Файл: Конспект лекций по оуд обществознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 366

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4.2.Социальные группы и социальные конфликты

1.Социальная группа – это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Основные критерии выделения социальных групп и общностей: по демографическому критерию (пол, возраст, родство и брак); по этническому (представители племени, народности или нации); по расовому (представители европеоидной, негроидной или монголоидной расы); по поселенческому и территориальному; по профессиональному; по образовательному; по конфессиональному; по социально-классовому; по политическому.

Классификация социальных групп:

1. По способу образования: стихийно возникшие (неофициальные); специально организованные (официальные); реальные; условные.

2. По величине группы и способу взаимодействия ее членов: малые; средние; большие; контактные (первичные); дистанционные (вторичные).

3. По характеру совместной деятельности: практические (совместная трудовая деятельность); гностические (совместная исследовательская деятельность); эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей); гедонические (досуговые, развлекательно-игровые); непосредственно коммуникативные; идеологические; общественно-политические.

4. По личностной значимости: референтные; элитарные.

5. По социальной значимости: социально положительные; асоциальные – социально деструктивные; антисоциальные – криминальные, преступные.

Разновидности социальных групп

1. В зависимости от характера взаимодействия – первичные и вторичные.

Первичной группой является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т. д.).

Вторичная группа – более многочисленная группа, в которой взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется умению членов группы выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т. д.).

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия – формальные и неформальные.


Формальная группа – обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т. д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т. д.

3. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей – малые и большие.

Малая группа – это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности. Характерные черты малой группы: малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек); пространственная близость членов группы; устойчивость и длительность существования; высокая степень совпадения групповых целей, ценностей, норм и образцов поведения; интенсивность межличностных отношений; развитое чувство принадлежности к группе; неформальный контроль и информационная насыщенность в группе; наличие в группе организующего начала (лидер, руководитель; функция руководства может быть распределена между членами группы); разделение и дифференциация персональных ролей; наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

Большая группа – это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т. д.

Функции социальной группы: место социализации личности, приобщение к общественным ценностям, нормам, правилам; инструментальная определяет место и формы работы; социальная – ощущение принадлежности к данной социальной общности, поддержки с ее стороны.

Специфической социальной группой являются маргиналы. Маргиналы – обозначение личностей и групп, находящихся за рамками характерных для данного общества основных социальных групп или господствующих социокультурных норм и традиций. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения новых черт. Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, паразитического поведения.



2. Классификация молодежных групп и движений (в зависимости от особенностей самодеятельности молодежи)

1) Агрессивная самодеятельность: базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц.

2) Эпатажная самодеятельность: базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни – одежде, прическе, так и в духовных – искусстве, науке (панк-стиль и т. д.).

3) Альтернативная самодеятельность: базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.).

4) Социальная самодеятельность: направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.).

5) Политическая самодеятельность: направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы.

Молодежная политика – это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Цель государственной молодежной политики – всестороннее развитие потенциала молодежи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

Основные направления молодежной политики

– вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;

– развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;

– интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

3.Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Типология конфликтов:

1. Исходя из субъектов конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой.

2. По сферам жизнедеятельности: политические; социально-экономические; национально-этнические.

3. В зависимости от способа конфликтного взаимодействия: конфронтация, соперничество, конкуренция.


4. В соответствии с объектом конфликта выделяются конфликты ценностей и конфликты интересов.

5. По последствиям конфликтов различают конструктивные и деструктивные конфликты.

Субъекты (участники) конфликта: свидетели (люди, наблюдающие за конфликтом со стороны); подстрекатели (те, кто подталкивает других участников к конфликту); пособники (люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами); посредники (люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт).

Предмет конфликта – это вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт.

Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.

Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Противоречие – это фундаментальная несовместимость, несогласие из-за каких-то важных (политических, экономических, этнических) интересов.

Социальный конфликт – 1) высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов; 2) борьба индивидов или социальных групп с несовпадающими (разными и противоположными) интересами по поводу одного и того же блага (материальным – пища, одежда, нефть, лес и т. п.; экономическим – сырье, деньги, акции и т. п.; политическим – власть, должность и т. п.; юридическим – правовой статус и т. п.; духовным – национальным, религиозным, научным, эстетическим и т. п.).

Функции социальных конфликтов

1. Позитивные: информирование о наличии социальной напряженности; стимулирование социальных изменений; коммуникативно-информационная (люди в результате столкновения проверяют друг друга, получают новую информацию); созидания (конфликт часто помогает группе сплотиться); нормотворчество (конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов); снятие социальной напряженности.


2. Негативные: создание стрессовых ситуаций; дезорганизация социальной жизни; разрушение социальной системы.

Причины социальных конфликтов: социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций; различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации; религиозные различия; поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

Основные стадии социального конфликта: предконфликтная (конфликтная ситуация); непосредственно конфликт; разрешение конфликта (завершение инцидента, устранение причин конфликта).

Типология и виды социальных конфликтов:

• По длительности: долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.

• По объему: глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.

• По источнику возникновения: объективные; субъективные; ложные.

• По используемым средствам: насильственные и ненасильственные.

• По форме: внутренние и внешние.

• По влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные.

• По характеру развития: преднамеренные и спонтанные.

• По сферам общественной жизни: экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые.

Способы решения социальных конфликтов: компромисс; переговоры; посредничество; арбитраж; применение силы, власти, закона.

Возможные пути выхода из конфликтов: реставрация (возвращение общества к доконфликтному состоянию); невмешательство (выжидание); обновление (активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового).

Условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов:

а) своевременный и точный диагноз причин конфликта, т. е. выявление существующих противоречий, интересов, целей.

б) обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны.

в) совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.
Вопросы для самостоятельной подготовки

  1. Перечислите признаки социальной общности.

  2. На какие формы и виды подразделяются социальные общности?

  3. Перечислите и охарактеризуйте участников социального конфликта.

  4. Перечислите и охарактеризуйте виды социальных противоречий.

  5. Опишите структуру социального конфликта.