Файл: Пермский филиал Факультет бизнесинформатики Кафедра информационных технологий в бизнесе удк 004. 031. 4 Информационная система для привлечения абитуриентов выпускная квалификационная работа бакалавра.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные понятия и определения
Механизм интеграции университета и общества
Особенности приема в высшие учебные заведения России
Моделирование бизнес-процессов
Выбор программного обеспечения
Наименование и условное обозначение темы разработки
Требования к функциональным характеристикам
-
Сравнение существующих информационных систем
Критерий | Официальные вебсайты | Профили в соц. сетях | Интерактивные вебсайты | Вебсайты с доп. материалами и обучающие вебсайты | Центры дополнительного образования | CRM – системы |
Взаимодействие | Предоставляется информация для всех заинтересованных контрагентов | Предоставляется информация для всех заинтересованных контрагентов | Информация, в основном, для будущих студентов | Предоставляемая информация зависит от направленности | Предоставляемая информация зависит от направленности | Решения строго ориентированы на взаимодействие с абитуриентами |
Охват аудитории | Необходимо дополнительно привлекать аудиторию | Все контрагенты изначально зарегистрированы | Необходимо дополнительно привлекать аудиторию | Необходимо дополнительно привлекать аудиторию | Необходимо дополнительно привлекать аудиторию | Необходимо создание полной БД пользователей |
Предоставление персональных данных | Не предоставляются; отсутствует возможность последующего взаимодействия | Предоставляются в рамках профиля; широкие возможности для последующего взаимодействия | Не предоставляются; отсутствует возможность последующего взаимодействия | Предоставляются по желанию пользователя | Предоставляются по желанию пользователя | Предоставляются |
Мотивация для посещения | Поиск информации | Поиск информации, общение | Поиск информации | Поиск и использование доп. материалов; доп. обучение | Поиск и использование доп. материалов | Отсутствует |
Возможность интеграции | Существует | Отсутствует | Существует | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует |
Группы в социальных сетях, являющиеся на данный момент одним из наиболее популярных методов взаимодействия, имеют множество достоинств, как, например, охват аудитории и возможность ее сегментирования. Однако, во‑первых, отсутствует возможность интеграции, а во-вторых, подобное взаимодействие носит, в большей степени, неофициальный характер и чаще всего выступает в качестве поддержки официального источника.
Вебсайты с образовательным контентом и вебсайты центров дополнительного образования являются примерами информационных систем с определёнными мотивами использования. Добавление подобных страниц с актуальной и обучающей информацией позволило бы дополнительно привлечь аудиторию.
Использование CRM – систем позволяет хранить базу данных пользователей и сегментировать их; имеет расширенный функционал по сравнению с остальными решениями. Но недостатками подобного подхода являются, во-первых, необходимость изначально полной базы данных; во‑вторых, нацеленность существующих решений на взаимодействие исключительно с абитуриентами. Кроме того, подобные решения имеют высокую стоимость и направлены, как было отмечено выше, на комплексное сопровождение учебного процесса со школьной скамьи до выпуска студента. В НИУ ВШЭ – Пермь уже существуют интегрированные системы для организации учебного процесса и ведения личных дел студентов и выпускников, поэтому покупка дополнительных систем с дублирующими функциями не является целесообразной.
По итогам сравнения можно подвести следующие итоги. Разработка будет вестись с учетом достоинств и недостатков существующих на рынке информационных систем. Функционал ИС обязан предоставлять возможности для хранения информации и последующего взаимодействия как со школьниками так и с другими целевыми группами, иметь возможность интеграции с используемыми в НИУ ВШЭ – Пермь системами. Важным является и создание инструментов для привлечения пользователей, их мотивирования и организации обратной связи.
Выводы к главе 1.
В рамках первой главы, прежде всего, были определены основные понятия для разработки, в число которых вошли определение информационной системы, определения ее назначения с помощью бизнес‑процессов и организации хранения данных на основе реляционной базы данных.
Затем был проведен анализ существующих форм и механизмов взаимодействия с абитуриентами и их окружением. Был описан подход, определяющий будущую концепцию взаимодействия с абитуриентами, учтена специфика российского рынка образовательных услуг. Также в главе были определены целевые группы и предложены проекты для организации последующего взаимодействия.
Затем был проведен анализ существующих систем для взаимодействия с абитуриентами и обществом в целом. Были рассмотрены достоинства и недостатки официальных вебсайтов университетов, дополнительных источников информации в виде профилей в социальных сетях и интерактивных вебсайтов, вебсайтов, содержащих дополнительные материалы, и CRM–систем. На основе анализа были определены основные направления для разработки.
-
Проектирование и реализация информационной системы
Данная глава посвящена проектированию и реализации информационной системы. Внимание будет обращено на анализ существующей модели взаимодействия с абитуриентами и моделирование бизнес‑процессов информационной системы для привлечения абитуриентов. На основании построенной модели и информационных потребностей пользователей системы будут описаны структура реляционной базы данных и техническое задание на разработку системы, содержащее функциональные и нефункциональные требования. Затем будет спроектирован макет приложения и функциональные модули, и описан процесс разработки ИС.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 17
Моделирование бизнес-процессов
В данном разделе будут рассмотрены существующая и предлагаемая модели взаимодействия университета и абитуриентов. В начале главы происходит выбор нотации для моделирования бизнес-процессов. Затем приводятся модели AS_IS и TO_BE.
-
Выбор нотации моделирования бизнес-процессов
Моделирование бизнес-процессов может быть реализовано в рамках различных методик, отличающихся, прежде всего, своим подходом [32]. В соответствии с различными представлениями, методики принято делить на объектные и функциональные (структурные). Принципиальное отличие между функциональным и объектным подходом заключается в способе декомпозиции системы [33].
Яркими примерами функциональной методики является нотация ARIS и IDEF, в качестве примера объектной методики можно привести нотацию UML.
Для описания модели текущего взаимодействия было принять решение использовать одну из функциональных методик, поскольку функциональный подход в целом лучше дает представление о существующих функциях в организации и о методах их реализации [32]. Присутствие в нотации ARIS eEPC заранее определенных объектов для описания входящих/исходящих документов, информации, ролей и т.д. позволяет более полно отразить необходимую для бизнес-процесса информацию.
Объектно-ориентированный подход использует объектную декомпозицию, при этом статическая структура описывается в терминах объектов и связей между ними, а поведение системы описывается в терминах обмена сообщениями между объектами. Следовательно, он является более подходящим для построения структуры информационной системы. Для определения функций пользователей системы были выбраны диаграммы вариантов использования UML.
-
Анализ существующей модели взаимодействия с абитуриентами
Среди структурных единиц пермского кампуса НИУ ВШЭ, помимо факультетов (бизнес–информатики, менеджмента, экономики, социально‑гуманитарного, довузовской подготовки, профессиональной подготовки, вечерне‑заочного факультета экономики и управления) и входящих в их состав кафедр, были определены подразделения, имеющие отношение к организации работы с абитуриентами:
-
Отдел по организации приема абитуриентов. -
Отдел по связям с общественностью. -
Отдел развития университетского округа НИУ ВШЭ – Пермь [34].
Безусловно, деятельность данных отделов предполагает привлечение работников других подразделений, как например, при подготовке локальных актов, мониторинге или сборе статистики. Однако для анализа существующих бизнес‑процессов взаимодействия с абитуриентами и построения модели рассмотрим функции только имеющих непосредственное отношение к работе с абитуриентами подразделений.
Рассмотрим структуру управления. Во главе пермского кампуса стоит директор Галина Емельяновна Володина; пять заместителей директора курируют различные направления деятельности (см. табл. 2.1. Заместители директора и курируемые направления). Кураторами направлений, имеющим непосредственное отношение к работе со школьниками–абитуриентами, являются Алла Владимировна Оболонская и Светлана Геннадьевна Левина.
-
Заместители директора и курируемые направления
Заместитель директора | Курируемые направления |
Архипов Валерий Михайлович | Контроль качества учебного процесса, делопроизводство, финансовые службы, библиотека, информационные системы и сети |
Матвеев Владимир Анатольевич | Материально-техническое обеспечение, ремонт и безопасность, организация закупок |
Оболонская Алла Владимировна | Очно-заочное и заочное, дополнительное и довузовское образование, деятельность Приемной кампании, взаимодействие с попечительским советом |
Потапов Дмитрий Борисович | Научно-исследовательская, экспертно-аналитическая и консультационная деятельность |
Левина Светлана Геннадьевна | Деятельность отдела по связям с общественностью, отдела веб-технологий, центра развития карьеры, отдела по внеучебной работе со студентами |
В соответствии с курируемыми направлениями определим подконтрольные каждому заместителю подразделения (см. табл. 2.2. Заместители директора и подконтрольные подразделения). В таблице перечислены основные отделы, организующие взаимодействие с абитуриентами:
-
Заместители директора и подконтрольные подразделения