ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.08.2021
Просмотров: 359
Скачиваний: 2
Финансовые отношения традиционно определяют как отношения «по образованию, распределению и использованию денежных фондов». Однако здесь возникает как минимум два вопроса. Первый, - о каких фондах - государственных или негосударственных - идет речь. Второй - насколько правомерно отнесение к финансовым отношениям, возникающих в процессе использования денежных фондов.
Первый вопрос напрямую связан с тем, какой смысл (широкий, узкий, специальный) вкладывается в само понятие «финансы». Сообразно своей точки зрения одни авторы говорят о денежных фондах «различных субъектов хозяйствования и государства» (т. е. употребляют понятие «финансы» в его широком значении, охватывая денежные средства индивидуальных предпринимателей), вторые - о денежных фондах «государства, его территориальных подразделений, предприятий, учреждений и организаций» (т. е. употребляют понятие «финансы» в его узком значении), третьи - имеют в виду денежные фонды только государство (т. е. употребляют понятие «финансы» в его специальном значении).
В части второго вопроса, возникающего при рассмотрении традиционного определения финансов и касающегося правомерности включения в их состав отношений «по использованию денежных фондов», следует отметить, что деньги, как известно, не имеют потребительской стоимости (такую стоимость может иметь драгоценный металл, если из него изготовлены монеты, но в этом случае можно говорить лишь о потребительской стоимости самого металла, но не денежных знаков как таковых). Поэтому их использование может происходить лишь в отношениях, где деньги меняются на товар, или, как говорят экономисты, в отношениях, опосредующих акты Д - Т и Т - Д. Но эти отношения являются товарно-денежными, т. е. представляют собой такую разновидность экономических отношений, которая качественно отличается от финансовых отношений. Заметим, что товарно-денежные отношения финансовым правом не регулируются - они выступают в качестве предмета гражданского права.
Применительно к финансовой деятельности употребляется также понятие расходование денежных фондов. Оно шире термина использование. Расходование включает в себя любые формы выхода денежных средств из фондов, а именно: передачу денег в другой фонд (что представляет собой процесс распределения) и трату денег в эквивалентных (типа отношений, опосредующих акты Д - Т и Т - Д) отношениях (что представляет собой процесс использования фонда). Сразу же отметим, что расходование денежных фондов в форме их распределения (денежные средства из одного фонда переходят в другой, не сопровождаясь встречным движением товара) являются финансово-экономическими. Они выражают процессы распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта в денежной форме в интересах государства, связаны с формированием одних государственных фондов и расходованием других, опосредуют одностороннее движение стоимости в денежной форме и реализуют потребление денег в своем экономическом значении.
Необходимо также иметь в виду, что поскольку использование денежных средств производится в отношениях, опосредующих акты Д - Т и Т - Д, то говорить об использовании (в прямом значении этого термина) можно лишь применительно к децентрализованным денежным фондам юридических лиц, выступающих в качестве субъектов товарно-денежных отношений (отношений купли-продажи и им подобных). Что касается централизованных фондов (например, бюджета), то их расходование происходит лишь в одной форме - распределения. Ни бюджет, ни представляющие его органы (например, Министерство финансов) не являются субъектами экономических отношений купли-продажи и не выступают в качестве потребителей оплачиваемых товаров или услуг. Они лишь выделяют кому-то деньги в целях такого использования. То есть денежные средства централизованных фондов используются (потребляются) лишь тогда, когда они, пройдя стадии распределения и перераспределения, переместятся в децентрализованные фонды и превратятся в денежные средства юридических лиц - участников товарного оборота. Например, если школа, которая финансируется из бюджета, получает из него деньги, а затем тратит их на приобретение школьного инвентаря и выплату заработной платы учителям, то отношение между бюджетом (в лице соответствующего государственного органа) и данной школой будут финансовыми, поскольку выражают собой распределение бюджета. Отношения по приобретению инвентаря и выплате заработной платы, как выражающие использование децентрализованного денежного фонда (фонда школы), - соответственно товарно-денежными (отношениями купли-продажи) и трудовыми.
Но в этом случае, во-первых, речь следует вести об использовании не централизованных, а децентрализованных фондов, где средства, полученные из бюджета или иного централизованного денежного фонда, выступают в отношениях товарного обмена в качестве средств уже не бюджета (иного централизованного фонда), а самого юридического лица, владельца децентрализованного фонда. Во-вторых, это использование осуществляется в рамках не финансовых, а иных экономических отношений (товарно-денежных, трудовых и т. п.), носящих эквивалентный характер и регулируемых нормами не финансового, а иных отраслей права. В-третьих, это дает основание признать правильной точку зрения тех авторов, которые считают, что финансы выражают только процессы формирования денежных фондов и их расходования в форме распределения.
Таким образом отношения по использованию денежных фондов в разряд финансово-экономических отношений вообще не входят и не могут формировать собой финансы. На основании изложенного можно сказать, что государственные финансы (в экономическом смысле) представляют собой совокупность экономических отношений по формированию и распределению государственных денежных фондов.
Финансовые отношения, связанные с формированием денежных фондов, возникают по поводу добывания государством денежных средств. При этом ситуация выглядит таким образом, что собственная деятельность государственного аппарата, а равно отдельных государственных служащих, как не создающая стоимости, не может быть источником получения денежных средств. Поэтому государство может получить деньги лишь где-то на стороне, получив их или на добровольной основе (например, с помощью государственных займов), или же отобрав их принудительно, классическим примером чему служат налоги. Образно выражаясь, данные отношения представляют собой канал, по которому деньги поступают в государственные фонды.
Финансовые отношения по поводу распределения денежных фондов возникают в связи с осуществлением государством финансирования тех или иных своих расходов (содержание собственного аппарата, финансирование расходов на оборону, культуру, науку, здравоохранение и т. п.). При этом деньги из централизованных денежных фондов переходят в фонды тех юридических лиц, которые осуществляют использование денежных средств (государственные учреждения, выполняющие функции органов государственной власти, учреждения обороны, науки, культуры, здравоохранения и другие организации, финансируемые за счет государства либо реализующие определенные государственные программы). Опять-таки образно выражаясь, данные отношения представляют собой канал, по которому деньги выходят из государственных фондов.
Необходимо отметить, что как отношений по формированию денежных фондов, так и отношения по их распределению с экономической точки зрения носят распределительный и перераспределительный характер: деньги от одного субъекта переходят к другому, меняя своего владельца, а порой и собственника.
В свете существования частных и государственных финансов, во многом отличающихся друг от друга, логично предположить, что существуют частные финансовые отношения, возникающие в процессе осуществления частными субъектами своей финансовой деятельности, и государственные финансовые отношения, которые возникают в процессе осуществления финансовой деятельности государством.
Государственные и частные финансы находятся во взаимосвязи, хотя бы в силу того, что частные финансы могут выступать в качестве денежного источника для формирования государственныхх денежных фондов, а последние -для формирования частных финансов. Так, в некоторых странах фонд оплаты труда негосударственных юридических лиц может выступить в качестве объекта налогообложения для формирования таких государственных фондов, как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости и т. п. В Казахстане аналогичную роль играет так называемый «социальный налог», плательщиками которого выступают юридические лица, а объектом обложения - заработная плата. В результате уплаты такого рода налогов происходит процесс, с одной стороны, расходования (распределение) негосударственного денежного фонда, с другой, - формирования государственного фонда.
Такого рода отношения, в силу того, что они в первую очередь выражают процесс формирования государственного денежного фонда, относятся к разряду государственных финансовых отношений и соответственно входят в систему государственных финансов.
Аналогично решается вопрос и в том случае, когда государственный денежный фонд выступает в качестве источника формирования негосударственного фонда (например, бюджет финансирует деятельность негосударственного учреждения культуры). Возникающее при этом отношения будут относиться к государственным финансовым отношениям, поскольку опосредуют процесс распределения государственного денежного фонда.
Таким образом, отношения, возникающие на стыке государственных и частных финансов, относятся к категории государственных финансовых отношений.
Принято считать, что финансам присущи две функции: распределительная и контрольная.
Содержанием распределительной функции выступает то, что посредством финансов осуществляется распределение и перераспределение стоимости совокупного (валового) общественного продукта (в её денежной форме), в результате чего денежные средства переходят от одного лица к другому, выражая собой процессы либо формирования денежных фондов, либо их расходования. Применительно к государственным финансам, речь идет, естественно, о государственных денежных фондах.
Несколько сложнее обстоит дело с контрольной функцией финансов.
Дело в том, что, говоря о любом контроле, всегда возникает вопрос: кто, за кем и по поводу чего осуществляет контроль. При социализме, когда все по существу было государственным, с определением содержания контрольной функции финансов особых сложностей не возникало и эта функция сводилась к контролю со стороны государства за сохранностью и правильным использованием денежных средств. В условиях рыночной экономики, когда значительная часть финансов приобретает форму частных финансов, сфера государственного финансового контроля сокращается и он должен осуществляться в рамках государственных финансов. В то же время следует подчеркнуть, что благодаря расширительному толкованию данной функции государство порой использует финансовый контроль (что особенно характерно для сферы налогообложения) в качестве средства тоталитарного экономического сыска и всеохватывающего надзора за деятельностью юридических лиц и жизнью граждан.
Финансы служат материальной основой существования государства. Поэтому главное назначение государственных финансов - это денежное обеспечение функционирования государства.
С понятием «финансы», являющимся экономической категорией, тесно связано понятие «финансовая деятельность государства», сформировавшееся в рамках юридической науки. Юристы, восприняв их экономической из экономической литературы наиболее традиционную точку зрения по поводу финансов, обычно определяют финансовую деятельность государства как его деятельность по собиранию, распределению и использованию денежных фондов.
Отношения, возникающие в процессе этой деятельности, признаются финансовыми и рассматриваются в юридической литературе как предмет финансового права.
Предмет финансового права будет рассмотрен в следующей главе. Здесь же отметим, что первый вопрос, который возникает в данном случае, это - какие фонды выступают в качестве объекта финансовой государства: только имеющие государственную форму собственности (т. е. охватываемые понятием «государственные финансы») или любые фонды, охватываемые в целом понятием финансы, включая частные.
Принято считать, что предметом финансового права выступают общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.
Однако, это бесспорно правильное утверждение нуждается в конкретизации, хотя бы в силу того, что разные авторы вкладывают различный смысл в понятие «финансовая деятельность государства». В результате набор объектов финансовой деятельности государства существенно различается. В силу этого различается и круг общественных отношений, выступающих предметом финансового права.
Кроме того, существует мнение, что не все отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, выступают предметом финансового права. Многие авторы полагают, что понятие финансовой деятельности государства шире, чем понятие предмета финансового права, и что «в процессе ее осуществления могут возникнуть и действительно возникают отношения, регулируемые другими отраслями права (например, гражданским)».
Представляется целесообразным еще раз уточнить, какие отношения возникают в процессе финансовой деятельности и какие из них выступают (или, напротив, не выступают) предметом финансового права.
Выше мы уже пришли к выводу, что объектом финансового права выступают лишь государственные финансы. Исходя из этого отношения, входящие в состав частных финансов, предметом финансового права выступать, не могут. Впрочем, такие отношения и не являются продуктом финансовой деятельности государства, которая ограничена, как уже сказано, лишь государственными финансами.
Следовательно, предметом финансового права выступают не все финансовые отношения, а их определенная часть - отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, которые мы будем именовать «государственные финансовые отношения». Для того рода финансовых отношений характерно, что они всегда выражают движение денег либо в государственный фонд, либо из него. Отношения, опосредующие движение денежных средств в рамках частной собственности, выражая собой категорию «частные финансы» (или «частные финансовые отношения»), при всех обстоятельствах не должно быть объектом ни финансовой деятельности государства», ни финансового права. К финансовым отношениям относятся отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, хотя бы внешне они напоминали отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Так, отношения, возникающие в процессе формирования негосударственного пенсионного фонда, нельзя отнести к отношениям, возникающим в процессе .финансовой деятельности государства, хотя эти отношения сходны с отношениями, возникающими в процессе формирования государственного пенсионного фонда.