Файл: Лекция 6. Методы, средства и формы обучения План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мультимедийный учебный контент – это контент, представляющий
собой синтез различных видов информации (текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео), при котором возможны различные способы ее структурирования, интегрирования и представления.


«…Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электрон-ный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться…».

Данный комплекс включает: полноэкранные иллюстрации с текстовыми подписями, комментариями, формулами; интерактивные 3D модели, которые можно вращать, выбирая требуемое положение; анимации, иллюстрирующие различные явления и изучаемые процессы; интерактивные таблицы величин и параметров; интерактивные модели явлений, экспериментов; интерактивный задачник. Преимущества комплекса: материалы пособий соответствуют как базовому, так и углубленному уровням подготовки обучающихся;  могут быть использованы при работе с любым учебником, имеющим гриф Министерства образования и науки РК и включенным в  перечень учебников; совместимы и одинаково высокоэффективны с любой операционной системой, установленной на пользовательском компьютере (Windows, Mas OSX, Linux); формируют систему интерактивного обучения при активном взаимодействии с различными цифровыми образовательными ресурсами. Не требует специального обучения для преподавателя.

«Цифровая школа» – это масштабный проект комплексного внедрения ИКТ в образовательную среду учреждения, который позволяет наращивать функциональность и объем образовательного контента в условиях непрерывного совершенствования программно-аппаратных средств.

Содержание технологии Lesson-Study и история её возникновения и развития.

Технология Lesson-Study нацелена на развитие и совершенствование процессов преподавания и обучения. Lesson-Study – это педагогическая технология, которая характеризуется особой формой исследования в действии на уроках, направленной на совершенствование знаний в области учительской практики. В русскоязычной педагогической литературе в качестве синонима понятия Lesson-Study используют термин «исследование урока».

Изучение истории возникновения технологии Lesson-Study в школьной практике показало, что возникла она в Японии уже в 70-х годах XIX века, но приобрела популярность значительно позже, после подтверждения в ходе международных исследований наличия глубоких знаний у японских учителей, как в области педагогики в целом, так и в области преподаваемого предмета, обеспечивающих высокий уровень образовательных достижений японских учащихся (TIMSS, 1999).


В настоящее время разработкой научных основ и продвижением технологии Lesson-Study занимается Питер Дадли. Он имеет степень PhD, является почетным профессором г. Лестер (Великобритания). Питер Дадли обладает большим практическим опытом преподавания в начальных и средних школах в Восточном Лондоне и за рубежом, является автором ряда монографий в сфере образования, выступает консультантом различных исследовательских программ по применению технологии Lesson Study.

Сегодня технология Lesson-Study помимо Японии и Великобритании используется и в других странах – Сингапуре, Гонконге, Китае, Казахстане, США, Швеции, Канаде, Австралии и др. Появился и опыт использования данной технологии. Как показывает мировой опыт применения технологии Lesson-Study «эффективность его использования в целях совершенствования методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся по ключевым предметам в начальной и средней школе, а также в целях разработки концептуальных педагогических подходов, таких как оценивание для обучения, весьма высока».

Применение технологии Lesson-Study для развития профессиональных компетенций педагогов способствует:

- освоению учителями современных методик и технологий обучения в ходе реального учебного процесса;

- развитию умения педагогов работать в команде;

- развитию умения педагогов прогнозировать и диагностировать результаты обучения;

- пониманию учителями разницы между тем, что, по их мнению, должно происходить во время обучения детей на уроке, и тем, что происходит в реальности.

Этапы реализации технологии Lesson-Study

Опишем этапы реализации технологии Lesson-Study на практике.

Первый этап – определение группы учителей (желательно из 3 человек), заинтересованных во внедрении в школе новой современной методики/технологии обучения, причем хотя бы один представитель группы должен иметь значительный преподавательский опыт.

Второй этап – проведение заседания с участниками группы с целью совместного определения ожидаемых результатов внедрения новой современной методики/технологии обучения и установления положительного психологического настроя участников группы на работу.

Третий этап – непосредственная работа участников группы, нацеленная на освоение новой современной методики/технологии обучения. Участники группы должны:

1) совместно спланировать урок с использованием новой современной методики/технологии обучения;



2) провести спланированный урок и наблюдать в ходе него за деятельностью трёх «исследуемых учащихся», каждый из которых является типичным представителем определенной группы учащихся в классе; например, наблюдать за деятельностью слабого, среднего и сильного учащихся на уроке (наблюдение за этими учениками должно быть максимально полное с фиксацией результатов наблюдения в течение всего урока, поэтому учителя-участники группы должны до начала урока распределить между собой обязанности – кто будет проводить урок, а кто будет только наблюдать);

3) совместно проанализировать проведенный урок, обсудить, что удалось и что не очень, подумать над успехами и неудачами наблюдаемых (слабого, среднего и сильного) учеников. Четвертый этап – совместное планирование, проведение/наблюдение и анализ второго урока также с использованием новой современной методики/технологии обучения, но уже учитывая свой личный опыт проведенного первого урока.

Пятый этап – совместное планирование, проведение/наблюдение и анализ третьего урока также с использованием новой современной методики/ технологии обучения, но уже учитывая свой личный опыт проведенных двух уроков.

Шестой этап – представление учителями-участниками группы своих результатов по использованию новой современной методики/технологии обучения своим коллегам с целью её внедрения в педагогическую практику. Форма представления может быть различной: проведение открытого урока или презентация своих результатов в виде описания проделанной работы.

Описанные этапы реализации технологии Lesson-Study являются классическими, они могут осуществляться с некоторыми изменениями в зависимости от конкретной школы. Например, могут варьироваться цели проведения трех уроков-исследований: цель первого урока – использовать новую современную методику/технологию обучения учащихся; цель второго урока – улучшение обучающих навыков учителя при использовании новой современной методики/технологии обучения; цель третьего урока – улучшение навыков наблюдения учителя при использовании новой современной методики/технологии обучения. Иными словами учителя, работающие по технологии Lesson-Study, адаптируют новые научные идеи, принципы, педагогические технологии к условиям конкретного образовательного учреждения, т.е. занимаются инновационно-внедренческой деятельностью



Достоинства использования технологии Lesson-Study

Эффективность применения технологии Lesson-Study для развития профессиональных компетенций педагогов обусловлена следующими её достоинствами:

- педагог имеет возможность увидеть процесс обучения в более явных деталях и проявлениях, чем обычно;

- педагог может увидеть разницу между тем, что, по его мнению, должно происходить во время обучения, и тем, что происходит в реальности;

- педагог имеет возможность понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся;

- педагог имеет возможность тесно сотрудничать с профессиональным сообществом учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональный рост членов группы.

Вместе с этим, в литературе указывают, что применение технологии Lesson-Study в реальной педагогической практике часто сдерживается низким уровнем мотивации самих учителей к профессиональному росту.

Таким образом, проведенный анализ сущности технологии Lesson-Study и особенностей её реализации в педагогической практике, позволяет говорить о том, что данная технология обладает большим потенциалом для развития профессиональных компетенций педагогов, она побуждает учителей к профессиональному сотрудничеству в педагогическом коллективе, ориентирует их на совместное исследование возможностей применения на практике новых современных методик и технологий обучения с учетом имеющихся условий в конкретном образовательном учреждении. Lesson-Study помогает включить педагогов образовательных учреждений в эффективную инновационную деятельность, без которой модернизация системы образования невозможна.

Современный урок: проектирование, реализация, анализ.

Анализ урока одна из основных задач практической деятельности методиста. Он может проводиться в самых разных целях:

- оказания практической помощи,

- выявления затруднений,

- исследования хода введения новой технологии,

- определения ценного опыта,

- установления причин неудовлетворительных результатов обучения школьников.

При этом наиболее эффективной технологией решения этих целей является именно системный анализ урока. При системном подходе к анализу урока недостатки его отдельных элементов определяются не сами по себе, путем сопоставления с какой-то идеальной нормой, не относящейся к системе конкретного урока, а в целостной системе. Например, при системном анализе нельзя сделать вывод о достаточности или недостаточности самостоятельной работы школьников на уроке, не определив, какова ее норма на конкретном уроке, то есть относительно его целей, содержания занятия, подготовки учащихся и др. Благодаря такому подходу, удается установить истинные причины, объясняющие получение тех или иных результатов в контексте самого урока.