ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.08.2021
Просмотров: 360
Скачиваний: 2
Охранительные нормы финансового права (а к ним относятся и нормы, устанавливающие финансово-правовую ответственность за совершение финансовых правонарушений) выступают средством обеспечения надлежащего исполнения субъектами финансовых отношений. Одновременно они являются средством обеспечения защиты финансовых интересов государства, где главным является полное и своевременное выполнение всеми лицами своих финансовых обязательств перед государством.
Регулятивные нормы финансового права подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
Обязывающие финансово-правовые нормы предписывают участникам финансового правоотношения совершить определенные действия. Например, использовать бюджетные ассигнования только на те цели, на которые они выделены.
Запрещающие финансово-правовые нормы предписывают воздержаться от определенных действий. Например, запрещается изымать в вышестоящий бюджет доходы, дополнительно полученные местными бюджетами, а также денежные средства, полученные за счет постоянно закрепленных доходных источников этих бюджетов.
Управомочивающие финансово-правовые нормы дозволяют совершить определенные действия. Например, уполномоченный финансовый орган вправе предоставить налогоплательщику отсрочку по уплате налога.
Обязывающие и запрещающие финансово-правовые нормы являются императивными, т. е. не допускающими никаких отступлений от содержащихся в них предписаний и требующими их безусловного исполнения. Уклонение от исполнения предписаний влечет применение санкций к виновному лицу либо включение иного механизма понуждения к надлежащему исполнению этих предписаний. При этом санкции могут быть не только финансово-правового, но и уголовного, административного и дисциплинарного характера.
В финансовом праве преобладают обязывающие и запрещающие нормы. Это определяется самой сутью финансовой деятельности, в значительной степени построенной на механизмах принуждения. В силу этого в юридической литературе в качестве особенности финансово-правовых норм нередко упоминается то обстоятельство, что они носят императивный (повелительный) характер. Представляется, это не является какой-то характерной и присущей только финансовому праву особенностью - такие нормы преобладают и в некоторых других отраслях права (например, в административном). Кроме того, как уже отмечалось, некоторые финансово-экономические отношения (например, кредитные) невозможно организовать на методах одностороннего властвования (т. е. путем обязывания и запрета), а требуется согласование сторонами условий движения денег, что требует применения диспозитивного метода правового регулирования и использования управомочивающих норм.
В зависимости от метода правового регулирования финансово-правовые нормы делятся на императивные и диспозитивные.
Императивные финансово-правовые нормы предельно конкретно и точно определяют права и обязанности субъектов финансового отношения и требуют от них безукоснительного исполнения содержащегося в норме предписания. По характеру содержащегося в императивных нормах предписания они могут быть как обязывающими, так и запрещающими.
Диспозитивные финансово-правовые нормы допускают возможность выбора поведения, отсылая решение тех или иных вопросов либо на одностороннее усмотрение управомоченного субъекта, либо на взаимное соглашение сторон. По характеру содержащегося в них предписания диспозитивные нормы являются управомочивающими.
В большинстве случаев диспозитивные нормы производны от императивных, зависят от них и существуют в качестве их дополнения.
В зависимости от своего содержания финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и организационные.
Материальные финансовые правовое нормы регулируют финансовые отношения, опосредующие движение денег как материального объекта. Примером могут служить нормы налогового права в той части, в которой они устанавливают денежные обязательства плательщиков перед государством.
Материальные финансово-правовые нормы, являющиеся по характеру своего предписания обязывающими, связаны с возникновением финансового обязательства либо направлены на его реализацию.
Материальные финансово-правовые нормы, являющиеся по характеру своего предписания управомочивающими, предусматривают лишь возможность возникновения или прекращения финансового обязательства. Для его возникновения или прекращения требуются дополнительные юридические факты: индивидуальный правовой акт управомоченного субъекта или финансовый договор. Например, закон о налоговой системе какой-либо страны, дав перечень местных налогов и сборов, предоставляет право введения их на свой территории местным представительным органам. Данная норма закона о налоговой системе выступает управомочивающей нормой, которая налога непосредственно не устанавливает, но дозволяет его установить.
В некоторых случаях акты финансового законодательства могут содержать различные по характеру своего предписания материальные финансово-правовые нормы: обязывающие, запрещающие, управомочивающие. Примером могут служить акты, определяющие государственный заем: условия займа определяются нормами, носящими обязывающий и запрещающий характер, но сама возможность возникновения заемного обязательства вытекает из управомочивающей финансово-правовой нормы, на основании которой заключается между государством и конкретным заимодателем договор, являющийся разновидностью финансовый договора.
Организационные финансово-правовые нормы определяют финансовые структуры, устанавливают процедуры и формы финансовой деятельности. К ним относятся, например, нормы, определяющие финансовое устройство страны и её денежную систему, устанавливающие порядок разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и т. д. Большое место среди организационных финансово-правовых норм занимают так называемые компетенционные нормы, т. е. нормы, устанавливающие права и обязанности и правовой статус финансовых органов государства (например, Министерства финансов, налоговых органов и т. п.).
По характеру своего предписания организационные нормы также могут быть обязывающими, запрещающими и управомочивающими.
Характерной обязанностью управомочивающих норм, относящихся к разряду компетенционных, выступает то, что наделяя соответствующий государственный орган определенными правами в части контрагента государства по финансовому отношению, реализация этих прав выступает обязанностью перед государством. Скажем, закон предоставляет налоговому органу право производить взимание недоимки во внесудебном и одностороннем порядке. Однако по отношению к государству это взимание выступает в качестве обязанности (т. е. данный орган обязан воспользоваться своим правом на одностороннее взимание недоимки и осуществить сбор налога в точном соответствии с имеющимся налоговым обязательством плательщика). Наличие двойного действия такой правовой нормы объясняется тем, что уполномоченный орган государства в данном случае является субъектом двух финансовых правоотношений: материального - с налогоплательщиком и организационного - с государством.
Следует отметить, что для финансово-правовой литературы традиционно деление норм на материальные и процессуальные. При этом материальные нормы закрепляют материальное, денежное содержание прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, процессуальные - устанавливают порядок применения норм материального права. В принципе, такое деление норм возражений не вызывает. Однако в юриспруденции сам термин «процесс», ассоциируясь с понятиями «гражданский» и «уголовный процесс», больше выражает порядок рассмотрения споров или разрешения дел. Поэтому назвать, скажем, нормы, устанавливающие структуру и компетенцию финансовых органов государства, «процессуальными» - не поворачивается язык. Здесь же речь идет не столько о порядке разрешения конфликтов или привлечении к ответственности, а сколько об организации финансовой деятельности государства. Поэтому в данном случае термин «организационный» представляется более предпочтительным по сравнению с термином «процессуальный», поскольку он более точно выражает сущность явления.
По своей логической структуре финансово-правовая норма состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.
Гипотеза финансово-правовой нормы описывает обстоятельства, при которых данная норма должна применяться.
Диспозиция финансово-правовой нормы содержит само правило поведения, выражает содержание прав и обязанностей участников финансового отношения. Диспозиция является основным элементом финансово-правовой нормы.
Характерной особенностью гипотез и диспозиций финансово-правовых норм выступает их развернутость, подробность и тщательность описания. Законодатель стремится максимально точно охватить все возможные ситуации, не допуская двусмысленности и различного толкования. Объясняется это как минимум двумя обстоятельствами. Во-первых, сложностью предмета описания. Финансовые операции и связанные с ними ситуации -это очень специфические явления, отличающиеся своеобразием понятий и многообразием вариантов. Во-вторых, речь идет о государственных деньгах, где не должно оставаться ни малейшей лазейки для их утекания.
Санкция финансово-правовой нормы устанавливает последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний финансово-правовых норм. Это осуществляется путем установления того или иного вида финансово-правовой ответственности.
Санкции финансово-правовых норм по сравнению с санкциями других отраслей права имеют целый ряд особенностей.
Во-первых, они, как правило, носят денежный характер.
Во-вторых, эти санкции всегда выражают ответственность перед государством. Поэтому при наложении финансовых взыскания деньги поступают в доход государства, а не в пользу, скажем, непосредственного взыскателя. Так, когда налоговый орган взыскивает с налогоплательщика штраф за несвоевременную уплату налога - то взысканная сумма зачисляется в доход бюджета, а не этого органа.
В-третьих, для многих финансово-правовых норм (особенно налоговых) характерна односторонняя направленность санкций, т. е. они, рассчитаны только для того субъекта, который противостоит в финансовом правоотношении государству (или органу, представляющему его интересы). Поэтому существует, скажем, штраф за уклонение от уплаты налога, налагаемый на налогоплательщика, но не нет штрафа за неправильное взимание налога, который можно было бы наложить на налоговый орган.
В-четвертых, многие финансово-правовые органы наделяют субъекта, представляющего в финансовом правоотношении государство, правом самостоятельного применения санкций, т. е. правом привлечения другого лица к финансово-правовой ответственности путем наложения соответствующих взысканий в одностороннем порядке.
В-пятых, финансово-правовые санкции могут сочетать в себе предупредительные, восстановительные и карательные меры.
Так, блокировку расходов получателя бюджетных средств, приостановление операций по банковским счетам можно рассматривать в качестве предупредительной меры, взыскание пеней за несвоевременную уплату налога - восстановительной (считается, что с помощью пени государства восстанавливает тот доход, который бы получило при своевременной уплате налога), наложение штрафа выступает карательной мерой.
Государство весьма заинтересовано в неукоснительном и правильном исполнении предписаний изданных им финансово-правовых норм. И это вполне объяснимо: речь идет о его собственных деньгах. Отсюда наличие мощного аппарата, контролирующего исполнение этих норм, и разветвленной системы санкций, карающих виновных в их нарушении, а также упрощенный порядок защиты прав и интересов государства, позволяющий быстро и оперативно добиваться надлежащего исполнения финансовых обязательств.
Своевременное и качественное исполнение предписаний финансово-правовых норм обеспечивают следующие меры:
а) привлечение виновных должностных лиц и граждан, виновных в нарушении финансового законодательства, к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (причем меры административной и уголовной ответственности всегда являются весьма суровыми). При этом во многих случаях государство наделяет правом наложения и административных взыскания за совершение правонарушений в области финансов тот государственный орган, который представляет его интересы в данном финансовом правоотношении;
б) применение мер специальных финансово-правовых санкций, которые также налагаются финансовым органом государства в одностороннем порядке;
в) принудительное исполнение финансового обязательства.
3.
Финансовые правоотношения - это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права.
Поскольку сами финансовые отношения (как разновидность общественных отношений) подразделяются на материальные и организационные, то и финансовые правоотношения делятся на материальные и организационные.
Эти две группы финансовых правоотношений имеют существенные различия.
Но, прежде всего, обозначим признаки, свойственные всем видам финансовых правоотношений (т. е. как материальным, так и организационным).
Для финансовых правоотношений характерны следующие признаки.
1. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства.
Еще раз подчеркнем, что предметом финансового права выступают не все финансовые отношения, а лишь те, которые мы именуем «государственные финансовые отношения»; финансовые отношения, относящиеся к категории частных финансов, предметом финансового права не выступают и принять форму финансового правоотношения вообще не могут. Следовательно, финансовые правоотношения возникают вместе с государством и являются продуктом его финансовой деятельности.
2. Обязательным субъектом финансового правоотношения выступает государство (в целом или в лице уполномоченного органа).
Будучи продуктом финансовой деятельности государства и не существуя без него, в конструкцию финансовых правоотношений объективно заложено участие в них государства (или его органа) в качестве субъекта данных отношений.
3. Финансовые правоотношения носят характер «власти и подчинения».
При этом властвующим субъектом правоотношения выступает государство (в целом или в лице уполномоченного органа), а подчиненным - другой субъект этого отношения. В силу этого финансовые правоотношения, как отмечается в литературе, носят государственно-властный характер. Один из субъектов этого отношения является управомоченным, а другой - обязанным.
Государственно-властный характер финансовых правоотношений объясняется самой спецификой финансовой деятельности государства, где оно либо отбирает у кого деньги (например, в процессе взимания налогов), либо кому-то их выделяет, действуя при этом в одностороннем порядке (например, в процессе бюджетного финансирования). Наиболее четко момент властвования, приобретающий характер одностороннего принуждения, свойственен такой разновидности финансовых правоотношений, как налоговые правоотношения. Опять-таки юридическое свойство общественного отношения определяется его экономическим содержанием - налог есть насильственное изъятие денег, которое можно реализовать лишь путем юридического принуждения. Отсюда один из субъектов налогового правоотношения - государство - является носителем власти, другой - налогоплательщик - подчинения, что придает этому правоотношению характер правового неравенства.