Файл: История Казахстана иа2023 (по обновленной учебной программе).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 3089

Скачиваний: 145

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опишите общественно-политические идеи средневековых учёных Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ходжи Ахмеда Яссауи.
Процесс зарождения государственности и общественно-политической мысли, начавшийся в сакском обществе, получил дальнейшее развитие в идеях средневековых учёных Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ходжи Ахмеда Яссауи .

Абу Насыр Мухаммад аль-Фараби был одним из крупнейших мыслителей Востока. Поиск и стремление к достижению человеком совершенства пронизывают все творческое наследие аль Фараби, которое оказало огромное влияние не только на ученых Востока, но и на общественно-политическую мысль средневековой Западной Европы.
  Наиболее известен его труд «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», в котором аль-Фараби, опираясь на политические и этические идеи древнегреческих философов, прежде всего Аристотеля и Платона, и социальные идеи Востока, разработал теорию общественного устройства. Мыслитель считал, что во главе добродетельного города и религиозной общины должен стоять мудрый правитель, цель которого – сделать счастливыми всех жителей города, где царствуют добро, справедливость и нет места злу и насилию.
  По мнению аль-Фараби, правитель города обязан обладать следующими качествами: быть мудрым, знающим, справедливым, честным, дорожить своей честью, стремиться к постижению истины, не заниматься накопительством, а также быть воздержанным в еде и напитках. Если правитель будет соответствовать этим критериям, заботиться о больных и немощных, справедливо распределять богатства государства, то народ его будет жить в достатке, благополучии и согласии. Аль-Фараби считал, что «достигнуть счастья можно лишь через единство народа и взаимную помощь».

Юсуф Баласагуни выдающийся тюркский поэт, философ и мыслитель является автором знаменитой поэмы «Кутадгубилиг» («Благодатное знание»). Природный талант оратора, работа на государственной службе в качестве министра двора, глубокие познания в области литературы той эпохи, в том числе арабоязычной, позволили ему сформулировать основные проблемы, с которыми сталкивается общество и государство.

  Баласагуни искренне верит в то, что знания – это богатство и только на основе образования и просвещения можно достичь совершенства в управлении государством и общественной жизни. Он призывает современников постоянно познавать мир, пополнять знания и повышать образование.

  По мнению поэта, все члены общества должны дружелюбно и уважительно относиться к людям труда – земледельцам, скотоводам, ремесленникам, которые обеспечивают их продуктами питания и предметами быта.  

В своей поэме Баласагуни осуждает общество, разделенное на богатых и бедных. Он призывает правителей быть справедливыми при соблюдении законов, в решении вопросов управления обществом, не разделять людей на беков и рабов, а относиться к ним одинаково. Только когда глава государства действует на основе закона, возникает идеальное государство.

Махмуд Кашгари автор знаменитого труда «Диванилугатат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), в котором обобщен обширный материал о жизни и быте тюркских племен. Кашгари считал, что процветание общества во многом зависит от его нравственного состояния, что в гражданах надо воспитывать патриотизм, верность и преданность Родине, храбрость и бесстрашие на поле битвы.
  Мыслитель призывал своих современников не быть горделивыми, не стремиться к обогащению.

Оставил своим потомкам ценное наследство в виде мудрых наставлений: «Мой сын, я оставляю тебе в наследство наставления о добродетели. Найдя доброго мужа, следуй ему!»

  Ходжа Ахмед Ясауи. известный мыслитель, философ, суфийский поэт был хорошо известен не только на территории Туркестана, но и в Мавераннахре, Хорасане, Поволжье, Азербайджане, Анатолии и др. Его знаменитый труд «Диванихикмет» («Книга мудрости»), написанный на кыпчакском диалекте тюркского языка, раскрывает взгляды автора на такие общечеловеческие ценности, как благородство, чистота помыслов, стремление к совершенству. 

 В своей книге Ясауи излагает основные положения исламской религии. Он сумел соединить новую религиозную идеологию с тенгрианством, шаманизмом, зороастризмом. Благодаря Ясауи суфизм как религиозно-философская система стал играть решающую роль в духовном познании и мировоззрении многих тюркских народов. С помощью суфизма тюркские народы познали восточную философию.


(Источник: учебник Атамура, 2020г, История Казахстана 11 кл, 2 часть, стр7- 10).


Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи находится на территории государственного историко-культурного музея-заповедника "Азрет Султан". Мавзолей в 2003 году включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. На этой территории погребено около двух десятков казахских ханов, в том числе Абылай, Есим, Тауке, а также известные казахские бии и батыры.

Внешне симметричный, компактный план включает до 35 помещений, соединенных переходами, лестницами и коридорами, которые отходят от углов казандыка и членят помещение на восемь отсеков-блоков.

Подземная мечеть Бекет-Ата находится в Мангистауской области. Бекет-ата считается святым. Наряду с другой деятельностью он занимался врачеванием нервных заболеваний, помогал инвалидам. Рядом с мечетью есть целебный источник, которым пользовался святой, а сейчас его вода приносит исцеление страждущим. К Бекет-ате обращаются с молитвой и надеждой на избавление от болезней, придание жизненных сил.

В Мангистауском заповеднике находится захоронение Шопан-аты — великого суфийского ученого и мистика, ученика Ходжи Ахмеда Ясави и духовного наставника Бекет-аты. Древний храм вырублен в скале в мягких горных породах. Обе мечети внесены в перечень памятников республиканского значения и охраняются государством. Шопан-ата прославился совершением многих чудес при жизни и после смерти. Паломники стремятся набрать святой воды из колодца рядом с мечетью. Считается целебным и 800-летнее тутовое дерево, растущее здесь. Его следует обнять и загадать заветное желание.

Около Шымкента находится мавзолей святого Арыстанбаба. Он считается сподвижником пророка Мухаммеда. По легенде, он прожил 900 лет, обладал сверхъестественными способностями, стал духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Поклонение святому несет исцеление многим, кто обращается к нему. Паломники набирают живоносную воду из колодца рядом с мавзолеем. Она отличается соленым вкусом, но излечивает душевные и физические раны, признаны ее целебные свойства в лечении желудочно-кишечных заболеваний.

Подземное озеро Коныр-Аулие
В Абайскую область стекаются паломники к святому подземному озеру Коныр-Аулие, которое находится в тесной низкой пещере. Как отмечают исследователи Елена Слепнева и Михаил Лопатин, это место экологического туризма в Северо-Казахстанском регионе. К озеру проложена пешеходная дорожка из досок. Вода в водоеме очень чистая, прозрачная, холодная — не более 4 °С. Окунаются в нее после обряда омовения, женщины при этом должны быть в платьях и с покрытой головой. Некоторые из них остаются ночевать в пещере.

Городище Сауран

Первое упоминание о Сауране в письменных источниках относится к первой половине X века. Жизнь в крепости продолжалась вплоть до середины XVIII века. К XVII веку он был уже вымершим городом, и сегодня только его безмолвные стены говорят, что здесь был когда-то Сауран – крепость и торговый центр наших предков.

Со времени первого археологического обследования в специальной литературе Сауран понимается и описывается как отдельное городище, имеющее в плане вид овала и окруженное сравнительно хорошо сохранившимися крепостными.

Жаркентская мечеть - центральная мечеть города Жаркент, памятник архитектуры XIX века. Мечеть была построена в 1895 году по проекту китайского архитектора Хон Пика.

Мечеть построена в стиле архитектуры Средней Азии. В 1969 году началось возрождение храма, были проведены инженерные изыскания, изучены особенности строительных конструкций и декора.

Жаманшин - геоморфологический метеоритный кратер в Иргизском районе Актюбинской области. В диаметре кратер достигает 10 километров, есть также менее выраженное внешнее кольцо. Возраст, вычисленный радиологическим методом, составляет 12 миллионов лет. Учёные предполага­ют, что по составу метеорит был каменным, поскольку обломков метеоритного железа в кратере и округе обнаружено не было.

Святые места почитались у казахов всегда. Но особенно ярко это проявилось в последние годы, как пишет профессор истории Елена Ларина. Особенно расширяется паломничество к местам, дающим исцеление. Поклонение историческим памятникам несет современникам духовное обогащение. Некоторые из них приносят насущную пользу, избавляя от недугов, одаривая счастьем здоровой жизни.