Файл: разработка бизнес плана инвестиционного проекта торговой организации на примере общества с ограниченной ответственностью мечта.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Масштабы проекта определяют размер инвестиций. Это могут быть малые, средние и крупные проекты, выделяют также мегапроекты. Целевые мегапроекты включают в себя международные, межгосударственные или региональные программы, содержащие обширный перечень различных по направлениям проектов, которые взаимосвязаны между собой.
В зависимости от направленности существуют проекты коммерческие, экологические и социальные.
По степени влияния инвестиционных проектов на различные рынки выделяют локальные, крупномасштабные, глобальные проекты. Реализация глобальных проектов способствует улучшению экономической, социальной или экологической ситуации на планете.
Степень риска влияет на разделение надежных и рисковых проектов. Надежные проекты отличаются высокой степенью гарантии получения результатов. Рисковые инвестиционные проекты обладают неопределенным характером получения результатов. Такой характер проекта может быть при создании новых предприятий, внедрении новых технологий.
Инвестиционные проекты предназначены под различные цели, формы, разное содержание. Но все проекты объединяют общие черты, положенные в основу классификации, которые представлены ценовой оценкой проекта, самоокупаемостью и промежутком времени между моментом вложения инвестиций и получением доходов.
Существует три основных этапа инвестиционного проекта:
-
прединвестиционный; -
инвестиционный; -
эксплутационный.
Первая стадия – прединвестиционная, включает в себя следующие мероприятия:
-
проверку первоначального замысла проекта; -
составление задания на разработку и обоснование проекта; -
разработку бизнес-плана; -
выбор местоположения объекта; -
выделение инвестиций на проектирование; -
проведение тендеров на проектирование; -
выбор проектной организации, и заключение с ней договора; -
разработку и утверждение проектно-сметной документации; -
отвод земли под строительство; -
получение разрешения на строительство (реконструкцию); -
заключение подрядного договора.
Этот этап выполняется заказчиком (инвестором).
Необходимо особо подчеркнуть, что степень прединвестиционных исследований и проработок может варьироваться в зависимости от требований инвестора, возможностей финансирования и времени, отведенного на их проведение.
Принято выделять три уровня прединвестиционных исследований:
-
исследования возможностей; -
подготовительные, или предпроектные исследования; -
оценка осуществимости или технико-экономические исследования.
Различие между фазами и уровнями инвестиционных исследований условно. Поэтапная подготовка окончательного решения необходима только для крупных проектов, где большая часть инвестиции направляется на строительство новых предприятий или на организацию нового производства.
Сроки прединвестиционной фазы во многих случаях не могут быть определены достаточно точно, поскольку на этом этапе могут рассматриваться различные организационные принципы осуществления проекта. Возможна также подготовка нескольких технико-экономических обоснований по реализации одной и той же идеи, различаемых продолжительностью выполнения комплекса мероприятий и соответственно стоимостью, риском и доходностью проекта. При этом за счет рассмотрения нескольких альтернативных вариантов проектов и выбора лучшего из них по определенному критерию могут быть снижены расходы на реализацию проекта.
Инвестиционная фаза реализации проекта состоит из следующих мероприятий:
-
строительства (реконструкции, капитального ремонта) объектов, входящих в проект; -
монтажа оборудования; -
пусконаладочных работ; -
производства опытных образцов; -
выхода на проектную мощность.
В течение инвестиционной фазы осуществления проекта формируются активы предприятий, заключаются контракты на поставку сырья комплектующих, производится набор рабочих и служащих, формируется портфель заказов.
Завершающая эксплуатационная фаза проекта существенно влияет на эффективность вложенных в него средств. Чем дальше будет отнесена во времени ее верхняя граница, тем больше будет совокупный доход. В течение этой фазы осуществляется:
-
сертификация продукции; -
создание центров ремонта; -
создание дилерской сети; -
текущий мониторинг экономических показателей проекта.
1.3. Разработка бизнес – плана: принципы и содержание разделов
Бизнес-план – это результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно – экономических условиях [4, c.65].
Бизнес – план опирается на конкретный проект оказания новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т. д.), всесторонний анализ производственно–хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение его сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм, а также изучение конкретных финансовых, технико–экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Для успешной организации бизнес – планирования необходимо наличие четырех обязательных условий, которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес – планирования коммерческой организации [21, c.9].
Во-первых, организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа выполнения бизнес – плана, которая образует аналитический блок процесса финансового планирования.
Во-вторых, для разработки финансовых планов нужны внутренняя информация – о деятельности предприятия и внешняя – о деятельности конкурентов.
В – третьих, процесс бизнес - планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Организационная структура включает службы аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес – плана коммерческой организации; совокупность структурных подразделений, которые ответственны за выполнение бизнес – плана.
В четвертых, в процессе финансового планирования происходят регистрация и обработка больших массивов информации. Программно – технические средства, используемые при этом, составляют программно – технический блок системы финансового планирования.
Кроме того, функционирование системы бизнес – планирования в рамках действующего нормативно – правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и другие.
Основой информационного блока в бизнес – планирование являются:
-
экономическая информация – прогноз процентных ставок, темпов инфляции; -
учетная информация – бухгалтерский учет и управленческий учет; -
финансовая информация – сообщения финансовых органов, учреждений банковской системы, товарных и валютных бирж; -
политическая информация.
Бизнес – планирование – это упорядоченная совокупность действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес – планирования, разработкой бизнес – плана, его продвижением на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес – плана, контролем за его выполнением.
Основные стадии процесса бизнес – планирования:
-
подготовительная; -
разработки бизнес – плана; -
продвижение бизнес – плана на рынок интеллектуальной собственности; -
реализация бизнес – плана.
Бизнес – план – это документ, страхующий успех предполагаемо бизнеса, важнейший инструмент, позволяющий принять наиболее перспективные решения и определить средства для достижения целей бизнеса.
Существует множество версий бизнес – планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Наибольшие их различия наблюдаются в изменении бизнес – планов в зависимости от назначения: по бизнес – линиям и по предприятию в целом. Так, например, различными будут бизнес планы для одноточечной (состоящей из одного предприятия) и многоточечной (состоящей и двух и более предприятий) организаций. При планировании деятельности многоточечной организации сначала разрабатываются планы для каждого предприятия, а затем планы сводятся в один бизнес – план.
Если бизнес начинается впервые, то в план включаются лишь расчетные показатели. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес – план для организации с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, наиболее сложный. Для него важны показатели, характеризующие инвестиционный проект, а уже после – обычные разделы бизнес – плана, увязанные с этим проектом.
Бизнес – план для непроизводственных организаций вместо развернутого плана производства включают перечень планируемых услуг (работ). Прежде всего, определяются условия предоставления услуг (выполнения работ), наличие лицензии, разрешений, сертификатов, обеспечение прав потребителей. В так называемом оперативном плане прогнозируются средства, помещения и ресурсы, которые будут необходимы для ведения бизнеса в предстоящий период, а также потребность в материалах, рабочей силе, средствах связи и т.п. Остальные разделы разрабатываются аналогично планам производственных организаций [21, c. 17].
Приведем основные разновидности бизнес – планов:
-
Бизнес – план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов. Он является основой для переговоров с потенциальными инвестором или партнером, для выяснения степени их заинтересованности или возможной вовлеченности в проект. -
Бизнес- план компании – изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов. -
Бизнес – план структурного подразделения (центра финансовой ответственности) – изложение перед высшим руководством корпорации плана развития его хозяйственной (операционной) деятельности для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли. -
Бизнес – план развития региона (страны) – обоснование перспектив социально – экономического развития региона (страны) и объемов его финансирования. -
Бизнес – план на кредит – заявка на получение заемных средств от организации – кредитора. -
Бизнес – план на грант – заявка на получение средств из государственного бюджета или благотворительных фондов для решения острых социально – политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона и общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект.
Бизнес – план используется управленческим персоналом для определения круга проблем, с которыми встретится предприятие, при реализации своих намеченных целей, для оценки финансового положения и конкурентоспособности предприятия на существующем и новом рынках товаров и услуг, а также для формулировки этих проблем и обеспечения их решения.
Потенциальными инвесторами и кредиторами бизнес – план используется для оценки экономической эффективности намечаемых фирмой бизнес – проектов, реальности получения прибыли и для возврата кредиторами вложенных в проект средств.
При составлении бизнес – планов каждого вида особое внимание следует уделять определенным вопросам, связанным с целью его составления. Самое сложное в бизнес – планирование – это прогнозы. Их должны делать люди, которые реализуют проекты. От прогнозов зависит правильность бизнес – планов.
В зависимости от характера предлагаемого проекта бизнес – план может содержать разделы, отражающие его специфические особенности, но в целом его содержание стандартно и включает следующие разделы:
-
Резюме. Этот первый и краткий раздел бизнес – плана излагает: суть проекта – его цели и потенциальную эффективность; возможность реализации проекта в конкретных рыночных условиях; кто и как будет осуществлять проект; способы финансировании проекта; потенциальные выгоды от инвестирования в проект: объем продаж, издержки производства и сбыта, норма прибыли, срок окупаемости и возврата инвестированных средств. -
Товар. В этом разделе помещаются сведения о том, какие потребности удовлетворит предлагаемые к производству продукция или услуги, каковы их выгодные отличия от продукции и услуг уже имеющихся на рынке, какими авторскими правами защищены предлагаемые продукция или услуги, какой может быть их цена и насколько она конкурентоспособна, какую норму прибыли обеспечит реализация (продажа) продукции или услуг. -
Рынок сбыта. В разделе дается обоснование того, кто основные потребители продукции или услуги, какой может быть объем сбыта в настоящее время и в перспективе, кто является основными конкурентами, каковы объем их продаж, стратегия маркетинга, доходы от реализации, какова продукция конкурентов (основные характеристики, уровень качества), по какой цене реализуют (продают) продукцию или услуги конкуренты, их ценовая политика. -
Стратегия маркетинга. Раздел включает следующие пункты: предлагаемая система распределения и сбыта продукции или услуг на внутреннем и внешних рынках; цена реализации и структура ценообразования; необходимые мероприятия по рекламе, предполагаемые рекламные средства и структура расходов на рекламу; мероприятия по содействию сбыта – дополнительные льготы покупателям, послепродажное обслуживание. -
Производственная программа содержит сведения о том, где будет производится продукция или услуги, нужно ли создание новых производственных мощностей или можно использовать (переоснастить) действующее предприятие, каков оптимальный объем производства на планируемом предприятии, какие необходимы инвестиции для достижения оптимальной мощности, как будет обеспечено предприятие сырьем, комплектующими изделиями, другими факторами производства, какие будут использованы технологии и оборудование, будет ли предприятие работать в кооперации с другим предприятием. -
Организация производства содержит следующую информацию: какова будет организационная схема планируемого предприятия; насколько предприятие обеспечено кадрами – перечень имеющихся специалистов, их квалификация, опыт работы; какими будут уровень, форма оплаты труда разных категорий работников с учетом социальных льгот; какой будет технологическая схема предприятия. -
Организационно – правовая форма предприятия включает сведения о том, каковы правовой статус, форма собственности на планируемом предприятии; какими правами будет располагать потенциальный инвестор на предприятии, кто является спонсорами или уже определившимися инвесторами планируемого предприятия; какими правами наделены имеющиеся спонсоры или инвесторы; какими юридическими правами располагает предприятие данной формы собственности, какие юридические акты целесообразно совершить потенциальному инвестору для того, чтобы приобрести предлагаемые ему права, и какую правовую ответственность это влечет по национальному и местному законодательству. -
Финансовый план указывает какой общий объем инвестиций необходим для создания предприятия; каковы источники финансирования; какими должны быть структуры финансирования по источникам и видам валют; на каких условиях будут привлечены финансовые средства для обеспечения долгосрочными инвестициями и оборотным капиталом. -
Риски и страхование. В разделе указывается: каковы возможные риски; из каких источников и в какой момент они могут возникнуть; как уменьшить риски и потери; каковы меры профилактики рисков; какой должна быть программа страхования от рисков. -
Рентабельность проекта содержит оценку: того, каковы инвестиционные издержки на создание предприятия в целом и на единицу продукции; во сколько обойдутся эксплуатация планируемого предприятия, организация сбыта продукции или услуг; каковы могут быть общие доходы от реализации продукции или услуг; какие налоги должно платить планируемое предприятие; в какие сроки и в каких размерах планируется вернуть заемные средства; каков может быть общий прибыли данного предприятия, ее норма.