Файл: Курсовая работа рпц в начале хх века. Дело патриарха Тихона.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1   2   3   4   5   6   7

34.

Также в пользу Патриарха Тихона, защита максимально использовала тот факт, что ни в одном из посланий или воззваний Патриарха нет прямого призыва к антисоветской деятельности. Не было и прямых призывов к вооруженному восстанию, все заключалось в призыве действовать согласно церковным правопорядкам и пассивно сопротивляться установившейся диктатуре. На пользу Патриарха в судебных заседаниях также пошло его отмежевание от монархической группы, в ходе допросов В.И. Белавин заявил, что никакого отношения к А. Храповицкому, в отношении политической деятельности не имеет. А также заявил о готовности созвать церковный суд из 12 епископов для решения этого дела. Несмотря на все попытки защиты представить обвинения в качестве прав Патриарха, ссылаясь на законы и постановления все той же Советской власти, это не увенчалось успехом и не остановило большевиков в намерении объявить обвинительный приговор.

Анализируя ход судебного разбирательства, можно сделать вывод, что самым могущественным защитником в суде был сам Патриарх Тихон, его взвешенная аполитическая позиция и его авторитет.


ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНТИРЕЛИГИОЗНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА.
3.1 РОЛЬ «ДЕЛА ПАТРИАРХА ТИХОНА» В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ РЕАКЦИЯ В МИРЕ.
Не имеющая мирового признания, а трактуемая как захватническая власть большевиков во всем мире имела крайне негативный имидж. Практически во всех государствах, церковь занимает важное социальное положение, но политика большевиков, была направлена именно на уничтожение влияния церкви в обществе. На ней лежала ответственность за духовно-нравственное воспитание в обществе. И в некоторых случаях она обеспечивала сакральность правящих кругов. Поэтому всегда взаимодействовала с государственными инстанциями на высшем уровне и имела некоторое влияние на принятие решений и внешнюю и внутреннюю политику.

Гонения на церковь, которые развернулись после октябрьского переворота не могли не привлечь внимание мировой общественности к этому процессу. Русская православная Церковь была очень авторитетной в мире, имела заграничные филиалы и тесно сотрудничала с международными организациями, такими как Красный Крест. О авторитете и международном влиянии Русской Православной Церкви свидетельствует удовлетворении просьбы Патриарха Тихона в помощи для совершения ритуальных действий от Шведского пастора Германа Неандеру, которая находит свое отражение в телеграмме Красного Креста адресованной патриарху Тихону от 29.03.1922 года. Во время разразившегося голода Патриарх Тихон призвал помочь иностранные государства в борьбе с ним, Советская власть не могла себе позволить таких действий из-за непризнанности, поэтому с радостью использовала международное признание и авторитет церкви в своих корыстных целях

35.

Гонения на русскую Православную Церковь вызвали возмущение и осуждение во всем христианском мире, однако прямого вмешательства во внутренние, суверенные дела России, кроме некоторых очагов интервенции не последовало. Причем интервенты преследовали исключительно военно-экономические цели и уж никак не пришли отстаивать интересы РПЦ.

Раскол, который наметился внутри этой некогда монолитной и влиятельной организации из-за политических мотивов усугубил ситуацию. Отдельные священники открыто поддержав Белое движение. Пользовались помощью иностранных государств и иностранных представительств церкви. В то время, как центральное церковное управление было блокировано деятельностью большевиков.

Можно сделать вывод, что антирелигиозная политика большевиков вызывало крайне негативные оценки со стороны мировой общественности и как следствие формировало негативный имидж как власти, так и государства. В отдельных оценках, Россия позиционировалась как варварское государство, бездуховное и безнравственное.

Деятельность мировой общественности, которая в данном случае может быть сужена к дефиниции «реакция Запада» имела разноплановые практические действия, преимущественно направленные на поддержку РПЦ в столь затруднительном положении.

Против ареста Патриарха Тихона и гонений на Русскую Церковь во всем мире поднялась волна протестов. Собирались многочисленные подписи под воззваниями к правительствам с требованиями защитить святителя Тихона. Правительства Польши, Чехословакии, Финляндии и других стран предпринимали свои меры, чтобы противостоять религиозным гонениям в Советской России. Под давлением Архиепископа Кентерберийского и Йоркского Фомы, других предстоятелей церквей Великобритании правительство Великобритании решительно предупредило советское правительство о разрыве установившихся отношений с Россией. Во всех английских церквях в это время читались молитвы об освобождении главы Русской Православной Церкви. 17 мая 1922 г. в Наркоминдел поступила шифротелеграмма Г. В. Чичерина о просьбе Папы Римского освободить Патриарха Тихона, выкупить изъятые у Православной Церкви ценности и передать их главе католической церкви в России архиепископу Я. Цепляку, с предложением немедленно выплатить властям необходимую сумму. Инициатива Папы Римского принята не была 36.

В целом Советская власть оказалось также в сложном положении, которое «разрывало» их политику в отношении церкви на разные векторы. Сложность была продиктована идеологическим компонентом и необходимость государственного строительства.


С одной стороны – церковь, являлось главным идеологическим противником коммунизма и постоянно освещалась как инстанция эксплуататоров и поработилей трудящихся масс. Причем используя для этих целей невежественность народа, одурманивая их предрассудками. Поэтому для укрепления своего авторитета в глазах своих приверженцев и последователей, Советская власть должна была развернуть антицерковную деятельность решительно. И в конце концов уничтожить этот оплот монархизма. Первая проблема на пути по уничтожению церкви таил в себе сам народ. Церковь за века заслужила беспрекословный авторитет, а авторитет большевикам еще следовало заслужить и завоевать. В.И. Ленин понимал, что решительное наступление может вызвать возмущение среди верующих, электорат большевиков был несравнимо меньше чем верующих людей, поэтому такие действия могли вызвать социальное возмущения даже среди сочувствующего населения. Внутренний фронт, во время гражданской войны мог поставить Советскую власть под угрозу уничтожения. Поэтому первые шаги Советской власти были направлены на разоблачение и пропаганду, последовательное замещение духовности идеологическим компонентом. Следует отметить, что в 20-х годах коммунистические антирелигиозные компании не отличались массовостью, кроме компании об изъятии церковных ценностей. Именно исходя из этих сложностей судебный процесс над Патриархом Тихоном готовился почти год. Он имел целью продемонстрировать всему миру антисоветскую сущность главы Русской Православной Церкви, как центральной фигуры всего «контрреволюционного заговора», и тем самым обосновать правильность политики гонений на Церковь в Советской России. Поэтому главной задачей проводившегося следствия было собрать документальные данные и свидетельские показания, которые доказали бы, что цель всех действий Патриарха – «свержение советской власти». Результатом затеянного грандиозного суда по планам его организаторов должно было стать политическое, идеологическое, нравственное, в известном смысле «церковное» и, наконец, физическое уничтожение Патриарха Тихона, а вместе с ним и вообще патриаршества. Трудность поставленной перед Верховным Трибуналом задачи, связанная как с внутренними причинами, так и с давлением западных держав, заставила власти отнестись к подготовке процесса со всей тщательностью. Одного только погромного сценария было явно недостаточно, так как процесс над Патриархом Тихоном по самому замыслу становился громким и имел широкую международную огласку
37.

С другой стороны, понимание невозможности развития государства без системы международного признания и губительность для России международной изоляции, уничтожать церковь, только по идеологическим разногласиям не представлялось возможным. Массовые репрессии против религиозных деятелей, имеющих авторитет и всемирное признание, да и против церкви как социального института могли если не навсегда, то на десятилетия уничтожить все большевистские потуги для международного признания. Тем более, что такие прямые угрозы уже звучали от Англии. Еще и изоляция, могла положить конец идее «мировой революции», ведь демонстрация «успехов» народной власти должна была стать показательной, без нее дальнейшее продвижение марксизма было невозможным.

Оказавшись в противоречивом положении, большевиками было принято половинчатое решение, вести осторожную борьбу с церковью, для демонстрации последователям действенности государства против эксплуататоров, но в, то, же время демонстрировать Западу добрую волю в отношении религиозного вопроса и действий только в рамках законодательства. Которое к слову, находилось в фазе формирования, поэтому могло быть отредактировано в соответствии с насущными необходимостями.

Сложность большевистского положения прослеживалось в народном отношении к происходящему. Если поддержка у церкви, несмотря на все усилия большевиков, оставалась дополнительных доказательств не требует, достаточно обратится к событиям в Шуе, а такие акции гражданского неповиновения были далеко не единичны, то поддержку большевиков в деле против Патриарха Тихона свидетельствуют такие источники: «Мы, беспартийные крестьяне Загарской волости, узнав, что в ближайшем будущем имеет быть судебный процесс патриарха Тихона, заявляем, что он кровопийц в рясе, контрреволюционер и людоед... мы требуем от Центральной Советской власти вынести кровопийце патриарху Тихону суровую и беспощадную меру наказания».

После ряда таких «требований от населения», в «Известиях ВЦИК» № 90 (1827), от 25 апреля 1923 г. появляется следующая заметка: “Массовые резолюции духовенства, осуждавшие Патриарха еще до суда, и как предателя Церкви, и как контр-революционера-преступника, служат лучшим ответом белогвардейским шавкам...» 38.

На стороне Патриарха Тихона были не только верующие, которые вели малоорганизованное и естественно исключительно мирное сопротивление, выступили и общественные организации, таковой был Союз русских писателей, который обратился к правительству с требованиями прекратить гонения, так как арест и преследования высших сановников РПЦ является последней каплей терпения у народа. Также в поддержку РПЦ выступали иностранные общественные организации, такие как «Объединение Российских земских и городских деятелей в Чехословакии» (Земгор), Отдел русского Национального Союза в Чехословакии, от имени которого должен был