Файл: Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования академия труда и социальных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВЭБ.РФ заключены кредитные соглашения с целью финансирования программ внедрения отечественных ИТ продуктов, сервисов и платформенных решений с ПАО «Ростелеком» и ПАО «МТС», в том числе осуществлена выдача средств на финансирование одного из проектов ПАО «Ростелеком» – проекта внедрения российского решения для управления производительностью приложений «Ключ – АСТРОМ»2.

Одним из важнейших инструментов финансовой поддержки инновационно-ориентированного малого и среднего бизнеса РФ является предоставление таким субъектам льготных кредитов под обеспечение в виде поручительств и гарантий Национальной гарантийной системы (далее – НГС). Программу стимулирования кредитования разработала и реализует государственная организация АО «Корпорация «МСП»». В рамках программы устанавливаются фиксированная процентная ставки по кредитам размером от 3 млн.руб. в следующих размерах – 9,6% для инновационных и приоритетных отраслей экономики. Программу поддерживают такие кредитные организации как «Сбербанк», «Банк ВТБ», «Райффайзенбанк», «Совкомбанк», Банк «Санкт-Петербург» и многие другие3.

Имущественная поддержка научно-технической и инновационной деятельности российских экономических субъектов реализуется в форме передачи им во владение или пользование различного государственного или муниципального имущества – как правило, земельных участков или помещений. Наиболее распространенным инструментом имущественной поддержки является создание бизнес-инкубаторов и сдача офисов и производственных цехов в аренду инновационным компаниям по льготной цене.

Наиболее активно имущественная поддержка научно-технической и инновационной деятельности осуществляется на территориях опережающего социально-экономического развития (далее – ТОР). Территории опережающего социально-экономического развития начали формироваться в первую очередь на Дальнем Востоке. По данным на 2023 год действует 21 ТОР.

Привлечение инвесторов на территории опережающего социально-экономического развития осуществляется посредством предоставления им разнообразных налоговых и административных преференций. При этом к ним предъявляется ряд минимальных требований, в числе которых – требования к минимальному объему инвестиций (не менее 500 000 руб.) и к видам экономической деятельности. В каждой ТОР может устанавливаться собственный набор требований к резидентам1.

Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры на территории опережающего социально-экономического развития в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2022 № 473-ФЗ (ред. от 18.03.2023) «О территориях опережающего развития в Российской Федерации»
2 осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов. Допускается также финансирование и из внебюджетных источников финансирования.

Осуществление информационной поддержки высокотехнологической и инновационной деятельности в России осуществляется посредством формирования специализированных информационных систем и сайтов в сети «Интернет», которые предназначаются, в первую очередь, для поддержки инновационно ориентированного малого и среднего бизнеса. Так, под эгидой федерального проекта «Ты – предприниматель» был создан Бизнес-навигатор МСП. По данным на 15.05.2023 года количество пользователей Портала Бизнес-навигатор МСП составило 3557293 человек1.

Оказание поддержки в сфере образования может осуществляться органами государственной власти и местного самоуправления в виде создания условий для подготовки кадров для субъектов научно-технической и инновационной деятельности или их дополнительного профессионального образования, а также учебно-методической и научно-методической помощи таким субъектам.

Большое значение имеет государственная поддержка инновационных предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности, которая осуществляется в следующих формах.

Большое значение для поддержки инновационного бизнеса имеют бизнес-инкубаторы, занимающиеся поддержкой проектов: от разработки идеи до её коммерциализации. Так, в Московской области функционируют такие бизнес-инкубаторы как Audit Pro (Зеленоград), Сфера (Химки), Гарантия (Серпухов), Интернель (Щелково), РосБизнес Продвижение (Люберцы) и многие другие.

Неотъемлемым элементом инфраструктуры финансовой поддержки малого предпринимательства являются технопарки – территориальные научные, технологические и технические базы для реализации инновационных проектов. В крупных муниципальных образованиях могут действовать кредитные кооперативы, обеспечивающие более эффективное микрофинансирование субъектов МСП (пример – кредитный кооператив в городском округе Саранск)1.

Также в России создаются также торгово-промышленные палаты – негосударственные объединения предпринимателей, обеспечивающие эффективное развитие бизнеса, в том числе и инновационных предприятий. Существуют также иные объекты инфраструктуры, оказывающие различные формы поддержки высокотехнологического предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне.



В числе прочих мер поддержки научно-технической и инновационной деятельности можно назвать упрощение процедуры получения патентов на положительные результаты НИОКР.

На региональном уровне для поддержки высокотехнологических производств и инновационных проектов предусматривается формирование акционерных и паевых инвестиционных фондов2.

Итак, в России существует широкий спектр инструментов государственной поддержки и регулирования научно-технической и инновационной деятельности. Активизация данных инструментов будет способствовать улучшению инвестиционного климата и повышению эффективности технологического развития государства. Повышение конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке в полной мере зависит от эффективного функционирования научно-технической и инновационной сферы экономики страны.

1.3. Государственные меры поддержки стратегий инновационного развития предприятий малого и среднего бизнеса в условиях санкций
Современный этап реиндустриализации в России направлен на повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, что требует значительного количества, прежде всего, технологических инноваций. Одновременно следует отметить, что у большинства российских предприятий отсутствует экономический интерес к инновационному развитию. Причина заключается в том, что все высокорентабельные предприятия сосредоточены в отраслях естественных монополий и в добывающем секторе, продукция которых востребована на внутреннем и внешнем рынках.

Можно отметить основные проблемы инновационного развития промышленных предприятий:

– низкий уровень обновления основных средств, что сопровождается нарастанием физического и морального износа производственного оборудования и, что, в свою очередь, определяет технологическую отсталость производства;

– недостаточный уровень обеспеченности производства кадрами, который способен применять свой интеллектуальный капитал для инновационного потенциала;

– высокие риски внедрения инноваций, сдерживающие инвесторов при капитализации затрат, связанных с освоением новых технологий;

– отсутствие регулирующего воздействия федеральных и региональных государственных властей на активизацию инновационных процессов (недостаточный уровень экономической, маркетинговой политики по лоббированию инноваций);


– отсутствие на предприятии четкой структуры, занимающейся управлением процессов инновации1.

Для преодоления названных проблем, прежде всего, можно использовать возможности государственной поддержки развития инновационной деятельности отечественной индустрии. По нашему мнению, для роста инновационной активности необходимо использовать следующие инструменты государственной поддержки:

– привлечение государственных финансовых ресурсов в возмещение затрат на фундаментальные и прикладные НИОКР, что может служить стимулом для накопления инновационного потенциала в масштабах территорий и отраслей с целью последующей передачи (на безвозмездной основе) нововведений фирмам для использования в производстве;

– повышение престижа работников, занятых в НИОКР, в основном за счет роста денежного вознаграждения и социального благополучия научного персонала. Без соответствующих изменений будут продолжены процессы эмиграции квалифицированных кадров, использование новых научных идей в зарубежных странах, что не позволяет соперничать продукции отечественной индустрии с лучшими мировыми образцами. В мире выработаны инструменты стимулирования труда наиболее продуктивных научных кадров (именные лаборатории, высокие стандарты социального обслуживания, особый уровень условий труда)1;

– упорядочение системы управления использования интеллектуальной собственности, т.е. результаты научных и конструкторских разработок должны приносить реальные выгоды автору создания, учитывая долговременный характер использования научных разработок. Такие авторские вознаграждения должны распространяться на возможный срок использования нововведений. Возможно такие вознаграждения использовать в формате ставки роялти, когда размер вознаграждения устанавливается в зависимости от объема, производимой с использованием нововведения продукции;

– создание экспериментальных площадок по освоению инноваций в промышленном производстве, где можно было бы использовать государственные преференции в виде финансовых и налоговых льгот. Такими базовыми площадками следует считать: действующая территория опережающего развития, особые экономические зоны, технологические парки, бизнес-инкубаторы.

Ключевые проблемы требуют значительных экономико-финансовых вливаний в процессы активизации инновационной деятельности. Процедуры преодоления проблем достаточно продолжительны по времени и нуждаются в жесткой проработке сроков и тщательном мониторинге государственных институтов за процессом решения конкретных задач. Особое внимание требует проблема селекционирования высококвалифицированных научных кадров.


Материально-технические проблемы связаны, в основном, со слабой материальной базой производства, отсутствием прогрессивных резервных мощностей, что наглядно показывает динамика износа основных средств. Незначительное снижение износа не может влиять на производственную доминанту отечественной индустрии. В этой связи рост конкурентоспособности прослеживается в отраслях, обслуживающих добывающую промышленности: нефтегазовую, энергетическую и топливную.

В частности, совершенствование системы оценки эффективности внедрения инноваций требует разработки специальных показателей оценки, позволяющих достоверно установить реальный уровень результативности внедрения новаций. Повышение качества мониторинга инноваций и оценки эффективности инновационной деятельности будет определять рост уровня инновационной активности сотрудников за счет оптимизации материального стимулирования.

Учитывая современные реалии, с которыми наша страна столкнулась в 2020 году и вызванными на этом фоне неблагоприятными экономическими обстоятельствами обострилась необходимость оказания комплекса мер господдержки субъектам МСП. Корпорация МСП – федеральный институт поддержки малого и среднего предпринимательства. Причем государство достаточно оперативно отреагировало на введение ограничений по отношению к российскому бизнесу.

В опубликованном Правительством РФ антисанкционном плане1 в качестве мер поддержки были выделены: налоговые льготы для отдельных отраслей; субсидирование и прямая финансовая поддержка МСП; ослабление госконтроля. В соответствии с планом малые и средние предприятия, пострадавшие из-за санкций, могут рассчитывать на: изменение графика платежей по кредитам (кредитные каникулы или реструктуризация), кредиты по льготным ставкам, поручительства по кредитам, льготный лизинг и факторинг, мораторий на банкротство, ограничение комиссий за прием платежей и компенсация части расходов, специальные меры поддержи предприятий (например, отдельных отраслей или регионов2).

В качестве следующей меры поддержки можно выделить тот факт, что малые и средние компании в отраслях, особо пострадавших из-за санкций, имели право просить кредиторов об отсрочке платежей по всем кредитам и займам, выданным до 1 марта 2020 г., на срок до шести месяцев. При наличии нескольких кредитов допускается отсрочка по каждому из них, но только один раз