ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общие закономерности:
-
процесс обучения обусловлен потребностью общества; -
он связан с процессами образования, воспитания и развития; -
процесс обучения зависит от реальных учебных возможностей обучающегося и от внешних условий; -
процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны; -
содержание обучения зависит от его задач, отражает потребности общества, уровень и логику развития науки; -
методы и средства обучения и стимулирования учения организация контроля и самоконтроля учебной деятельности зависят от задач и содержания образования; -
формы организации обучения зависят от задач, содержания и методов обучения; -
взаимосвязь всех закономерностей и компонентов учебного процесса при соответствующих условиях обеспечивает прочные, осознанные и действенные результаты обучения.
Закономерности, присущие всякому обучению, неизбежно проявляющиеся, как только оно возникает в какой-либо форме:
-учебный процесс протекает только при соответствии (не тождественно) целей обучающего и обучающегося, когда деятельность преподавателя соответствует способу усвоения изучаемого материала;
-
целенаправленное научение индивида той или иной деятельности достигается при включении его в эту деятельность; -
между целью обучения, его содержанием и методами существуют постоянные зависимости: цель определяет содержание” методы, последние обусловливают достижение цели.
Закономерности, проявляющиеся в зависимости от характера деятельности обучающего и обучающегося, от применяемых средств, от содержания учебного материала и методов обучения, которыми они оперируют. Их проявление зависит от преподавателя, от того, осознает ли он всю полноту цели обучения и применяет ли средства и методы, которые отвечают цели;
Внешние закономерности характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне его образования. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы обучения всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню образования личности;
К внутренним закономерностям относятся связи между компонентами процесса обучения (целями, содержанием, методами, средствами и формами), между характером деятельности учителя и деятельностью учащихся; между отношением учащихся к процессу обучения и эффективностью результатов данного процесса.
В контексте этого среди закономерностей учебного процесса в качестве приоритетных нами выделяются следующие:
-
обучение всегда связано с воспитанием; -
цели, содержание, методы, формы и средства обучения закономерно связаны между собой, поэтому изменения одного компонента с необходимостью ведут к изменениям других структурных компонентов учебного процесса; -
эффективность образовательного процесса закономерно опосредуется оптимальностью выбора методов, форм и средств обучения; -
чем активнее личность в процессе обучения, тем успешнее осуществляется данный процесс; -
прочность освоения теоретического материала закономерно связана с уровнем его практического закрепления в ходе учебного процесса; -
эффективность результатов учебного процесса во многом определяется характером взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе.
К закономерностям самого процесса обучения относятся:
- соответствие воздействий обучающего устремлениям обучаемых к знаниям. Эта закономерность обеспечивает реализацию тяги детей к познанию окружающей действительности, предполагает активное стремление учителя дать детям те знания, которые их более всего интересуют и которые им могут больше всего пригодиться в практической жизни;
- соответствие воздействий обучающего индивидуальной и коллективной деятельности обучаемых. Эта закономерность ориентирует учителя на понима-ние того, что каждый вид деятельности, в которую вовлечены дети в процессе обучения, требует и одновременно развивает определенные их качества;
-соответствие воздействий обучающего познавательным, интеллектуаль-ным и другим возможностям обучаемых. Эта закономерность требует от преподавателя учитывать качественный контингент обучающихся, их индивидуальные и социально-психологические особенности, познавательные возможности, интересы и характер деятельности в учебное и внеучебное время, обеспечивать соответствие учебно-воспитательных воздействий индивидуальным и групповым особенностям детей, их индивидуальной и коллективной деятельности;
- соответствие деятельности обучающего и обучаемых возможностям средств обучения. Средства обучения должны использоваться в строгом соответствии с целями и задачами конкретных занятий, продуманно;
- моделирование (воссоздание) деятельности обучаемого и обучаемых применительно к требованиям современных условий жизни и деятельности.
Поэтому вся их учеба должна насыщаться жизненными игровыми ситуациями и примерами, проводиться в обстановке максимальной их заинтересованности и дополняться трудовой деятельностью, в ходе которой они могли применить полученные знания, умения и навыки на практике.
Следовательно, закономерность процесса обучения — объективно существующая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие.
Объективный характер закономерностей как категории дидактики выражается в том, что они всегда присутствуют в учебном процессе, не зависимо от того, знает или не знает о них педагог, ориентируется или не ориентируется на них в ходе своей деятельности.
Из закономерностей процесса обучения вытекают принципы обучения, они являются обобщенным отражением многолетней практики и учитывают специфические особенности процесса обучения в условиях современной школы. Принцип – это исходное, начальное положение, которым руководствуется педагог в своей практической деятельности. Значит, принцип отличается от закономерности тем, что он зависит от личности: она принимает или отвергает его. Закономерность же проявляется независимо от воли личности: она может лишь учитывать ее при организации деятельности.
Принципы обучения – это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения. Классические принципы обучения:
-
воспитывающий характер обучения; -
принцип научности; -
систематичности и последовательности; -
сознательности и прочности обучения; -
принцип активности учащихся; -
принцип наглядности; -
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся -
сознательности, активности и самостоятельности в обучении
Поскольку при структурировании процесса обучения необходимо конкретно опираться на принципы обучения, характеризуем каждый из них несколько подробнее.
1) Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении предполагает осознание обучаемыми ответственности за цели и задачи занятия, его практическое значение; стимулирует познавательную активность обучаемых с помощью эффективных методов, приемов, ТСО и других средств наглядности, современных методик и особенно приемов обучения; способствует проявлению инициативы, творчества в процессе изучения учебного материала и применения его на практике.
2) Принцип наглядности обучения ориентирует на то, что наглядность должна отвечать цели и содержанию занятий, иметь ярко выраженное содержание, быть понятной и доступной, отвечать требованиям педагогической психологии, применяться творчески и методически правильно.
3) Принцип систематичности, последовательности и комплексности требует: давать стройную систему знаний учебной дисциплины; связывать новые знания с ранее изученными; обеспечивать систематический и действенный контроль за организацией и результатами процесса обучения; осуществлять четкое планирование учебных занятий; соблюдать строгую логическую связь и расположение учебного материала.
4) Принцип обучения на высоком уровне трудностей ориентирует на: постоянный учет умственных и физических возможностей обучаемых; посильность для них изучаемого материала, темпа его изложения; изучение учебного материала постепенно, переходя от простого к сложному, опираясь на исходный уровень подготовленности обучаемых; воспитание у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учебной деятельности.
5) Принцип прочности овладения знаниями, умениями и навыками требует: разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности; выработки установки на прочное и длительное запоминание изучаемого материала и прежде всего его основных положений; систематически организованного повторения ранее изученного учебного материала; ведения систематического контроля за усвоением изучаемого материала.
6) Принцип группового и индивидуального подхода в обучении пред-полагает: обучение детей согласованным слаженным совместным действиям; формирование в группе обучения положительного психологического климата.
Современные принципы обучения:
Принцип создания оптимальных условий для обучения. Имеется в виду создание благоприятной морально-психологической атмосферы в отношениях между педагогом и учащимся, в коллективе обучающихся, профилактика стихийных стрессовых и конфликтных ситуаций и др.
Принцип сознательного отношения учащихся к процессу обучения. Любой учащийся - новичок, будь то первоклассник, первокурсник, слушатель факультета повышения квалификации, аспирант первого года обучения, - в значительной мере не освоил объективных установок и требований, новых условий образовательного процесса. Важно постепенно преобразовать их в субъектов этого процесса. Субъект образовательного процесса сознает и разделяет его цели, задачи и установки, имеет представление об основных функциях различных форм образовательного процесса; владеет наиболее распространенными принципами интеллектуального труда, умело организует личный бюджет времени и самостоятельную деятельность, достигает высокой успеваемости с установкой на самообразование.
Принцип опережающего обучения призван обеспечить определенный дидактический ритм преподавания и усвоения учебного материала. Принцип опережающего обучения заключается в том, что учитель стремится заблаговременно создать "мост" между темами таким образом, чтобы в процессе изучения предшествующей темы захватить "плацдарм" темы последующей. И, таким образом, на месте возможного вакуума воздвигает динамичный ритм процесса обучения.
Принцип опоры предлагает внедрение в образовательный процесс опорных конспектов - дидактических чертежей, которые представляют учебный материал в предельно свёрнутой, системной эмоционально выразительной форме. Знакомясь с опорным конспектом, ученики овладевают практикой логически осмысленного, целостного усвоения учебного материала.
Принцип обучения на высоком уровне трудности предполагает такое построение образовательного процесса, когда обучаемые работают на определённом пределе их умственных возможностей. Принцип обучения на высоком уровне трудности побуждает учащихся заниматься с предельным напряжением умственных сил.
Каждый принцип обучения выполняет характерную, свойственную ему дидактическую функцию. Поэтому нельзя сравнивать принципы обучения по степени их важности. Рациональным тут является системный подход к пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности всех принципов обучения.