Файл: Лекция 19 Основы финансового права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.08.2021

Просмотров: 309

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Охранительные нормы финансового права (а к ним относятся и нормы, устанавливающие финансово-правовую ответственность за совершение финансовых правонарушений) выступают средством обеспечения надле­жащего исполнения субъектами финансовых отношений. Одновременно они являются средством обеспечения защиты финансовых интересов госу­дарства, где главным является полное и своевременное выполнение всеми лицами своих финансовых обязательств перед государством.

Регулятивные нормы финансового права подразделяются на обязыва­ющие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие финансово-правовые нормы предписывают участни­кам финансового правоотношения совершить определенные действия. Например, использовать бюджетные ассигнования только на те цели, на которые они выделены.

Запрещающие финансово-правовые нормы предписывают воздержаться от определенных действий. Например, запрещается изымать в вышестоя­щий бюджет доходы, дополнительно полученные местными бюджетами, а также денежные средства, полученные за счет постоянно закрепленных доходных источников этих бюджетов.

Управомочивающие финансово-правовые нормы дозволяют совершить определенные действия. Например, уполномоченный финансовый орган вправе предоставить налогоплательщику отсрочку по уплате налога.

Обязывающие и запрещающие финансово-правовые нормы являются императивными, т. е. не допускающими никаких отступлений от содержа­щихся в них предписаний и требующими их безусловного исполнения. Уклонение от исполнения предписаний влечет применение санкций к ви­новному лицу либо включение иного механизма понуждения к надлежащему исполнению этих предписаний. При этом санкции могут быть не только финансово-правового, но и уголовного, административного и дисциплинарного характера.

В финансовом праве преобладают обязывающие и запрещающие нормы. Это определяется самой сутью финансовой деятельности, в значительной сте­пени построенной на механизмах принуждения. В силу этого в юридической литературе в качестве особенности финансово-правовых норм нередко упоми­нается то обстоятельство, что они носят императивный (повелительный) ха­рактер. Представляется, это не является какой-то характерной и присущей только финансовому праву особенностью - такие нормы преобладают и в некоторых других отраслях права (например, в административном). Кроме того, как уже отмечалось, некоторые финансово-экономические отношения (например, кре­дитные) невозможно организовать на методах одностороннего властвования (т. е. путем обязывания и запрета), а требуется согласование сторонами усло­вий движения денег, что требует применения диспозитивного метода правово­го регулирования и использования управомочивающих норм.

В зависимости от метода правового регулирования финансово-правовые нормы делятся на императивные и диспозитивные.


Императивные финансово-правовые нормы предельно конкретно и точ­но определяют права и обязанности субъектов финансового отношения и требуют от них безукоснительного исполнения содержащегося в норме пред­писания. По характеру содержащегося в императивных нормах предписа­ния они могут быть как обязывающими, так и запрещающими.

Диспозитивные финансово-правовые нормы допускают возможность выбора поведения, отсылая решение тех или иных вопросов либо на одно­стороннее усмотрение управомоченного субъекта, либо на взаимное со­глашение сторон. По характеру содержащегося в них предписания диспозитивные нормы являются управомочивающими.

В большинстве случаев диспозитивные нормы производны от императивных, зависят от них и существуют в качестве их дополнения.

В зависимости от своего содержания финансово-правовые нормы под­разделяются на материальные и организационные.

Материальные финансовые правовое нормы регулируют финансовые отношения, опосредующие движение денег как материального объекта. Примером могут служить нормы налогового права в той части, в которой они устанавливают денежные обязательства плательщиков перед государством.

Материальные финансово-правовые нормы, являющиеся по характеру своего предписания обязывающими, связаны с возникновением финансо­вого обязательства либо направлены на его реализацию.

Материальные финансово-правовые нормы, являющиеся по характеру своего предписания управомочивающими, предусматривают лишь возможность возникновения или прекращения финансового обязательства. Для его возникновения или прекращения требуются дополнительные юриди­ческие факты: индивидуальный правовой акт управомоченного субъекта или финансовый договор. Например, закон о налоговой системе какой-либо страны, дав перечень местных налогов и сборов, предоставляет пра­во введения их на свой территории местным представительным органам. Данная норма закона о налоговой системе выступает управомочивающей нормой, которая налога непосредственно не устанавливает, но дозволяет его установить.

В некоторых случаях акты финансового законодательства могут содер­жать различные по характеру своего предписания материальные финансово-правовые нормы: обязывающие, запрещающие, управомочивающие. Примером могут служить акты, определяющие государственный заем: усло­вия займа определяются нормами, носящими обязывающий и запрещающий характер, но сама возможность возникновения заемного обязательства выте­кает из управомочивающей финансово-правовой нормы, на основании кото­рой заключается между государством и конкретным заимодателем договор, являющийся разновидностью финансовый договора.

Организационные финансово-правовые нормы определяют финансовые структуры, устанавливают процедуры и формы финансовой деятельности. К ним относятся, например, нормы, определяющие финансовое устройство страны и её денежную систему, устанавливающие порядок разработки, рас­смотрения, утверждения и исполнения бюджетов и т. д. Большое место сре­ди организационных финансово-правовых норм занимают так называемые компетенционные нормы, т. е. нормы, устанавливающие права и обязаннос­ти и правовой статус финансовых органов государства (например, Мини­стерства финансов, налоговых органов и т. п.).


По характеру своего предписания организационные нормы также мо­гут быть обязывающими, запрещающими и управомочивающими.

Характерной обязанностью управомочивающих норм, относящихся к раз­ряду компетенционных, выступает то, что наделяя соответствующий государ­ственный орган определенными правами в части контрагента государства по финансовому отношению, реализация этих прав выступает обязанностью пе­ред государством. Скажем, закон предоставляет налоговому органу право про­изводить взимание недоимки во внесудебном и одностороннем порядке. Однако по отношению к государству это взимание выступает в качестве обязанности (т. е. данный орган обязан воспользоваться своим правом на одностороннее взимание недоимки и осуществить сбор налога в точном соответствии с имеющимся налоговым обязательством плательщика). Наличие двойного действия такой правовой нормы объясняется тем, что уполномоченный орган государства в данном случае является субъектом двух финансовых правоотношений: материального - с налогоплательщи­ком и организационного - с государством.

Следует отметить, что для финансово-правовой литературы тради­ционно деление норм на материальные и процессуальные. При этом ма­териальные нормы закрепляют материальное, денежное содержание прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, процессуаль­ные - устанавливают порядок применения норм материального права. В принципе, такое деление норм возражений не вызывает. Однако в юрис­пруденции сам термин «процесс», ассоциируясь с понятиями «гражданс­кий» и «уголовный процесс», больше выражает порядок рассмотрения споров или разрешения дел. Поэтому назвать, скажем, нормы, устанав­ливающие структуру и компетенцию финансовых органов государства, «процессуальными» - не поворачивается язык. Здесь же речь идет не столько о порядке разрешения конфликтов или привлечении к ответствен­ности, а сколько об организации финансовой деятельности государства. Поэтому в данном случае термин «организационный» представляется более предпочтительным по сравнению с термином «процессуальный», поскольку он более точно выражает сущность явления.

По своей логической структуре финансово-правовая норма состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.

Гипотеза финансово-правовой нормы описывает обстоятельства, при которых данная норма должна применяться.

Диспозиция финансово-правовой нормы содержит само правило поведения, выражает содержание прав и обязанностей участников финансового отношения. Диспозиция является основным элементом финан­сово-правовой нормы.

Характерной особенностью гипотез и диспозиций финансово-право­вых норм выступает их развернутость, подробность и тщательность опи­сания. Законодатель стремится максимально точно охватить все возможные ситуации, не допуская двусмысленности и различного толкования. Объяс­няется это как минимум двумя обстоятельствами. Во-первых, сложностью предмета описания. Финансовые операции и связанные с ними ситуации -это очень специфические явления, отличающиеся своеобразием понятий и многообразием вариантов. Во-вторых, речь идет о государственных деньгах, где не должно оставаться ни малейшей лазейки для их утекания.


Санкция финансово-правовой нормы устанавливает последствия неис­полнения или ненадлежащего исполнения предписаний финансово-право­вых норм. Это осуществляется путем установления того или иного вида финансово-правовой ответственности.

Санкции финансово-правовых норм по сравнению с санкциями других отраслей права имеют целый ряд особенностей.

Во-первых, они, как правило, носят денежный характер.

Во-вторых, эти санкции всегда выражают ответственность перед госу­дарством. Поэтому при наложении финансовых взыскания деньги поступа­ют в доход государства, а не в пользу, скажем, непосредственного взыскателя. Так, когда налоговый орган взыскивает с налогоплательщика штраф за не­своевременную уплату налога - то взысканная сумма зачисляется в доход бюджета, а не этого органа.

В-третьих, для многих финансово-правовых норм (особенно налоговых) характерна односторонняя направленность санкций, т. е. они, рассчитаны только для того субъекта, который противостоит в финансовом правоотно­шении государству (или органу, представляющему его интересы). Поэтому существует, скажем, штраф за уклонение от уплаты налога, налагаемый на налогоплательщика, но не нет штрафа за неправильное взимание налога, который можно было бы наложить на налоговый орган.

В-четвертых, многие финансово-правовые органы наделяют субъекта, представляющего в финансовом правоотношении государство, правом самостоятельного применения санкций, т. е. правом привлечения другого лица к финансово-правовой ответственности путем наложения соответ­ствующих взысканий в одностороннем порядке.

В-пятых, финансово-правовые санкции могут сочетать в себе предуп­редительные, восстановительные и карательные меры.

Так, блокировку расходов получателя бюджетных средств, приостанов­ление операций по банковским счетам можно рассматривать в качестве предупредительной меры, взыскание пеней за несвоевременную уплату налога - восстановительной (считается, что с помощью пени государства восстанавливает тот доход, который бы получило при своевременной уп­лате налога), наложение штрафа выступает карательной мерой.

Государство весьма заинтересовано в неукоснительном и правильном испол­нении предписаний изданных им финансово-правовых норм. И это вполне объяс­нимо: речь идет о его собственных деньгах. Отсюда наличие мощного аппарата, контролирующего исполнение этих норм, и разветвленной системы санкций, карающих виновных в их нарушении, а также упрощенный порядок защиты прав и интересов государства, позволяющий быстро и оперативно добиваться надле­жащего исполнения финансовых обязательств.

Своевременное и качественное исполнение предписаний финансово-пра­вовых норм обеспечивают следующие меры:

а) привлечение виновных должностных лиц и граждан, виновных в на­рушении финансового законодательства, к дисциплинарной, администра­тивной и уголовной ответственности (причем меры административной и уголовной ответственности всегда являются весьма суровыми). При этом во многих случаях государство наделяет правом наложения и административных взыскания за совершение правонарушений в области финансов тот государственный орган, который представляет его интересы в данном фи­нансовом правоотношении;


б) применение мер специальных финансово-правовых санкций, которые также налагаются финансовым органом государства в одностороннем порядке;

в) принудительное исполнение финансового обязательства.


3.

Финансовые правоотношения - это общественные отношения, возни­кающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права.

Поскольку сами финансовые отношения (как разновидность обществен­ных отношений) подразделяются на материальные и организационные, то и финансовые правоотношения делятся на материальные и организационные.

Эти две группы финансовых правоотношений имеют существенные различия.

Но, прежде всего, обозначим признаки, свойственные всем видам финансо­вых правоотношений (т. е. как материальным, так и организационным).

Для финансовых правоотношений характерны следующие признаки.

1. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Еще раз подчеркнем, что предметом финансового права выступают не все финансовые отношения, а лишь те, которые мы именуем «государствен­ные финансовые отношения»; финансовые отношения, относящиеся к ка­тегории частных финансов, предметом финансового права не выступают и принять форму финансового правоотношения вообще не могут. Следо­вательно, финансовые правоотношения возникают вместе с государством и являются продуктом его финансовой деятельности.

2. Обязательным субъектом финансового правоотношения выступает государство (в целом или в лице уполномоченного органа).

Будучи продуктом финансовой деятельности государства и не существуя без него, в конструкцию финансовых правоотношений объективно зало­жено участие в них государства (или его органа) в качестве субъекта дан­ных отношений.

3. Финансовые правоотношения носят характер «власти и подчинения».

При этом властвующим субъектом правоотношения выступает го­сударство (в целом или в лице уполномоченного органа), а подчинен­ным - другой субъект этого отношения. В силу этого финансовые правоотношения, как отмечается в литературе, носят государственно-властный характер. Один из субъектов этого отношения является управомоченным, а другой - обязанным.

Государственно-властный характер финансовых правоотношений объясняется самой спецификой финансовой деятельности государства, где оно либо отбирает у кого деньги (например, в процессе взимания нало­гов), либо кому-то их выделяет, действуя при этом в одностороннем по­рядке (например, в процессе бюджетного финансирования). Наиболее четко момент властвования, приобретающий характер одностороннего принуждения, свойственен такой разновидности финансовых правоотношений, как налоговые правоотношения. Опять-таки юридическое свойство обществен­ного отношения определяется его экономическим содержанием - налог есть насильственное изъятие денег, которое можно реализовать лишь путем юридического принуждения. Отсюда один из субъектов налогового пра­воотношения - государство - является носителем власти, другой - налого­плательщик - подчинения, что придает этому правоотношению характер правового неравенства.