Файл: Конспект лекций по оуд обществознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.История социальной мысли

Человек издавна задумывался о себе самом, своем месте в окружающем мире, об отношениях с окружающими людьми, о происхождении и характере высшей власти, направляющей развитие коллектива, сообщества, государства. Картина мира и место человека в нем отразились в ранних мифах, которые существовали практически у всех народов. Новым этапом осмысления сущего и обоснования должного стали философские идеи и учения, выдвинутые в Древних Индии, Китае, Греции. Философия в ту раннюю эпоху развития человечества вбирала в себя знания о мире и человеке.

Известно, что люди древности всегда рассматривали человека как часть сообщества, а сообщество считали частью природы. В их сознании человек и природа не противостояли друг другу. Мир природы наделялся человеческими характеристиками. Эта особенность сознания древних людей отчетливо отразилась в мифах. Но в них проявились и другие черты мировосприятия, которые исследователи в дальнейшем назвали мифологическим сознанием.

Мифологическому сознанию древних народов было присуще восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических. Человек был призван помогать добрым силам, от которых, как верили, зависит его благополучие. Так рождалась ритуальная сторона жизни древнего человека.

      Первым источником религиозно-философской мудрости в Древней Индии стала так называемая ведическая литература веда» — знание) — обширный набор текстов, составлявшихся на протяжении нескольких столетий (1200—600 гг. до н. э.), в которых сильны проявления мифологического сознания. Мир видится как извечное противостояние Космоса и Хаоса, боги часто выступают олицетворением природных сил.
Таким образом, центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности путем ухода от нее в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.

      По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, занимает некое срединное положение в мире и призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: инь (темное начало, пассивное ожидание) и ян (нечто активное, освещающее путь познания). Человек не царь Вселенной, не повелитель природы. Лучшее поведение для человека — это следование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип «у вэй»).


Древние греки создали очень яркую и впечатляющую мифологию. Они же первыми перешли к новому способу рассмотрения мира и породили то, что можно назвать философией в собственном смысле слова (сам термин «философия» — любомудрие — тоже греческого происхождения).

Эпоху, пришедшую на смену Средневековью, не случайно назвали Новой. Она принесла с собой глубокие перемены во все сферы жизни общества. Стало формироваться и новое понимание общества и человека в нем. Сначала оно складывалось в рамках философских течений, позднее появились собственно общественные науки, изучающие отдельные стороны жизни общества: социология, политология, экономическая теория и др.
      В этот период было выдвинуто много новых идей, оригинальных подходов, призванных помочь глубже осмыслить общественную реальность. Не все они выдержали испытание временем. И сегодня исследователи продолжают изучать общество, как в его целостности, так и в отдельных конкретных проявлениях. При этом сохраняется сформировавшееся в предыдущую эпоху многообразие взглядов и оценок.

Многие столетия, как уже отмечалось, взгляды на общество, на природу формировались в рамках философии. В XVII в. естественные науки обрели самостоятельный статус. В конце XVIII—XIX в. шло становление научного обществознания.
Вопросы для самостоятельной подготовки.

  1. Дайте определение что такое «обществознание».

  2. Перечислите науки изучающие общество.

  3. С какого периода началось изучение человека и общества?



Тема 1.1.Социальная сущность человека

1.Человек как результат биологической и социальной эволюции

Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.     Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении прогресса его возникновения и развития, получила название антропогенез.

    Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека. 

      



Религиозная теория

Теория палеовизита

Естественно-научные (материалистические) теории

Ч.Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории

Ф.Энгельс (1820-1895) – социальный мыслитель, политический деятель

Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке

Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа

Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими

Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности 



    Человек - высшая ступень развития живых организмов на ЗемлеБиологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

    Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущ­ность человека.

   Биологическая природа человека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нерв­ной и другими системами. Его биологические свойства жест­ко не запрограммированы, что дает возможность приспосаб­ливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Чело­век становится человеком, лишь вступив в общественные от­ношения, в общение с другими. Социальная сущность челове­ка проявляется через такие свойства, как способность и го­товность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон    сущности человека при­водит к биологизаторству или социологизаторству.

    Биологизаторский подход - акцентирует лишь эволюционно-биологические предпо­сылки человеческой природы

    Социологизаторский подход - объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пи­шет нужные слова

 2.Основные отличия человека от животного

а. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, физически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.

б. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

—  моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

— обладает способностью предвидеть отдаленные послед­ствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

— выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет се­бя от природы.

в. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.


Животные приспосабливаются к окружающей среде, ко­торая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

г. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать ес­тественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

д. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формирова­нием духовного (внутреннего) мира человека.

3.Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.

Индивид  – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

Личность  – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Структура личности:

• Социальный статус – место человека в системе общественных отношений.

• Социальная роль – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.

• Направленность – потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

4.Социализация  – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.


Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т. е. формирует способность участвовать в социальной жизни.

5.Агенты и институты социализации – социальные группы, институты, которые воздействуют на личность, с тем, чтобы человек осваивал конкретные социальные роли. Классификации агентов по разным основаниям:

1) отдельные личности - агенты, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания; 

2)учреждения - институты, которые контролируют протекание социализации.

Выделяют первичную и вторичную социализации агентов: 

- агенты первичной социализации - это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида/ родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.; 

- агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и т. д.

На этапах социализации роль агентов неодинакова:

-основные агенты социализации личности в возрасте от 1 до 3 лет: родители, родственники, братья, сестры. На этом этапе социализации у ребенка формируется мотивация на привязанность к людям; желание доверять им;

-дополнительные агенты формируют конкретные качества ребенка в возрасте от 3 до 8 лет наряду с основными агентами: учителя, воспитатели, врачи и т. д. Личность овладевает мыслительными и познавательными навыками;

- СМИ обеспечивают усвоение ценностей и стандартов;

- малые социальные группы ровесников от 8 до 15 лет облегчают переход от родительской опеки к взрослости.

Последствиями нарушений социализации могут выступать психические отклонения, различные виды беспокойств (фобии), деградация личности, преступность.
Вопросы для самостоятельной подготовки.

  1. Объясните: почему человек является биологическим и социальным существом одновременно?

  2. Объясните: чем отличаются индивид, индивидуальность и личность?

  3. Перечислите и охарактеризуйте элементы структуры личности.

  4. Что такое социализация?

  5. Что такое период социализации?

  6. Чем отличаются процессы первичной и вторичной социализации?

  7. Кто является агентами социализации? Перечислите агентов вторичной социализации.



Тема 1. 2.Материальная и духовная культура.

1.Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

  • технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

  • деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;

  • ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.