Файл: Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 698
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А. Терпеливо ждать прибытия бригады экстренной медицинской помощи
B. *Фиксировать конечность к туловищу или здоровой конечности
C. Ввести пострадавшему двойную дозу обезболивающих
D. Посоветовать пострадавшему запастись терпением и транспортировать без иммобилизации
E. Наложить давящую повязку и жгут.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений. Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.
В конце занятия проводится тестовый контроль уровня освоения умений по теме, подводятся итоги занятия.
Приложение 1
Граф логической структуры темы
«ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ.ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ»
Приложение 2
Алгоритм первой помощи при синдроме
длительного сдавления
Принцип оказания помощи – не допустить залпового выброса токсинов, то есть «запереть» их в освобождённой от груза конечности, чередуя наложение жгута, снятие груза и тугое бинтование одновременно с оказанием помощи при сопутствующих повреждениях и общими противошоковыми мероприятиями.
Тема 6. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ И ОСТРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В повседневной жизни человеку нередко приходится встречаться с развитием острых критических состояний здоровья, возникающих при заболеваниях внутренних органов, травмах, отравлениях, воздействиях на организм физических и химических факторов. Несчастные случаи и острые внезапные заболевания обычно происходят тогда, когда рядом нет медицинских работников, а часто и необходимых условий для оказания неотложной помощи. Диапазон внезапных заболеваний и несчастных случаев велик, поэтому необходимость оказывать неотложную ПОМОЩЬ может возникнуть в любой житейской ситуации. Своевременное и грамотное оказание необходимой помощи больному или пострадавшему способно обеспечить благоприятный исход патологического состояния, а часто сохранить человеку жизнь. Поэтому знание основ диагностики неотложных состояний, умение останавливать их причины, овладение навыками само- и взаимопомощи должны быть достоянием каждого человека.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель: Уметь оказывать первую помощь при термических поражениях, несчастных случаях и острых заболеваниях.
Конкретные цели. Уметь:
-
Определить степени ожога и оказать первую помощь. -
Оказать первую помощь при обморожении и замерзании. -
Оказать первую помощь при отравлениях. -
Оказать первую помощь при утоплении. -
Оказать первую помощь при поражении электрическим током и молнией. -
Оказать первую помощь при обмороке, инсульте, инфаркте миокарда. -
Оказать первую помощь при укусах змей и насекомых.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Теоретические вопросы
-
Ожоги, классификация, оказание первой помощи. -
Обморожения и замерзания, первая помощь. -
Перовая помощь при отравлениях. -
Утопления. Первая помощь. -
Первая помощь при поражении электрическим током и молнией. -
Первая помощь при обмороке, инсульте, инфаркте миокарда. -
Первая помощь при укусах змей и насекомых.
Граф логической структуры темы (см.Приложение1).
Источники информации
а) Основная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 544с.:ил.
2. Медицина катастроф: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 448с.: ил.
3. Медицина катастроф: учебное пособие/под ред. И.П. Левчука, Н.В. Третьякова,- Москва» Гэотар-Медиа» 2011,239с.
б) Дополнительная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ Т.А. Хван, Ростов н/Д Феникс,2008, - 414.
1. Первая медицинская помощь: учебное пособие/под ред. П.В. Глыбочко и др. Изд. центр «Академия»,2008-240с.
2.Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И.
М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
студенты могут получить информацию на сайте http://w.w.w.studvedlib.ru
1.Электронный каталог WEB-OPAC библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru
2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru
3. Научная электронная библиотека (НЭБ). eLIBRARY http://elibrary.ru
4. База данных отечественных и зарубежных публикаций «Polpred.com Обзор СМИ»
Адрес: http://www.polpred.com/
5. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М.ГОРЬКОГО https://distance.dnmu.ru/
НАБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
1. В приемном отделении, осматривая пострадавшего, врач устанавливает диагноз, опираясь на приятую классификацию ожогов по глубине поражения мягких тканей. Какие степени ожогов выделяют согласно данной классификации:
-
*I, II, IIIa, IIIб, IV -
I, IIa, IIб, III, IV -
Ia, Iб, II, III, IV -
Ia, Iб, IIа, IIб, III, IV -
I, IIa, IIб, IIIа, IIIб, IV
2. При взрыве газового баллона жители многоквартирного дома были вынуждены зимой в спешке покинуть свои квартиры, в связи с чем некоторое время провели на улице без теплой одежды, что при вело к отморожениям. Прибывшие сотрудники МЧС развернули временный медицинский пункт в котором организовали оказание первой помощи пострадавшим с обморожениями. При обморожении участок кожи необходимо:
-
Растереть снегом -
*Разогреть и дать теплое питье -
Растереть варежкой -
Разогреть лампой соллюкс -
Разогреть с использованием спиртового компресса
3. У ребенка, находящегося на отдыхе в летнем оздоровительном лагере медицинской сестрой обнаружен клещ на волосистой части головы. Какова последовательность оказания первой помощи при укусах клещей:
-
*Вымыть руки с мылом, на место, где присосался клещ, капнуть каплю масла, керосина или вазелина, удалить клеща пинцетом покачиванием из стороны в сторону, место укуса обработать спиртом и йодом, отправить пострадавшего в медицинское учреждение; -
На место, где присосался клещ, капнуть каплю йода, удалить клеща пинцетом легким покачиванием из стороны в сторону, место укуса обработать спиртом и йодом; -
Вымыть руки с мылом, на место, где присосался клещ, капнуть каплю масла, керосина или вазелина, а затем обработать спиртом и йодом, отправить пострадавшего в медицинское учреждение -
Двумя окаймляющими разрезами иссечь место прикрепления клеща -
Залить место прикрепления клеща спиртом, ждать самостоятельного отпадения клеща
4. Лаборант при работе с реактивом нарушил требования техники безопасности, что привело к попаданию реактива на кожу предплечий. Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при химическом ожоге кислотой:
-
Дать обезболивающее средство -
Промыть кожу проточной водой -
Удалить с человека одежду, пропитанную кислотой -
*Промыть место повреждения слабым раствором питьевой соды -
Доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
5. Лаборант при работе с реактивом нарушил требования техники безопасности, что привело к попаданию реактива на кожу предплечий. Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при химическом ожоге щёлочью:
-
Промыть кожу проточной водой; -
*Промыть повреждённое место слабым раствором (1 -2%) уксусной кислоты; -
Удалить одежду, пропитанную щёлочью; -
Доставить пострадавшего в медицинское учреждение; -
Дать обезболивающее средство.
6. Ежегодно в отделения комбустиологии (ожоговые отделения) в холодный период года поступает значительное количество пострадавших с отморожениями, в том числе с отморожениями мягких тканей лица. Укажите первую помощь при неглубоком отморожении ушных раковин, носа, щек
-
Их растирают снегом до покраснения. Затем протирают 70 % этиловым спиртом и смазывают вазелиновым маслом или каким-либо жиром -
Их растирают теплой рукой или мягкой тканью до покраснения. Затем протирают холодной водой и смазывают вазелиновым маслом или каким-либо жиром -
*Их растирают теплой рукой или мягкой тканью до покраснения. Затем протирают 70 % этиловым спиртом и смазывают вазелиновым маслом или каким-либо жиром -
Их растирают согревающим кремом или мазью -
Их отогревают дыханием
7. При прогулке в парковой зоне в густой траве, находясь в открытой обуви, женщина почувствовала резкую боль в области щиколотки, после чего заметила ускользающее движение в траве. При осмотре в области щиколотки следы укуса змеи. Была вызвана бригада скорой помощи, которая в связи с ухудшением общего состояния пострадавшей заподозрила укус ядовитой змеи. При укусе ядовитой змеей нельзя
-
Выдавливать капли крови -
Ставить кровососную банку -
Вводить противозмеиную сыворотку -
*Отсасывать яд ртом -
Накладывать тугую повязку
8. Ребенок 3 года при прогулке собрал и съел ягоды неизвестного растения. Спустя 2 часа развились боли в животе, тошнота, головокружение, общая слабость. Бригада скорой медицинской помощи после прибытия на вызов диагностировала острое отравление плодами ядовитого растения. При отравлении ядовитыми растениями следует
-
создать покой пораженному -
*Промыть желудок -
Ввести сыворотку -
Приступить к непрямому массажу сердца -
Провести комплекс противошоковых мероприятий
9. При выполнении ремонтных работ электрик городских электрических сетей находясь на высоте нарушил требования техники безопасности в связи с чем получил травму электрическим током. Первая медицинская помощь оказана сотрудниками ремонтной бригады. Прибывшая на место происшествия бригада скорой медицинской помощи диагностировала электротравму I степени. Электротравма I степени тяжести характеризуется:
-
Потерей сознания -
Расстройствами дыхания и кровообращения -
*Судорожным сокращением мышц кисти -
Развитием клинической смерти -
Кратковременной утратой памяти
10. При выполнении ремонтных работ электрик городских электрических сетей находясь на высоте нарушил требования техники безопасности в связи с чем получил травму электрическим током. Первая медицинская помощь оказана сотрудниками ремонтной бригады. Прибывшая на место происшествия бригада скорой медицинской помощи диагностировала электротравму I степени. Транспортировка пострадавшего при электротравме проводится в положении:
-
Сидя -
*Лежа с опущенным головным концом -
Полусидя -
Лежа с поднятым головным концом -
Лежа, с опущенным ножным концом
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений. Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.
В конце занятия проводится тестовый контроль уровня освоения умений по теме, подводятся итоги занятия.