Файл: Лекция 6. Методы, средства и формы обучения План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Осуществляя (по этим этапам и критериям) управление процессом адаптивного обучения школьников в ЗБР, педагоги пришли к выводу, что в процессе обучения школьников нужно сводить к минимуму проведение учебных занятий и их конструирование на уровне актуального развития. Урок следует строить в зоне ближайшего развития во всех её стратах: вариативного развития, активного обучения и творческой самостоятельности, что обеспечит возможность создавать в процессе обучения ситуации, когда педагог не ведет за собой детей, идет не впереди, а следует за ними, находится сзади.

Этому способствует применение методики “ключевое слово”. Урок, построенный по описываемой технологии, позволяет детям “ответить на поставленный вопрос”, “научиться выполнять это действие”. Они начинают размышлять, самостоятельно находить решение учебной задачи, осознавать смысл собственных действий, чувствовать интеллектуальное продвижение к познанию и более прочным знаниям.

Педагогами и родителями зафиксированы позитивные изменения в процессе обучения школьников. Так родители выпускников считают критерием успешности своих детей качество полученного образования посредством адаптивного обучения в ЗБР. Анализ качества знаний за пять лет показывает их стабильность, высокие результаты на экзаменах и независимых тестированиях подтверждают успешность гимназистов в обучении.

Анализ результатов итогового независимого психологического исследования степени эффективности реализации ОЭР по критерию “эффективное развитие интеллектуальных способностей учащихся” показал, что наблюдается положительная динамика в развитии большинства показателей, характеризующих интеллектуальное развитие учащихся. Это позволило сделать вывод о том, что процесс обучения школьников в зоне ближайшего развития является одним из условий гармоничного и эффективного интеллектуального развития учащихся.

Диагностика умения учиться, проводимая в 6-х и 7-х классах, участвующих в эксперименте с самого начала, показала положительную динамику по уровню самоорганизации, самооценки, умению работать с учебным материалом.

Эффективность экспериментальной технологии оценивали посредством определения среднего значения зоны ближайшего развития педагогов и учащихся по классам и по годам участия в ОЭР. Динамика показывает переход по стратам ЗБР и прирост с одного уровня на другой. Перевод учащихся с уровня актуального развития в зону творческой самостоятельности помогает им быть личностно значимыми и достигать особых успехов, при этом отмечаем возросшую активность участия в состязаниях. Об интеллектуальных достижениях гимназистов как результате адаптивного обучения в ЗБР свидетельствуют многочисленные призовые места в предметных олимпиадах и конкурсах, первые места за научно-исследовательские работы на разных уровнях.


Кроме того, проводимая работа по теме эксперимента, во-первых, позволила педагогическому коллективу вести целенаправленную работу над повышением своей квалификации и уровнем профессионализма, и, во-вторых, способствовала переводу методической работы в научно-методическую. По теме эксперимента педагогами гимназии взаимопосещено 70 уроков, для участников ОЭР проведено свыше 20 консультаций и более 15 занятий научно – практического семинара (рук. И.Я.Каплунович). Отмечена результативность освоения педагогами технологии адаптивного обучения в ЗБР, при этом её быстрее осваивают молодые специалисты и временной промежуток вхождения в ОЭР у них короче.

Качественно изменилось содержания профессиональной деятельности педагогов – участников ОЭР, учебный процесс содержательно стал иным, произошло смещение акцентов: с уровня актуального развития, на зону ближайшего развития, стали учить детей, проводя уроки в ЗБР. Педагоги гимназии при проведении уроков применяют теоретические знания, полученные на ежемесячных семинарах, методика “ключевого слова” активно используется ими на различных этапах урока.

Основные положения исследования по теме ОЭР докладывались и обсуждались на конференциях и семинарах. Организовано и проведено на базе гимназии 5 мастер-классов, 3 тематических круглых стола, 5 межрегиональных научно-практических семинаров и 1 конференция, для их участников дано 46 уроков, 43 выступления и доклада, просмотрено и проанализирова-но 3 видеозаписи уроков.

Педагоги также транслировали свой опыт работы по теме ОЭР на разных уровнях через выступления на семинарах, курсах, научно-практических конференциях, перед студентами НовГу. Так только за 2011-2012 учебный год 14 педагогов представляли свой позитивный опыт в рамках городских методических событий, 6 педагогов в рамках деятельности городских групп по разработке КИМов, 17 педагогических и руководящих работников гимназии оказывают профессиональную помощь и поддержку в деятельности профессиональных объединений педагогов города. В активе участников за период ОЭР около 50 публикаций, выпущен научно-методический сборник “Путь к успеху”.

Заметен профессиональный рост, что отражает аттестация педагогических кадров: педагоги либо повысили квалификационную категорию, либо подтвердили высшую. Все участники эксперимента за период ОЭР многократно прошли курсы повышения квалификации 25 учителей получили сертификаты “Учитель цифрового века” за применение в работе информационных технологий, 100% руководителей гимназии прошли переподготовку по программе “Образовательный менеджмент”. Об активной педагогической позиции и личностном развитии педагогов свидетельствует и тот факт, что за период эксперимента педагоги-экспериментаторы получили 65 наград разного достоинства.



Возможно ли изменение образовательной ситуации в других школах? По нашему мнению, да. Важно, чтобы было желание изменить эту самую существующую ситуацию и чтобы этим занимались все члены педагогического коллектива. Тогда учитель сможет активнее влиять на ход учебного процесса, успешнее осуществлять индивидуальный подход в обучении, а процесс обучения будет не только управляем, но и приносить радость и удовольствие всем участникам образовательного процесса.
Литература:

  1. Досбенбетова А.Ш., Кожамкулова А.С. Теория и технология воспита-тельной работы (Учебное пособие)- Шымкент: Әлем, 2014г.-148

  2. Основы воспитательной деятельности современного классного руководителя [Текст]: учебное пособие / сост.: М.И.Шилова, Н.В.Бекузарова, Л.П. Михалева.-Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2010. - 120 с

  3. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. ВУЗ/Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина и др.: Под ред. А.Сластенииа 3-е изд.,стер. - М.; Изд. центр «Академия», 2005.



Лекция №9. Педагогические технологии работы с одаренными детьми.
План:

  1. Педагогические технологии работы с одаренными детьми.

  2. Теоретические аспекты детской одаренности.

  3. Методы работы с одаренными детьми.

  4. Внеурочная деятельность как средство развития талантов.
  5. Контрольный список одаренных детей Д. Фримена


Методы, приемы и технологии работы с одаренными детьми. Сами способы организации учебной деятельности способны повлиять на успешность усвоения знаний одаренным ребенком и развитие его познавательных способностей.
Если говорить про обучение интеллектуально одаренных детей, то ведущими в учебной деятельности должны являться методы творческого характера:

  • проблемные задачи;

  • поисковые задачи;

  • эвристические задания;

  • исследования;

  • проекты.

Одаренный ребенок может обучаться индивидуально, может участвовать в групповой работе. Такие методы обладают очень высоким познавательно-мотивирующим потенциалом и в полной мере соответствуют познавательной активности одаренного ребенка. Творческий характер таких методов обучения позволяет развивать творческое мышление ребенка, а также такие качества личности как учебную мотивацию, самостоятельность, уверенность в своих силах, эмоциональную устойчивость и способность к сотрудничеству.

Важно помнить, что процесс обучения одаренных детей не возможен без применения различных источников информации, в том числе компьютерных сетей. Компьютеризированные средства обучения помогают удовлетворить потребность детей в быстром получении значительных объемов информации и обратной связи о собственной деятельности.

Пользу могут принести и такие средства, которые способны обеспечить богатый зрительный ряд, например, видео средства. В целом можно сказать, что использование тех или иных средств обучения определяется самим содержанием и методами обучения, реализация которых осуществляется с их помощью. Учитель должен быть готов к тому, что ребенок сам будет выбирать траекторию своего обучения на основе выбора наиболее интересного вида деятельности. Позиция педагога теперь заключается не в том, чтобы быть носителем знаний для ребенка, а в том, чтобы стать помощником, способствовать становлению личности ученика.

Практические приемы работы с одаренными детьми


Для работы с одаренными учениками можно использовать следующие приемы:

  • Прием «Особое задание». Данный прием заключается в следующем: одаренные дети получают от педагога особо сложное задание. Его необходимо выполнять в тетради. Как правило, это тренировочные и творческие задания повышенной сложности.

  • Прием «Энциклопедист». Заключается в самостоятельном поиске обучающимися дополнительного материала, с помощью которого можно решить усложненные задачи. А также такой информации, при помощи которой можно провести дополнительные занятия.

  • Прием «Три уровня домашнего задания». Ребенок получает одновременно задание двух или трех уровней. Первый уровень – задание, так называемый обязательный минимум. Второй уровень – тренировочное задание, которое могут выполнить ученики, которые стремятся хорошо знать предмет и осваивают программу без трудностей. Третий уровень – творческое задание. Дети выполняют его по желанию. В качестве поощрения получают хорошую оценку и похвалу.

Технологии, используемые в работе с одаренными детьми


  1. Технология проблемного обучения. Деятельность одаренного ребенка может быть наиболее эффективно организована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Ребенок обнаруживает пробел в знаниях и пытается решить проблему, обращаясь к дополнительным источникам информации.

  2. Технология проектного обучения. Самостоятельная поисковая деятельность обучающихся помогает им творчески усваивать знания. В ходе проектирования ребенок реализует свой познавательный интерес и в конце получает некий реальный продукт – проект.

  3. В ходе обучения одаренные дети нуждаются в наличии разнообразных источников информации, которые можно использовать для получения новых знаний. В том числе это касается компьютерных сетей.

  4. Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и приумножение физического, психического, нравственного и духовного здоровья. Создание безопасного пространства, обеспечение двигательной активности, рациональная организация учебного процесса в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями обеспечивают ребенку условия для развития способностей.

  5. Игровые технологии способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному взаимодействию, выявлению лидеров и аутсайдеров.