Файл: Лекция 19 Основы финансового права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.08.2021

Просмотров: 362

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Режим валютного обращения определяется установленными государ­ством валютными ограничениями, которые действуют в отношении как своей национальной валюты, так и, главным образом, иностранных валют.

В зависимости от своего режима валюты подразделяются на: а) полно­стью обратимые (свободно конвертируемые); б) частично обратимые (ча­стично конвертируемые); в) необратимые (неконвертируемые, замкнутые).

Полностью обратимыми являются такие валюты, которые свободно, без специальных на то разрешений обмениваются на любые другие ва­люты. При этом разрешен из страны свободный ввоз и вывоз как своей, так и иностранной валюты. К числу таких валют относятся доллар США, доллар Канады, японская йена, валюты стран ЕЭС, включая их коллек­тивную валюту - европейский евро, Швейцарии, Швеции и некоторых других стран.

Частично обратимыми являются валюты стран, где имеются определенные валютные ограничения и запреты на совершение валютных операций, особенно для резидентов (физических и юридических лиц данной страны). Казахстанский тенге можно считать относящимся именно к этому виду валюты.

Следует отметить, что конвертируемость валюты - это вопрос не только внутренних законодательных установлений, но и вопрос стабильности ва­люты, ее надежности и значимости на международном валютном рынке. Мало объявить свою валюту конвертируемой - будет ли она признана та­ковой в международных расчетах?

К необратимым относятся такие валюты, которые не обмениваются на другие. На территории страны запрещено любое присутствие иностран­ной валюты, сделки с такой валютой являются монополией государства, за нарушение которой виновные привлекаются к ответственности. При­мером таки валют являются валюты бывших социалистических стран.

Режим валютного обращения, включая вопрос о виде валют, обслужи­вающих это обращение, - это вопрос организации экономики. Замкнутой экономике всегда соответствует замкнутая денежная система, обслуживае­мая исключительно национальной валютой, которая естественно является неконвертируемой. Собственно, замкнутость экономики и будет обеспечи­ваться замкнутостью валюты. Открытая экономика влечет конвертируе­мость национальной валюты, где регулирование денежного обращения и курса национальной валюты все больше ускользает из непосредственной юрисдикции государства и становится предметом самих рыночных отно­шений. Глобализация экономики, развитие мировых хозяйственных связей вызывает зависимость национальных валют от более сильных, выполняю­щих функцию мировых денег. И чем слабее национальная экономика, тем больше требуется от государства административно - и финансово-правовых усилий по поддержанию своей денежной системы.

Валютная монополия - это исключительное право государства на совер­шение сделок с валютными ценностями.


Объектами валютной монополии обычно являются: I) иностранная валюта; 2) платежные документы и ценные бумаги, выраженные в иност­ранной валюте; 3) драгоценные металлы; 4) природные драгоценные кам­ни в сыром и обработанном виде.

В наиболее жестком и полном виде валютная монополия присуща стра­нам, имеющим закрытый денежный рынок и неконвертируемую валюту. Однако валютное регулирование (с большей или меньшей степенью рег­ламентации) существует во всех странах.

Поскольку ни одна страна не может жить в абсолютной изоляции и всегда вынуждена что-то продавать и что-то покупать, то всегда возника­ет проблема соотношения между денежными единицами разных стран, что выражается категорией валютный курс.

В условиях, когда денежные единицы были привязаны к определенно­му количеству золота, валютный курс рассчитывался путем сравнения зо­лотого содержания, стоящего за каждой денежной единицей. Например, считалось, что рубль СССР содержит 0,987412 г. чистого золота, польский злотый - 0,222168 г., т. е. в рубле в 4,44 раза больше чистого золота, чем в злотом. Отсюда валютный курс рубля по отношению к злотому составлял 4,44 злотых за 1 рубль. Однако в настоящее время большинство стран от­казались от золотого паритета - фиксации законом содержания чистого золота в национальной денежной единице. Поэтому сравнивать ценность валют на этой основе стало невозможно.

Для свободно конвертируемых валют валютный курс формируется на основе рыночно определяемой покупательной способности денежных еди­ниц сопоставляемых национальных валют. Для неконвертируемых валют он обычно устанавливается самим государством (в лице, как правило, цен­трального государственного банка) и носит название официальный валют­ный курс, который еще именуется валютный паритет. Иногда (обычно для частично конвертируемых валют) применяется комбинированная схема: центральный банк устанавливает свой курс (курс центрального банка), который служит ориентиром для установления курса на биржевых валют­ных торгах (рыночного курса валюты).

Официальный (или паритетный) валютный курс также является эле­ментом денежной системы.

Различают два типа денежных систем: а) система, основанная на день­гах, роль которых выполняет денежный товар (золото, серебро и т. п.) как всеобщий эквивалент стоимости (система металлического обраще­ния); б) система, основанная на деньгах как знаках стоимости (обраще­ние бумажных денег и неполноценных монет).

Система металлического обращения относится к устаревшим денежным системам и в настоящее время практически нигде не применяется.

Тем не менее металлическое обращение может быть основано на би­металлизме .или монометаллизме. При биметаллизме роль денежного товара законодательно закреплена за несколькими драгоценными метал­лами (обычно золото и серебро). Существовало две разновидности биметаллизма: 1) система параллельных денежных знаков, когда золотые и серебряные монеты оценивались в процессе денежного обращения исходя из рыночной стоимости золота и серебра; 2) система двойной валюты, при которой государство фиксирует соотношение стоимости золотых и сереб­ряных монет, являющееся обязательным в денежном обращении. Иногда это достигалось путем межгосударственных соглашения. Например, Ла­тинский монетный союз - соглашение, заключенное в 1865 г. Францией, Бельгией, Италией и Швейцарией, - предусмотрел твердое соотношение между золотом и серебром 1 15,5.


Колебания в рыночной цене золота и серебра, сказывавшиеся на соот­ношении стоимости монет из них, привели к монометаллизму, при кото­ром лишь одни металл (золото) стал служить всеобщим эквивалентом. Золотой монометаллизм впервые был установлен в Великобритании в 1816г. Серебряный монометаллизм существовал в России в 1843- 1852гг. Было три разновидности золотого монометаллизма - золотомонетный, зо­лотослитковый и золотодевизный.

Весовое количество денежного металла в денежной единице устанав­ливается с помощью такой категории, как масштаб цен.

С внедрением бумажных денег масштаб цен указывал, в каком соотно­шении бумажный денежный знак разменивался на драгоценный металл. Например, в ходе денежной реформы в России 1895 - 1897 гг. в качестве денежной единицы был установлен золотой рубль с содержанием 17,424 доли чистого золота.

Постепенно золото ушло из денежного обращения, так же как и пре­кратился обмен бумажных денег на золото, что именуется процессом де­монетизации. Однако категория «масштаб цен», показывая официальное содержание золота в национальной денежной единице, в некоторых стра­нах применяется и поныне. Он используется, как было показано выше, при установлении официального валютного курса.

Следует иметь в виду, что в настоящее время такие элементы своей денежной системы, как золотой паритет и масштаб цен, имеют сравни­тельно немногие государства. Поэтому соотношение национальной ва­люты с иностранными производится на основе спроса и предложения на валютных торгах. Выявленный при этом курс национальной валюты именуется «рыночным курсом».

Сформировав денежную систему, государство естественно заинтересо­вано в том, чтобы она функционировала надлежащим образом.

В этих целях оно использует следующие меры обеспечения надлежаще­го функционирования «своей» денежной системы:

1) установление порядка, в соответствии с которым государство стано­вится единственным законным эмитентом денежных знаков. В связи с этим устанавливается запрет (порой под страхом уголовного преследования) на выпуск кому бы то ни было иных денежных знаков, которые имену­ются «суррогатами денежных знаков». Параллельно устанавливается весьма жесткая уголовная ответственность за всякого рода фальшиво­монетничество.

Исключительное право государства на эмиссию денежных знаков в про­шлом носило название «королевской монетной регалии», а в настоящее время - суверенным правом государства на изготовление и выпуск в обра­щение денежных знаков и рассматривается в качестве признака его суве­ренитета. В итоге деньги выступают таким же символом государства, как его герб, гимн и флаг;

- объявление эмитированных государством денежных знаков «законным платежным средством». Следует подчеркнуть, что свойство законного платеж­ного средства государственный денежный знак приобретает не только в силу закона, но уже самим фактом его выпуска в обращение государством (хотя бы уже в силу того, что государство не допускает существования в стране каких-либо параллельных, негосударственных денежных систем);


- понуждение всех лиц использовать эти знаки в качестве средства об­ ращения, что осуществляется путем установления обязанности по их при ему по нарицательной стоимости на всей территории государства по всем видам платежей. Кстати говоря, в некоторых странах, отображая истори­ческий этап борьбы государства за свое верховенство в формировании денежной системы страны, установлена даже уголовная ответственность за отказ в приеме в качестве платежа государственных денежных знаков. По законодательству Республики Казахстан при уклонении кредитора от принятия исполнения должник во исполнение денежного обязательства вправе разместить причитающиеся с него деньги на условиях депозита, а в случаях, предусмотренных законодательством - на имя суда. Совершение этих действий считается исполнением обязательства;

- осуществление всех платежей в казну, включая налоги, и из казны только в государственных денежных знаках. Этот способ получил в свое время финансово-правовой науке название «налоговое обеспечение»;

- запрета использования в качестве средства платежа иностранной валюты, за исключением случаев, предусмотренных законом;

6) регулирование денежного обращения финансово-правовыми средствами.

Денежное обращение - это движение денег в наличной и безналич­ной форме, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Налично-денежное обращение обслуживается бумажными деньгами и металлической монетой, безналичное - через банковские счета посредством платежных поручений (требований), чеков, кредитных карточек и т. п.). В раз­витых странах, где хорошо налажена банковская система, преобладает безна­личное денежное обращение. Например, в США доля наличных платежей составляет менее 1 процента совокупной суммы расчетов.

Государство, устанавливая порядок денежного обращения, стремится не только к повышению эффективности расчетных операций, но и к стабилиза­ции своей денежной системы и преодолению инфляционных процессов в экономике. Общее количество денег, необходимое для обслуживания то­варооборота, зависит от суммы цен товаров, подлежащих реализации, и скорости обращения денег. Избыток денег в обращении приводит к повы­шению номиналов цен товаров, равно как затягивание процессов расче­тов межу продавцами и покупателями требует увеличения денежной массы, находящейся в обращении. Кроме того, государство всегда заинтересова­но в такой организации денежного обращения, при которой все платежи и расчеты были бы легко контролируемы и могли быть подвергнуты про­верке со стороны государственных органов. Вот почему государство за­интересовано в осуществлении расчетов через банки на безналичной основе и пытается ограничить расчеты наличными деньгами, хотя с экономичес­кой точки зрения эти расчеты являются равноценными, а с правовой - этот вопрос должен решаться по усмотрению сторон. Устанавливая запреты на налично-денежные расчеты, государство борется с пресловутым «чер­ным налом» и «теневой экономикой», усматривая в этих расчетах способ ухода от налогообложения.


Следует подчеркнуть, что такие способы регулирования денежного об­ращения, как установление правил расчетных операций, а равно и уста­новление форм безналичных расчетов, производится государством в рамках гражданско-правового регулирования. Это и естественно, посколь­ку сами по себе расчетные операции, назначением которых является дос­тавка денег от покупателя к продавцу, выражают собой реализацию денежной ветви товарно-денежных отношений, выступающих предметом гражданского права. Субъектом расчетных отношений (как и в целом то­варно-денежных) государство не выступает и действует в данном случае в качестве стороннего регулятора. По большому счету безналичные расчет­ные отношения являются продуктом банковской деятельности, формы расчетов выработаны (и обновляются постоянно) банковской практикой, и государство посредством своих правовых норм лишь фиксирует то, что выработала эта практика. Не будет государство регулировать расчетные отношения - эти отношения, как и банковская деятельность по производ­ству безналичных перечислений, останутся. Объясняется это, прежде всего объективным характером товарно-денежных отношений.




















Иллюстрационный материал (схема, таблица)

Литература:

1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г.)

2. О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организа ций. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года N 474

3. Таможенный кодекс Республики Казахстан от 5 апреля 2003 г. Опубликован: «Казахстанская правда» от 11 апреля 2003г.

4.Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 30 марта 1995 года № 2155 «О национальном банке Республики Казахстан».

5.Худяков А.И. Основы теории финансового права. – А лматы. 1995.


Контрольные вопросы (обратная связь):

1. Какие правоотношения регулирует финансовое право?

2. Структура финансово-правовых норм

3.. Что включает в себя денежная система?