Файл: Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 697
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
*Электроустановки, находящиеся под напряжением
B. Газы
C. Металлы
D. Радиоактивные отходы и радиоактивные вещества
E. Горючие жидкости или плавящиеся вещества и материалы
10. По виду горючего материала пожары подразделяют на классы. Укажите, для какой цели используют данную классификацию:
А. *Для обозначения области применения средств пожаротушения
B. Для расчета сил и средств, которые будут задействованы для тушения пожара
C. Для расчета времени, проводимого пожарными расчетами в очаге возгорания
D. Для расчета возможного ущерба от пожара
E. Для предварительного расчета времени полного выгорания объекта
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений. Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.
В конце занятия проводится тестовый контроль уровня освоения умений по теме, подводятся итоги занятия.
Приложение 1
Граф логической структуры темы
«КЛАССИФИКАЦИЯ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ КАК ПРИЧИНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИЙ»
Приложение 2
Приложение 3
Классификация пожаров по ГОСТ 27331 и рекомендуемые средства пожаротушения
Приложение 4
П риложение 5
П риложение 6
П риложение 7
П риложение 10
Приложение 11
П риложение 12
П риложение 13
П риложение 14
П риложение 15
П риложение 16
Тема 8. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В начале 21 века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий и катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.
Для катастроф, вызванных силами природы или техногенной деятельностью человека характерна непредсказуемость возникновения, как по месту, так и по времени. Нередко катастрофы сопровождаются возникновением очагов массовых потерь населения со специфической патологией, что требует привлечения специальных сил и средств здравоохранения и служб других министерств и ведомств для ликвидации последствий с использованием особых форм и методов их работы.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель: Уметь определять поражающие факторы ЧС.
Конкретные цели. Уметь:
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Теоретические вопросы
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций.
3. Поражающие факторы источников чрезвычайной ситуации.
4. Задачи и организационная структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Порядок функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Граф логической структуры темы (см.Приложение1).
Источники информации:
а) Основная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 544с.:ил.
2. Медицина катастроф: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 448с.: ил.
3. Медицина катастроф: учебное пособие/под ред. И.П. Левчука, Н.В. Третьякова,- Москва» Гэотар-Медиа» 2011,239с.
б) Дополнительная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ Т.А. Хван, Ростов н/Д Феникс,2008, - 414.
1. Первая медицинская помощь: учебное пособие/под ред. П.В. Глыбочко и др. Изд. центр «Академия»,2008-240с.
2.Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И.
М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
студенты могут получить информацию на сайте http://w.w.w.studvedlib.ru
1.Электронный каталог WEB-OPAC библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru
2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru
3. Научная электронная библиотека (НЭБ). eLIBRARY http://elibrary.ru
4. База данных отечественных и зарубежных публикаций «Polpred.com Обзор СМИ»
Адрес: http://www.polpred.com/
5. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М.ГОРЬКОГО https://distance.dnmu.ru/
НАБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
1. Опасное техногенное происшествие, создающее на объекте или определенной территории угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и окружающей среде называется:
2. В городе N произошла топологическая катастрофа. По классификации ВОЗ к топологическим катастрофам относятся:
3. При какой по масштабам аварии радиационные последствия ограничиваются территорией АЭС, возможно облучение персонала и загрязнение нескольких или всех зданий и сооружений АЭС до уровней, выше предусмотренных при нормальной эксплуатации?
4. В результате действия каких причин кораблекрушений нарушается экологическое состояние моря?
5. Каким термином принято называть природные явления географического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и других происхождений такого масштаба, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей?
6. К какой группе ЧС относятся аварии, катастрофы, стихийные бедствия, в результате которых пострадало свыше 50 человек, но не более 500, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек?
7. Выберите службу ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (один правильный ответ)
8. Какое формирование не входит в состав сил и средств ликвидации ЧС МЧС России?
9. На территории государства постоянно происходят различные ЧС. Основная задача РСЧС?
10. Какая федеральная служба не отвечает за предупреждение и ликвидацию ЧС?
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений. Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.
В конце занятия проводится тестовый
B. Газы
C. Металлы
D. Радиоактивные отходы и радиоактивные вещества
E. Горючие жидкости или плавящиеся вещества и материалы
10. По виду горючего материала пожары подразделяют на классы. Укажите, для какой цели используют данную классификацию:
А. *Для обозначения области применения средств пожаротушения
B. Для расчета сил и средств, которые будут задействованы для тушения пожара
C. Для расчета времени, проводимого пожарными расчетами в очаге возгорания
D. Для расчета возможного ущерба от пожара
E. Для предварительного расчета времени полного выгорания объекта
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений. Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.
В конце занятия проводится тестовый контроль уровня освоения умений по теме, подводятся итоги занятия.
Приложение 1
Граф логической структуры темы
«КЛАССИФИКАЦИЯ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ КАК ПРИЧИНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИЙ»
Приложение 2
Приложение 3
Классификация пожаров по ГОСТ 27331 и рекомендуемые средства пожаротушения
Класс пожара | Характеристика пожара | Подкласс пожара | Характеристика подкласса | Рекомендуемые средства пожаротушения |
А | Горение твердых веществ | А1 | Горение твердых веществ, сопровождаемое тлением (например, древесина, бумага, уголь, текстиль) | Вода со смачивателями, пена, хладоны, порошки типа ABCE |
А2 | Горение твердых веществ, не сопровождаемое тлением (каучук, пластмассы) | Все виды огнетушащих средств | ||
В | Горение жидких веществ | B1 | Горение жидких веществ, нерастворимых в воде (бензин, нефтепродукты), а также сжижаемых твердых веществ (парафин) | Пена, тонкораспыленная вода, вода с добавкой фторированного ПАВ, хладоны, СО2, порошки типа ABCE и BCE |
B2 | Горение полярных жидких веществ, растворимых в вожже (спирты, ацетон, глицерин и др.) | Пена на основе специальных пенообразователей, тонкораспыленная вода, хладоны, порошки типа ABCE и BCE | ||
С | Горение газообразных веществ | | Бытовой газ, пропан, водород, аммиак и др. | Объемное тушение и флегматизация газовыми составами, порошки типа ABCE и BCE, вода для охлаждения оборудования |
D | Горение металлов и металлосодержащих веществ | D1 | Горение легких металлов и их сплавов (алюминий, магний и др.), кроме щелочных | Специальные порошки |
D2 | Горение щелочных металлов (натрий, калий и др.) | Специальные порошки | ||
D3 | Горение металлосодержащих соединений (металлоорганические соединения, гидриды металлов) | Специальные порошки | ||
E | Электрооборудование под напряжением | Двуокись углерода, порошки типа АВСЕ и ВСЕ |
Приложение 4
П риложение 5
П риложение 6
П риложение 7
П риложение 10
Приложение 11
П риложение 12
П риложение 13
П риложение 14
П риложение 15
П риложение 16
Тема 8. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В начале 21 века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий и катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.
Для катастроф, вызванных силами природы или техногенной деятельностью человека характерна непредсказуемость возникновения, как по месту, так и по времени. Нередко катастрофы сопровождаются возникновением очагов массовых потерь населения со специфической патологией, что требует привлечения специальных сил и средств здравоохранения и служб других министерств и ведомств для ликвидации последствий с использованием особых форм и методов их работы.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель: Уметь определять поражающие факторы ЧС.
Конкретные цели. Уметь:
-
применять нормативно-правовые акты, определяющие организацию и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС. -
интерпретировать основные понятия, определения, классификацию, медико-санитарные последствия ЧС. -
использовать режимы функционирования ЧС в практической деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Теоретические вопросы
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций.
3. Поражающие факторы источников чрезвычайной ситуации.
4. Задачи и организационная структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Порядок функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Граф логической структуры темы (см.Приложение1).
Источники информации:
а) Основная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 544с.:ил.
2. Медицина катастроф: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 448с.: ил.
3. Медицина катастроф: учебное пособие/под ред. И.П. Левчука, Н.В. Третьякова,- Москва» Гэотар-Медиа» 2011,239с.
б) Дополнительная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ Т.А. Хван, Ростов н/Д Феникс,2008, - 414.
1. Первая медицинская помощь: учебное пособие/под ред. П.В. Глыбочко и др. Изд. центр «Академия»,2008-240с.
2.Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И.
М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
студенты могут получить информацию на сайте http://w.w.w.studvedlib.ru
1.Электронный каталог WEB-OPAC библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru
2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru
3. Научная электронная библиотека (НЭБ). eLIBRARY http://elibrary.ru
4. База данных отечественных и зарубежных публикаций «Polpred.com Обзор СМИ»
Адрес: http://www.polpred.com/
5. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М.ГОРЬКОГО https://distance.dnmu.ru/
НАБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
1. Опасное техногенное происшествие, создающее на объекте или определенной территории угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и окружающей среде называется:
-
Чрезвычайной ситуацией -
*Аварией -
Катастрофой -
Стихийным бедствием -
Медициной катастроф
2. В городе N произошла топологическая катастрофа. По классификации ВОЗ к топологическим катастрофам относятся:
-
*Бури, морозы, необычайная жара, засухи и т.п. -
Ураганы, смерчи, циклоны, бураны -
Снежные лавины, наводнения, снежные заносы, сели, оползни и др. -
Землетрясения, извержения вулканов -
Выход из строя сооружений, пожары, кораблекрушения и ж/д катастрофы, крупные взрывы
3. При какой по масштабам аварии радиационные последствия ограничиваются территорией АЭС, возможно облучение персонала и загрязнение нескольких или всех зданий и сооружений АЭС до уровней, выше предусмотренных при нормальной эксплуатации?
-
Локальные -
*Местные -
Общие -
Крупные -
Трансграничные
4. В результате действия каких причин кораблекрушений нарушается экологическое состояние моря?
-
Недостаточные мореходные качества судна -
Условия окружающей среды (шторм, гроза, туман) -
Пожар -
*Взрывы на танкерах -
Военные действия
5. Каким термином принято называть природные явления географического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и других происхождений такого масштаба, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей?
-
Авария -
Катастрофа -
Чрезвычайная ситуация -
*Стихийное бедствие -
Террористический акт
6. К какой группе ЧС относятся аварии, катастрофы, стихийные бедствия, в результате которых пострадало свыше 50 человек, но не более 500, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек?
-
Локальные -
Местные -
*Территориальные -
Региональные -
Федеральные
7. Выберите службу ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (один правильный ответ)
-
Служба охраны общественного порядка -
*Служба медицины катастроф -
Транспортная служба -
Служба экологической безопасности -
Государственная спасательная служба
8. Какое формирование не входит в состав сил и средств ликвидации ЧС МЧС России?
-
Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд -
*Медицинский отряд специального назначения -
Поисково-спасательная служба -
Авиация МЧС -
Войска гражданской обороны
9. На территории государства постоянно происходят различные ЧС. Основная задача РСЧС?
-
Оказание первой врачебной помощи -
*Подготовка населения к действиям в ЧС -
Проведение медицинской разведки -
Тушение пожаров -
Подготовка ЛПУ к массовому приёму поражённых
10. Какая федеральная служба не отвечает за предупреждение и ликвидацию ЧС?
-
Противопожарная служба -
Служба экологической безопасности -
Противопаводковая служба -
*Медицинская служба Минобороны -
Служба поиска и спасения на море
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений. Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.
В конце занятия проводится тестовый