Файл: Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 698

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


А. Терпеливо ждать прибытия бригады экстренной медицинской помощи

B. *Фиксировать конечность к туловищу или здоровой конечности

C. Ввести пострадавшему двойную дозу обезболивающих

D. Посоветовать пострадавшему запастись терпением и транспортировать без иммобилизации

E. Наложить давящую повязку и жгут.

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений. Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.

В конце занятия проводится тестовый контроль уровня освоения умений по теме, подводятся итоги занятия.

Приложение 1
Граф логической структуры темы

«ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ.ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ»


Приложение 2

Алгоритм первой помощи при синдроме

длительного сдавления
Принцип оказания помощи – не допустить залпового выброса токсинов, то есть «запереть» их в освобождённой от груза конечности, чередуя наложение жгута, снятие груза и тугое бинтование одновременно с оказанием помощи при сопутствующих повреждениях и общими противошоковыми мероприятиями.



Тема 6. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ И ОСТРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В повседневной жизни человеку нередко приходится встречаться с развитием острых критических состояний здоровья, возникающих при заболеваниях внутренних органов, травмах, отравлениях, воздей­ствиях на организм физических и химических факторов. Несчастные случаи и острые внезапные заболевания обычно происходят тогда, ког­да рядом нет медицинских работников, а часто и необходимых условий для оказания неотложной помощи. Диапазон внезапных заболеваний и несчастных случаев велик, поэтому необходимость оказывать не­отложную ПОМОЩЬ может возникнуть в любой житейской ситуации. Своевременное и грамотное оказание необходимой помощи больному или пострадавшему способно обеспечить благоприятный исход патологического состояния, а часто сохранить человеку жизнь. Поэтому знание основ диагностики неотложных состояний, умение останавливать их причины, овладение навыками само- и взаимопомо­щи должны быть достоянием каждого человека.


 
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Общая цель: Уметь оказывать первую помощь при термических поражениях, несчастных случаях и острых заболеваниях.
Конкретные цели. Уметь:

  1. Определить степени ожога и оказать первую помощь.

  2. Оказать первую помощь при обморожении и замерзании.

  3. Оказать первую помощь при отравлениях.

  4. Оказать первую помощь при утоплении.

  5. Оказать первую помощь при поражении электрическим током и молнией.

  6. Оказать первую помощь при обмороке, инсульте, инфаркте миокарда.

  7. Оказать первую помощь при укусах змей и насекомых.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические вопросы

  1. Ожоги, классификация, оказание первой помощи.

  2. Обморожения и замерзания, первая помощь.

  3. Перовая помощь при отравлениях.

  4. Утопления. Первая помощь.

  5. Первая помощь при поражении электрическим током и молнией.

  6. Первая помощь при обмороке, инсульте, инфаркте миокарда.

  7. Первая помощь при укусах змей и насекомых.


Граф логической структуры темы (см.Приложение1).


Источники информации
а) Основная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 544с.:ил.

2. Медицина катастроф: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 448с.: ил.

3. Медицина катастроф: учебное пособие/под ред. И.П. Левчука, Н.В. Третьякова,- Москва» Гэотар-Медиа» 2011,239с.

б) Дополнительная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ Т.А. Хван, Ростов н/Д Феникс,2008, - 414.

1. Первая медицинская помощь: учебное пособие/под ред. П.В. Глыбочко и др. Изд. центр «Академия»,2008-240с.

2.Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И.

М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

студенты могут получить информацию на сайте http://w.w.w.studvedlib.ru

1.Электронный каталог WEB-OPAC библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru

2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru

3. Научная электронная библиотека (НЭБ). eLIBRARY http://elibrary.ru

4. База данных отечественных и зарубежных публикаций «Polpred.com Обзор СМИ»



Адрес: http://www.polpred.com/

5. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М.ГОРЬКОГО https://distance.dnmu.ru/


НАБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
1. В приемном отделении, осматривая пострадавшего, врач устанавливает диагноз, опираясь на приятую классификацию ожогов по глубине поражения мягких тканей. Какие степени ожогов выделяют согласно данной классификации:

  1. *I, II, IIIa, IIIб, IV

  2. I, IIa, IIб, III, IV

  3. Ia, Iб, II, III, IV

  4. Ia, Iб, IIа, IIб, III, IV

  5. I, IIa, IIб, IIIа, IIIб, IV


2. При взрыве газового баллона жители многоквартирного дома были вынуждены зимой в спешке покинуть свои квартиры, в связи с чем некоторое время провели на улице без теплой одежды, что при вело к отморожениям. Прибывшие сотрудники МЧС развернули временный медицинский пункт в котором организовали оказание первой помощи пострадавшим с обморожениями. При обморожении участок кожи необходимо:

  1. Растереть снегом

  2. *Разогреть и дать теплое питье

  3. Растереть варежкой

  4. Разогреть лампой соллюкс

  5. Разогреть с использованием спиртового компресса



3. У ребенка, находящегося на отдыхе в летнем оздоровительном лагере медицинской сестрой обнаружен клещ на волосистой части головы. Какова последовательность оказания первой помощи при укусах клещей:

  1. *Вымыть руки с мылом, на место, где присосался клещ, капнуть каплю масла, керосина или вазелина, удалить клеща пинцетом покачиванием из стороны в сторону, место укуса обработать спиртом и йодом, отправить пострадавшего в медицинское учреждение;

  2. На место, где присосался клещ, капнуть каплю йода, удалить клеща пинцетом легким покачиванием из стороны в сторону, место укуса обработать спиртом и йодом;

  3. Вымыть руки с мылом, на место, где присосался клещ, капнуть каплю масла, керосина или вазелина, а затем обработать спиртом и йодом, отправить пострадавшего в медицинское учреждение

  4. Двумя окаймляющими разрезами иссечь место прикрепления клеща

  5. Залить место прикрепления клеща спиртом, ждать самостоятельного отпадения клеща


4. Лаборант при работе с реактивом нарушил требования техники безопасности, что привело к попаданию реактива на кожу предплечий. Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при химическом ожоге кислотой:


  1. Дать обезболивающее средство

  2. Промыть кожу проточной водой

  3. Удалить с человека одежду, пропитанную кислотой

  4. *Промыть место повреждения слабым раствором питьевой соды

  5. Доставить пострадавшего в лечебное учреждение.


5. Лаборант при работе с реактивом нарушил требования техники безопасности, что привело к попаданию реактива на кожу предплечий. Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при химическом ожоге щёлочью:

  1. Промыть кожу проточной водой;

  2. *Промыть повреждённое место слабым раствором (1 -2%) уксусной кислоты;

  3. Удалить одежду, пропитанную щёлочью;

  4. Доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

  5. Дать обезболивающее средство.


6. Ежегодно в отделения комбустиологии (ожоговые отделения) в холодный период года поступает значительное количество пострадавших с отморожениями, в том числе с отморожениями мягких тканей лица. Укажите первую помощь при неглубоком отморожении ушных раковин, носа, щек

  1. Их растирают снегом до покраснения. Затем протирают 70 % этиловым спиртом и смазывают вазелиновым маслом или каким-либо жиром

  2. Их растирают теплой рукой или мягкой тканью до покраснения. Затем протирают холодной водой и смазывают вазелиновым маслом или каким-либо жиром

  3. *Их растирают теплой рукой или мягкой тканью до покраснения. Затем протирают 70 % этиловым спиртом и смазывают вазелиновым маслом или каким-либо жиром

  4. Их растирают согревающим кремом или мазью

  5. Их отогревают дыханием


7. При прогулке в парковой зоне в густой траве, находясь в открытой обуви, женщина почувствовала резкую боль в области щиколотки, после чего заметила ускользающее движение в траве. При осмотре в области щиколотки следы укуса змеи. Была вызвана бригада скорой помощи, которая в связи с ухудшением общего состояния пострадавшей заподозрила укус ядовитой змеи. При укусе ядовитой змеей нельзя

  1. Выдавливать капли крови

  2. Ставить кровососную банку

  3. Вводить противозмеиную сыворотку

  4. *Отсасывать яд ртом

  5. Накладывать тугую повязку


8. Ребенок 3 года при прогулке собрал и съел ягоды неизвестного растения. Спустя 2 часа развились боли в животе, тошнота, головокружение, общая слабость. Бригада скорой медицинской помощи после прибытия на вызов диагностировала острое отравление плодами ядовитого растения. При отравлении ядовитыми растениями следует


  1. создать покой пораженному

  2. *Промыть желудок

  3. Ввести сыворотку

  4. Приступить к непрямому массажу сердца

  5. Провести комплекс противошоковых мероприятий


9. При выполнении ремонтных работ электрик городских электрических сетей находясь на высоте нарушил требования техники безопасности в связи с чем получил травму электрическим током. Первая медицинская помощь оказана сотрудниками ремонтной бригады. Прибывшая на место происшествия бригада скорой медицинской помощи диагностировала электротравму I степени. Электротравма I степени тяжести характеризуется:

  1. Потерей сознания

  2. Расстройствами дыхания и кровообращения

  3. *Судорожным сокращением мышц кисти

  4. Развитием клинической смерти

  5. Кратковременной утратой памяти


10. При выполнении ремонтных работ электрик городских электрических сетей находясь на высоте нарушил требования техники безопасности в связи с чем получил травму электрическим током. Первая медицинская помощь оказана сотрудниками ремонтной бригады. Прибывшая на место происшествия бригада скорой медицинской помощи диагностировала электротравму I степени. Транспортировка пострадавшего при электротравме проводится в положении:

  1. Сидя

  2. *Лежа с опущенным головным концом

  3. Полусидя

  4. Лежа с поднятым головным концом

  5. Лежа, с опущенным ножным концом



КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений. Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.

В конце занятия проводится тестовый контроль уровня освоения умений по теме, подводятся итоги занятия.