ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ II. Школа повышения оперативного мастерства
повышение служебного мастерства по линии специализации.
2.3. Организация учебного процесса
РАЗДЕЛ III. Изучение оперативно тактической характеристики района выезда
3.2.5. Подготовка руководителя к занятию
3.2.6. Подведение итогов обучения
РАЗДЕЛ IV. Решение пожарно-тактических задач
4.3. Подготовка руководителя к решению задачи
4.4. Порядок и методика проведения занятия
РАЗДЕЛ V. Групповые упражнения (деловые игры)
5.4. Подготовка руководителя и обучаемых к занятию
5.5. Проведение группового упражнения
5.6. Разбор группового упражнения
6.2. Проведение разборов пожаров
РАЗДЕЛ VII. Пожарно-тактические учения
7.3. Подготовка руководителя учения,
7.4. Подготовка посредников и имитаторов
Руководитель занятия определяет обстановку на условном пожаре к моменту прибытия подразделений пожарной охраны, к моменту введения сил и средств, в действие и к моменту локализации и ликвидации пожара. Если для решения пожарно-тактической задачи привлекают силы и средства более одного караула, тогда определяют обстановку к прибытию этих сил и средств.
Расчет сил и средств осуществляется с учетом выбора наиболее рационального огнетушащего вещества и выполнения работ по спасанию, эвакуации, вскрытию и разборке конструкций.
На основе подготовительной работы руководитель приступает к составлению методического плана, отражающего ход решения задачи.
В приложении к методическому плану рассматривается обстановка на условном пожаре и ожидаемые действия, приказания и распоряжения РТП, которые рекомендуется излагать по форме, указанной в табл. № 1.
Табл. № 1
Оперативное время | Обстановка пожара, вводные | Ожидаемые действия, приказания и распоряжения РТП | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
В графу 2 табл. № 1 включают элементы обстановки и вводные, имеющие принципиальное значение в решении задачи и направленные на развитие тактического мышления начальствующего состава.
Количество элементов обстановки пожара, вводных и характер их надо определить строго с учетом времени, отображая ими основные вопросы темы, т. е. в строгой последовательности намеченного хода решения задачи, например:
об обстановке на пожаре по внешним признакам;
об обстановке на момент прибытия караула;
полной обстановке на пожаре (2-3 вводные, объявленные по мере проведения разведки);
об изменении обстановки в ходе тушения пожара;
о прибытии специальных служб города (объекта);
о проведении спасательных работ и эвакуации имущества, в том числе с использованием звеньев газодымозащитной службы (далее – ГДЗС);
о локализации и ликвидации пожара.
Каждый элемент и каждая вводная формулируются четко, кратко, должна содержать в себе определенный замысел, по которому исполнитель может правильно ориентироваться в обстановке и принимать нужное решение.
Не следует давать дополнительные вводные, которые раскрывают или содержат в себе готовые решения (куда распространяется огонь, чему он угрожает, какова площадь горения и т.п.).
Графическое отражение обстановки на условном пожаре и предполагаемая расстановка сил и средств указывается на прилагаемых к методическому плану схемах.
Методический план подписывается руководителем занятия и утверждается вышестоящим начальником. К плану прилагается схема расстановки сил и средств.
4.4. Порядок и методика проведения занятия
Занятия по решению задач на объектах проводятся в следующей последовательности.
Если перед практическим занятием по данной теме с личным составом караула не проводились теоретические занятия в классе, то руководитель занятия в течение 15-20 минут методом беседы изучает общие особенности развития и тушения пожаров на данных объектах. Затем объявляет тревогу и вместе с караулом (отделением) выезжает на объект. Если практическому занятию предшествовало занятие в классе, то занятие начинается в установленное время с объявлением тревоги и караул выезжает к месту проведения занятия.
По прибытию на объект в начале изучается оперативно-тактическая характеристика объекта (здания, сооружения) со всем личным составом караула в соответствии с требованиями Раздела II настоящих указаний, а затем решается пожарно-тактическая задача. Если личный состав караула знаком с оперативно-тактической характеристикой данного объекта, то руководитель занятия может сразу приступить к решению задачи, а после ее решения изучает с личным составом изменения, происшедшие на объектах за последнее время.
Занятия при проверке боеготовности караула начинаются непосредственно с решения задачи. Сообщение о пожаре и вызов караула производятся применительно к реальным условиям, о чем заблаговременно предупреждаются только центральный пункт пожарной связи (далее – ЦППС) и соответствующие должностные лица объекта.
Перед решением задачи руководитель занятия сам или с помощью заранее подготовленного лица имитирует обстановку условного пожара, а если невозможно это сделать, он готовит устную ее характеристику и приступает непосредственно к решению задачи. При всесторонней имитации обстановки пожара руководитель занятия поясняет РТП только то, что нельзя выразить средствами имитации (шум, запах, температурные измерения, цвет дыма, поведение конструкций и т.п.). Если имитацию обстановки пожара провести невозможно, то руководитель занятия доводит ее до всех участников занятия в устной форме четко, громко, кратко. Объявляемая обстановка руководителем занятия не должна раскрывать или содержать готовых решений.
Руководитель занятия в процессе его проведения должен тщательно следить за правильной организацией и качеством проведения разведки, правильной оценкой обстановки условного пожара и определением решающего направления действий по тушению, наиболее целесообразным использованием сил и средств, четкостью и правильностью отдачи распоряжений, а также за организацией взаимодействий между отделениями, обслуживающим персоналом, ведомственными пожарными
подразделениями и добровольными формированиями, осуществлять глубокий и всесторонний анализ факторов, способствующих или препятствующих развитию пожара и действиям по тушению пожара, правильных действий с пожарно-техническим вооружением.
Руководитель занятия обязан дать дополнительные вводные (усложнить обстановку пожара), если:
решающий задачу принимает неправильное решение;
для ликвидации пожара требуется привлечение дополнительных сил и средств, а РТП их не запросил;
к окончанию развертывания на одном или нескольких направлениях распространения огня силы и средства будут отсутствовать, если их будет недостаточно или их работа малоэффективна (подача воды "по дыму", недостаточные диаметры спрысков, отсутствие стволов-распылителей при тушении волокнистых веществ и т. п.).
Обстановка уточняется для того, чтобы показать РТП и личному составу последствия допущенных ошибок и нацелить их на принятие правильных решений для успешного тушения пожара.
Если РТП принял решение, выполнение которого ведет к грубым нарушениям охраны труда и производственной санитарии, технологического процесса производства или другим опасным ситуациям, руководитель занятия обязан сразу же уточнить обстановку, которая нацелила бы его на принятие правильного решения. Если и после этого РТП не изменяет своего решения, руководитель занятия обязан прервать ход занятия, разъяснить ему ошибки, указать на правильное решение, а затем продолжить занятие.
В ходе занятия рекомендуется изменять обстановку условного пожара путем перемещения имитационных средств. С подачей стволов на позицию, например, необходимо снять часть флажков, имитирующих огонь на этом участке, или увеличить их количество в другом направлении распространения огня, где стволов еще нет, где они долго не вводились или неправильно выбрана позиция ствольщиков.
В зданиях и помещениях, где в условиях действительного пожара возможно значительное задымление, наличие едких и токсичных паров и газов, личный состав при решении задачи должен использовать СИЗОД, а при наличии радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ - специальные средства защиты.
В период проведения занятия необходимо постоянно поддерживать связь с ЦППС.
Если РТП провел полную разведку, правильно оценил обстановку и определил решающее направление, рационально использовал силы и средства, а личный состав работал быстро, слаженно и тактически грамотно, занятие заканчиваются.
По команде «отбой» личный состав должен быстро убрать пожарно-техническое вооружение и быть готовым к выезду на пожар. Быстрота и слаженность работы личного состава по приведению отделений в боеготовность оценивается руководителем занятия, как элемент действий по тушению пожара и учитывается при подведении итогов.
По окончании занятия проводится его разбор, и выставляются оценки обучаемым, пожарным расчётам, караулам (подразделениям) в целом. На разборке присутствуют все участники занятия.
Руководитель занятия излагает сущность тактического замысла, задачи и цель занятия, после чего выступают командиры отделений, которые докладывают о своих действиях согласно полученным распоряжениям от РТП и складывающейся на «пожаре» обстановке, характеризуют работу личного состава отделений (здание своих обязанностей, знание технического вооружения и умение с ним работать, знание водоисточников и др.). После этого РТП докладывает о ходе выполнения поставленной задачи, положительных и отрицательных сторонах работы личного состава караула.
В заключении выступает руководитель занятия с обобщенными выводами. Он отмечает, как была выполнена поставленная задача, разъясняет допущенные личным составом ошибки, выделяет положительные стороны, указывает конкретные мероприятия по установлению недостатков в тактической подготовке караула.
После общего подведения итогов занятия руководитель отдельно от всего личного состава детально разбирает действия командиров отделений в присутствии начальника караула и отдельно действия начальника караула. Указанные действия командиров можно разбирать и непосредственно в пожарном подразделении.