Файл: Конспект лекций по дисциплине Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 682

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- закупка, складирование сырья, материалов, комплектующих изделий;
- внутрипроизводственная транспортировка,
- хранение готовой продукции,
- обработка заказов на поставку готовой продукции;
- отгрузка;
- внешняя транспортировка, промежуточное хранение в логистических центрах
- логистический сервис.
(Курсивом здесь и далее выделены затраты, относящиеся к закупочной
логистике).
Логистические затраты могут быть классифицированы по ряду признаков (табл. 1).
Таблица 1
Классификация логистических затрат
Признаки классификации
Виды затрат
1. Функциональные области логистики
- затраты на закупку материальных ресурсов; - логистические издержки в производстве; - затраты в дистрибьюции;
2. Управление логистической системой
- создание информационных систем управления материальными потоками; - оплата труда управленческого персонала, обслуживающего логистические системы; - расходы на сбор, анализ и обработку информации; - аренда помещений; - командировочные и расходы на различные виды связи (почтовая, телеграфная, факсимильная и электронная и др.)
3. Связь с объемом производства и интенсивностью контролируемых материальных потоков
- постоянные издержки; - переменные; - общие; - средние; - предельные
4. По степени создания добавленной стоимости
- продуктивные затраты;
- затраты на поддержание логистического бизнеса; - убыточные затраты; - затраты на контроль; - трансакционные.
5. Упущенные возможности
- потери от иммобилизации средств в запасах материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции;
- ущерб от недостаточного качества управления логистической системой.
6. По центрам ответственности
- в центрах затрат; - в центрах прибыли; - в центрах выручки; - в центрах инвестиций.
Затраты на закупки представляют собой стоимость приобретаемых сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и пр.
Кроме того, логистические издержки на стадии закупок включают в себя расходы
на транспортировку от места закупок до места нахождения покупателей, включающие
в себя оплату транспортных тарифов (или затрат на содержание собственного
транспорта); стоимость погрузочно-разгрузочных работ; экспедирование грузов;
затраты на оформление заказов на исходные материалы, которые включают в себя
расходы по размещению заказов, заключению договоров, командировочные расходы,


почтово-телеграфные и телефонные расходы; управленческие расходы; оплату услуг
юридически
самостоятельных
предприятий
логистической
инфраструктуры
(предприятий оптовой, розничной торговли, транспортных терминалов и т.д.).
Важнейшим элементом логистических издержек на уровне предприятия – производителя являются затраты на содержание запасов материалов, незавершенного производства и готовой продукции; транспортные расходы на внутрипроизводственное перемещение грузов; затраты на логистическое администрирование, включая информационное обеспечение логистических процессов (обработка заказов, контроль запасов, расчет потребности в материальных ресурсах и формирование оптимальных графиков производства); затраты на тару и упаковку.
Затраты, связанные с физическим распределением готовой продукции, от поставщика к потребителю, включают:
1. Расходы, связанные с маркетинговыми исследованиями рынка сбыта.
2. Издержки по обработке заказов на готовую продукцию.
3. Затраты на подготовку продукции к отгрузке (проверка продукции по качеству и количеству, отбор проб, упаковка, маркировка).
4. Расходы на оплату услуг логистических посредников в распределительных каналах, используемых фирмой, и выполняющих следующие функции:
- организации товародвижения
- транспортировки, складирования и экспедирования грузов (транспортные и экспедиторские фирмы, компании физического распределения, грузовые терминалы, терминальные и складские комплексы);
- предприятия по сортировке, затариванию и упаковке готовой продукции
- информационного сервиса
(информационно-диспетчерские центры, вычислительные центры коллективного пользования, предприятия связи и телекоммуникаций и т. п.);
- финансового сервиса (банки, финансовые компании, клиринговые и расчетные центры и компании);
- страхования (страховые компании);
- послепродажного сервиса (сервисные центры, и др.)
- прочие (стандартизация, лицензирование, сертификация).
5. Расходы на погрузку продукции на транспортные средства.
6. Оплата тарифов на доставку продукции до основного перевозчика.
7. Оплата стоимости транспортировки продукции основным перевозчиком.
По связи с объемом производства, как было показано в табл. 1, логистические затраты подразделяются на:
- постоянные – затраты, не зависящие от изменения объема исполняемых заказов внутренних и внешних потребителей (амортизация складских помещений и оборудования, арендная плата, административно-управленческие расходы);
- переменные – зависящие от объема производства (на переналадку, размещение заказа, хранение или складирование запасов во времени);
- общие – сумма затрат, отнесенных на определенный объект (продукт, группу продуктов, заказ, место возникновения затрат, сферу производства) как зависящих, так и

не зависящих от объема исполняемых заказов. Определяются как сумма постоянных и переменных издержек;
- средние, величина соответствующих затрат, приходящаяся на единицу материального потока;
- предельные – приращение соответствующих затрат (постоянных, переменных, общих и средних), возникающих вследствие увеличения материального потока на одну единицу. Если построить графики зависимостей указанных видов издержек от интенсивности материального потока, то в пределе указанный вид издержек определится как производная функция для этого графика. Практически предельные издержки можно определить, имея числовую информацию о соответствующих издержках до начала производства, рассматриваемой единицы материального потока и после завершения ее производства.
Следующая группа затрат представлена следующими видами затрат:
- продуктивными затратами – это затраты на создание ценности, которую хочет иметь покупатель и за которую он готов платить. Сюда входят производственные затраты, а также затраты на сбыт продукции, оплату труда, осуществление финансовых операций и процесса продаж. Затраты на упаковочные работы включаются сюда лишь в том случае, если они способствуют продвижению продукции на рынке;
- затраты на поддержание логистического бизнеса. Они сами по себе не создают ценностей, но их нельзя избежать. Это затраты на оформление заказов, транспортировку, организацию и контроль работы сотрудников, ведение учета продукции;
- убыточные затраты – затраты на работы, которые не могут дать результатов
(затраты на «бездействие», на простой оборудования). Перерасход ресурсов можно сократить путем исключения долгих и сложных путей движения материального потока в процессе исполнения заказов потребителей. Затраты на транспорт, обслуживание, содержание буферных запасов, «прослеживаемость» запасов минимизируются путем реорганизации материальных потоков в цепи поставок;
- затраты на контроль – затраты на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей. Сюда также относятся затраты на контроль за работой поставщиков или дистрибьюторов товара;
- трансакционные затраты – это затраты по налаживанию и осуществлению обменных соглашений на рынке закупок или сбыта. Размер таких затрат зависит от вида приобретаемых услуг и выбранной формы их координации. Обычно они составляют 50% от общих затрат и включают в себя следующие позиции:
- поиск клиентов – сбор информации, налаживание контактов, координация взаимодействия, обмен информацией;
- переговоры – выдача запроса, подготовка предложений, ведение переговоров, заключение договора;
- обеспечение интересов сторон – научные исследования и разработки, соглашение о гарантии качества;
- контроль – аудиторские проверки, испытание первых образцов, приемка продукции, окончательная проверка, рекламации;


- адаптация – подтверждение удовлетворенности обслуживания, актуализация данных;
- корректировка субоптимальных договорных условий
– догрузка производственных мощностей, аутсорсинг, требование дополнительных ценовых скидок, изменение рамочных условий;
- завершение сделки – исполнение платежных обязательств, оформление заключительной документации.
По частоте возникновения различают одноразовые и регулярные трансакционные затраты.
Традиционные системы учета затрат пока не могут обеспечить предприятия достаточной информацией о чисто логистических затратах, чтобы ответить на вопрос: возможны ли (вообще и при каких обстоятельствах) экономия на логистических затратах? Однако в управлении логистическими затратами необходимо учитывать высокий уровень динамики рыночной конъюнктуры, дефицит финансовых средств, высокий уровень конкуренции. Важным вопросом является поиск путей уменьшения логистических затрат и на этой основе снижение уровня цен на логистические услуги, повышения уровня конкурентоспособности и доходности предприятий.
Наличие достоверной информации о логистических затратах, четкий порядок их отражения в конечных результатах создают действенные стимулы к эффективной деятельности.
Чтобы добиться конкурентного преимущества в перспективе необходимо не только рассматривать свою логистическую цепь, но и обращать внимание на логистические цепи своих конкурентов и партнеров. Сотрудничество с партнерами по логистической цепи повышает эффективность системы создания потребительной стоимости, состоящей из логистических цепей конкретного предприятия - продуцента и объектов внешней логистической инфраструктуры.
Все возрастающее требование в отношении качества обслуживания устанавливают высокий уровень стандартов для всех функционирующих стратегических бизнес - единиц логистической системы.
Для достижения указанной цели специалистам службы логистики необходимо:
3. Оценить величину логистических затрат предприятия (в абсолютной сумме и в процентах к объему продаж) в динамике, сравнить с аналогичными показателями конкурентов;
4. Изучить затраты по отдельным статьям, установить их долю в совокупных логистических затратах и тенденцию изменения;
5. Исследовать влияние основных факторов на изменения логистических затрат;
6. Соотнести желаемый уровень обслуживания клиентов и соответствующий ему уровень логистических затрат.
Сокращению комплекса затрат на управление закупками могут способствовать следующие важные меры:
1. Совершенствование планирования потребностей в точном соответствии с заказами на готовую продукцию;


2. Нормирование расходов материальных ресурсов по всем подразделениям;
3. Максимальное устранение потерь от брака в производстве (всеобщий контроль качества) и потерь при доставке ресурсов от поставщика (упаковка);
4. Сокращение отходов производства (соответствующие заказы поставщикам с указанием требуемых типоразмеров на поставляемую продукцию);
5. Устранение промежуточного хранения ресурсов на пути от поставщика до потребителя (территориальное удаление);
6. Доставка ресурсов возможно большими партиями с учетом максимального использования грузоподъемности транспортных средств;
7. Минимизация запасов на всех этапах складирования.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13