Файл: История Казахстана иа2023 (по обновленной учебной программе).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 3090

Скачиваний: 145

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако самой знаменитой фигурой был Мухамеджан Тынышпаев. Он был первым главой Алаш Орды. Он выступал за независимость Казахстана и занимался созданием ремесленных кооперативов в Алаш Орде. В середине 1920-х Тынышпаев был арестован советскими властями и расстрелян в 1938 году.

В целом, деятели движения «Алаш» внесли огромный вклад в национальное движение и в развитие общественно-политической мысли в Казахстане. Их деятельность стала важным этапом в формировании национальной идентичности казахов и усиления идеи национально-освободительного движения в Казахстане.


Назовите культуры ранних кочевников Великой степи и охарактеризуйте их особенности.
На смену культурам андроновского типа пришла культурно-историческая общность, называемая скифо-сакской , или просто скифской , Скифами ранних кочевников назвали древние греки, и это название стало применяться в европейской наукеко всем кочевникам, объединенным характерным культурным обликом: общим типом хозяйства и вооружения, погребальными обрядами внешним видом и стилем в искусстве.



Между тем древние греки, персы и китайцы хорошо знали, что в Степи проживают разные племена. Они донесли до нас их названия. Поэтому в современной казахстанской науке эту эпоху обычно называют сакской или сако-сарматской , по названиям тех племен, которые кочевали именно в центральноазиатской части Великой Степи



Будучи кочевниками, они почти не оставили после себя поселений. Об их культуре и социальном строе судят в основном по погребениям-курганам (Мэйемир и Шиликты в Восточном Казахстане, Бесшатыр и Иссык в Семиречье др.). На территории Казахстана найдены сотни сакских курганов, самый древний из которых относится к VIII в. до н. э. Крупные курганы представляли собой высокие холмы диаметром свыше ста метров и высотой до 17 м (Бесшатыр). внутри которых находились погребальные камеры их бревен тянь-шанской ели. Большинство курганов были разграблены еще в Древности, однако сохранившиеся дают яркое представление о саках. В курганах находят золотые изделия, бронзовую и керамическую утварь, железное оружие (кинжалы-акинаки, мечи, дротики, копья), предметы из кожи и дерева и даже остатки одежды, по которым востановлены детали сакского костюма.

Тасмолинская культура саков была распространена на территории Северного и Центрального Казахстана. Погребальные сооружения тасмолинских саков (вероятно, исседонов) состоят обычно из большого кургана с захоронением человека и примыкающего к нему малого кургана с захоронением коня. От малого кургана отходят на восток две каменные дугообразные гряды длиной от 20 до 200 метров.



В погребениях находят конские и бараньи головы, а также бронзовые наконечники стрел и зеркала. акинаки, глиняные сосуды, каменные жертвенники и предметы упряжи. У исседонов были поселения, похожие на казахские зимовки. Это говорит о том, что северные саки приспособились к более холодному климату. Небольшим поселениям соответствуют небольшие могильники. что отражает распыленную систему хозяйствования: исседоны кочевали малыми группами (как казахи аулами).

Сарматы ("савроматы" Геродота) были близким к сакам в культурном отношении и вероятно, по языку союзом кочевых племен. Их локализуют в Западном Казахстане, в междуречье Урала и Волги.В III в. до н. э. они были вытеснены данами-массагетами в западную часть Великой Степи. Для них также характерны курганные захоронения, акинаки, "звериный" стиль в искусстве. В хозяйстве сарматов важное место занимало земледелие, и выше была роль женщин в их обществе. Сарматы являются связующим звеном между саками Центральной Азии скифами Причерноморья.

Территорией распространения кочевого скотоводства, а с ним и кочевой цивилизации стал огромный пояс евразийских степей. Кочевая скифо- сакско сарматская культурная общность заняла в I тыс. до н. э. доминирующее положение в западной и центральной части Великой Степи.
Скотоводческие культуры восточной части Великой Степи (эпохи меди, бронзы и раннего железа). На востоке Казахстана андроновская культура соседствовала с родственной ей афанасьевской культурой первой культурой в степях Восточного Казахстана и Южной Сибири, освоивший металл. Афанасьевцы это ямники, переселившиеся наАлтай и в сибирские степи и ассимилировавшие местное неолитическое население. В новых экологических условиях они начали заниматьсяохотой и рыболовством и перешли на пастбищное скотоводство. Вместе с тем они принесли в Сибирь обработку металла (медь) и земледелие. Подобно ямникам и андроновцам, афанасьевцы хоронили умерших в курганах: знали они и колесный транспорт.

В конце II тыс. до н. э. андроновская и афанасьевская культура Восточного Казахстана. Южной Сибири и Западной Монголии сменилась карасукской культурой, возникшей в результате смешения местных степняков с пришельцами из восточной части Степи. Культура представляет собой переходную стадию к кочевому скотоводству. Карасукцы освоили всадничество и отгонное скотоводство и вели полукочевой образ жизни. Почти все необходимое для жизни они получали от скотоводства. У карасукцев было бронзовое оружие - кинжалы
, ножи, копья с бронзовыми наконечниками. Для карасукских племен не хаактеры курганные захоронения. Они устраивали могилы в виде каменных ящиков из тонких плит, сверху покрывали плитами и закрывали землей (поэтому эту культуру называют также "культурой плиточных могил").

В эпоху раннего железа кочевая цивилизация расцветает и в восточной части Степи. Полукочевое кочевое скотоводство сочеталось здесь с охотой и земледелием. Восточные кочевники постепенно освоили металлургию железа и верховую езду, Жили они в войлочных полусферических кибитках, которые при перекочевке устанавливались на больших повозках (кибиточный тип кочевания).

СакскаяУюкская культура раннежелезного века существовала на территории Тувы, Восточного Алтая и Северо-Западной Монголии. Эта культура хорошо известна по недавним ярким находкам в курганах Аржани Аржан V, которые считаются первыми по времени сакскими курганами, где были найдены массовые захоронения людей и лошадей, а также огромное число золотых предметов в "скифо-сакском зверином стиле".

В сакское время в степях Южной Сибири локализуется тагарская культура. Тагарцы воздвигали погребения вождям в виде огромных курганов так же, как это делали саки. Раскопано свыше тысячи тагарских курганов и несколько десятков поселений, обнаружено множество петроглифов, созданных тагарцами. Особенностью тагарских погребений является отсутствие лошадей и элементов конской сбру и среди артефактов. Тагарцы были скотоводами и практиковали пастушескую форму скотоводства; половину стада уних составлял крупный рогатый скот. Их поселения состояли из бревенчатых изб. Тагарская знать, однако, кочевала в кибитках (у них уже была юрта, которую устанавливали на повозку). Большая часть древних медных рудников Южной Сибири принадлежала им; тагарская золотистая бронза ценилась соседями.

Близкая к сакам по облику пазырыкская культура существовала на Горном Алтае и в Восточном Казахстане. Согласно одним предположениям, она является наследницей афанасьевской культуры, согласно другим - возникла в результате смешення местных, а также пришлых восточных элементов с бегазы-дандыбаевской культурой. Пазырыкцы были кочевыми скотоводами. Культура получила известность благодаря раскопкам могильников (курганы с деревянными срубами), в которых в условиях вечной мерзлоты сохранились артефакты из текстиля и человеческие мумии с татуировками.

В середине VII в. до н. э. на территории к востоку и юго-востоку от современной Монголии появляется новый тип могил. В
этих памятниках, оставленных ранними кочевникам, нет следов сакской культуры.

Это говорит о том, что кочевая цивилизация приняла над этнический характер. Историю ранних кочевников этой части Степи изучают по китайским источникам, в которых кочевники разных племен именуются"северными варварами". Китайцы воевали с "северными варварами" и построили против них Великую Китайскую стену. В то же время в обмен на продукцию китайской цивилизации кочевники поставляли оседлому населению лошадей и овец, продукцию животноводства. Таким образом, Степные скотоводческие культуры энеолита, бронзы и раннего железа обнаруживают черты преемственности и взаимовлияния. В большинстве случаев археологам удается определить, какая культура наследует элементы той или иной культуры. какие черты являются общими для всего типа культур (например, андроновских или сакских),а какие - особенными и объясняются либо природными условиями, либо влиянием других местных или пришлых культур. Курганные захоронения являются наиболее характерной чертой, объединяющей большую часть степных кочевых и полукочевых культур на протяжении эпохи энеолита, бронзы и раннего железа. Многие археологические культуры юга Центральной Азии несут следы степного влияния, что говорит о постоянном "диалоге цивилизаций".