Файл: Т. И. Ачи нович. Минск бгу, 2022. 199 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1120

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методики работы психолога-консультанта
с семейными конфликтами
В проведении консультирования по решению семейных конфликтов выделяют три
этапа.
1.
Диагностика. Определение необходимости консультирования и прогноз эффекта воздействия на семью – это начальная диагностиче- ская стадия коррекции супружеских отношений. Под семейным диагно- зом понимается типизация нарушенных семейных отношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи. Особенность про- цедуры семейной диагностики заключается в сквозном характере: она сопровождает консультирование на всех этапах и предопределяет выбор психокоррекционных техник. Для диагностики семейного конфликта можно воспользоваться такими методиками, как «Характер взаимодей- ствия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман) или «Мое письмо о супруге» (С. А. Белорусов).
Рекомендуются две методики диагностики семейных отношений на выбор специалиста: «Реакция супругов на конфликт» и «Характер взаи- модействия супругов в конфликтной ситуации». Их можно применять на диагностическом этапе при необходимости, в случае если информации, полученной от клиентов, специалисту недостаточно. Методики можно использовать и на завершающем этапе консультирования для опреде- ления эффективности полученных результатов.
2.
Восстановление супружеских отношений с последующим раз-
решением конфликта. Успешность перехода к данному этапу зави- сит от снижения психической напряженности консультируемого. В ходе односторонних встреч консультанта с клиентом и членами его семьи осуществляется выявление и прояснение истоков семейного конфликта, а также ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлеченного в конфликт, в результате установле- ния адекватного контакта с консультантом. Последний помогает каждому из участников конфликта научиться говорить на языке, понятном всем.
Он берет на себя роль посредника.
При нормализации супружеских отношений для психолога важно:
• не допустить нового обострения конфликта в его присутствии
(обвинения, оскорбления, грубость);
• не встать на сторону одного из супругов, так как нередки попытки включить консультанта в конфликт в качестве союзника;
• с самого начала стремиться к расширению понимания супругами конфликтной ситуации, оценке ее с позиции оппонента;

• терпеливо относиться к медленной, но положительной эволюции, восстановлению супружеских отношений;

35
• уважительно относиться к нормам и ценностям, которые прини- маются или отстаиваются супругами;
• не стремиться давать советы, а помогать клиентам самостоятельно найти правильное решение;
• соблюдать деликатность и анонимность, особенно в тех вопросах, которые касаются интимных отношений супругов.
На данном этапе работы психолог-консультант должен постепенно подойти к разрешению конфликта, этому способствует выполнение следующих
правил:
• умение личности соблюдать принципы социальной дистанции: супружеские конфликты могут вспыхнуть не только в случаях, когда люди чрезмерно далеки, но и когда они очень близки друг другу;
• следование правилу разнообразия: чем больше взаимной заин- тересованности супругов, чем разнообразнее их интересы и больше совпадений в них, тем значительнее ресурс сотрудничества и меньше возможностей для возникновения конфликтного противостояния;
• правило сглаживания: «сглаживатель» старается погасить стрем- ление к конфликтному противостоянию у другого человека;
• как можно больше благожелательных посылов: супруг, одарива- ющий свою половину такими посылами, способен предотвратить кон- фликт, даже если для этого возникают некоторые предпосылки.
Немаловажным в работе с семейными конфликтами является умение их предупреждать. Разработано много рекомендаций по нор- мализации супружеских взаимоотношений, предупреждению пере- растания спорных ситуаций в конфликты (В. В. Владин, Д. З. Капустин,
И. В. Дорно, А. П. Егидес, Ю. Б. Рюриков). Большинство из них сводятся к следующему:
• уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близ- кий для тебя человек – отец (мать) твоих детей. Старайся не копить ошибки, обиды и «грехи», а сразу реагируй на них. Это исключит нако- пление отрицательных эмоций;
• исключи сексуальные упреки, так как они не забываются;
• не делайте замечаний друг другу в присутствии других (детей, знакомых, гостей и т. д.);
• не преувеличивай собственные способности и достоинства, не считай себя всегда и во всем правым; больше доверяй, а ревность своди к минимуму;
• будь внимательным, умей слушать и слышать своего партнера;
• не опускайся, заботься о своей физической привлекательности, работай над своими недостатками;
• никогда не обобщай даже явные недостатки супруга (супруги), говори только о поведении в конкретной ситуации;


36
• относись к увлечениям супруга (супруги) с интересом и уважени- ем; в семейной жизни иногда лучше не знать правду, чем во что бы то ни стало пытаться установить истину;
• старайтесь находить время для отдыха друг от друга. Это поможет снять эмоционально-психологическую перенасыщенность общением.
На втором этапе выделяют техники работы психолога-консультанта с семейной парой, находящейся в конфликте. В современной практи- ческой психологии разработан ряд техник, позволяющих формировать у супругов навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации:
«Супружеский договор», «Супружеская конференция», «Конструктивный спор» и др.
«Супружеский договор», или «Техника списка»
Цель: выработка у супругов навыков согласования и приспособления в конфликтной ситуации.
Алгоритм проведения
Сущность техники состоит в том, что супругам предлагается в пись- менном виде изложить свои требования по отношению друг к другу.
Далее психолог-консультант помогает супругам сделать их требования максимально конкретными. После этого по пунктам требований между супругами заключается договор: каждый будет стараться делать то, что требуется другому, в ответ на его встречную активность. Через неде- лю они вновь встречаются с психологом и обсуждают, что необходимо изменить в договоре, чем его надо дополнить. Анализируются причи- ны незапланированных нарушений, возможности их предотвращения в будущем.
Порой строятся графики освоения навыков: клиенты получают фор- муляры, в которых отмечают частоту желаемого (или нежелательного) поведения по отдельным дням. На основе этих формуляров строится график освоения навыков решения проблем.
Вместо графиков можно использовать дневниковые записи – еже- дневные отметки о стремлении партнера достигнуть положительных изменений поведения. Например, клиент получает задание ежедневно отмечать, «что сегодня партнер сделал мне приятного» или «что из сде- ланного сегодня партнером мне понравилось».
«
Супружеская конференция»
Цель: сделать общение между партнерами более открытым, повы- сить сплоченность семьи, ослабить борьбу за власть и создать условия для обучения конструктивным способам решения семейных проблем.
Алгоритм проведения
Для оптимизации внутрисемейного общения супругам может быть предложена возможность регулярных встреч с психологом. При этом время, место и частота этих встреч особо оговариваются. Время, отве-


37
денное для конференции, супруги должны полностью посвятить друг другу, исключив какие-либо посторонние вмешательства. Если эта идея принимается, партнеры договариваются о встречах, выбирают наиболее удобное для обоих время их проведения и знакомятся со списком пра- вил, который разрабатывается психологом с учетом индивидуальных особенностей данной супружеской пары и характера ее проблем.
Список правил:
1) супруги встречаются в условленное время и в условленном месте как минимум один раз в неделю;
2) один партнер говорит в течение какого-то фиксированного вре- мени (примерно 30 минут) на любую тему. Другой должен внимательно слушать не перебивая и не делать чего-либо, что могло бы нарушить процесс общения. Первый партнер может говорить ровно столько, сколько ему отведено времени. Если он заканчивает раньше, то оставшееся время супруги молчат;
3) второй партнер кратко (в течение трех минут) рассказывает о том, что он услышал в монологе первого, и как все это понял. Запрещается осуждение и критика. Цель данного процесса – адекватное восприятие слов говорящего и признание его права на собственную позицию;
4) второй партнер говорит в течение отведенного времени (равного тому, что было отведено первому), а первый его внимательно слушает;
5) после того как второй партнер закончил свой монолог, первый в течение трех минут должен резюмировать услышанное и подтвердить, что он адекватно воспринял позицию другого, а также то, что она, равно как и его собственная, имеет право на существование;
6) обсуждение следует закончить в строго определенное время;
7) вопросы, анализируемые на конференции, не должны подниматься вплоть до следующей встречи;
8) в начале следующей встречи супруги рассказывают о том, что с ними произошло в промежуток времени между конференциями и как они к этому относятся.
Психолог в соответствии с актуальной ситуацией корректирует прави- ла проведения последующей конференции и еще раз повторяет задание.
Задача данной техники – сделать общение между партнерами более открытым, повысить сплоченность семьи, ослабить борьбу за власть и создать условия для обучения конструктивным способам решения семейных проблем.
«Конструктивный спор»(С. Кратохвил)
Цель: восстановление каналов коммуникации и разрешение супруже- ских конфликтов. Техника предоставляет супругам возможность открыто и нетравматично друг для друга обмениваться информацией об имею- щихся трудностях во взаимоотношениях, осознаваемых и подавляемых чувствах и желаниях, противоречиях в исполнении семейных функций.


38
Алгоритм проведения
Осуществляется предварительная подготовка супругов. Техника может использоваться ими для преодоления своих разногласий только после прохождения специальной подготовки в группе супружеских пар, состоящей из 8–12 человек (супругам необходимо посетить не менее
6–8 занятий продолжительностью 2 часа каждое). В группах супруже- ских пар обучение конструктивному спору осуществляется с помощью сценарных разработок, которые составлены по типу незаконченных предложений. Муж и жена получают описание ситуации и контур роли.
После идентификации с предписанными ролями они начинают взаимо- действие. Наиболее актуальные темы для групп конструктивного спо- ра – воспитание детей, ревность, распределение обязанностей в семье, доминирование / подчинение и др.
С. Кратохвил выделяет три фазы конструктивного спора, каждая из которых проводится по определенным правилам:
• вводная: «Дай знать, что хочешь спорить, и назови предмет спора»;
• средняя: «Скажи, что думаешь о поведении партнера, отреагируй и критикуй»;
• финальная: «Признай свои ошибки и найди положительное в пар- тнере».
Общая продолжительность конструктивного спора не должна пре- вышать 10–15 минут, а финальной фазы – 1,5–2 минуты. Если супруги продолжают критиковать друг друга, психолог дает команду заканчивать спор и выполнить требования финальной фазы (спор завершается ру- копожатием, объятиями или поцелуем).
По окончании конструктивного спора по определенным критериям и позициям оцениваются его стиль и результаты (табл. 1).
Таблица 1
Стиль и результаты спора
Критерий
Стиль спора
Позитивный
Негативный
Конкретность
В споре есть предмет; нападение или защита сво- дится к конкретному пове- дению «здесь и сейчас»
Наблюдается обобщение: поведение называется типичным, прослежива- ются ссылки на ошибки прошлого
Втянутость
Оба увлечены, наносят и получают сильные
«удары»
Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, обижается, прекращает спор преждевременно

39
Критерий
Стиль спора
Позитивный
Негативный
Коммуникация Прослеживается ясная, открытая позиция; каждый говорит за себя.
Хорошая обратная связь
Наблюдается слишком частое повторение своих доводов и невниматель- ность к доводам партнера; скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, «шум»
Честность
Не допускаются «удары ниже пояса»; обращается внимание на то, сколько может вынести партнер
Приводятся аргументы, не относя щиеся к предме- ту спора, но бьющие по слабому месту
Критерий
Результат спора
Положительный
Отрицательный
Информатив- ность
Клиент узнал, получил или научился чему-то новому
Клиент не узнал ничего нового
Реагирование
Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии
Напряжение не исчезло, а усилилось
Сближение
Спор привел ко взаимо- пониманию и сближению партнеров. Супруги сохра- няют свое достоинство
Партнеры отдалились друг от друга еще больше.
Ощущение, что они не по- няты или сильно обижены
Улучшение
Проблема устранена, ситуация разрешилась; звучат оправдания, извинения, строятся пла- ны на будущее
Ничего не решено;
участник не пытается что-то исправить или оставляет это партнеру и не хочет его прощать
Для конструктивного спора характерны реализм, конкретность, откры- тость, честность, ответственность, юмор, акцентуация внимания участ- ников на необходимости соблюдения следующих правил честной игры:
• участники должны воздерживаться от упоминания о прошлых обидах, аргументов, направленных на слабое место партнера: вес, осо- бенности фигуры, внешности, дефекты речи и др.;
• необходимо воздерживаться от критики родственников: «Ты такая же глупая, как и твоя мать», «Ты такой же рохля, как и твой отец» и др.;
• в споре следует использовать описательные безоценочные кон- струкции;
Окончание табл. 1