Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 812

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
внутреннее напряжение, вызванное психической травмой, его тело и психика находят способ как-то «пристроиться» к напряжению. В этом и заключается механизм посттравматического стресса.
Особенности первичной психологической помощи в критической ситуации рождают новые комплексные и интегративные подходы в работе с клиентами. Многие принципы этой работы являются общими как для практической психологии, так и для социальной работы. В функции специалиста по социальной работе наряду со многими другими входит и оказание первичной психологической (кризисной) помощи и социальной поддержки человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.
С у щ е с тв у ю т р а з л и чн ы е у р о вн и вз а и м о д е й с т ви я
(и н дивидуальные, групповые и межгрупповые) с клиентами, субъектами различных социальных институтов.
Особое значение придается построению помогающих отношений,
среди которых выделяют несколько уровней взаимодействия. Наиболее важные из них: обращение к себе, поскольку личность, личностное самочувствие и идентификации всегда присутствуют в пространстве взаимоотношений специалиста с клиентом; приобретение умений, навыков и техник, которые позволяли бы без оценки личности направлять ее к осознанию когнитивных, чувственных и духовных сторон, содействуя развитию способностей, их свободному проявлению в различных ситуациях.
Организация всесторонней помощи и поддержки лицам, нуждающимся в повышении своей социальной и психологической компетентности, возможна лишь при условии знания внешних и внутренних особенностей их жизнедеятельности. Поэтому ни одна из социальных дисциплин не может сегодня эффективно функционировать, ограничиваясь теоретическим уровнем обоснования, необходимо осознание специфики повседневной практической работы с людьми.
Коммуникативные контакты работников социальных служб с людьми, интегративная диагностика личности и ее проблем, организация совместной деятельности и взаимодействий рождают новые комплексные подходы и методы в решении человеческих проблем. В любой области социального обслуживания используются методы психологического воздействия на личность и группу. Однако прямое перенесение методов психологии в социальную работу нежелательно, поскольку такие сложные виды работы, как психологическое консультирование и психотерапия, требуют специальных профессиональных навыков и практической подготовки специалиста.
Беседы с клиентом имеют поддерживающий характер и нацелены на рассмотрение пограничных проблем.
Психологическое воздействие специалиста подчинено определенной цели и направлено на изменение психологического состояния клиента, находящегося в критической ситуации

при условии проявления у него признаков социальной дезадаптации, дезинтеграции и депривации.
Однако в задачу специалиста не входит существенное изменение личности, ее межличностных и социальных отношений, даже если эффект от контактов с клиентом в определенной степени приводит к такому результату.
Все концепции социализации, так или иначе, тяготеют к одному из двух подходов, различающихся пониманием роли самого человека в процессе социализации.
1.1.2.
Понятие «психосоциальной работы» и ее основные
направления
Психосоциальная работа является для многих достаточно расплывчатым понятием. В докладе по психотерапии (1975) она определялась как
«профессиональное занятие с ясным пониманием того, какое значение
имеют социальная организация и формы человеческого общения для
психического развития и благополучия индивида». Психосоциальная работа
— это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание
психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента.
Понятие "психосоциальный", с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания — социальные и психические проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой стороны, указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно.
В практической работе границы между психотерапией и психосоциальной работой часто являются подвижными.
Той профессиональной группой, которая находится на водоразделе между психотерапией и психосоциальной работой, являются социальные работники в системе социальной защиты, криминального исправления, школьного образования и большей части учреждений здравоохранения. В своей практической деятельности они часто применяют психотерапевтические знания, но не уверены, в какой мере при этом они регулярно осуществляют психотерапию. Поэтому в последние годы их работу стали называть психосоциальной. Сравнить различные рабочие формы психотерапии и психосоциологии можно на примере их различных целей и уровня притязаний, когда речь идет об изменении ситуации клиента.
Здесь можно выделить три направления психосоциальной работы:
1. Социальная служба.
2. Психосоциальная работа:
— общественно направленное воздействие;
— индивидуально направленное воздействие.
3. Лечение (воздействие):
— психосоциальное воздействие;
— психотерапия.
Социальная служба.
Примером социальной службы является посредничество различного вида:


- выплаты социальных пособий;
- предоставление информации о том, где можно найти работу, получить образование и жилье;
- помощь в списании долгов;
- как добиться льгот в очереди на детский сад или на место в больнице.
Содержание контактов концентрируется на опосредовании имеющихся возможностей и информации. Личность нуждающегося в помощи на этом уровне не затрагивается или затрагивается незначительно. В центре стоит внешняя социальная ситуация. Редко возникают какие-либо особые отношения друг с другом, поскольку контакты с большинством клиентов кратковременны. Ранее этот тип работы доминировал в системе социальной защиты.
Психосоциальная работа. Психосоциальная работа имеет место в большинстве направлений лечебной, воспитательной и исправительной деятельности: забота о здоровье матери и ребенка, детские ясли, школы, система социальной зашиты, система уголовного исправления, воспитание молодежи, психиатрия. Психосоциальная работа осуществляется и в такой специфической сфере, как производство.
Психосоциальная работа включает в себя две различные формы:
1) Общественно направленное воздействие или профилактическая психосоциальная работа, как она иначе именуется, заключается в просветительской деятельности или передаче знаний различным группам.
Примером этой работы могут служить информация и курсы в школе об алкоголе и половых отношениях, примером ее объекта — группа для родителей в детском здравоохранении.
2) Другая форма психосоциальной работы применяется во время контактов с отдельными лицами, т.е. речь идет об индивидуально направленном воздействии.
Личность клиента затрагивается в большей степени, чем при оказании социальной помощи.
Беседы являются по своему характеру поддерживающими и нацелены на проработку пограничных проблем. Речь может идти и о беседе с лицом, находящимся в кризисном состоянии, а также о советах в различной форме. Беседы не нуждаются в особой систематизации, а исходят из актуальных потребностей клиента. Не происходит вникания в прошлое индивида.
Целью не является достижение каких-либо существенных изменений личности, даже если эффект и мог бы стать терапевтическим, т.е. лечебным и освобождающим. Работа, проводимая неспециалистами, например, воспитателями или надзирателями различного вида, можно сказать, находится на данном уровне психосоциальной работы.
Работа по изучению психосоциальной обстановки и мотивационная деятельность также преимущественно относятся ко второму уровню.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

3. Лечение (воздействие). Работа по оказанию психосоциальной помощи
является в высшей степени индивидуально направленной. Проблемы проявляются здесь социально и психологически. Клиент должен иметь иную, более сильную мотивацию, чтобы помощь стала актуальной. Социальный
работник и клиент приходят к согласию о начале совместного процесса решения проблемы.
Воздействие более систематизировано и структурировано, чем общественная психосоциальная работа.
По продолжительности оно простирается от многократных до многолетних контактов. Завязываются более личные отношения, которые используются для осуществления изменений. Такая психосоциальная деятельность также направлена на изменение личности, отношений и социальной ситуации.
Психотерапия определяется как «воздействие, основанное на психологической теории и методах и заключающееся в систематических, целенаправленных мерах по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросе урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психосоматических симптомов, которые являются беспокоящими».
В психотерапии используется ряд методов:
- гипноз,
- поведенческая терапия,
- психодинамическая терапия,
- образная терапия,
- манипуляционный (трансактный) анализ.
В отличие от психосоциального воздействия, психические проблемы стоят в самом центре. К сожалению, психотерапия в течение длительного времени считалась более «высокой», чем психосоциальное воздействие, и имела более высокий статус. Ряд социальных работников, прошедших дополнительную подготовку по психотерапии, покинули организацию, где преимущественно занимались психосоциальным воздействием, и перешли к другой деятельности. Нет никаких оснований возвышать одну форму работы над другой. Обе направлены на глубокие изменения и предъявляют высокие требования к компетенции воздействующего лица.
Многие ученые и практические работники рассматривают психотерапию и психосоциальное воздействие как равноценные формы работы. Психосоциальное воздействие означает, что прорабатывается как социальная, так и психологическая ситуация, в то время как в фокусе психотерапии находится психическое страдание. Если психосоциальное воздействие означает, что прорабатываются как психологические, так и социальные ситуации, включая ближайшее окружение индивида, то психотерапия, прежде всего, обращена к дискомфортному психическому состоянию, которое может выражаться в страхе, беспокойстве, панике, отчаянии, депрессии, психосоматических проблемах. Кроме того, эти формы применяются в различных организациях, направлены на различные группы и отличаются друг от друга рабочей методикой, обусловленной специфическими проблемами целевых групп.
Непосредственно психосоциальная работа, осуществляемая психологом социальных служб, наряду с психологическим консультированием, включает также более углубленные психологическую и социально-психологическую диагностику, в процессе которой выявляются личностные особенности

клиента, затрудняющие его социальную адаптацию и эффективное функционирование в системе профессиональных и семейно-бытовых отношений, а также выявляется характер его отношений с его ближайшим окружением и основные социально-психологические характеристики этого окружения. При этом психосоциальная работа носит как индивидуальный, так и групповой характер, осуществляя психологическую коррекцию, как отдельной личности, так и системы отношений ее ближайшего окружения.
1.1.3.
Правовые основы психосоциальной работы в России
К законодательным и нормативным актам, обеспечивающим нормативно-правовые основы психосоциальной работы в социальных службах относятся, в первую очередь:
1. Федеральный закон от 10.12.95г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения», законодательно закрепивший создание и развитие сети социальных служб для населения, включая оказание социально- психологической помощи.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.93 № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», предполагающее как социально-правовую, так и социально-психологическую охрану и защиту подрастающего поколения.
3. Нормативные акты, регулирующие деятельность социальных учреждений разных ведомств. Документы Министерства социальной защиты населения РФ: Типовое Положение о социальном приюте для детей и подростков; о центре психолого-педагогической помощи населению; примерное Положение о территориальном центре социальной помощи семье и детству и т.д.
4. Нормативно-правовое регулирование условий труда и оплаты социальных работников, социальных педагогов, практических психологов в системе учреждений социального обслуживания.
5. Региональные законодательно-нормативные акты, регулирующие деятельность социальных служб и работу социальных педагогов, социальных работников, практических психологов.
6. Основные документы, регламентирующие данный вид деятельности.
Законодательное и нормативно-правовое регулирование: законы РФ, Указы
Президента
РФ,
Постановления
Правительства
РФ, регулирующие деятельность социальных служб; внутриведомственное и региональное нормативно-правовое регулирование. Нормативно-правовое регулирование условий труда и оплаты.
1.1.4. Понятия об объекте, субъекте, формах и методах
психосоциальной работы
Объект психосоциальной работы
— часть населения, которая в данный момент времени находится в трудной жизненной ситуации. В науке выделяют критические и напряженные ситуации. Это могут быть ситуации