ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дипломное проектирование - организационная форма обучения, применяемая на завершающем этапе учебного процесса. Оно заключается в выполнении студентами дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная аттестационная комиссия выносит решение о присвоении учащимся квалификации специалиста.
Дидактическими целями дипломного проектирования являются:
-
1) расширение, закрепление и систематизация знаний, совершенствование профессиональных умений и навыков для решения конкретных профессиональных задач; -
2) развитие умений и навыков самостоятельного умственного труда; -
3) проверка и определение соответствия уровня и качества подготовленности студентов Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности и тем дополнительным требованиям, которые предъявляет образовательное учреждение к выпускнику.
Дипломный проект - это комплексная самостоятельная творческая работа, в ходе выполнения которой студенты решают конкретные производ-ственные задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования специалиста. В средних специальных учебных заведениях студенты выполняют также дипломные работы, отличающиеся от дипломных проектов учебно-исследовательским характером поставленной задачи.
Диалоговое обучение.
Диалоговое обучение играет важную роль в процессе обучения учащихся, является методом обучения, основанным на диалогическом общении.
Диалог – это среда, в которой учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно. В непринужденной, доброжелательной атмосфере учащиеся делятся друг с другом новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Диалогическая, коммуникативная атмосфера на уроке помогает ученику развивать эмоциональные, интеллектуальные свойства личности. При этом происходит усвоение нового материала.
Диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в котором происходит развитие ее субъектов (учащегося в единстве с учителем). Диалогический способ познания определяет представления о современном характере знания как динамичного, эволюционирующего, социального продукта, результата совместной деятельности людей.
Рассматриваются две модели диалога: модель рассуждения и модель – классная конференция.
модель рассуждения | модель – классная конференция |
учитель и ученик рассуждают о том, как решить определенную задачу или проблему, при этом рассматриваются различные способы решения и сравниваются друг с другом | ученики обмениваются своим учебным опытом с товарищами, обсуждают актуальные проблемы и при этом помогают друг другу справиться с трудностями |
В основе применения диалога лежит гипотеза, что в результате рефлексии собственных познавательных действий, анализа собственных познавательных способностей, через развитие и автономное применение познавательных стратегий происходит индивидуальное улучшение усвоения и контроля в исполнении познавательных действий.
Подходы в преподавании, которые поощряют и поддерживают обстоятельные, творческие и побуждающие к размышлениям беседы (ситуациях «учитель-ученик», «ученик-ученик»), можно назвать «диалогическим преподаванием».
В педагогических системах диалоговая деятельность реализуется в различных формах учебной дискуссии, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления.
Если урок строится в диалоговой форме, то учащийся получает возможность развиваться в эмоциональном направлении и активизировать свои умственные способности. Диалог помогает усвоению учебной программы не просто путем простого запоминания, но и посредством затрагивания личностных смыслов.
Преимущества использования диалогового обучения:
-
обеспечивает целенаправленность учебного процесса; -
развивает у учащихся познавательную активность; -
способствует развитию мыслительной деятельности у участников диалога; -
активизирует творческую сторону развития; -
способствует самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию личности; -
развивает у учащихся навыки коммуникативного общения; -
формирует умения строить беседу, вести диалог; -
развивает навыки вопросно-ответной формы общения; -
развивает важные личностные качества: терпимость, умение слушать, уважение к другой личности, адекватного восприятия чужой точки зрения.
Таким образом, использование технологии диалогового обучения в учебном процессе позволяет сделать учебный процесс ориентированным на личностное развитие учащихся.
Современная дидактическая система. Современная дидактическая система опирается на такие концепции, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение, педагогика сотрудничества и др.
Современные дидактические концепции начали развиваться в XX столетии. Такие концепции были ориентированы не только на развитие у учащихся теоретических знаний, но и на формирование их в качестве полноценных, всесторонне развитых личностей, наделенных творческими навыки, креативным мышлением, нестандартными трудовыми навыками.
Современная дидактическая система формируется на принципах субъект-субъектного отношения, взаимодействия и взаимопонимания педагога и ученика. Процесс обучения характеризуется переходом от модели репродуктивной к модели поисковой, творческой деятельности обучающегося.
Современные концепции включают в себя:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- когнитивная технология;
- педагогика сотрудничества;
- программирование учебно-воспитательного процесса;
- кибернетическая концепция обучения.
В настоящее время наиболее широко востребованным направлением, базирующимся на кибернетической модели, стало дистанционное обучение.
Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося, или обучающихся между собой. Интерактивность — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен идеями и знаниями, способами деятельности.
Одно из главных условий, что все это происходит это в атмосфере доброжелательности и поддержки, и это позволяет развивать саму познавательную деятельность. В апреле 2012 года стартовала трехмесячная уровневая программа повышения квалификации учителей Казахстана с учетом тенденций и перспектив развития образования республики, разработанная факультетом образования Кембриджского университета и Автономной организацией образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ). Основная задача настоящей Программы — помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. Базовый материал в программе дифференцирован на семь модулей, на одном из них, «Новые подходы в преподавании и обучении» остановимся более подробно. Основа этого — «Обучение через диалог».
Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. Диалог в обучении — своеобразная форма общения. Бахтин М. М. отмечал: «Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе, которого происходит информационный обмен между партнерами, и регулируются отношения между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.
В современной педагогике традиционный подход к образовательному процессу, ориентированный на формирование комплекса знаний, умений и навыков, уступает место конструктивному подходу. Александер Р. утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а является процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучения ученика вперед.
Диалог в работе на уроке представлен в основном двумя его видами: учитель — ученик и ученик — ученик. В педагогической работе до прохождения курсов диалогическому обучению не уделялось должного внимания. Давно забытая теоретическая база была заброшена очень далеко. И если диалог использовался, то только между учителем и одним учеником из класса.
Стандартный набор вопросов, которые задавала ученикам, были следующие: «Что за событие? Когда произошло? Кто руководил? Какие предметы были найдены в ходе раскопок?» Что же отвечали дети? Ответы как правила были односложные, не выходившие за пределы теста учебника. Да, они могли повторить мне текст учебника, правильно употребив временные рамки, основные этапы периода истории. Но стоило перефразировать вопрос, задать его по-другому, даже от знающих материал учеников не всегда можно было услышать правильный ответ. Почему же такое происходит? Идеи, приведенные в упомянутом модуле, позволили заново посмотреть на организацию учебного процесса.
Изучив литературу по данной теме, например, работу Мерсер и Литлтон (2007), которая направила учителя на то, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Особое внимание уделила фразе о том, что именно совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию. На собственном примере попыталась убедиться в этом. Для работы выбрала кумулятивную беседу (по Мерсеру), в которой:
1. Каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие.
2. Беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других.
3. Идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются. Определив для работы в паре 12 минут. Начав обсуждения, наблюдаем за учениками, и обращаем внимание, на то, что работа в парах стала проходить не равномерно.
Привлекла работа одной пары учеников, которые стали бурно обсуждать полученную информацию, добавляя собственные знания. Когда спросила, откуда вы это знаете, ученица поделилась, что после поездки в краеведческий музей, она заинтересовалась этой темой. Ее заинтересовал вопрос, какие именно украшения перевозили по Шёлковому пути.
Она с увлечением рассказывала о том, что она читала, делилась информацией, которую, как она сказала, нашла в интернете. Нужно отметить, что эта ученица с отличной успеваемостью. Ученик с кем она обсуждала в диалоге, был средней успеваемости. Обсудив друг с другом, попросила поделиться полученной информацией с учеником за соседней партой, образовав новые пары.
Завершив работу в парах, предложила желающим выступить перед всем классом. Каково же было удивление, когда дети предложили заслушать рассказ именно среднего ученика, отметив, что он рассказал много интересного. И если от ученицы готова была услышать много новой и полезной информации, то рассказ ученика поразил глубиной ответа, которая была неожиданной.