ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Персоны 1» к континууму, усиливается положительная обратная связь от Элемента 2, что вновь создает условия для растормаживания и позволяет развитию креативности, минуя регресс, вернуться в стадию прогресса, чтобы завершиться созданием «Продукта» как материального выражения творческой идеи. Для «Персоны 2» этапы прогресса и изогресса происходят аналогично, в связи со сменой характера обратной связи от «Персоны 1» и «Продукта 1».
Таким образом, преобразовательный процесс завершается стабилизацией в верхней точке роста, что соответствует выходу на новый уровень формирова-ния и/или развития креативности дизайнера через полученный опыт создания «Продукта».
Важным фактором и ресурсом является ограничение «Процесса» по времени, которое является самостоятельным стимулом креативности, который входит в сценарий как основа Элемента 2 креативной среды как системы. В то же время наличие сценария «Процесса» способствует растормаживанию креативности, так как снижает напряжение, связанное с необходимостью принимать решения о сценарии деятельности каждой «Персоной» самостоятельно. Этапы «жизненного цикла» формирования или развития компетенции креативности через погружение в креативную среду в разработанной модели представлены в таблице.
Значительную роль в функционировании данной системы играет «Пресс», материальная и пространственная среда, как основа Элемента 1 «Креативной среды» и катализатор креативности, наличие ее контраста с привычным окружением. Опыт организации творческих практик при реализации программы «Дизайн среды» в СПбГУ на основе данного принципа подтверждает эффективность формирования компетенции креативности при соблюдении данного условия.
Объяснение полученных научных результатов Полученная модель креативной среды демонстрирует принципы взаимодействия материального окружения «Пресс», сценария взаимодействия «Процесса», участников «Персон» и материального выражения творческих идей «Продукта», в результате которого формируется и/или развивается креативность, как одна из основных компетенций дизайнера среды и как основной ресурс дизайнера среды, посредством которого он может преобразовывать исходные параметры окружения в творческий «Продукт».
Такая организация процесса обеспечивает его интерактивность и эффективность при условии взаимного соответствия сценария и временного ресурса, достаточного количества и баланса участников, обладающих сформированными на высоком уровне компетенциями и новичков, либо более и менее продвинутых профессионалов, либо профессионалов с различными индивидуальными профилями творческих компетенций, на фоне особого качества «Пресса», как материального контекста креативной среды, обеспечивающего контраст с привычным окружением, что становится катализатором креативности.
Таблица
Этапы «жизненного цикла» формирования/развития компетенции креативности через погружение в креативную среду
Режим | Характер взаимодействия | Результат взаимодействия |
++ | Элемент 1, Элемент 2 — погружение «Персон» в новую обстановку, ее воздействие, «Пресс», стимулирует к самостоятельному освоению, творческому поиску, интенсивному обмену впечатлениями, эмпатии, генерации идей. | «Персона 1», «Персона 2» — прогресс, растормаживание, режим «первичного» когнитивного процесса. |
+ – – + | Элемент 1 — взаимодействие «Персоны 1» с окружением стимулирует генерацию /проверку идей, творческий поиск. Элемент 2 — сценарий «Процесс» определяет меру участия «Персоны 2» в творческой работе «Персоны 1» как чередование дистанцирования и поддержки, наряду с самостоятельной творческой работой «Персоны 2». | «Персона 1», «Персона 2» — изогресс, режим чередования «первичного» и «вторичного» когнитивного процесса, начало формирования «Продукта». |
++ | Элемент 1, Элемент 2 — прогресс, связанный с активной поддержкой среды — «Пресс», успехов в реализации идеи — «Продукт», стимулирующим сценарием взаимодействия — «Процесс», вдохновляющим сообществом — «Персоны». | «Персона 1», «Персона 2» — эффект «подключения к континууму» позволяет вернуться к режиму «первичного» когнитивного процесса и растормаживанию. Активная фаза формирования «Продукта». |
+ – – + | Элемент 1 — самостоятельная работа «Персоны 1» по завершению создания и презентации «Продукта». Элемент 2 — дистанцирование/поддержка «Персоны 2», положительная обратная связь. | «Персона 1», «Персона 2» — стабилизация — изогресс, чередование «первичного» и «вторичного» когнитивных режимов; завершение формирования «Продукта»; завершающий этап «Процесса» дает новое видение среды — «Пресса». |
Метод моделирования креативной среды на основе теории динамических информационных систем (ТДИС) методом компенсационного гомеостата впервые позволил выявить механизм функционирования Креативной среды, сравнить его с данными эмпирических наблюдений в ходе экспериментов и установить соответствие результатов запланированным.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него не является значимой, если он скучает и равнодушен, то и проявить свои способности не может.
В концепции ГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их возможностей, подготовленности и готовности учителя, наличия различных условий и т.д.). Приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других).
Практика показывает, что знания педагогических технологий недостаточно, их надо внедрять в течение продолжительного времени.
Учить детей учиться – важнейшая задача любого педагога. Ученик должен стать творцом своей деятельности. Учебный процесс учителя строят так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным.
Главная цель работы школы - развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, приобретение навыков решения жизненных задач в процессе обучения в школе, создание учебной среды, направленной на развитие интеллектуальных, познавательных способностей учащихся на основе внедрения инновационных и компьютерных технологий в школе. Это создает учебную среду, направленную на развитие творческих, познавательных способностей учащихся на основе внедрения современных педагогических технологий в школе.
Современные педагогические технологии
Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей облучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.
Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности.
Классификация педагогических технологий
В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий - В.Г.Гульчевской, В.Т.Фоменко, Т.И.Шамовой и Т. М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К.Селевко. Ниже приводится краткое описание классификационных групп, составленное автором системы.
По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометоли-ческие (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название.
По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.
По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знании, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и приходные (формирование действенно-практической сферы - СДП).
По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, концепции, в комплексных - комбинируется из элементов различных монотехнологий.
Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими. По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена такая классификация педагогичес-ких систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П.Беспалько - дидактических систем):
-
классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное); -
обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное); -
система "консультант" (разомкнутое, направленное, ручное); -
обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа; -
система "малых групп" (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения; -
компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное); -
система "репетитор" (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение; -
"программное обучение" (цикличное, направленное, автоматизирован-ное), для которого имеется заранее составленная программа. -
В практике обычно выступают различные комбинации этих "монодидактических" систем, самыми распространенными из которых являются: -
традиционная классическая классно-урочная система Я.А.Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография); -
современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами; -
групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора; -
программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.