Файл: Майк МикаловицСтартап без бюджета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 4
Переходим к бизнесу
Все следует упрощать до тех пор,
пока это возможно, но не более того.
Альберт Эйнштейн
Как часто мы слышим фразу «лучше меньше, да лучше», однако по-прежнему поступаем так, как будто
«лучше больше, да хуже». Столь многие начинающие предприниматели уверены, что чем более широкий ассортимент товаров и услуг они смогут предложить, тем будут успешнее. Проблема заключается в том, что чем больше вы делаете, тем менее эффективны в каждом из дел. Тем меньше вы, скорее всего, используете свои сильные стороны. Тем менее исключительными вы, скорее всего, будете. Широкий охват – для заурядных людей.
Узкая фокусировка позволяет вам быстро определить,
насколько плодотворным будет избранный вами путь.
Поскольку его ширина обозрима, все проблемы,
препятствующие вашему движению, сразу станут для вас очевидны. Зная о них, вы сможете корректировать маршрут, часто без серьезных последствий.
Билл Хьюлетт и Дэвид Паккард осознали важность фокусирования, но только после нескольких лет борьбы на начальном этапе своего бизнеса. Партнерами они стали 1
января 1939 года, начав с инвестиций в размере 538
долларов и старого сверлильного станка. Вначале их компания имела очень широкий охват и занималась всем –
от электроники до сельского хозяйства.
Большой шаг Hewlett-Packard сделала в начале 1940-х годов, когда выпустила пользовавшийся огромным успехом генератор звуковой частоты собственной разработки под названием «Модель 200А». Это изобретение НР имело уровень качества, недоступный ранее на рынке, при этом его цена не оставляла никаких шансов конкурентам. А поскольку Билл и Дэвид сфокусировались исключительно на «Модели 200А», они
смогли определить, как использовать ламповые технологии при производстве и продаже гораздо более надежного прибора за четверть цены его аналогов. Каков результат острой, как бритва, фокусировки НР? Их генератор стал долгожителем-рекордсменом среди электронных устройств.
Быстрое развитие в течение всего десяти лет привело к миллионным доходам (и это в деньгах 1940-х годов).
Hewlett-Packard стала огромным успехом для двух парней,
подбрасывавших монету, чтобы определить название компании. Когда это выпало делать Дэйву Паккарду, у него был выбор между Hewlett-Packard и Packard-Hewlett. Он выбрал Hewlett-Packard. Дэвид Паккард и Билл Хьюлетт –
Туалетнобумажные бизнесмены.
Узкое фокусирование – высокий результат
Назовите компанию, которая стала суперзвездой без узкого фокусирования. Не можете вспомнить? Это потому,
что таких нет. Посмотрите на Microsoft: своим взлетом она обязана DOS, простой программе, сделавшей компьютер функциональнее.
Сегодня это крупный зверь,
выпускающий программное обеспечение, видеоприставки и компьютерное оборудование. Но оторваться от земли она смогла только благодаря тому, что сфокусировалась на
DOS.
Google стартовал как поисковая машина, а сейчас посмотрите, какой только ерундой они не занимаются.
Intel начал с процессоров. Cirque De Soleil – с цирковых акробатов. Ford – с модели «Т». Procter & Gamble всего лишь выживал, выпуская свечи, а потом совершил прорыв,
сфокусировавшись на мыле. Попытайтесь найти хотя бы одну компанию, которая росла бы в геометрической прогрессии, с самого начала предлагая широкий набор различных товаров. Только насытив рынок тем, на чем они фокусировались, компании расширяли ассортимент, но я не помню ни одной, которая бы делала это на старте.
У Wal-Mart тоже был совершенный фокус. Компания продавала много всего, но по низким ценам. Все, что

предлагалось в магазине, стоило ниже, чем где бы то ни было – или не предлагалось вообще. Урок заключается в том, что вы не обязаны фокусироваться совсем уж на одном товаре, а должны последовательно применять методы, позволяющие отличаться от всех остальных.
Есть общее мнение, что чем более широкий ассортимент товаров и услуг предлагает компания и чем шире аудитория ее потребителей, тем больше ее выручка –
пресловутый «универсальный магазин». Если вы можете
«подсадить» клиента на что-то одно, он, вероятнее всего,
купит у вас что-то еще, поскольку уже доверяет вам.
Единственная проблема заключается в том, что чем шире спектр товаров и услуг, тем труднее поддерживать качество. Знаете, как говорят: «Он за все берется – и ни в одном не спец». Я бы перефразировал ее так: «Осел за все берется; умный – в одном спец». Осел здесь – вполне уместное слово, ведь так будут думать о вас ваши покупатели, если вы попытаетесь быть всем для всех.
Откажитесь от фокуса в своих товарах или услугах – и потеряете клиентов.
Чтобы стать лидером рынка, ваша компания должна быть лучшей в одной узкой, как луч лазера, области.
Станьте лучше всех остальных и продолжайте совершенствоваться, иначе окажетесь позади. Можете ли вы, глядя на свой бизнес, представить, как сокращение ассортимента позволит лучше делать то, что вы делаете?
Если да, то пора начинать делать меньше. Если вы не видите, как улучшить ваш бизнес, сузив спектр, мои поздравления: вы, должно быть, уже мировой лидер в своей предметной области.
Одно предупреждение: не обожгитесь, разглядывая себя в лупу в солнечный день. Такое фокусирование ведет к травмам! У фокусирования, как и многих вещей в мире,
есть две грани. Если применять его правильно, оно приведет к результатам, выходящим за пределы вашего воображения.
И наоборот, фокусирование на неправильных вещах приводит к возникновению опасной нисходящей спирали. Вы пропадете, если сосредоточитесь на причинах своих проблем, вместо того чтобы заниматься
их разрешением. Фокусируйтесь на достижении успеха и использовании своих сильных сторон, а не на избежании проблем и устранении своих слабых качеств. Если навести лупу неправильно, она обжигает.
Подсказка ТББ
Виртуальные переговоры. Нужно встретиться и
поговорить? DimDim.com предлагает бесплатную
программу для проведения виртуальных переговоров.
Лучше всего то, что вам не нужно ничего
инсталлировать: все работает прямо в Интернете. И
ничего не виснет! Красота!
Как ехать на предельной скорости, не
подвергая себя опасности
Силу правильного фокусирования лучше всего объяснить на опыте, который я получил, управляя мощным автомобилем на сумасшедшей скорости.
Представьте на секунду субтитры на экране телевизора:
«Не пытайтесь повторить это сами. Это специальная трасса. И очень непрофессиональный водитель…».
Мне повезло пройти обучение в школе гонщиков Skip
Barber, где меня научили проходить крутые повороты на
Dodge Viper с 550-сильным мотором. Тогда они еще занимались с нами на этих зверюгах, сейчас перешли на более слабые Porsche 911 с двигателем 325 л. с.
В Skip Barber учат, что важнее всего – фокус. Чтобы сохранить управление на предельной скорости, я тренировался фокусироваться на следующем повороте,
хотя машина еще не вышла из предыдущего. Инструктор объяснил, что фокус должен быть там, куда я хочу попасть, а не там, где я сейчас, поскольку за это отвечает периферийное зрение.
Меня научили постоянно фокусироваться на следующем повороте, чтобы двигаться максимально быстро. Не на нынешнем, и не на том, что будет потом, – только на следующем повороте.
Еще я узнал, что следует делать, если Viper начнет заносить. И опять все дело в фокусе. Мне нужно было

фокусироваться на том, куда я хотел бы направить автомобиль, а не на отбойнике, столкновения с которым я пытался избежать. Даже не сомневайтесь, что, когда меня занесло в первый раз, я запаниковал, уставился на стену,
которая быстро приближалась, и въехал прямо в нее. Но после нескольких заносов и нескольких случаев, чуть не закончившихся заносами, я научился фокусироваться на том, куда хотел попасть. В худшие времена, когда авария казалась неизбежной, избежать ее удавалось исключительно благодаря усиленной концентрации на том, где мне хотелось быть, а не на том, что происходило в тот момент.
Это же касается и вашего бизнеса. Сконцентрируйтесь на лучших товарах и услугах, которые вы можете предложить. Сделайте эти немногие вещи чрезвычайно хорошо. Сфокусируйтесь на своих сильных сторонах и используйте их. Следите за тем, куда направляется ваш бизнес, а не за тем, где он сейчас. Его занесло? Все внимание на том, где вам нужно оказаться, а не на том,
чего пытаетесь избежать. Здесь сомнений быть не может:
вы получаете то, на чем фокусируетесь, хорошее это или плохое. Концентрируйтесь на том, куда вы хотите попасть,
и ваши шансы добиться успеха будут намного выше, чем в случае фокусировки на препятствиях, мешающих вам.
Пять уравнений фокусирования
Можно ли иметь слишком узкую фокусировку?
Конечно? Предположим, вашим увлечением является приготовление вкусной пиццы и гарантированная доставка ее в течение пятнадцати минут. Вы могли быть дать об этом рекламу по всему миру, если бы захотели, но почти невозможно (помните, нет ничего невозможного)
создать компанию, которая бы доставляла свежеиспеченную пиццу в любую точку мира в течение пятнадцати минут.
Так что нужно сделать? Правильно было бы сузить фокусировку. Вы можете сосредоточиться на том районе,
куда легко будете доставлять пиццу за пятнадцать минут.
Но в этом районе может быть уже десять конкурентов, и у
всех отличная пицца и лояльные покупатели. Трудно завоевать плацдарм.
Что если вам сфокусироваться максимально узко,
чтобы гарантированно получить рынок? Например,
обслуживать только второй этаж жилого дома на Парк- авеню. С такой ограниченной и специфической клиентской базой вы могли бы быстро сделать этих потребителей своими, не оставив шансов конкурентам с более широкой зоной обслуживания. Например, вы могли бы установить специальный пиццафон в каждой квартире на втором этаже, или каждый день устраивать рекламную раздачу пиццы. Вы могли бы сделать миллион разных вещей, на которые у ваших конкурентов не хватило бы ресурсов. Узкое фокусирование позволило бы сокрушить соперников с точки зрения качества услуги, близости к потребителю и скорости его обслуживания.
Есть, однако, одна очевидная проблема. Вы не наскребете на жизнь. В этом примере фокусирование уж слишком узкое. Хотя вы превзойдете другие пиццерии по уровню сервиса, у вас не будет перспектив для продолжения бизнеса. Если, конечно, вы не продаете свои пиццы по десять тысяч долларов каждую. Когда вы слишком сильно сужаете охват, очень трудно генерировать крупную выручку.
Я разработал стратегию под названием «Пять уравнений фокусирования», позволяющую вам фокусироваться достаточно узко, чтобы доминировать в определенной нише, но при этом достаточно широко,
чтобы обеспечивать поступление крупной выручки. Цель
«Пяти уравнений фокуса» – найти оптимальное сочетание наименее сильной прямой конкуренции и наибольшего рыночного потенциала. В поисках такого оптимального сочетания вам нужно продолжать сужать фокусирование до точки, в отношении которой у вас есть уверенность (и подтверждающие ее исследования рынка), что через пять лет вы достигнете уровня выручки в пять миллионов долларов и у вас будет при этом не более пяти прямых конкурентов.


Используйте следующие уравнения, чтобы найти компромисс и соблюсти баланс вашего бизнес-фокуса.
1.
У́ЖЕ
ФОКУСИРОВАНИЕ
=
ВЫШЕ
ВОЗМОЖНОСТЬ БЫТЬ ЛУЧШИМ
И
2.
У́ЖЕ
ФОКУСИРОВАНИЕ
=
МЕНЬШЕ
КОНКУРЕНТОВ
НО
3.
У́ЖЕ
ФОКУСИРОВАНИЕ
=
МЕНЬШЕ
КЛИЕНТСКАЯ БАЗА
ПЛЮС
4. У́ЖЕ ФОКУСИРОВАНИЕ = НИЖЕ ПОТЕНЦИАЛ
ВЫРУЧКИ
А ТАКЖЕ
5. У́ЖЕ ФОКУСИРОВАНИЕ = МЕДЛЕННЕЕ РОСТ
В основе «Пяти уравнений фокусирования» лежит мысль о том, что вам нужно знать обо всех выгодах и недостатках, которые связаны с узкой фокусировкой.
Взглянув на уравнения, вы заметите, например, что по мере того, как сужается охват, вы увеличиваете свои возможности быть лучшим и сокращаете число прямых конкурентов, но также получаете меньшую клиентскую базу, меньший потенциал для получения выручки, и в итоге ваш бизнес будет расти более низкими темпами.
Если вы не можете реалистично предполагать, что через пять лет достигнете выручки в пять миллионов долларов, ваше фокусирование слишком узко для того,
чтобы вырастить масштабируемый бизнес. Не имея возможности обеспечить выручку как минимум в пять миллионов долларов, вы будете тратить силы на текущую деятельность своей компании, выполняя работу и/или обслуживая клиентов. Чего вы действительно хотите, так это получить бизнес, который можно вырастить до
масштаба, позволяющего вам управлять людьми и постоянно улучшать внутренние системы – а не обслуживать клиентов самому. Вы хотите построить бизнес, над которым, а не в котором вы будете постоянно трудиться.
Другая переменная – это конкуренция. Если в вашей нише уже действуют пять и более прямых конкурентов,
вам придется вступить в серьезную схватку. А если конкурентов мало (или нет вовсе), вы создадите себе плацдарм гораздо быстрее.
Когда вы занимаете нишу узкую, но не слишком, и используете пять миллионов долларов как цель, то позиционируете свой бизнес достаточно безопасно с точки зрения крупных игроков, которые могли бы выйти на рынок, но не делают этого. По сравнению с гигантами отрасли компания, получающая пять миллионов долларов, – мелочь. Они будут ждать, пока вы не выстроите свой бизнес и не станете доминировать в своей нише, а потом сделают вам предложение о продаже. И это,
друзья мои, очень-очень счастливый день.
Может быть, вы ждете другого. Вы можете выбрать в виде цели миллион долларов, и это изменит формулу успеха. (Подсказка: она станет проще.) Или рассчитываете на совсем другие цифры. Важно найти баланс между фокусом и потенциалом достижения ваших целей.
Если вы не знаете, на чем остановиться, гораздо лучше ошибиться, сделав ставку на слишком узкий спектр. Вы всегда можете его расширить, не потеряв имеющихся клиентов. Альтернативный вариант не столь хорош.
Подсказка ТББ
Подготовка текстов, таблиц и презентаций. Все
это можно сделать бесплатно с помощью Google Docs.
Дополнительным бонусом является то, что ваши
документы
доступны
с
любого
компьютера,
подключенного к сети, и вы можете готовить их
совместно с другими людьми. Изумительно. Нужна
бо2льшая гибкость, чем может предложить Google?


Загрузите полнофункциональный пакет с сайта
OpenOffice.org, он бесплатен.
Благодаря вам людям будет лучше
Есть распространенное мнение, что людей мотивирует желание получить удовольствие и стремление избежать боли. Я думаю, это слишком сложно. В действительности все просто хотят чувствовать себя лучше, так что единственной целью вашего бизнеса должно быть стремление к тому, чтобы ваш потребитель почувствовал себя лучше. Вот и все, и дело с концом. Все остальное –
дерьмо собачье; чувствовать себя лучше – в этом все.
Предприниматель запускает бизнес, который позволяет кому-то другому чувствовать себя лучше.
Туалетнобумажный бизнесмен стремится к уверенности,
что он всегда лучше всех конкурентов обеспечивает это
«лучше». Вот несколько примеров такого «лучше».
Клиенты страховщика чувствуют себя лучше, потому что знают о наличии «подушки безопасности». О да,
меньше беспокойства = чувствуешь себя лучше.
Клиент выбирает поставщика, потому что считает его приятнее, красивее, умнее, потому что доверяет ему или потому, что он любезный, или по любой другой из миллиона причин. Чистый эффект заключается в том, что клиент чувствует себя лучше, работая именно с этим поставщиком, и выбирает, исходя из этого ощущения.
Доктор помогает вам чувствовать себя лучше. Ну или как минимум так должно быть, и если это не так, вы даете себе клятву найти другого. Но поиски другого требуют времени, и это не улучшает ваше самочувствие, так что вы остаетесь со своим паршивым доктором, потому что это лучше для вас.
Мы унижаем других, потому что это возвышает нас самих. Мы чувствуем себя лучше. Временно.
Вы не чувствуете себя лучше, вспоминая о необходимости встречи с налоговым инспектором.
Поэтому обращаетесь к знакомому бухгалтеру. Тогда вы
чувствуете себя лучше – ненамного, но все же. Пока не получите от него счет.
Мусорщик увозит наш гниющий мусор. Мы чувствуем себя лучше.
Вы идете в ресторан и заказываете свой любимый гамбургер. И чувствуете себя лучше. Его подают холодным. Нехорошо. Вы решаете пожаловаться на это и попросить другой. И чувствуете себя лучше. Но вы боитесь, что повар плюнет в ваше блюдо. Это было бы ужасно. Поэтому жуете полусырое мясо и не говорите ничего, и от этого чувствуете себя лучше – это плохо, но вы не хотите конфликтовать, так что в целом все нормально.
Даже эту ужасную книгу вы купили, чтобы почувствовать себя лучше. И читать вы ее будете, только пока получаете удовольствие. Если вы не почувствуете себя лучше, то бросите ее. И тогда почувствуете себя лучше.
Чтобы запустить и сохранить успешный бизнес, вы должны всегда делать так, чтобы ваши клиенты чувствовали себя лучше, и делать это нужно лучше конкурентов. Всегда.
Ваша область инноваций – качество, цена
или удобство
Если бы у вас была возможность выбрать только что-то одно, то чем бы вы хотели заслужить известность? И
чтобы лидировать в отрасли, и для продажи единственной единицы товара – вам неизбежно надо быть лучше,
быстрее или дешевле. Вам нужно предложить уникальную желаемую характеристику, которую не может предложить никто другой. И эта характеристика всегда выделяет вас с точки зрения качества, цены или удобства.
За счет чего вы можете предложить качество, удобство или цену, недостижимые вашими конкурентами? Как только поймете, хватайтесь за это и не отпускайте все время жизни вашей компании. ПОДСКАЗКА: вы должны