ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Литература:
-
Досбенбетова А.Ш., Кожамкулова А.С. Теория и технология воспитательной работы (Учебное пособие)- Шымкент: Әлем, 2014г.-148 -
Основы воспитательной деятельности современного классного руководителя [Текст]: учебное пособие / сост.: М.И.Шилова, Н.В.Бекузарова, Л.П. Михалева.-Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2010. - 120 с -
Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. ВУЗ/Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина и др.: Под ред. А.Сластенииа 3-е изд.,стер. - М.; Изд. центр «Академия», 2005.
Лекция № 7. Педагогические технологии и их виды.
План:
-
Педагогические технологии и их виды. -
Развивающее обучение, дистанционное обучение, игры, проблемное обучение, интегрированные, личностно-ориентированные образователь-ные ехнологии. -
Процесс метапознания (Флейвелл). -
Использование цифровых технологий в учебном процессе. -
Использованию новых методов обучение на уроке. -
Рабочая цель групп исследующий урок (Lesson Study) -
Организация урока, анализ, исследовательский процесс
Проблема развития креативности в современной педагогике высшей школы представляется чрезвычайно острой. Следует признать, что классическая вузовская модель обучения часто препятствует ее формированию. Для студентов, осваивающих творческие профессии, эта проблема стоит особенно остро, так как в искусстве нет возможности узнать «правильный ответ» на задачу или заранее выучить все «правила», чтобы не допустить ошибки в работе. Вчерашние школьники испытывают в связи с этим сильнейший дискомфорт, страх ошибки становится существенным препятствием для их интенсивного обучения.
Креативная среда как элемент модели об учения и формирования творческой личности применяется достаточно редко и по праву может считаться инновационной методикой. Она опирается на теорию креативности, которая формировалась в 60-х гг. ХХ в., однако до сих пор продолжает активно развиваться, благодаря значительному росту научной базы когнитивных наук и появлению новых методов исследований.
В частности, некоторые исследования в области нейронауки для дизайна и архитектуры, представленные на конференции ANFA-2018 «Академии нейронаук для архитектуры», говорят об особой ценности и уникальности воздействия исторической, композиционно сложной, подчас изобилующей декором, архитектуры, а также разнообразия образов природной среды, на когнитивную деятельность и психологическую устойчивость человека.
В связи с этим задачи сохранения и современной адаптации памятников архитектуры для использования приобретают новый контекст, а ценность самих объектов, благодаря выявленной учеными дополнительной пользе от взаимодействия с ними, значительно возрастает, что позволяет поставить вопрос об использовании их потенциала для развития креативности у обучающихся по направлению «Дизайн среды» в контексте расширения представлений о возможностях формирования креатив- ной среды в структуре образовательных учреждений.
Предполагается, что формирование и использование интерактивной креативной среды, в том числе на основе архитектурно-исторической среды объектов культурного наследия, в образовательном процессе может служить эффективным инструментом развития творческого потенциала и креативности студентов направления «Дизайн среды».
В ходе работы был проанализирован ряд исследований, посвященных теории креативности, формированию креативной среды в образовательных учреждениях и методам развития креативности, а также феномену колоний художников и арт-резиденций и современному использованию объектов культурного наследия. Источники, посвященные непосредственно проблеме развития креативности у будущих дизайнеров среды, а также проблеме развития креативности студентов в контексте задач по сохранению объектов культурного наследия, выявлены не были. Цель данного исследования — формирование и использование модели креативной среды как элемента образовательной системы при обучении дизайнеров среды — может быть достигнута с помощью инструментария категориально-системной методологии, которая успешно применяется в исследованиях в области педагогики, в частности, в области изучения интерактивных методов обучения. В контексте данного исследования интересен и опыт применения гомеостатической теории в изучении музейной коммуникации.
Методология. С целью построения модели креативной среды, отражающей природу входящего в эту среду и исходящего из нее человеческого ресурса, а также механизм воздействия на него взаимосвязанных факторов среды, были использованы категориальные методы
«Черный ящик» и «Компенсационный гомеостат».
Для выявления основополагающих теоретических положений для создания модели, необходимых терминов, понятий и категорий, был произведен контент-анализ литературы. Теоретической основой исследования стала теория креативности, а также данные нейронауки о когнитивных и психических процессах творчества, влиянии среды на креативность, когнитивные и психологические процессы в целом.
В исследовании используются следующие понятия: креативность как проявление способности к оригинальным и творческим решениям и способности к творчеству в целом; креативная среда, в том числе образовательная, как комплекс материальных и нематериальных условий и ресурсов, позволяющий эту способность актуализировать, в особенности у обучающихся в рамках образовательного процесса; интерактивное обучение как образовательная технология и методика обучения, построенная на взаимодействии обучающегося с образовательной средой и другими участниками учебного процесса.
Теория креативности на современном этапе включает в себя как выявленные Дж. Чемберсом основные элементы «4 Пи» креативности, такие как «Персона», «Процесс», «Пресс» и «Продукт», а также когнитивные аспекты креативности, такие как первичные и вторичные процессы мышления, когнитивное растормаживание, дефокусированное и фокусированное внимание, континуум, доступ к континууму и вариативность, раскрытые в более поздних исследованиях. Особое значение для данного исследования имел опыт педагогики креативности, учитывающий психологические и средовые аспекты формирования креативности.
В частности, использованы результаты авторских эмпирических исследований на основе опыта проведения студенческих практик будущих дизайнеров среды в различных средовых условиях.
В качестве научно-методологического подхода выбраны категориально-символьные методы исследования в рамках теории динамических информационных систем ТДИС, так как целью исследования является создание информационной модели, отражающей механизм взаимодействия элементов креативной образовательной среды как самоорганизующейся системы. Метод «Черный ящик» применяется для первичного представления процесса получения результата У на основе заданного входящего элемента Х, при отсутствии понимания механизма функционирования системы или среды, заключенной в черном ящике (рис. 1).
Рис. 1. Метод «Черный ящик»
Задача метода заключается в четком определении входящего и исходящего потоков, их обособлении от преобразующей функциональной системы или среды.
На втором этапе анализа необходимо получить более детальное представление о функциональной системе, преобразующей Х в У. В случае потенциала выявления в системе какого-либо противоречия, конкуренции или обмена ресурсами, целесообразно применение метода компенсационного гомеостата, который позволяет выявить механизм взаимодействия элементов и перераспределения основного ресурса, за который происходит конкуренция (рис. 2).
Рис. 2. Метод «Компенсационный гомеостат»
«Сумматоры» синтезируют обратную связь одного элемента системы с входящим потоком другого элемента, что обеспечивает связанность системы.
Жизненный цикл системы определяется характером обратной связи, положительной или отрицательной, которая обеспечивает прогресс, изогресс или регресс системы (рис. 3).
Рис 3. Жизненный цикл «Компенсационного гомеостата»
«Результаты гомеостата»
Категориально-символьная модель «Черный ящик» использована для первичного представления ожидаемого эффекта применения креативной среды, как образовательной технологии на основе методов интерактивного обучения. «Входящим потоком» являются студенты — «Персона» в терминологии теории креативности, или человеческий ресурс. Черный ящик заключает в себе «креативную среду», а выходящим элементом становится дизайнер среды, как «Персона», наделенная творческими компетенциями, приобретенными в результате погружения в креативную среду (рис. 4).
Рис. 4. Модель креативной среды по методу «Черного ящика»
Согласно теории креативности, необходимыми компонентами формирования креативной среды являются «Персона», «Пресс», «Процесс» и «Продукт». С учетом наличия в образовательном процессе двух категорий «Персон», студента и преподавателя — дизайнера или художника-практика, а также противоречия, заключенного в необходимости самостоятельной познавательной и творческой деятельности студента наряду с необходимостью его обучения, позволяет представить «Черный ящик» в виде модели простого компенсационного гомеостата, в котором двумя «входящими потоками» становятся «Персона 1» (студент) и «Персона 2» (преподаватель, дизайнер или художник), а исходящими — дизайнеры среды, как «Персоны» со сформированной и/или повышенной важнейшей компетенцией в области дизайна среды — креативностью.
Элементами преобразующей среды в Черном ящике становятся: Элемент 1 — материальная среда, включающая архитектурную среду, оборудование — «Пресс» и примеры «Продукта» либо сам «Продукт», материальное выражение творческой идеи, находящееся в процессе формирования, а Элемент 2 — «Процесс», его сценарий, основной вызов, насыщенность и содержание, и включенные в него «Персоны», влияющие на Элемент 1. Обратная связь — результаты освоения среды и изучения примеров «Продукта» и/или сам «Продукт», создаваемый «Персоной 1», вступает во взаимодействие с опытом других «Персон» и «Процессом», формируемым «Персоной 2».
При этом и «Процесс», и другие «Персоны» неизбежно воздействуют на самостоятельный опыт «Персоны 1». Основным ресурсом становится время и творческая энергия участников системы. Творческий «Продукт» каждой категории «Персон» становится синергетическим в результате взаимодействия всех элементов системы, при этом «Продуктом» каждого из «входящих потоков» становится формирование либо развитие креативности и других компетенций дизайнера среды (рис. 5).
Рис. 5. Модель креативной среды по методу «Компенсационного гомеостата
Жизненный цикл формирования или повышения уровня креативности в рамках погружения «Персоны» в креативную среду связан с особенностями когнитивных процессов при взаимодействии с креативной средой, представляющей собой «Пресс». На первом этапе, благодаря фактору новизны и контраста при погружении в креативную среду, когнитивные процессы «Персоны» переживают эффект «растормаживания», который должен быть поддержан положительной обратной связью от Элемента 2 —
«Процесса» и других «Персон», для получения быстрого прогресса креативности. На втором этапе рост замедляется, переходя в изогресс, в связи с необходимостью анализа, в результате возможной отрицательной обратной связи от Элемента 2 и связанного с ним процесса торможения креативности.
В обычной среде следующей фазой становится регресс. Однако особым качеством материальной части креативной среды, «Пресса», должно являться стимулирующее воздействие на творческую активность, в связи с формируемым эмоциональным состоянием «Персоны». В связи с этим по мере углубления восприятия среды «Персоной 1», осознания «Процесса» как континуума и себя как его части происходит подключение