Файл: Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования академия труда и социальных отношений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
-теоретические изучение понятия и сущности государственной инновационной политики;
-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;
-исследование целей и задач государственной инновационной политики ТР;
-анализ основных проблем развития инновационной политики;
-анализ государственной инновационной деятельности;
-анализ основных направлений и перспектив развития инновационной политики в ТР.
Предмет исследования - государственная инновационная политика.
• необходимость принятия пакета нормативно-правовых актов, предметом которых являются создание и функционирование венчурных фондов, технопарков, других элементов инновационной инфраструктуры. Существующая на данном этапе нормативно-правовая база регулирования инновационной сферы далека от совершенства и зачастую создает дополнительные преграды на пути инновационного развития. Отсутствуют не просто какие-либо нормативно-правовые акты, нет системности подхода, понимания сущности и структуры предмета правового регулирования, всеобъемлющего охвата организуемых отношений. Примером может служить принятие Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
Шаг, безусловно, нужный, но все же носящий частный, индивидуальный, несистемный характер. Закон вступает в противоречие со многими действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации (помимо тех, которые устраняет федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона об инновационном центре). Многие отношения, нуждающиеся в правовом регулировании в связи с функционированием инновационного центра, остаются за пределами закона.
И главное, не ясны полностью будущая экономическая модель центра, система управления центром, статус участников инновационных проектов, ожидаемый экономический эффект. Закон вступает в силу при отсутствии базового закона об инновационной деятельности, поэтому многие важные понятия некорректны, нуждаются в дополнении и уточнении. В частности, спутаны определения инновационной и исследовательской деятельности, не ясен правовой статус управляющей компании, непонятна юридическая природа нормативного акта «правила проекта» (ст. 2 Федерального закона № 244-ФЗ) и т.д.
Указанные правотворческие проблемы проистекают из проблем юриспруденции как науки, и в первую очередь из теории государства и права, поскольку в настоящее время не исследована, не обобщена вся совокупность общественных отношений в сфере инновационного развития общества, не выработаны их общие системные закономерности как предмета правового регулирования. Не установлено соотношение процессов формирования государственной инновационной политики и правового регулирования инновационных отношений. Не определен единый терминологический аппарат.
Таким образом, инновационное развитие общества в России характеризуется наличием следующих проблем (барьеров), которые в основной своей массе могут возникать у любого государства в рассматриваемой сфере деятельности:
• отсутствие цельной, стройной, взаимосвязанной системы инновационного развития российского общества, основой которой должна стать инновационная экономика, источником — научно-технологический фактор, а результатом — устойчивое, сбалансированное и социально ориентированное развитие. Недостаточная разработанность научно-методологической базы формирования российской инновационной системы;
• сложившаяся за долгие реформаторские годы сырьевая зависимость национальной экономики и власти, сдерживающая поступательное и сбалансированное общественное развитие. Замедление темпов социально-экономического развития, снижение его эффективности, ограниченное решение социальных, экономических, экологических и общественно-политических проблем и приоритетов;
• человеческий фактор, слабое его вовлечение в инновационный процесс как активного участника, источника и проводника инновационных идей. Речь идет, с одной стороны, о формировании в России национальной системы инновационного воспитания населения на всем протяжении его жизни: от рождения до глубокой старости, с другой — о едином толковании инновационного процесса как систе мы отношений между людьми по получению нового или усовершенствованного знания, производственное использование которого способно обеспечить обществу получение социально-экономического эффекта или иного преимущества;
• социально-психологические проблемы восприятия инновационной экономики.
Для воплощения инновационных разработок в различных сферах человеческой деятельности необходимо создать определенную социальную атмосферу в обществе, способствующую инновационной активности личности.
Следует воспринимать инновации как нечто необходимое для дальнейшего развития общества, конкретного человека, государства. Происходит нарастание социальной и общественно-политической нестабильности в обществе через снижение доверия к способности власти обеспечивать стабильно устойчивый рост экономики и прогрессивно сбалансированное повышение уровня и качества жизни населения страны;
• низкий инновационный потенциал организаций. Консервация технической, технологической, структурной и организационной отсталости российской экономики при ограниченных возможностях социально-экономического развития;
• недостаточная финансовая поддержка научно-исследовательской деятельности, отсутствие должного финансирования инноваторских решений со стороны как государства, так и крупных промышленных предприятий;
• нестабильное развитие фундаментальной науки, отсутствие должной интеграции между научным, производственным и финансовым секторами экономики;
• отсутствие устойчивых и взаимовыгодных связей между участниками инновационного процесса. Недостаточная интеграция экономики, права и практической реализации в производстве и отраслях экономики;
• проблемы, связанные с коммерциализацией интеллектуальной собственности. Недостатки государственной политики по активизации вовлечения объектов интеллектуальной собственности в экономический оборот;
• несовершенство российского законодательства, направленного на регулирование процесса инновационного развития страны.
Отсутствие единства правового регулирования отношений в инновационной сфере; низкий уровень образования населения в сфере инновационной деятельности. Весьма актуальными сегодня являются овладение знаниями и умениями в области защиты объектов интеллектуальной собственности и превращение интеллектуальных ресурсов компании в объекты интеллектуальной собственности и нематериальные активы, а также выбор правовой охраны и использование других процедур управления интеллектуальной собственностью.
Перечисленные проблемы дают основание для поиска путей оптимизации инновационной политики государства и разработки практических рекомендаций для решения этих проблем. Как и в большинстве развитых стран, в нашей стране идет активный поиск эффективного подхода, который бы, с одной стороны, опирался на всесторонний анализ и понимание глобальных инновационных процессов, особенностей развития высокотехнологичных мировых рынков. С другой стороны, подход к развитию инновационной деятельности в России, конечно же, должен всесторонне учитывать текущее состояние инновационной сферы в нашей стране, ее сильные и слабые стороны, тот социально-экономический контекст, в котором предстоит осуществить переход к инновационной экономике, основанной на знаниях.
Прежде всего речь идет о необходимости учета объективных и субъективных факторов, оказывающих непосредственное влияние на процесс инновационного развития российского общества.
1. Высокий интеллектуальный потенциал населения. Россия издревле считалась страной изобретателей, а после образования крупных научных школ — страной ученых. Этому способствовала политика российского государства в дореволюционный период, когда приглашались ведущие ученые из европейских государств, которые и основывали первые научные школы России. Это было и в числе приоритетных направлений советского правительства, которое строго держало курс на индустриализацию и научно-технический прогресс. Другое дело, что в нашей стране всегда были проблемы с правовым регулированием отношений интеллектуальной собственности, особенно в частно-правовой сфере, включая защиту авторских интересов. Учет фактора в государственной политике и в правовом регулировании — больше творческой свободы и возможностей ее реализации, включая систему общего и высшего образования. Больше возможностей для коммерциализации результатов творческой деятельности, включая налоговые льготы и косвенное финансирование со стороны государства. Сохранение ведущих научных школ путем гарантии их развития на законодательном уровне.
2. Наиболее развитая отрасль производства — добыча природных ресурсов. Сегодня это фактор, имеющий скорее негативную окраску, тормозящий инновационное развитие. Собственники в сфере сырьевой экономики — в основном монополистические организации (олигархические структуры), которым не выгодно вкладывать в инновации. Учет фактора в государственной политике и в правовом регулировании — стимулирование разработки энергосберегающих технологий, альтернативных видов энергии при активной антимонопольной политике государства. Развитие всех других отраслей производства.
3. Ядерный потенциал и военно-промышленный комплекс. Российское государство всегда было крупной военной державой и занимало передовые места в сфере военных технологий. Это связано и с многочисленными внешними угрозами. Учет фактора в государственной политике и в правовом регулировании — активная поддержка научных исследований в этой сфере, поиск получения экономического эффекта при строгом сохранении режима государственной тайны.
4. Локализация ресурсов, общий низкий уровень благосостояния населения. Большой разрыв между крупными собственниками и остальным населением. Очень незначительное присутствие «среднего класса». Учет фактора в государственной политике и в правовом регулировании — создание условий для развития малого и среднего бизнеса именно в сфере инноваций путем поощрительной налоговой и кредитной политики.
5. Курс руководства страны на инновационное развитие. Выраженная политическая воля высших органов государственной власти, их готовность содействовать инновационному развитию и осуществлять его государственное финансирование — важнейший фактор современного развития России. Учет фактора в государственной политике и в правовом регулировании — законодательное закрепление единого терминологического аппарата и единой национальной стратегии в базовом законе об инновационном развитии.
3.3. Направления совершенствования механизма инновационного развития в Республике Татарстан
Необходимость перехода к инновационному пути развития осознается не только российским научным сообществом, но также общественными и политическими деятелями как федерального, так и регионального уровня. Необходимость развития инновационной деятельности в регионе осознается и в Республике Татарстан.
Анализ факторов, обуславливающих необходимость и неизбежность перехода к инновационной модели развития Татарстана, выявил следующие закономерности:
• просматривается горизонт исчерпания возможностей нефтяной стратегии развития Татарстана, доминирующий в настоящее время. Этот горизонт оценивается в 5–6 лет. Спустя этот срок рентабельность добычи нефти в республике приблизится к критически низкому уровню;
• при вступлении России в ВТО возникнут угрозы таким отраслям экономики РТ, как авиастроение, автомобилестроение, приборостроение. Рынки XXI в. интернациональны, на них распространяется глобальная конкуренция, построенная на конкуренции инноваций;
• инновационная привлекательность Татарстана для внешних инвесторов без появления новых факторов региональной конкурентоспособности не только не увеличится, но даже снизится за счет повышения конкурентоспособности других регионов. Кроме того, задача жизнеспособного централизованного управления конкретными направлениями внедрения инноваций исключительно из федерального центра является явно невыполнимой.
Поэтому возникла необходимость разработки региональной программы развития инновационной деятельности. Важнейшим нормативным документом в данной области является «Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2020–2025гг.» (далее — Программа).
В Программе конкретизированы причины недостаточно эффективного инновационного развития экономики республики, выделены принципы и задачи организации государственного управления инновациями на региональном уровне. Среди поставленных задач необходимо выделить следующие, наиболее важные:
• интеграция имеющихся в республике ресурсов и организационных структур и их сосредоточение на приоритетных направлениях развития инновационной сферы;
• обеспечение инновационного развития наукоемких сфер народного хозяйства республики путем создания и развития отраслевой технико-технологической базы для разработки и внедрения высокотехнологичной и наукоемкой продукции и технологий в производство в форме промышленных округов, технополисов, технопарков в соответствии с приоритетными направлениями развития;
• обеспечение условий для формирования прогрессивного технологического уклада и привлекательности инновационного пространства республики путем создания инновационной инфраструктуры, реализации мер институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной, тарифной политики;
• повышение спроса на научно-технические достижения и привлечение капитала к финансированию отраслевых проектов технологического перевооружения промышленности; более широкое вовлечение научно-технического потенциала республики в процесс инноваций;