Файл: Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования академия труда и социальных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Оценка механизма государственной поддержки инновационного развития Республики Татарстан
Доля инновационной составляющей в экономический рост российской экономики, в целом, находится на минимальном уровне. В последние годы научно-технические процессы почти не направлены на усовершенствование и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Доля инновационных товаров, услуг и работ в общем числе отгруженных товаров, оказанных услуг и выполненных работ для различных видов экономической деятельности по состоянию на 2020 год представлена на рисунке 3.



Рисунок 2.5 - Удельный вес инновационной продукции а) для отраслей промышленности в 2022 году; б) для отраслей сферы услуг в 2022 году

Источник:составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики РФ

Известно, что невозможно построить инновационную экономику без выбора эффективных методов инвестирования и решения задач в области эффективного использования ресурсной базы.

В отношении развития трансфера технологий в республике приоритетами являются:

Обучение инновационному менеджменту персонала предприятий, внедрению собственных инновационных продуктов и технологий на территории других субъектов РФ и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

-Организация инновационной информационной базы, призванной облегчить поиск технологий и производственных мощностей и обеспечить инновационный процесс.

- Формирование и дальнейшее развитие рынков промышленной и интеллектуальной собственности.

Для дальнейшего развития эффективно функционирующей инновационной системы необходимо предпринять множество шагов в следующих областях:

- Инновационное развитие наукоемких отраслей экономики республики путем создания и развития отраслевой технической и технической инфраструктуры для разработки и внедрения в производство наукоемкой продукции, в том числе в виде технопарков и технополисов. . ;

- Интегрировать организационную структуру и имеющиеся в республике ресурсы и ориентироваться на приоритетные направления инновационного развития республики.


- Повысить спрос на инновации и привлечь финансирование частного бизнеса для реализации важных инновационных проектов по реструктуризации различных секторов региональной экономики.

- Реализация институтов, ресурсных кредитов, тарифов, тарифов, фискальной политики и инновационной инфраструктуры на федеральном уровне.

- Использование инновационного потенциала региона в процессе внедрения инноваций.

- Минимизация трансакционных издержек инновационных процессов в Татарстане, в том числе за счет снижения рисков в процессе реализации инновационных проектов за счет привлечения механизмов страховой защиты.

Повышение инвестиционной привлекательности региона приведет к более высокому уровню инновационного развития, и наоборот, для привлечения инвестиций в инновации необходимо создать в регионе инвестиционно-привлекательную среду для инвесторов. «Закон о государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» направлен на повышение инвестиционной привлекательности. Соответственно, государство будет оказывать поддержку компаниям, отвечающим требованиям Закона об инновациях. Инвестиции в инновационные проекты являются основным фактором финансирования исследований, разработок и процесса получения результатов.

Эффективность реализации национальных инвестиционных программ зачастую невысока, поскольку они направлены на достижение социальных, а не экономических выгод. Коммерческие инвесторы вкладывают свои деньги только в те, которые обладают высокой привлекательностью и могут оправдать вложенный капитал инвестора. Ситуация еще более усложняется, когда речь идет об инвестировании в инновационные (венчурные, априори высокорисковые) проекты. Инновации влияют на качественные параметры траекторий роста и развития, а инвестиции — на количественные.


ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Анализ зарубежного опыта государственной поддержки инновационного развития

Восточноазиатский регион разработал восточноазиатскую модель инновационного развития. Особенностью рассматриваемой модели является то, что фундаментальные исследования проводятся в инновационных лабораториях крупных компаний. Восточноазиатская модель более широко применяется в Японии. Большая часть расходов на прикладные исследования в Японии ложится на плечи частных компаний. Важным инструментом обеспечения эффективной работы при реализации инновационной деятельности в крупной японской компании является сбор команды разработчиков из сотрудников разных отделов внутри компании. В результате инновационные методики и технологии в японских компаниях являются результатом активной творческой работы всех сотрудников команды разработчиков. В Японии в бизнес-секторе Японии доминируют небольшие инновационные компании, поддерживаемые венчурным капиталом. Государственная поддержка, выражающаяся в основном в виде налоговых льгот, используется наряду с частными средствами для организации венчурного бизнеса в Японии.

Эта альтернативная модель особенно применима к аграрным странам, в которых отсутствует фундаментальный и прикладной исследовательский потенциал и богатые залежи природных полезных ископаемых. По этой причине в таких аграрных странах либо отсутствуют этапы фундаментальной и прикладной науки, либо несколько отдельных этапов. Не имея возможности добиться выдающихся результатов в научной деятельности, страны с альтернативными моделями в инновационном процессе делают упор на развитие человеческих ресурсов в сферах экономики, финансов, менеджмента, социологии и психологии труда. В эту модель вошли инновационные системы из Таиланда, Чили, Турции, Португалии и других. Таиланд и Чили, развившие аграрный сектор своей экономики и являющиеся крупнейшими экспортерами сельскохозяйственной продукции, сделали упор на развитие инновационного управления сельским хозяйством при организации инновационного процесса, а также внедрение новых продуктов из других развитых стран. Акцент делается на заимствование технологий. инновационная экономика. Наряду с этим ведется работа по созданию собственной инновационной инфраструктуры. В Турции при организации образовательных программ также делается упор на развитие профессионалов в области менеджмента. Соответствующие курсы были введены в 52 из 77 турецких университетов, большинство из которых предлагают обучение по программам управления инновациями. Модель тройной спирали является последней в научных и инновационных разработках, основанных на евроатлантической модели. В готовом виде модель тройной спирали не существует ни в каком состоянии. Эта модель наиболее широко используется в США.


Модель тройной спирали описывает взаимодействие трех основных институтов общества — науки, правительства и бизнеса — на разных этапах производства инновационных продуктов. Эта динамическая модель взаимодействия всех субъектов инновационной деятельности возникает в процессе экономической и социальной эволюции. Если в индустриальную эпоху истории человечества взаимодействие между тремя институтами было линейным, то сегодня его можно сравнить с цепочкой нитей ДНК. Модель тройной спирали позволяет науке, правительству и бизнесу перенимать и поддерживать ключевые характеристики друг друга. На самом деле это выглядит так: Университеты, занимающиеся образованием и исследованиями, также вносят свой вклад в экономическое развитие, создавая новые компании в университетских инкубаторах, компании частично предоставляют образовательные услуги, а государство действует как государственные предприниматели и венчурные компании. Помимо своей традиционной законодательной и регулирующей роли, он также выполняет функции инвестора. В этой модели ведущая роль отводится университетам, которые становятся предпринимательскими и техническими университетами, применяя знания на практике и вкладывая полученные результаты в новые направления образования. Основание Силиконовой долины в США — классический пример инновационного развития по принципу тройной спирали. Изначально биржи были парными: университеты и компании, государства и университеты. Основные усилия университета были направлены на развитие фундаментальных и прикладных исследований, результаты которых впоследствии были внедрены в промышленное производство. Краеугольным камнем его успеха стала разработка политики поддержки бизнеса, результат многолетней активной работы государственных органов.

Со временем двойные отношения превратились в модель тройной спирали. Всесторонняя поддержка и поощрение научной деятельности является основной миссией правительства США по продвижению инновационного потенциала исследовательского сектора и предпринимательства. Наша способность привлекать лучших профессоров, экспертов и студентов со всего мира в наши колледжи и университеты с высокой заработной платой позволяет Соединенным Штатам стать интеллектуальным лидером во многих областях науки. Подводя итог, можно сделать вывод, что не существует единой модели научно-инновационного развития экономики, которая могла бы служить основой для формирования инновационной экономики в любой стране. Каждая экономически развитая страна прошла свой путь к инновационной экономике. Анализ зарубежного опыта разработки и внедрения инноваций показывает, что ключевым фактором инновационного развития промышленного сектора являются различные государственные стимулы. Многие примеры доказывают, что рост инновационного потенциала страны не мог бы произойти без усиления поддержки со стороны национальных институтов. Мировая практика также доказывает, что для создания единого инновационного пространства необходимо взаимодействие субъектов предпринимательства, научных и образовательных учреждений.






3.2. Проблемы и перспективы государственной поддержки инновационного развития в Российской Федерации

На первом месте сегодня должны стоять подготовка кадров по новым приоритетным направлениям развития техники и технологий, экономики и управления, повышение роли дополнительного профессионального образования, подготовка специалистов, обладающих инновационными способностями, т.е. умением вырабатывать инновации самостоятельно, в процессе трудовой деятельности, находить новое в опыте других и использовать его в своей работе.

Трансформационные процессы в свою очередь требуют инновационного подхода и в системе подготовки будущих специалистов, что предполагает необходимость своевременного формирования интеллектуальных ресурсов, адекватных требованиям инновационного характера развития современной экономики, кадрового обеспечения научно-технического прогресса. При этом зачастую проблема состоит не только в уровне профессионального образования, подготовки квалифицированных специалистов и ученых, но и в изменении личностного облика этих кадров, мотивированных прежде всего к творчеству, инициативе, целеустремленных к нововведениям, настойчивых в их внедрении.

Третьей существенной группой проблем на пути инновационного развития является несовершенство законодательного и нормативно-правового обеспечения, регулирующего и стимулирующего инновационную деятельность:

• отсутствие основополагающего федерального закона, закрепляющего терминологический аппарат в области инновационной деятельности, принципы реализации инновационной деятельности в РФ и формирования национальной инновационной системы;

• регулирование инновационных отношений, как правило, на уровне подзаконных нормативно-правовых актов, большинство из которых носит программный характер, и посредством отдельных норм федеральных законов, лишь косвенно регулирующих инновационную деятельность;

• несовершенство налогового законодательства в части предоставления субъектам инновационной деятельности налоговых льгот и стимулов;

• необходимость разработки механизма нормативно-правового обеспечения развития вузовской и академической науки, включая создание вузами и научно-исследовательскими институтами хозяйственных обществ, деятельность которых направлена на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности;