ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.08.2021
Просмотров: 362
Скачиваний: 2
Режим валютного обращения определяется установленными государством валютными ограничениями, которые действуют в отношении как своей национальной валюты, так и, главным образом, иностранных валют.
В зависимости от своего режима валюты подразделяются на: а) полностью обратимые (свободно конвертируемые); б) частично обратимые (частично конвертируемые); в) необратимые (неконвертируемые, замкнутые).
Полностью обратимыми являются такие валюты, которые свободно, без специальных на то разрешений обмениваются на любые другие валюты. При этом разрешен из страны свободный ввоз и вывоз как своей, так и иностранной валюты. К числу таких валют относятся доллар США, доллар Канады, японская йена, валюты стран ЕЭС, включая их коллективную валюту - европейский евро, Швейцарии, Швеции и некоторых других стран.
Частично обратимыми являются валюты стран, где имеются определенные валютные ограничения и запреты на совершение валютных операций, особенно для резидентов (физических и юридических лиц данной страны). Казахстанский тенге можно считать относящимся именно к этому виду валюты.
Следует отметить, что конвертируемость валюты - это вопрос не только внутренних законодательных установлений, но и вопрос стабильности валюты, ее надежности и значимости на международном валютном рынке. Мало объявить свою валюту конвертируемой - будет ли она признана таковой в международных расчетах?
К необратимым относятся такие валюты, которые не обмениваются на другие. На территории страны запрещено любое присутствие иностранной валюты, сделки с такой валютой являются монополией государства, за нарушение которой виновные привлекаются к ответственности. Примером таки валют являются валюты бывших социалистических стран.
Режим валютного обращения, включая вопрос о виде валют, обслуживающих это обращение, - это вопрос организации экономики. Замкнутой экономике всегда соответствует замкнутая денежная система, обслуживаемая исключительно национальной валютой, которая естественно является неконвертируемой. Собственно, замкнутость экономики и будет обеспечиваться замкнутостью валюты. Открытая экономика влечет конвертируемость национальной валюты, где регулирование денежного обращения и курса национальной валюты все больше ускользает из непосредственной юрисдикции государства и становится предметом самих рыночных отношений. Глобализация экономики, развитие мировых хозяйственных связей вызывает зависимость национальных валют от более сильных, выполняющих функцию мировых денег. И чем слабее национальная экономика, тем больше требуется от государства административно - и финансово-правовых усилий по поддержанию своей денежной системы.
Валютная монополия - это исключительное право государства на совершение сделок с валютными ценностями.
Объектами валютной монополии обычно являются: I) иностранная валюта; 2) платежные документы и ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте; 3) драгоценные металлы; 4) природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде.
В наиболее жестком и полном виде валютная монополия присуща странам, имеющим закрытый денежный рынок и неконвертируемую валюту. Однако валютное регулирование (с большей или меньшей степенью регламентации) существует во всех странах.
Поскольку ни одна страна не может жить в абсолютной изоляции и всегда вынуждена что-то продавать и что-то покупать, то всегда возникает проблема соотношения между денежными единицами разных стран, что выражается категорией валютный курс.
В условиях, когда денежные единицы были привязаны к определенному количеству золота, валютный курс рассчитывался путем сравнения золотого содержания, стоящего за каждой денежной единицей. Например, считалось, что рубль СССР содержит 0,987412 г. чистого золота, польский злотый - 0,222168 г., т. е. в рубле в 4,44 раза больше чистого золота, чем в злотом. Отсюда валютный курс рубля по отношению к злотому составлял 4,44 злотых за 1 рубль. Однако в настоящее время большинство стран отказались от золотого паритета - фиксации законом содержания чистого золота в национальной денежной единице. Поэтому сравнивать ценность валют на этой основе стало невозможно.
Для свободно конвертируемых валют валютный курс формируется на основе рыночно определяемой покупательной способности денежных единиц сопоставляемых национальных валют. Для неконвертируемых валют он обычно устанавливается самим государством (в лице, как правило, центрального государственного банка) и носит название официальный валютный курс, который еще именуется валютный паритет. Иногда (обычно для частично конвертируемых валют) применяется комбинированная схема: центральный банк устанавливает свой курс (курс центрального банка), который служит ориентиром для установления курса на биржевых валютных торгах (рыночного курса валюты).
Официальный (или паритетный) валютный курс также является элементом денежной системы.
Различают два типа денежных систем: а) система, основанная на деньгах, роль которых выполняет денежный товар (золото, серебро и т. п.) как всеобщий эквивалент стоимости (система металлического обращения); б) система, основанная на деньгах как знаках стоимости (обращение бумажных денег и неполноценных монет).
Система металлического обращения относится к устаревшим денежным системам и в настоящее время практически нигде не применяется.
Тем не менее металлическое обращение может быть основано на биметаллизме .или монометаллизме. При биметаллизме роль денежного товара законодательно закреплена за несколькими драгоценными металлами (обычно золото и серебро). Существовало две разновидности биметаллизма: 1) система параллельных денежных знаков, когда золотые и серебряные монеты оценивались в процессе денежного обращения исходя из рыночной стоимости золота и серебра; 2) система двойной валюты, при которой государство фиксирует соотношение стоимости золотых и серебряных монет, являющееся обязательным в денежном обращении. Иногда это достигалось путем межгосударственных соглашения. Например, Латинский монетный союз - соглашение, заключенное в 1865 г. Францией, Бельгией, Италией и Швейцарией, - предусмотрел твердое соотношение между золотом и серебром 1 15,5.
Колебания в рыночной цене золота и серебра, сказывавшиеся на соотношении стоимости монет из них, привели к монометаллизму, при котором лишь одни металл (золото) стал служить всеобщим эквивалентом. Золотой монометаллизм впервые был установлен в Великобритании в 1816г. Серебряный монометаллизм существовал в России в 1843- 1852гг. Было три разновидности золотого монометаллизма - золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный.
Весовое количество денежного металла в денежной единице устанавливается с помощью такой категории, как масштаб цен.
С внедрением бумажных денег масштаб цен указывал, в каком соотношении бумажный денежный знак разменивался на драгоценный металл. Например, в ходе денежной реформы в России 1895 - 1897 гг. в качестве денежной единицы был установлен золотой рубль с содержанием 17,424 доли чистого золота.
Постепенно золото ушло из денежного обращения, так же как и прекратился обмен бумажных денег на золото, что именуется процессом демонетизации. Однако категория «масштаб цен», показывая официальное содержание золота в национальной денежной единице, в некоторых странах применяется и поныне. Он используется, как было показано выше, при установлении официального валютного курса.
Следует иметь в виду, что в настоящее время такие элементы своей денежной системы, как золотой паритет и масштаб цен, имеют сравнительно немногие государства. Поэтому соотношение национальной валюты с иностранными производится на основе спроса и предложения на валютных торгах. Выявленный при этом курс национальной валюты именуется «рыночным курсом».
Сформировав денежную систему, государство естественно заинтересовано в том, чтобы она функционировала надлежащим образом.
В этих целях оно использует следующие меры обеспечения надлежащего функционирования «своей» денежной системы:
1) установление порядка, в соответствии с которым государство становится единственным законным эмитентом денежных знаков. В связи с этим устанавливается запрет (порой под страхом уголовного преследования) на выпуск кому бы то ни было иных денежных знаков, которые именуются «суррогатами денежных знаков». Параллельно устанавливается весьма жесткая уголовная ответственность за всякого рода фальшивомонетничество.
Исключительное право государства на эмиссию денежных знаков в прошлом носило название «королевской монетной регалии», а в настоящее время - суверенным правом государства на изготовление и выпуск в обращение денежных знаков и рассматривается в качестве признака его суверенитета. В итоге деньги выступают таким же символом государства, как его герб, гимн и флаг;
- объявление эмитированных государством денежных знаков «законным платежным средством». Следует подчеркнуть, что свойство законного платежного средства государственный денежный знак приобретает не только в силу закона, но уже самим фактом его выпуска в обращение государством (хотя бы уже в силу того, что государство не допускает существования в стране каких-либо параллельных, негосударственных денежных систем);
- понуждение всех лиц использовать эти знаки в качестве средства об ращения, что осуществляется путем установления обязанности по их при ему по нарицательной стоимости на всей территории государства по всем видам платежей. Кстати говоря, в некоторых странах, отображая исторический этап борьбы государства за свое верховенство в формировании денежной системы страны, установлена даже уголовная ответственность за отказ в приеме в качестве платежа государственных денежных знаков. По законодательству Республики Казахстан при уклонении кредитора от принятия исполнения должник во исполнение денежного обязательства вправе разместить причитающиеся с него деньги на условиях депозита, а в случаях, предусмотренных законодательством - на имя суда. Совершение этих действий считается исполнением обязательства;
- осуществление всех платежей в казну, включая налоги, и из казны только в государственных денежных знаках. Этот способ получил в свое время финансово-правовой науке название «налоговое обеспечение»;
- запрета использования в качестве средства платежа иностранной валюты, за исключением случаев, предусмотренных законом;
6) регулирование денежного обращения финансово-правовыми средствами.
Денежное обращение - это движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.
Налично-денежное обращение обслуживается бумажными деньгами и металлической монетой, безналичное - через банковские счета посредством платежных поручений (требований), чеков, кредитных карточек и т. п.). В развитых странах, где хорошо налажена банковская система, преобладает безналичное денежное обращение. Например, в США доля наличных платежей составляет менее 1 процента совокупной суммы расчетов.
Государство, устанавливая порядок денежного обращения, стремится не только к повышению эффективности расчетных операций, но и к стабилизации своей денежной системы и преодолению инфляционных процессов в экономике. Общее количество денег, необходимое для обслуживания товарооборота, зависит от суммы цен товаров, подлежащих реализации, и скорости обращения денег. Избыток денег в обращении приводит к повышению номиналов цен товаров, равно как затягивание процессов расчетов межу продавцами и покупателями требует увеличения денежной массы, находящейся в обращении. Кроме того, государство всегда заинтересовано в такой организации денежного обращения, при которой все платежи и расчеты были бы легко контролируемы и могли быть подвергнуты проверке со стороны государственных органов. Вот почему государство заинтересовано в осуществлении расчетов через банки на безналичной основе и пытается ограничить расчеты наличными деньгами, хотя с экономической точки зрения эти расчеты являются равноценными, а с правовой - этот вопрос должен решаться по усмотрению сторон. Устанавливая запреты на налично-денежные расчеты, государство борется с пресловутым «черным налом» и «теневой экономикой», усматривая в этих расчетах способ ухода от налогообложения.
Следует подчеркнуть, что такие способы регулирования денежного обращения, как установление правил расчетных операций, а равно и установление форм безналичных расчетов, производится государством в рамках гражданско-правового регулирования. Это и естественно, поскольку сами по себе расчетные операции, назначением которых является доставка денег от покупателя к продавцу, выражают собой реализацию денежной ветви товарно-денежных отношений, выступающих предметом гражданского права. Субъектом расчетных отношений (как и в целом товарно-денежных) государство не выступает и действует в данном случае в качестве стороннего регулятора. По большому счету безналичные расчетные отношения являются продуктом банковской деятельности, формы расчетов выработаны (и обновляются постоянно) банковской практикой, и государство посредством своих правовых норм лишь фиксирует то, что выработала эта практика. Не будет государство регулировать расчетные отношения - эти отношения, как и банковская деятельность по производству безналичных перечислений, останутся. Объясняется это, прежде всего объективным характером товарно-денежных отношений.
Иллюстрационный материал (схема, таблица)
Литература:
1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г.)
2. О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организа ций. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года N 474
3. Таможенный кодекс Республики Казахстан от 5 апреля 2003 г. Опубликован: «Казахстанская правда» от 11 апреля 2003г.
4.Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 30 марта 1995 года № 2155 «О национальном банке Республики Казахстан».
5.Худяков А.И. Основы теории финансового права. – А лматы. 1995.
Контрольные вопросы (обратная связь):
1. Какие правоотношения регулирует финансовое право?
2. Структура финансово-правовых норм
3.. Что включает в себя денежная система?