ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раньше бы на это и не обратила внимание, но курсы заставили меня задуматься ПОЧЕМУ? КОГДА? КАК ему удалось узнать столько интересного материала за такой короткий период? Ответ на свой вопрос нашла, поработав с дополнительной литературой.
На практике увидела проявление модели обучения Л. С. Выготского: «Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими», в данном случае, в роли которых выступила одноклассница.
Рассмотрев отношения учитель — ученик в диалогическом обучении можно отметить те изменения, которые внесла в свою педагогическую деятельность после прохождения курсов. Ранее, задавая вопросы ученику, пыталась подвести учеников к определенному ответу, к тому, что хотела услышать.
Повторяла вопрос, наталкивала на ожидаемый ответ, или давала возможность ответить другому ученику, как правило, хорошо успевающему по данному предмету. Практически не оставляя время ученику подумать.
И вновь на помощь мне пришла дополнительная литература: Харгривс и Гэлтонотмечают, что увеличение времени ожидания с трех до семи секунд может привести к увеличению следующих параметров:
1. Продолжительность ответов учеников.
2. Количество добровольных ответов.
3. Частота вопросов учеников.
4. Количество ответов от менее способных учеников. 5. Взаимодействие по типу «ученик — ученик».
6. Частота дискуссионных ответов. Как только на своих уроках во время беседы увеличила паузу до 7 секунд после постановки вопроса, заметила, что даже менее способный ученик может сформулировать и ответить на поставленный вопрос.
На одном из уроков ученица Ирина не смогла ответить на вопрос, что же такое «мезолит», в группе, где темп вопросов и ответов был слишком быстрым для нее. Тогда я решила спросить у нее, из каких частей состоит это слово.
Получая ответы на свои вопросы, выждав паузу, я продолжила задавать вопросы: «Что означает каждое слово?», «С какого языка оно пришло к нам?», «Почему именно камень?» Увеличивая время на размышления, у девочки была возможность корректировать свои ответы.
Ответ ее был исчерпывающим, она рассказала все, что затрагивало понятие «мезолит». Что же изменилось в учителе и в учениках, после применения диалога на уроках. Дети начали слушать друг друга, конечно, были попытки перебить, остановить собеседника, но прогресс в культуре ведения беседы стал заметен.
Диалогическое обучение заставило заново пересмотреть, как учитель задает вопросы, структуру вопросов и паузы между ними. Считаю, что умение правильно и грамотно строить диалог на уроке — важная составляющая учителя.
По мнению, использование диалога в обучении подготавливает ученика к тому, что надо самостоятельно искать пути решения поставленных задач, которые находятся перед ними. Новые знания не даются ученикам в готовом виде, дети находят их сами, в процессе своей деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему, проговорив или обсудив со своими одноклассниками.
Учитель только направляет эту деятельность. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер и прочные знания.
Таким образом, пришла к выводу, что использование диалога на уроках является эффективным способом обучения, так как в ходе диалогового обучения учащиеся учатся решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков. Оно помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Таким образом, интерактивное обучение — это обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.
Использование интерактивных технологий в образовательном процессе активизирует преподавателя к творчеству, совершенствованию, самореализации, профессиональному и личностному росту, способствует формированию коммуникативных умений и навыков, быстроте и гибкости мышления при принятии решений, умению эффективно работать в группе, а, следовательно, формирует коммуникативную компетентность у будущих специалистов.
Уровни обучения по таксономии Блума.
Таксономия Блума – вариант классификации педагогических целей. Предложена группой ученых под руководством Бенджамина Блума в 1956 г., написавшего в том же году книгу «Таксономия образовательных целей: сфера познания».
Таксономия Блума предлагает классификацию задач, устанавливаемых педагогами ученикам, и, соответственно, целей обучения. Она делит образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную. Внутри каждой отдельной сферы для перехода на более высокий уровень необходим опыт предыдущих уровней, различаемых в данной сфере.
Таксономия Блума обеспечивает структуру, в которой можно классифицировать цели обучения и оценку обучения.
Блум выделяет три области образовательной деятельности:
— Когнитивная: знания, ментальные навыки.
— Аффективная: эмоциональные реакции.
— Психомоторная: физические умения и навыки.
Блум выделил 6 основных разделов: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Знание и понимание относятся к самому низкому уровню мышления и развития, а вот синтез и оценка - это высокий уровень мышления, соответственно анализ и применение относят к среднему уровню.
Таксономия Блума | |||
суть | ориентация | преимущество | недостатки |
Иерархически взаимосвязанная система образо-вательных целей. Каждый её уро-вень направлен на формирование определённых навыков мышле-ния (от простого к сложному). | Мотивировать педагогов фокусироваться на всех трёх сферах (когнитивной, аффективной, психомоторной), предлагая, таким образом, наиболее полную форму обучения | Позволяет педагогу понять, чему стоит обучать учащихся и отслеживает сам прогресс обучения | 1) отсутствие уровня, отвечающего за продуктивную, творческую деятельность; 2) отсутствие действий, предполагающих решение проблем или проектную деятельность |
Педагог, применив таксономию Блума, может спланировать урок, задействовав все уровни познания. Таксономия Блума является своего рода инструментом, который помогает педагогам отслеживать, насколько эффективно они побуждают к деятельности все типы интеллекта учеников на каждом уроке.
Таким образом, таксономия целей Блума – это инструмент для продумывания образовательных целей, направленных на развитие навыков высокого мышления.
Сущность, цели, задачи, функции, закономерности, движущие силы и принципы обучения. Обучение – это целенаправленный процесс формирования и развития личности учащихся через усвоения знаний, умений и навыков с учетом требований современной жизни и деятельности. Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе. Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрослых, их содержательное познавательное общение.
Процесс обучения-это целенаправленное, последовательное, изменяющее-ся взаимодействие учителя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития школьника.
Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит цикличный характер. Важнейшими показателями развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели, которые группируются вокруг двух основных целей:
- образовательная – чтобы все обучающиеся овладели способами познавательной деятельности и через нее основами наук, приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развивали свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели задатки трудовых и профессиональных навыков;
-
воспитательная–чтобы воспитать каждого ученика высоконравствен-ной, гармонически развитой личностью с научным мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой.
Таким образом, цель обучения - мысленно предполагаемый конечный результат, ожидаемый от определенным образом направленной взаимосвязанной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика, по усвоению различных сторон общественно-исторического опыта человечества. Общая цель выдвигается обществом в соответствии с развитием уровня науки, техники, а также потребностей общества.
Обучение как категория педагогической науки и процесс обучения, или как его еще называют, дидактический процесс - понятия не тождественные, не синонимы. Процесс – это смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления. С понятием обучения как деятельности тесно связано понятие функции, что означает круг деятельности, назначение. Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения. Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболее ярко проявляются в его функциях.
Среди них на первом месте наиболее существенная – формирование у учащихся знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности (образовательная функция).
Второй функцией обучения является формирование мировоззрения учащихся (воспитательная функция). Оно формируется у детей и взрослых объективно, постепенно, по мере обобщения знаний, позволяющих судить об окружающем мире.
В неразрывной связи с предыдущими функциями находится функция развития личности и самостоятельного мышления (развивающая функция). Развитие человека есть количественный рост его физических, физиологических и психических характеристик, среди которых выделяются, прежде всего, интеллектуальные.
Движущие силы процесса обучения — это противоречия, возникающие в ходе учебного процесса, становление и развитие которых определяет динамику, диалектику обучения и учения, характер овладения знаниями н умениями обучающихся, а также темпы развития ученика. Управление созданием противоречий осуществляется через отбор содержания учебного материала, выбор и использование методов, форм и способов обучения и учения.
Противоречия общего порядка возникают:
-
между объемом знаний и объемом, усваиваемым учеником общественно-историческим познанием и индивидуальной познавательной деятельностью ученика; -
между достигнутым уровнем развития ученика и выдвигаемой ходом обучения учебной задачей.
Противоречия частного порядка возникают:
-
между прежним уровнем знаний и новыми, которые снимают “перекрывают” прежние знания; -
между знаниями и умениями их использовать; -
между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению и обучению; -
между более сложной познавательной задачей и наличием прежних недостаточных для ее решения способов.
Основное противоречие является движущей силой процесса обучения потому, что оно неисчерпаемо, как неисчерпаем процесс познания. М.А. Данилов его формулирует как противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений.
По своей сущности процесс обучения – это закономерно развивающийся процесс, в котором специфически проявляются законы и закономерности разного порядка и уровня. Закономерность отражает объективные, существен-ные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Строго зафиксированные особенности сущности феномена являются законами.