Файл: История Казахстана иа2023 (по обновленной учебной программе).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 3243
Скачиваний: 145
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Охарактеризуйте достижения казахской литературы во второй половине ХХ века.
В послевоенный период вершинами казахской литературы стали творчество М.Ауэзова и исторический роман.
МухтарАуэзов занимает особое место в истории казахской литературы. Многие его рассказы были модернистскими экспериментами, его пьесы стали классикой казахской драматургии, а роман –эпопея «Путь Абая»(окончен в 1954 г.)-одновременно и главным эпическим, и главным реалистическим романом в казахской литературе, «энциклопедией казахской жизни». М.Ауэзов подвергался серьезным гонениям и лишь с началом «оттепели» (середина 50-х годов) был признан живым классиком.
В позднесоветский период многие писатели продолжали писать в стиле соцреализма. Реабилитация незаконно репрессированных писателей в период «оттепели» способствовала оздоровлению климата в литературе. Творчество писателей-фронтовиков (Б.Момыш-улы и др.)появление писателей и поэтов – шестидесятников, с их интересом к психологизму и новаторству, позволяло преодолевать застывшие формы соцреализма. Одним из излюбленных жанров стал исторический роман.
С.Муканов написал трилогию «Промелькнувший метеор» о Чокане Валиханове.
А.Нурпеисов создал трилогию «Кровь и пот» о рыбаках Арала в начале XX века.
Мэтр соцреализма Г.Мусрепов издал исторический роман «Улпан ее имя».
С.Жунусов написал диологию об акыне Ахан-Серэ.
Трилогия «Кочевники»И.Есенберлина только на русском языке (в переводе М.Симашко) издавалась 12 раз общим тиражом 1,5 млн. экземпляров.
Широкую известность получила трилогия А.Алимжанова «Степное эхо».
Параллельно с историческим романом, развивалась малая психологическая проза, детская литература, появились первые казахские детективы и произведения в жанре научной фантастики. Больших высот достигла казахская лирическая поэзия (К.Мырзалиев, Т.Молдагалиев, М.Макатаев).
В многонациональном Казахстане развивалась не только казахская литература.Русские писателиКазахстана –
И.Шухов, М.Зверев, Д.Снегин, Н.Анов. С казахстаном связано и творчество выдающегося писателя Ю.Домбровского (романы «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей»), много лет прожившего в Алма-Ате в ссылке.
Среди писателей, писавших на русском языке - О.Сулейменов. Его книга «Аз и Я» стала в семидесятых годах одной из популярных книг, вызвавших интерес к теме тюрко-славянских этнолингвистических контактов в прошлом. Тема показалась советскому руководству столь крамольной, что автора обвинили в национализме, а книгу на время запретили.
(учебник История Казахстана, 10 класс Джандосова, Мектеп 2019, стр. 229-231)
КИТАЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ дают значительный более точный материал об истории древней Центральной Азии, нежели античные. Эти источники появляются со II в. до н. э., когда Чжан Цяньпосетил Фергану, Семиречье. Канглы (Кангюїї) и
Бактрию.
Иранские источники. К ним относятся Авеста древнеперсидские клинописные надписи , эпиграфика. В Авесте имеется "географическая глава", подробно перечисляющая все области "страны ариев ".
Древнейшие тексты. Авесты используются для реконструкции образа жизни и духовной культуры центральноазиатских народов эпохи бронзы.
Тюркские источники Знаки этой письменности были приспособлены под вырезание на камне или дереве.
Тюркские рунические памятники являются бесценным письменным источником по истории ранних тюркских государств 1 тыс. н. э. Они включают эпитафии. памятные надписи. религиозные тексты. юридические документы и др
Наиболее крупные надписи составлены в честь видных деятелей Второго Восточного Тюркского и Уйгурского каганатов. В 1893 г. Древнетюркская письменность была дешифрована В. Томсеном, a В. В. Радлов сделал первые переводы. В настоящее время известно 255 рунических памятников. Они занесены в базу Комитета по языкам Министерства культуры и информации Казахстана.
Подведем итог: изучение традиционных культур и цивилизаций прошлого, в том числе кочевой цивилизации, опирается на сведения письменных источников и археологические данные. Они дополняются антропологическим и этнографическим материалом, данными вспомогательных исторических дисциплин.
История Казахстана учебник 10 класс, параграф 3, стр. 10
| Охарактеризуйте родоплеменную структуру традиционного казахского общества. Родоплеменная структура традиционного казахского общества строилась в виде генеалогической иерархии родов и племен: родоплеменное объединение- племя- род-жуз Существовала и иерархия самих жузов, отразившаяся в названиях: Старший, Средний и Младший жузы. Каждый жуз занимал свою территорию и имел общего предка-Алаша и, согласно Шежире - общее происхождение от одного корня. Старший жуз( Южный и юго- западный Казахстан). Состоял из родов: жалаиры, дулаты, уйсуни,шапарашты, албан, нанлы и др. Средний жуз (Северный, Центральный и Восточный Казахстан). состоял из родов: аргыны, найманы, кыпчаки, кереи ,конрат, уаки. Младший жуз (Западный Казахстан) состоял из родов: алимулы, байулы, жетыру, каждый из которых состял из племен. -Алимулы: шекты, торткара, шомекей, каракеск, карасакал. -Байулы-из 12 племен: шеркеш,адай, алаша, байбакты, берш, есентемир, алтын- жаппас, кызылкурт, маскар, таз, тана, ысык. -Жетиру- из 7 племен: табын, тама, кердери, толеу, кереит, жагалбайлы, рамадан. Родоплеменная организации казахского обществарегулировала порядок организации и совместной деятельности казахов как этноса. Джандосова З.А. История Казахстана. Учебник для 10 класса общеобразовательной школы, Алматы: «Мектеп»,2019, §25. Родоплеменная структура казахов. Стр.95-98 |
| Охарактеризуйте социальную структуру традиционного казахского общества в период Казахского ханства. В традиционном казахском обществе XV- XVIII вв. существовала иерархия. Общество состояло из двух социальных групп (сословий) аристократии и простолюдинов. Эти группы различались между собой политическими и правовыми признаками. Белая кость". Во главе социальной пирамиды стоял правитель- хан. Осуществлял управление страной, командовалвойсками. От имени хана с населения собирали налоги (дары, согым, байгазы, жылы, штрафы идр.). Выполнял функции верховного судьи. Вёл переговоры с иностранными государствамиотносительно вопросов войны или мира. Издавал указы, приказы. Султаны и ходжи (кожа) составляли сословие "белой кости". Они находились насамой вершине социальной пирамиды и пользовались привилегированным положением. Султаны. СултанУчаствовал в управлении улусом, принималучастие в избрании хана, осуществлял с нимнепосредственную связь по важным вопросам. К людям "белой кости" относилисьпотомки Чингисхана (чингизиды). которые назывались султанами и составляли особый, невходящий в жузовую систему род торе (каз. төре).Кроме чингизидов, "белой костью" была и мусульманская аристократия ходжи (каз. қожалар ),потомки сподвижников пророка Мухаммеда. Султаны-чингизиды были самойвлиятельной политической силой казахского общества. Изначально слово""султан" обозначало понятие верхов ной власти и ее носителя, государя.В Центральной Азии, по крайней мересо времен Ханства Абулхаира. Оностало титулом каждого чингизида.Султаном можно было только родиться. Дети чингизидов приобретали этоттитул и все связанные с ним правапо праву рождения, независимо отсвоего положения и личных качеств. В Казахском ханстве и во всех государствах-наследниках Монгольскойимперии только чингизид мог бытьизбран ханом. Поэтому чингизидыказахских улусов часто оказывалисьв роли правителей Бухары. Хивы идругих государств. Султаны не относили себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, не разделялись народы. Политическая власть чингиздов, основанная лишь на генеалогическом праве, не имела этническогозначения. Султаны имели правовые преимущества перед другими членамиобщества. Они не несли никаких повинностей, кроме военной службы.Все чингизиды Казахской Степи имели единую тамгу (клеймо) и особыйуран - архар. Они были избавленыот телесного наказания и не подлежали суду по обычному праву. Судитьсултана мог только старший султанили сам хан. Наказание за убийствосултана или за нанесение увечья султану было гораздо больше, чем за соответствующие преступления противпростого человека. Одним из внешнихпризнаков султанского достоинствасчиталась белая кошма. На курултаях и в торжественных случаях все представители "белой кости" садились только на белые кошмы. На вершине социальной иерархии находился хан. Провозгласитьханом можно было только султана. Кожа (ходжа) - потомки пророка Мухаммеда или четырех праведных халифов Абу Бакра. Османа. Омара и Али, либо потомки миссионеров, распространявших исламскую религию в Центральной Азиив VIII в. В отличие от чингизидов представители данного сословия не имеют единой генеалогии. Кожа пользовались многими привилегиями.К ним нельзя было применять физическое насилие. Среди них было особенно много образованных людей, служителей религии и чиновников. Бии. Среди казахского народа особыми правами обладали предводители родов и племен - бии. Слово "би" (каз. би) - вариант тюркскогослова "бек", соответствующего монгольскому "нойон" и арабо-персидскому "эмир". Влияние биев было огромным и могло порой превышатьвлияние хана. Оно определялось многочисленностью, древностью и старшинством возглавляемых ими родов, а также авторитетом самого бия.В пределах подвластных биям родов только им (и хану) принадлежаласудебная, административная и военная власть. Бии были знатокамиобычного права и осуществляли суд в соответствии с ним (поэтомусуд по обычному праву называют судом биев). Власть придавала биямбольшой политический вес: наряду с султанами, они участвовали вкурултаях и высказывали свое мнение по государственным вопросам. Наиболее влиятельные бии входили в совет биев при хане. Биевможно сопоставить с русскими боярами при князе или царе. Би сочетал в себе четыре качества: военачальник, административное лицо, судья и представитель степной аристократии (более древней, чемчингизиды). Баи. В казахском обществе существовало и расслоение по имущественному состоянию: богатый (бай) - бедный (кедей). Баем назывался влиятельный богач, владевший большим количеством скотаи движимого имущества. Самые богатые люди имели десятки домов(арбы-кибитки или юрты), сотни верблюдов, десятки тысяч овец итысячи лошадей. Для них богатство служило предметом тщеславия.Баи составляли довольно многочисленную прослойку общества, но приэтом не были особым сословием. Это делало их социально неоднороднойгруппой общества. Богатство давало огромные выгоды и определялопрестиж в обществе. Значение бая в обществе определялось значениемсословия, к которому он принадлежал. В то же время какой-нибудь султан в экономическом отношении мог быть даже нищим, но пользовалсявсеми правами и привилегиями, которые степной закон предоставлялчингизидам. Батыры. Особую роль в кочевом обществе казахов в условиях постоянной военной опасности играли батыры, которыеявлялись профессиональными военными.Их вес в обществе определялся ролью ввоенной жизни (именно они,наряду сбиями, возглавляли родовые воинскиеподразделения). а также близостью кхану или султану. Авторитет и властьбатыров зависели исключительно от ихличных качеств - отваги, силы, ловкостив бою, смекалки. Как люди ярких личных качеств, батыры часто претендовалина управление родами. Слава батыров вомногом зависела от степных певцов-акынов. Акыны воспевали ратные подвиги батыров своего рода или племени, создаваяим авторитет в народе. Аксакалы. Определенное место в социальной структуре казахскогообщества принадлежала старейшинам-аксакалам. Аксакалы (люди старше 60 лет) пользовались почетом по своему возрасту и прежним заслугам.Они выполняли роль парламентеров и ходатаев при заключении мирных соглашений между враждующими сторонами. В народных собраниях аксакалы занимали почетную левую сторону от хана или султана. Простолюдины. Родоплеменная (жузовая) система казахов объединяла - рядовых скотоводов-кочевников. Каждый скотовод-кочевникюридически был свободным лицом, обладавшим личными и имущественными правами, Он мог завещать имущество, давать свидетельские показания. участвовать в собраниях и т. д. Безнаказанно убитькочевника было нельзя, но защита свободы личности обеспечиваласьисключительно солидарностью членов рода; родственники убитогоимели право на кровную месть, а ограбленного - на барымту/баранту(коллективный угон чужого скота). Только род был юридической единицей. Поэтому человек, от которого отступился его род, оказывалсяабсолютно беззащитным, становился человеком вне закона.Каждый скотовод был одновременно и воином-джигитом. Казахи были готовы в любой момент мобилизоваться и дать отпорврагу. Долгом каждого казаха была воинская повинность, которуюесли все молодые и зрелые мужчины. Несвободные люди. В казахском обществе того времени существовалабесправная категория лично несвободных людей - рабы. Мужчин-рабовназывали кул , а женщин - кюн , Они были полностью бесправнымии не могли выступать в качестве свидетелей. Рабы не несли государственных повинностей. а дела, касавшиеся рабов, не подлежали судубиев (вознаграждать потерпевшую сторону за убытки, причиненныерабом, должен был хозяин раба). |
| Прочитайте отрывок из данной статьи и оцените значение историко-культурных памятников для духовного развития народа. У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции. Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей. Иногда наши размеры играли разную роль в истории. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе. Однако при этом за всю историю мы не создали единое поле, единую цепочку этих важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест. Вопрос даже не в реставрации памятников, зданий, сооружений. Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности. По материалам сайтаhttps://afmrk.gov.kz/the-article-of-the-head-of-state.html Историко-культурные памятники - это артефакты, которые удерживают в себе наследие и культурный канон наших предков. Их сохранение и охрана является важным культурным наследием и важным источником информации о предыстории и культуре народа. Историко-культурные памятники являются важной частью исторического наследия и имеют большое значение для духовного развития народа. Они обладают значительным культурным и образовательным потенциалом, вдохновляют на изучение истории, культуры и традиций народа. Благодаря таким памятникам люди могут познакомиться с культурным наследием своей страны и раскрыть для себя уникальность своей культуры. Кроме того, историко-культурные памятники вносят вклад в сохранение национального наследия, исторического наследия и культуры народа. Они помогают нам понимать нашу историю, культуру и традиции, а также историю и культуру других народов, а это очень важно для сохранения того моста культурного диалога между народами. Таким образом, историко-культурные памятники имеют большое значение для духовного развития народа, сохранения их культурного наследия, а также для раскрытия и понимания истории и способа жизни наших предков. Благодаря сохранению наследия и предоставлению доступа к историческим и культурным памятникам, мы можем лучше понимать и оценивать культурное наследие нашего народа и обогащать себя духовно. |