Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 624

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 дидактические материалы, которые представляют собой презентацию дисциплины с целью краткого изложения учебного материала.
Полная версия УМК представлена в электронном виде на CD и в сетевой программной оболочке «Пегас» по адресу http://pegas.bsu.edu.ru
. Печатная версия включает в себя теоретические материалы, практикум и глоссарий.
Данный курс сориентирован как на самостоятельную познавательную деятельность слушателей, так и на их умение работать с дополнительными источниками информации, размещенными на бумажных и электронных носителях. Обратите внимание, что большая часть семинарских заданий предусматривает выполнение практических заданий и обсуждение вопросов на форуме. При изучении данного курса вам предстоит столкнуться со следующими видами работ:
 тестированием;
 составлением структурно-логических схем;
 написанием эссе и рефератов по теме;
 заполнением таблиц;
 разработкой плана индивидуальной или групповой консультации.
Все лекции по данной дисциплине сгруппированы в темы.
Теоретическое изучение каждой темы завершается выполнением рубежного тестирования и практических заданий для самостоятельной работы.
Курс разработан группой авторов: Ситниковой М.А., Халанской В.А. С авторами курса можно связаться по электронной почте:
furmanchuk@bsu.edu.ru
, либо по адресу: г. Белгород, ул. Студенческая, 14, ауд. 255 (кафедра психологии).


Тема 1. Психосоциальная работа: ее специфика и
роль в системе социальной работы
Цели и задачи изучения темы
Основной целью является рассмотрение сущности психосоциальной работы, ее специфики как особого направления в системе социальной работы.
Задачи:
- рассмотреть особенности психосоциального подхода, его место и роль в системе социальной работы;
- сформировать представления о задачах, функциях, формах и методах психосоциальной работы;
- дать представление о личности в трудной жизненной ситуации как об объекте психосоциальной работы;
- рассмотреть соотношение понятий «содержание», «методика»,
«технология» и «техники» психосоциальной работы.
1.1.
Психосоциальная работа: понятие, задачи, функции,
формы и методы, роль в системе социальной работы
1.1.1. Сущность психосоциального подхода в системе социальной
работы
Социально-психологическая направленность (личность — общество) эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX в. и привела к возникновению психосоциального подхода. Данный подход в практике социальной работы получил научное обоснование в трудах М.Ричмонд (Mary Richmond) и Ф. Холлинз (Florence
Hollis), а в 1950—1960-е гг. большое влияние на него оказал и психоаналитические идеи 3. Фрейда, а затем и Дж. Боулби. В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуации», т.е. психосоциальность.
Цель психосоциального подхода
— поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Суть помощи — эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации». В широком смысле психосоциальная работа понимается как направление социальной работы, основная цель которой — оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации

, как организация комплекса условий для
продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности. В узком смысле психосоциальная работа — это деятельность специалиста по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей в жизненной ситуации.
Понятие "психосоциальная работа" появилось в России недавно и до сих пор еще нет единого мнения по поводу того, каким содержанием наполнено это понятие, как соотносится это направление с другими смежными сферами: социальной работой, практической психологией, психотерапией и вообще имеет ли право на существование само понятие "психосоциальная работа".
Следует отметить, что это понятие появилось в России в связи и вследствие появления и развития социальной работы, которая, как известно, начала внедряться в России с 1991 года. До этого у нас в некоторой, достаточно слабой степени развивались отдельные отрасли практической психологии, которые, как правило, были привязаны к каким либо сферам человеческой деятельности. Школьная психологическая служба, обслуживала школьный и учебно-воспитательный процесс; психология управления, связанная с подбором и подготовкой руководителей разного уровня, психология спорта, юридическая и т.д.
Особенно остро нуждаются в психосоциальной поддержке люди, переживающие посттравматический стресс после аварий, катастроф, а также участники военных конфликтов, бывшие воины афганской и чеченской войны.
Посттравматический стресс сказывается как на общем психосоматическом неблагополучии, а также проявляет себя в эмоционально-коммуникативных расстройствах, в различных формах социальной дезадаптации, как в семейно- бытовой, так и в производственной сфере. К дезадаптации и межличностным конфликтам в сфере профессиональных и семейно-бытовых отношений чаще всего приводят причины взаимосвязанного и взаимозависимого характера, представленные сложным сочетанием неблагоприятных личностных и средовых характеристик, затрудняющих взаимодействие партнеров.
Психосоциальная работа требуется при решении самого широкого круга проблем, на первое место среди которых выходят семейные, включая как осложнения и трудности в детско-родительских, так и в супружеских отношениях.
Становление и развитие в России социальной работы вызвано возникновением общественной потребности в первичной психологической помощи. В отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях — в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должностных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной работе. Соответственно, интегративный подход фактически заложен и в нормативных документах о деятельности

социальных служб и должностных обязанностях социальных работников.
Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как
- оказание гражданам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования;
- помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях;
- расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей;
- помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
- стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.
Таким образом, основные задачи психосоциальной помощи — расширение диапазона социальных и личностных ресурсов клиента для самостоятельного решения возникающих проблем, преодоление трудностей, актуализация творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических возможностей, необходимых для выхода из кризисного состояния, стимулирование самоуважения и уверенности в себе.
Неожиданные перемены жизненных обстоятельств, такие как утраты и потери, связанные с чрезвычайными ситуациями, техногенными и экологическими катастрофами, террористическими актами и подобными им событиями, вызывают ужас, стресс, состояние неопределенности, фрустрации, ощущение невозможности самостоятельно справиться с трудностями. Именно тогда человек обращается к специалисту за помощью и поддержкой: правовой, экономической, социальной, медицинской, но в первую очередь он нуждается в первичной психологической помощи.
В психосоциальной работе в России особое внимание уделяется психологическим аспектам адаптации субъекта к изменившимся условиям, трудной жизненной ситуации. Психосоциальная работа развивается на стыке наук — практической психологии и социономии (теории социальной работы).
Практическая психология как новая отрасль появилась в отечественной психологии в конце 90-х гг. XX в., что связано с формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека и группу людей. С развитием общества резко возросла зависимость населения от действий одного человека и относительно небольших групп людей
(например: ученых-атомщиков, экологов или террористов). Решения и действия одного человека или группы людей имеют последствия, измеряемые в пределах не только одной страны или региона, но и всей планеты. Достаточно вспомнить аварию на Чернобыльской атомной станции, войну в Ираке, террористические акты на Дубровке (Москва) или Ман- хэттене (США).
Практическая психология в нашей стране развивается очень динамично и стремительно, поскольку предмет ее исследований — индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни. Вместе с

тем в нашей стране появилось еще одно научное направление — теория и практика социальной работы, — которое также обусловлено не только социальным заказом общества, но и жизненной необходимостью. Кризисные явления признаются самыми стрессогенными факторами развития личности современного человека. Они порождают ситуации неопределенности, неустойчивости и как следствие сопровождаются напряженностью, тревогой, эмоциональными всплесками и перегрузками.
Цель социальной работы — содействие человеку в трудной жизненной ситуации, а цель практической психологии — поиск адекватных способов воздействия на человека. В связи с этим предмет исс л е д о в а н и й п с и х о с о ц и а л ь н о й п р а к т и к и — п о и с к способов, мотивирующих человека на преодоление трудной жизненной ситуации, поиск личностных ресурсов и ресурсов социальной среды.
Источниками внешнего социально-психологического неблагополучия человека становятся: потеря работы, близких, инвалидность, хроническая болезнь, смена места жительства и привычных условий жизни, адаптация после травм, возвращение из мест лишения свободы, психологические последствия военных конфликтов и т. п. Особенно беззащитны и уязвимы социально депривированные и дезадаптированные люди. Чаще всего это люди с ограниченными возможностями, пожилые, безработные, люди, находящиеся в кризисе, подвергшиеся насилию, получившие психическую травму.
Г л а в н а я ц е л ь п с и х о с о ц и а л ь н о й р а б о т ы — п р о дуктивная социализация личности в изменившихся условиях. Психосоциальная работа проводится в тех случаях, когда требуется общественное или индивидуальное воздействие, цель которого — забота о здоровье, создание условий нормальной адаптации и социализации личности в социуме, коррекция, восстановление или компенсация утраченных функций поведения, общения, взаимодействия в процессе жизнедеятельности.
Человек умеет приспосабливаться к различным жизненным обстоятельствам, но существуют события и ситуации, выходящие за пределы повседневного человеческого опыта: войны, катастрофы, акты насилия, смерть близкого человека, стихийные бедствия и многое другое. В результате возникает посттравматический стресс.
Еще одна причина посттравматического стресса относится к
внутреннему миру личности. Она связана с реакцией человека на пережитые им события. Все люди реагируют по-разному: трагическое происшествие может нанести тяжелую психологическую травму одному и почти не затронуть психику другого. Если психическая травма относительно слаба, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно проходят: у кого-то в течение нескольких часов или дней, у некоторых через несколько недель. Если же травма была сильной или травмирующее событие повторялось многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы. Потеря душевного равновесия, бурные психические проявления в случае психической травмы — явления совершенно нормальные. Когда у человека нет возможности разрядить