Файл: Пермский филиал Факультет бизнесинформатики Кафедра информационных технологий в бизнесе удк 004. 031. 4 Информационная система для привлечения абитуриентов выпускная квалификационная работа бакалавра.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Сравнение существующих информационных систем

Критерий

Официальные вебсайты

Профили в соц. сетях

Интерактивные вебсайты

Вебсайты с доп. материалами и обучающие вебсайты

Центры дополнительного образования

CRM – системы

Взаимодействие

Предоставляется информация для всех заинтересованных контрагентов

Предоставляется информация для всех заинтересованных контрагентов

Информация, в основном, для будущих студентов

Предоставляемая информация зависит от направленности

Предоставляемая информация зависит от направленности

Решения строго ориентированы на взаимодействие с абитуриентами

Охват аудитории

Необходимо дополнительно привлекать аудиторию

Все контрагенты изначально зарегистрированы

Необходимо дополнительно привлекать аудиторию

Необходимо дополнительно привлекать аудиторию

Необходимо дополнительно привлекать аудиторию

Необходимо создание полной БД пользователей

Предоставление персональных данных

Не предоставляются; отсутствует возможность последующего взаимодействия

Предоставляются в рамках профиля; широкие возможности для последующего взаимодействия

Не предоставляются; отсутствует возможность последующего взаимодействия

Предоставляются по желанию пользователя

Предоставляются по желанию пользователя

Предоставляются

Мотивация для посещения

Поиск информации

Поиск информации, общение

Поиск информации

Поиск и использование доп. материалов; доп. обучение

Поиск и использование доп. материалов

Отсутствует

Возможность интеграции

Существует

Отсутствует

Существует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует


Группы в социальных сетях, являющиеся на данный момент одним из наиболее популярных методов взаимодействия, имеют множество достоинств, как, например, охват аудитории и возможность ее сегментирования. Однако, во‑первых, отсутствует возможность интеграции, а во-вторых, подобное взаимодействие носит, в большей степени, неофициальный характер и чаще всего выступает в качестве поддержки официального источника.

Вебсайты с образовательным контентом и вебсайты центров дополнительного образования являются примерами информационных систем с определёнными мотивами использования. Добавление подобных страниц с актуальной и обучающей информацией позволило бы дополнительно привлечь аудиторию.

Использование CRM – систем позволяет хранить базу данных пользователей и сегментировать их; имеет расширенный функционал по сравнению с остальными решениями. Но недостатками подобного подхода являются, во-первых, необходимость изначально полной базы данных; во‑вторых, нацеленность существующих решений на взаимодействие исключительно с абитуриентами. Кроме того, подобные решения имеют высокую стоимость и направлены, как было отмечено выше, на комплексное сопровождение учебного процесса со школьной скамьи до выпуска студента. В НИУ ВШЭ – Пермь уже существуют интегрированные системы для организации учебного процесса и ведения личных дел студентов и выпускников, поэтому покупка дополнительных систем с дублирующими функциями не является целесообразной.

По итогам сравнения можно подвести следующие итоги. Разработка будет вестись с учетом достоинств и недостатков существующих на рынке информационных систем. Функционал ИС обязан предоставлять возможности для хранения информации и последующего взаимодействия как со школьниками так и с другими целевыми группами, иметь возможность интеграции с используемыми в НИУ ВШЭ – Пермь системами. Важным является и создание инструментов для привлечения пользователей, их мотивирования и организации обратной связи.

Выводы к главе 1.

В рамках первой главы, прежде всего, были определены основные понятия для разработки, в число которых вошли определение информационной системы, определения ее назначения с помощью бизнес‑процессов и организации хранения данных на основе реляционной базы данных.



Затем был проведен анализ существующих форм и механизмов взаимодействия с абитуриентами и их окружением. Был описан подход, определяющий будущую концепцию взаимодействия с абитуриентами, учтена специфика российского рынка образовательных услуг. Также в главе были определены целевые группы и предложены проекты для организации последующего взаимодействия.

Затем был проведен анализ существующих систем для взаимодействия с абитуриентами и обществом в целом. Были рассмотрены достоинства и недостатки официальных вебсайтов университетов, дополнительных источников информации в виде профилей в социальных сетях и интерактивных вебсайтов, вебсайтов, содержащих дополнительные материалы, и CRM–систем. На основе анализа были определены основные направления для разработки.

  1. Проектирование и реализация информационной системы

Данная глава посвящена проектированию и реализации информационной системы. Внимание будет обращено на анализ существующей модели взаимодействия с абитуриентами и моделирование бизнес‑процессов информационной системы для привлечения абитуриентов. На основании построенной модели и информационных потребностей пользователей системы будут описаны структура реляционной базы данных и техническое задание на разработку системы, содержащее функциональные и нефункциональные требования. Затем будет спроектирован макет приложения и функциональные модули, и описан процесс разработки ИС.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Моделирование бизнес-процессов


В данном разделе будут рассмотрены существующая и предлагаемая модели взаимодействия университета и абитуриентов. В начале главы происходит выбор нотации для моделирования бизнес-процессов. Затем приводятся модели AS_IS и TO_BE.
      1. Выбор нотации моделирования бизнес-процессов


Моделирование бизнес-процессов может быть реализовано в рамках различных методик, отличающихся, прежде всего, своим подходом [32]. В соответствии с различными представлениями, методики принято делить на объектные и функциональные (структурные). Принципиальное отличие между функциональным и объектным подходом заключается в способе декомпозиции системы [33].

Яркими примерами функциональной методики является нотация ARIS и IDEF, в качестве примера объектной методики можно привести нотацию UML.

Для описания модели текущего взаимодействия было принять решение использовать одну из функциональных методик, поскольку функциональный подход в целом лучше дает представление о существующих функциях в организации и о методах их реализации [32]. Присутствие в нотации ARIS eEPC заранее определенных объектов для описания входящих/исходящих документов, информации, ролей и т.д. позволяет более полно отразить необходимую для бизнес-процесса информацию.

Объектно-ориентированный подход использует объектную декомпозицию, при этом статическая структура описывается в терминах объектов и связей между ними, а поведение системы описывается в терминах обмена сообщениями между объектами. Следовательно, он является более подходящим для построения структуры информационной системы. Для определения функций пользователей системы были выбраны диаграммы вариантов использования UML.
      1. Анализ существующей модели взаимодействия с абитуриентами


Среди структурных единиц пермского кампуса НИУ ВШЭ, помимо факультетов (бизнес–информатики, менеджмента, экономики, социально‑гуманитарного, довузовской подготовки, профессиональной подготовки, вечерне‑заочного факультета экономики и управления) и входящих в их состав кафедр, были определены подразделения, имеющие отношение к организации работы с абитуриентами:

  1. Отдел по организации приема абитуриентов.

  2. Отдел по связям с общественностью.

  3. Отдел развития университетского округа НИУ ВШЭ – Пермь [34].


Безусловно, деятельность данных отделов предполагает привлечение работников других подразделений, как например, при подготовке локальных актов, мониторинге или сборе статистики. Однако для анализа существующих бизнес‑процессов взаимодействия с абитуриентами и построения модели рассмотрим функции только имеющих непосредственное отношение к работе с абитуриентами подразделений.

Рассмотрим структуру управления. Во главе пермского кампуса стоит директор Галина Емельяновна Володина; пять заместителей директора курируют различные направления деятельности (см. табл. 2.1. Заместители директора и курируемые направления). Кураторами направлений, имеющим непосредственное отношение к работе со школьниками–абитуриентами, являются Алла Владимировна Оболонская и Светлана Геннадьевна Левина.


  1. Заместители директора и курируемые направления

Заместитель директора

Курируемые направления

Архипов Валерий Михайлович

Контроль качества учебного процесса, делопроизводство, финансовые службы, библиотека, информационные системы и сети

Матвеев Владимир Анатольевич

Материально-техническое обеспечение, ремонт и безопасность, организация закупок

Оболонская Алла Владимировна

Очно-заочное и заочное, дополнительное и довузовское образование, деятельность Приемной кампании, взаимодействие с попечительским советом

Потапов Дмитрий Борисович

Научно-исследовательская, экспертно-аналитическая и консультационная деятельность

Левина Светлана Геннадьевна

Деятельность отдела по связям с общественностью, отдела веб-технологий, центра развития карьеры, отдела по внеучебной работе со студентами

В соответствии с курируемыми направлениями определим подконтрольные каждому заместителю подразделения (см. табл. 2.2. Заместители директора и подконтрольные подразделения). В таблице перечислены основные отделы, организующие взаимодействие с абитуриентами:

  1. Заместители директора и подконтрольные подразделения