ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.08.2021
Просмотров: 363
Скачиваний: 2
Но экономические финансовые отношения многообразны, поскольку многообразны и методы осуществления финансовой деятельности государства. Поэтому многообразны и финансовые правоотношения.
В одних из них момент властвования государства (а, следовательно, и юридическое неравенство сторон) выражено совершенно четко (например, налоговые правоотношения), в других оно смягчено (например, отношения государственного займа, в котором субъекты внешне выглядят чуть ли не равноправными). Тем не менее, юридическое неравенство сторон свойственно любым финансовым правоотношениям, что определяется самим фактом участия в них в качестве субъекта государства, которое могущественнее любого другого субъекта этого отношения. И выражается это в первую очередь в том, что государство, являясь стороной правоотношения, одновременно выступает субъектом, осуществляющим его правовое регулирование посредством издания правовых актов. Вторая сторона этого правоотношения вынуждена подчиняться установлениям государства. Те же отношения государственного займа, хотя и построены по аналогии с займом вообще, что придает им сходство с гражданско-правовым договором, отличаются от последнего тем, что условия займа диктует заемщик -государство. Оно же может в любой момент изменить их, вплоть до одностороннего расторжения договора и отказа от исполнения своих денежных обязательств.
Все эти признаки свойственны материальным финансовым правоотношениям.
Материальные финансовые правоотношения опосредуют непосредственное движение денежных средств. В зависимости от кого и к кому идут деньги, это движение может быть различным. Это может быть движение денег от плательщика к тот или иной государственный фонд, что выражает процесс его формирования. Примером может служить движение суммы налогового платежа от плательщика в бюджет. В других случаях деньги движутся из фонда к получателю, что выражает процесс распределения денежного фонда. Например, из бюджета выделяются деньги какому-либо министерству для финансирования его деятельности. В процессе такого движения деньги могут менять своего собственника.
4.
Как экономическая категория деньги, являясь продуктом развития меновых отношений, возникли задолго до появления и государства, и соответственно государственных финансов. Первоначально деньги представляли собой разновидность товара, стихийно выделившегося из массы материального продукта в силу своей способности быть эквивалентом других товаров, т. е. имели форму денежного товара. Постепенно деньги, видоизменяясь и трансформируясь, теряли свойства товара и превратились в меру его стоимости. Одновременно деньги выполняют функцию средства обращения, выступая посредником в обмене товарами, где стоимость проходит две метаморфозы: продажу (Т - Д) и покупку (Д - Т).
Деньги являются также средством платежа. Для функции денег в качестве средства платежа характерен разрыв во времени между движением денег и товара. Товар поступает в распоряжение покупателя либо раньше, либо позже, чем деньги к продавцу.
Деньги, опосредованные государственными финансами, не выполняют ни функцию средства обращения (так как не участвуют в осуществлении товарного метаморфоза), ни функцию средства платежа (так как не выступают носителем меновой стоимости), т. е. деньги в финансовых отношениях не обмениваются на товар и не выступают мерой его стоимости.
Для денег, выраженных государственными финансами, характерны следующие функции:
функция средства расчетов по финансовым обязательствам. В экономической литературе эту функцию обычно называют средством платежа при нетоварных операциях. При этом обязанности плательщика может нести не только контрагент государства по финансовому отношению (на пример, налогоплательщик), но и само государство (например, при погашении государственного займа);
при аккумулировании денег в фондах они начинают выполнять для государства функцию накопления.
При распределении денежных фондов и поступлении денежных средств тем или иным субъектам для их непосредственного использования, деньги вновь начинают выполнять функцию платежа.
Таким образом, в процессе осуществления финансовой деятельности государства функция денег может меняться: при внесении денег в государственные фонды мы имеем реализацию функции расчетов по финансовым обязательствам перед государством; при поступлении их в государственный денежный фонд осуществляется функция накопления; при выдаче их из фонда непосредственным потребителям деньги приобретают функции средства обращения и средства платежа.
Выступая в качестве объекта финансовой деятельности государства, деньги1 видоизменяют и такую свою функцию, как мера стоимости. Данная функция наиболее полно реализует в себя в условиях товарного обращения. В процессе осуществления такой стадии финансовой деятельности, как формирование денежных фондов, деньги изымаются из товарного обращения, и их функция меры стоимости носит лишь потенциальный характер. Более того, использование такого метода добывания денежных средств, как эмиссия (в целях, например, ликвидации бюджетного дефицита), приводит к тому, что деньги, даже находящиеся в условиях товарного обращения (т. е. вне государственных финансов), снижают свою меру стоимости, все время, поднимая планку цены товаров. Проще говоря, деньги обесцениваются, цены растут. Покупательская способность денег, сосредоточенных, а государственных денежных фондах, также снижается. В итоге государство решает свои финансовые проблемы за счет ухудшения качества денежного обращения, что отрицательно сказывается на экономике и приводит к снижению жизненного уровня населения. Такой способ получения государственного дохода даже получил название «эмиссионный налог». При этом, что характерно, государство не несет какой-либо юридической ответственности за обесценение выпущенной (эмитированной) им валюты.
Этому способствует и то обстоятельство, что в ходе своего исторического развития деньги ушли от вида денежного товара, каким они были первоначально, будучи изготовленными из золота, серебра и других металлов, обладающих собственной товарной стоимостью, и приобрели форму денежного знака - банкнот, ассигнаций, купюр и т. п. (так называемые «кредитные деньги»), изготавливать которые можно практически в неограниченных количествах, чем государство и пользуется. А если учесть, что деньги могут существовать не только в наличной, но и безналичной формах, то проблема изготовления денег еще больше упрощается.
Как уже отмечалось, деньги (в форме денежного товара) появились до возникновения государства и первоначально оно в процессе своей деятельности пользовалось теми деньгами, которые существовали до него. Однако вскоре оно начинает изготавливать собственные деньги (т. е. становится эмитентом денег), но еще долгое время в качестве эмитента могли выступать и другие лица, главным образом банки. Отсюда, кстати, и название одной из разновидностей бумажных денег - банковские билеты, банкноты, в то время как деньги, эмитентом которых выступало непосредственно государство, назывались казначейскими билетами. Характерно, что традиция именовать бумажные деньги банковскими билетами сохранилась и по настоящее время, правда, уже в силу того, что государственным органом, призванным регулировать состояние денежной системы страны, стали выступать центральные государственные банки, которые и рассматриваются в качестве эмитента денежных знаков.
Кстати, в экономической литературе (особенно зарубежной) до сих пор приводится деление денег на «государственные» и «негосударственные» (именуемые порой даже «частные»), к которым относятся векселя, чеки и иные средства платежа.
Характерно и то, что в период расстройства государственной денежной системы (например, вследствие высокого уровня инфляции) и отказа населения и предпринимателей принимать обесценившиеся бумажные деньги, экономика мигом реагирует на это путем демонетизации расчетов (т. е. исключением из расчетов денежных знаках и осуществления сделок путем натурального обмена, что адекватно современному термину «бартерные сделки»), тезаврации расчетов (расчетов монетами из драгоценных металлов, как это было после Февральской и Октябрьской революций, когда население предпочитало керенкам и «совзнакам» золотые монеты дореволюционного чекана, хотя и вышедшие по закону из обращения), наконец, что актуально и в настоящее время, использования в расчетах иностранных денежных знаков (то, что сейчас именуют «долларизацией экономики»). Кроме того, на рынке появляются так называемые «суррогаты денежных знаков» - заменители денег, эмитированные местными органами государственной власти, частными предпринимательскими структурами, главным образом в целях осуществления расчетов по заработной плате со своими работниками.
В конечном счете, рано или поздно, государство монополизирует эмиссию денежных знаков в частности и формирование денежной системы страны в целом. При этом оно решает две главные задачи, выступая одновременно в двух разных (хотя и взаимосвязанных) качествах.
Первая задача - упорядочивание и налаживание денежного хозяйства (понимаемого в широком смысле) страны. Здесь оно выступает как политический субъект общества.
Вторая - стабилизация собственной финансовой системы, обеспечение ее эффективного функционирования. Здесь оно уже больше озабочено проблемами собственника тех денежных фондов, которые входят в состав этой системы.
В итоге в современных условиях организация денежной системы, во-первых, является монополией государства, во-вторых, выступает элементом его финансовой деятельности. Организуя денежную систему и выпуская денежные знаки, государство не только обеспечивает нормальное функционирование денежных отношений в стране, но и организует собственную финансовую систему, способствуя нормальному функционированию той части денежных отношений, субъектом которых оно само является, т. е. финансовых отношений.
Под денежной системой понимается сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством организационные формы функционирования денег в стране.
Денежная система включает в себя следующие элементы: 1) официальная денежная единица; 2) виды денежных знаков; 3) порядок эмиссии денег; 4) режим валютного обращения; 5) организация денежного обращения. Кроме того, в зависимости от методов организации государством денежной системы страны в ней может содержаться еще два элемента: официальный валютный курс (валютный паритет) и масштаб цен.
Денежная единица - это установленный государством денежный знак, обозначающий наименование национальной валюты.
Наименование денежной единицы - доллар, марка, тенге, рубль, фунт стерлингов, сом и т. д. - складывалось, как правило, исторически. Например, слово «рубль» произошло от глагола «рубить», поскольку означало отрубленный от серебряного слитка кусочек определенного веса (так называемая «гривна»); доллар - искаженное название немецкой монеты «талер», произошедшее от «иоахимсталер» - название, австро-венгерской монеты времен Габсбургов, которое, в свою очередь, взято по названию местечка в Чехии, где добывалось серебро; фунт стерлингов (англ.) - берет свое название от меры веса «фунт» (римский фунт, именуемый «либра» и обозначаемый знаком, составлял 327,45 г.) и названия серебряной монеты «стерлинг» (по одной из версий происходит от - звезда, изображенная на монете), которую начал чеканить в 1180 г. король Англии Генрих П. Позднее эта монета получила название «пенни», «пенс». Таким образом в своем буквальном значении фунт стерлингов обозначал 327 граммов мелких серебряных монет. От знака либра произошел и знак фунта стерлингов ; итальянская лира произошла от римской меры веса «либра».
Денежная единица страны иногда обобщенно выражается термином «национальная валюта».
Денежная единица обычно имеет внутреннее строение, т. е. делится на более мелкие и, как правило, пропорциональные части. В большинстве стран в настоящее время существует десятичная система деления: 1:10 = 100 (1 доллар США равен 100 центам, 1 российский рубль - 100 копейкам, 1 немецкая марка - 100 пфеннигам, 1 английский фунт стерлингов первоначально равнялся 20 шиллингам, каждый из которых составлял 12 пенсов, монета в 2 шиллинга именовалась «флорин», в 5 шиллингов - «крона», но с 1971 года 1 фунт равен 100 пенсам и т. д.).
Виды денежных знаков - организационное строение денежной массы и номиналы денежных знаков.
Обычно выпускается два вида денежных знаков:
а) бумажные деньги - купюры, которые в разных странах могут иметь различные наименования (банкноты - билеты государственного банка, государственные кредитные билеты, государственные казначейские билеты). Деньги времен Великой Французской революции назывались ассигнаты. Ассигнациями назывались бумажные деньги, выпускавшиеся в России с 1769 по 1849 годы. В первые годы Советской власти бумажные деньги вы пускались под названием «расчетный знак РСФСР», чем в какой-то мере подчеркивалось пренебрежительное отношение к деньгам вообще («проклятое наследие капитализма») и стремление считать их только в качестве условного средства взаимных расчетов;
б) металлические монеты разных достоинств и разных сплавов. Лицевая сторона монеты, на которой обычно изображается государственный герб, именуется аверс, оборотная (на которой может изображаться профиль главы государства - монарха или какой-либо исторической личности) именуется реверс, боковая поверхность - гурт.
Бумажные деньги могут быть двух видов: а) с гарантией обмена на денежный товар (так называемые «разменные деньги»), когда эмитент берет на себя обязательство разменять предъявленную банкноту на золото или серебро (т. е. деньги имеют металлическое обеспечение). Отметим, что в современных денежных системах такого рода деньги практически не применяются (последней разменной валютой, да и то формально, был доллар США до 1971 г.); б) обычные, т. е. денежные знаки с установленным государством принудительным курсом (законная платежная способность), выпущенные неразменными на драгоценный металл или иной денежный товар.
Порядок эмиссии денег. Как уже отмечалось, в современных условиях единственным эмитентом денег является само государство. В качестве непосредственного эмиссионного центра обычно выступает центральный государственный банк страны, однако эмитентом может и быт казначейство (министерство финансов). Эти центры могут выступать параллельно. Тогда банк обладает правом выпуска банковских билетов, составляющих основную часть налично-денежного обращения. На долю казначейства приходится обычно около 10 процентов выпуска денег в виде разменных монет и бумажно-денежных знаков мелких номиналов.