Медицинский отряд специального назначения

  3. Поисково-спасательная служба

  4. Авиация МЧС

  5. Войска гражданской обороны

9. На территории государства постоянно происходят различные ЧС. Основная задача РСЧС?

  1. Оказание первой врачебной помощи

  2. *Подготовка населения к действиям в ЧС

  3. Проведение медицинской разведки

  4. Тушение пожаров

  5. Подготовка ЛПУ к массовому приёму поражённых

10. Какая федеральная служба не отвечает за предупреждение и ликвидацию ЧС?

  1. Противопожарная служба

  2. Служба экологической безопасности

  3. Противопаводковая служба

  4. *Медицинская служба Минобороны

  5. Служба поиска и спасения на море



КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений. Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.

В конце занятия проводится тестовый