Файл: Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 701

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 1

Граф логической структуры темы

«ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ И ОСТРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ»


П риложение 2.1

2
П риложение 2.2

Приложение 2.3

Алгоритм первой помощи при термических ожогах




Приложение 2.4

Алгоритм первой помощи при химических ожогах
Химические ожоги возникают в результате воздействия на кожу или слизистые едких жидкостей, концентрированных кислот, щелочей и солей некоторых тяжелых металлов. Среди веществ, которые могут вызывать ожоги – серная, соляная, азотная, гидрофтористая, фосфорная, хромистая, уксусная, карбоновая (фенол), щавелевая, таниновая, пикриновая кислота, фосфор, соли ртути, аммоний, едкий калий, едкий натр, негашеная известь, йод, марганец.




Приложение 3.1



П риложение 3.2

Приложение 3.3




П риложение 4.1

П риложение 4.2

Приложение 4.3



П риложение 5



П риложение 6.2

П риложение 7.1

П риложение 7.2

Приложение 7.3



Приложение 7.4
Алгоритм первой помощи при электротравме





П риложение 7.5

Приложение 8.1

Диагностика при укусах ядовитых змей

Змеи

Степень тяжести отравления

Местные проявления

Прочие признаки

Боль

Отёк

Геморрагические пузыри

Некрозы

Подергивание мыщц

Гадюки и ямкоголовые

Легкая

Местная и только в первые часы укуса

Незначительный в области укуса

Нет

Нет

Нет

В редких случаях небольшая одышка и сердцебиение в первые часы

Средняя


Жгучая, часто с иррадиацией

Выраженный

Редко. При наложении жгута - часто

Редко. При наложении жгута - часто

Нет

Одышка, сердцебиение, редко тошнота и повышение температуры, выраженные гемолитические явления

Тяжелая

Жгучая, с иррадиацией

Резко выраженный, распространяется на всю конечность или часть туловища

Часто,с глубоким некротическим участком, особенно – при наложении жгута

Часто, особенно – при наложении жгута

Нет

Сонливость в первые часы, одышка, сердцебиение, тошнота и рвота, нередко субфебрильная температура, резко выраженные гемолитические явления, нарушение функций почек и печени

Аспиды и морские змеи


Легкая

Местная, через несколько часов после укуса



Нет



Нет



Нет



Нет

Кратковременное ощущение скованности и нарушение кожной чувствительности пораженной конечности, быстро проходящее возбуждение

Средняя

То же

Нет

Нет

Нет

Слабое, быстро проходящее. Слабый тремор век и пальцев рук

Общая слабость, чувство онемения и скованности пораженной конечности, парез нижних конечностей, редко тошнота

Тяжелая

Неопределенного характера, распространяется по всему телу

Редко, незначительный

Нет

Нет

Выраженное, особенно конечностей, судороги мышц пальцев

Вялость, сонливость, головокружение, тошнота, рвота, и парезы и параличи конечностей, гортани, губ, языка, затруднение дыхания, нарушение зрения, умеренно выраженные гемолитические явления.


П риложение 8.2

П риложение 8.3

П риложение 8.4
П риложение 8.5

П риложение 9

П риложение 10.1




П риложение 11.1

П риложение 11.2

Тема 7. КЛАССИФИКАЦИЯ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ КАК ПРИЧИНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИЙ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В Донецкой Народной Республике сохраняется высокий уровень пожарной опасности, связанный, в том числе, с обстрелами селитебной территории и объектов гражданского назначения Вооруженными Силами и прочими незаконными вооруженными формированиями Украины.

Возможное одномоментное возникновение пожаров различных классов, а также наличие ряда промышленных предприятий, потенциально опасных в качестве очага техногенной чрезвычайной ситуации в результате пожара, подчеркивает важность изучения и понимания классификация и краткая характеристика пожарной опасности как причины чрезвычайных ситуаций.

Перманентность и спонтанность возникновения чрезвычайных ситуаций, высокая вероятность появления очага чрезвычайной ситуации определяют необходимость изучения, понимания и планирования мероприятий по защите от пожаров, а также изучения и использования средств противопожарной защиты, тактике и методике эвакуации населения и имущества при пожарах.


ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Общая цель: Уметь выявлять пожарную опасность как причину чрезвычайной ситуации.
Конкретные цели. Уметь:

  1. выявлять, оценивать и предотвращать воздействие вредных и опасных факторов пожаров;

  2. реализовывать мероприятия, необходимые для прекращения горения;

  3. использовать первичные средства пожаротушения;

  4. определять и проводить мероприятия по эвакуации населения и материальных ценностей из очага горения.



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические вопросы


  1. Виды пожаров.

  2. Опасные факторы пожаров и предупредительные меры для них.

  3. Действия в случае возникновения пожара.

  4. Способы прекращения горения.

  5. Правила использования первичных средств пожаротушения.

  6. Общие требования о соблюдении противопожарного режима.


Граф логической структуры темы (см.Приложение1).

Источники информации:
а) Основная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 544с.:ил.

2. Медицина катастроф: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 448с.: ил.

3. Медицина катастроф: учебное пособие/под ред. И.П. Левчука, Н.В. Третьякова,- Москва» Гэотар-Медиа» 2011,239с.

б) Дополнительная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ Т.А. Хван, Ростов н/Д Феникс,2008, - 414.

1. Первая медицинская помощь: учебное пособие/под ред. П.В. Глыбочко и др. Изд. центр «Академия»,2008-240с.

2.Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И.

М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

студенты могут получить информацию на сайте http://w.w.w.studvedlib.ru

1.Электронный каталог WEB-OPAC библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru

2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru

3. Научная электронная библиотека (НЭБ). eLIBRARY http://elibrary.ru

4. База данных отечественных и зарубежных публикаций «Polpred.com Обзор СМИ»

Адрес: http://www.polpred.com/

5. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М.ГОРЬКОГО https://distance.dnmu.ru/

НАБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

1. Сущностью пожара является горение. Укажите, какие признаки характерны для горения:

  1. *Пламя, свечение, выделение дыма

  2. Пламя, свечение, выделение тепла

  3. Пламя, выделение тепла, характерный потрескивающий звук

  4. Пламя, характерный потрескивающий звук, выделение тепла

  5. Хлопки, свечение, потрескивающие звуки


2. Укажите, что представляет собой пожар:

А. *Неконтролируемое горение

B. Контролируемое горение

C. Управляемое выгорание

D. Неуправляемое выгорание

E. Распространение пламени в газо-воздушной среде
3. Для возникновения горения необходимо совмещение всех компонентов «треугольника огня». Укажите, что входит в понятие «треугольник огня»:


А. *Горючее вещество, окислитель, источник зажигания.

B. Горючее вещество, восстановитель, источник зажигания.

C. Горючее вещество, окислитель, мастер по розжигу огня

D. Горючее вещество, окислитель, доступ свежего воздуха

E. Горючее вещество, доступ свежего воздуха, специалист по поджогам
4. Укажите, что положено в основу современной системы предупреждения и тушения пожаров:

А. *Отделение (изолирование) любого из составляющих «треугольника огня».

B. Своевременное и полномасштабное развертывание сил и средств противопожарной защиты.

C. Своевременная и полноценная подготовка личного состава противопожарных расчетов

D. Система раннего автоматизированного оповещения о пожаре.

E. Система подготовки населения к действиям при пожаре
5. Укажите, что является наиболее распространенным окислителем, участвующим в реакциях горения при пожарах:

А. *Кислород воздуха.

B. Азот воздуха

C. Фтор воздуха

D. Ацетон

E. Бензин
6. Укажите как разделяются источники зажигания:

А.*Открытые и скрытые

B. Явные и скрытые

C. Явные и тайные

D. Открытые и закрытые

E. Явные и неявные

7. Укажите на какие группы разделяются все вещества и материалы по горючести:

А. *Негорючие, трудногорючие, горючие

B. Негорючие, горючие, сверхгорючие

C. Негорючие, трудногорючие, горючие, легкогорючие

D. Негорючие, легкогорючие, сверхгорючие

E. Негорючие, трудногорючие, горючие, легкогорючие, сверхгорючие
8. Вещества и материалы по горючести разделяются на несколько групп. Укажите, какие вещества относятся к группе горючих веществ:

А. *Способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

B. Способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но неспособные самостоятельно гореть после его удаления

C. Способны гореть только в присутствии сильного окислителя, после его удаления горение прекращается

D. Способны гореть при температурах свыше 10000С

E. Способны к зависимому горению при температурах ниже 10000С
9. По виду горючего материала пожары подразделяют на классы. Укажите, что является горючим материалом при классе пожара Е:

А.