ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 329
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.История социальной мысли
Человек издавна задумывался о себе самом, своем месте в окружающем мире, об отношениях с окружающими людьми, о происхождении и характере высшей власти, направляющей развитие коллектива, сообщества, государства. Картина мира и место человека в нем отразились в ранних мифах, которые существовали практически у всех народов. Новым этапом осмысления сущего и обоснования должного стали философские идеи и учения, выдвинутые в Древних Индии, Китае, Греции. Философия в ту раннюю эпоху развития человечества вбирала в себя знания о мире и человеке.
Известно, что люди древности всегда рассматривали человека как часть сообщества, а сообщество считали частью природы. В их сознании человек и природа не противостояли друг другу. Мир природы наделялся человеческими характеристиками. Эта особенность сознания древних людей отчетливо отразилась в мифах. Но в них проявились и другие черты мировосприятия, которые исследователи в дальнейшем назвали мифологическим сознанием.
Мифологическому сознанию древних народов было присуще восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических. Человек был призван помогать добрым силам, от которых, как верили, зависит его благополучие. Так рождалась ритуальная сторона жизни древнего человека.
Первым источником религиозно-философской мудрости в Древней Индии стала так называемая ведическая литература («веда» — знание) — обширный набор текстов, составлявшихся на протяжении нескольких столетий (1200—600 гг. до н. э.), в которых сильны проявления мифологического сознания. Мир видится как извечное противостояние Космоса и Хаоса, боги часто выступают олицетворением природных сил.
Таким образом, центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности путем ухода от нее в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.
По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, занимает некое срединное положение в мире и призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: инь (темное начало, пассивное ожидание) и ян (нечто активное, освещающее путь познания). Человек не царь Вселенной, не повелитель природы. Лучшее поведение для человека — это следование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип «у вэй»).
Древние греки создали очень яркую и впечатляющую мифологию. Они же первыми перешли к новому способу рассмотрения мира и породили то, что можно назвать философией в собственном смысле слова (сам термин «философия» — любомудрие — тоже греческого происхождения).
Эпоху, пришедшую на смену Средневековью, не случайно назвали Новой. Она принесла с собой глубокие перемены во все сферы жизни общества. Стало формироваться и новое понимание общества и человека в нем. Сначала оно складывалось в рамках философских течений, позднее появились собственно общественные науки, изучающие отдельные стороны жизни общества: социология, политология, экономическая теория и др.
В этот период было выдвинуто много новых идей, оригинальных подходов, призванных помочь глубже осмыслить общественную реальность. Не все они выдержали испытание временем. И сегодня исследователи продолжают изучать общество, как в его целостности, так и в отдельных конкретных проявлениях. При этом сохраняется сформировавшееся в предыдущую эпоху многообразие взглядов и оценок.
Многие столетия, как уже отмечалось, взгляды на общество, на природу формировались в рамках философии. В XVII в. естественные науки обрели самостоятельный статус. В конце XVIII—XIX в. шло становление научного обществознания.
Вопросы для самостоятельной подготовки.
-
Дайте определение что такое «обществознание». -
Перечислите науки изучающие общество. -
С какого периода началось изучение человека и общества?
Тема 1.1.Социальная сущность человека
1.Человек как результат биологической и социальной эволюции
Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении прогресса его возникновения и развития, получила название антропогенез.
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.
Религиозная теория | Теория палеовизита | Естественно-научные (материалистические) теории | |
Ч.Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории | Ф.Энгельс (1820-1895) – социальный мыслитель, политический деятель | ||
Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке | Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа | Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими | Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности |
Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Биологизаторский подход - акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы
Социологизаторский подход - объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова
2.Основные отличия человека от животного
а. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, физически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.
б. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
— моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
— обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
— выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
в. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
г. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.
д. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
3.Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.
Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).
Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).
Структура личности:
• Социальный статус – место человека в системе общественных отношений.
• Социальная роль – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.
• Направленность – потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
4.Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.
Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т. е. формирует способность участвовать в социальной жизни.
5.Агенты и институты социализации – социальные группы, институты, которые воздействуют на личность, с тем, чтобы человек осваивал конкретные социальные роли. Классификации агентов по разным основаниям:
1) отдельные личности - агенты, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания;
2)учреждения - институты, которые контролируют протекание социализации.
Выделяют первичную и вторичную социализации агентов:
- агенты первичной социализации - это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида/ родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.;
- агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и т. д.
На этапах социализации роль агентов неодинакова:
-основные агенты социализации личности в возрасте от 1 до 3 лет: родители, родственники, братья, сестры. На этом этапе социализации у ребенка формируется мотивация на привязанность к людям; желание доверять им;
-дополнительные агенты формируют конкретные качества ребенка в возрасте от 3 до 8 лет наряду с основными агентами: учителя, воспитатели, врачи и т. д. Личность овладевает мыслительными и познавательными навыками;
- СМИ обеспечивают усвоение ценностей и стандартов;
- малые социальные группы ровесников от 8 до 15 лет облегчают переход от родительской опеки к взрослости.
Последствиями нарушений социализации могут выступать психические отклонения, различные виды беспокойств (фобии), деградация личности, преступность.
Вопросы для самостоятельной подготовки.
-
Объясните: почему человек является биологическим и социальным существом одновременно? -
Объясните: чем отличаются индивид, индивидуальность и личность? -
Перечислите и охарактеризуйте элементы структуры личности. -
Что такое социализация? -
Что такое период социализации? -
Чем отличаются процессы первичной и вторичной социализации? -
Кто является агентами социализации? Перечислите агентов вторичной социализации.
Тема 1. 2.Материальная и духовная культура.
1.Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
-
технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества; -
деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества; -
ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.