Файл: Пермский филиал Факультет бизнесинформатики Кафедра информационных технологий в бизнесе удк 004. 031. 4 Информационная система для привлечения абитуриентов выпускная квалификационная работа бакалавра.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В техническом задании на разработку информационной системы приведена полная спецификация требуемых функций, а также входных и выходных данных (см. прил. D. Техническое задание на разработку системы). Для пользователей системы было составлено руководство (см. прил. E. Руководство пользователя).

Выводы к главе 2.

В первой части второй главы был проведен анализ существующей модели взаимодействия с абитуриентами. По итогам анализа были определены узкие места, снижающие эффективность построенного бизнес-процесса. С учетом анализа существующих информационных систем, проведенного в первой главе, и по итогам анализа модели AS_IS, была предложена новая информационная система для взаимодействия с абитуриентами и их окружением, основные функции которой описаны при помощи диаграммы UML и задокументированных прецедентов.

Во второй части главы большая часть внимания уделяется реализации информационной системы. Описывается схема базы данных, приводятся примеры макетов страниц. Кроме того, происходит выбор программного обеспечения для разработки. Основные функциональные и нефункциональные требования приводятся в техническом задании.



  1. Экономическое обоснование

Информационная система для привлечения абитуриентов является вспомогательным проектом факультета бизнес‑информатики, направленным на привлечение абитуриентов и проведение профориентационной работы. Поскольку экономическая прибыль не является основным результатом, данный проект не является коммерческим. Измерить эффективность внедрения проекта в рамках общей деятельности по привлечению абитуриентов можно через несколько лет посредством показателей достижения стратегических целей, как:

  1. Количественные:

    1. количество абитуриентов, осознанно желающих поступить на факультет бизнес‑информатики;

    2. средний балл поступивших студентов;

    3. число отчисленных студентов;

    4. количество школьников, принимающих участие в мероприятиях факультета;

    5. количество учителей, принимающих участие в мероприятиях факультета;

    6. процент положительных отзывов учителей, друзей, одноклассников, знакомых абитуриентам

  2. Качественные:

    1. удовлетворенность работой приемной комиссии;

    2. удовлетворенность итогами поступления;

    3. удовлетворенность полнотой информации о факультете и проводимыми консультациями.


Помимо стратегических целей, предлагаемая информационная система содержит набор функций, повышающих эффективность взаимодействия с абитуриентами и их окружением. Использование системы позволяет сократить время на поиск подходящих инструментов, проведение анкетирования и организацию обратной связи. Кроме того, привлечение к работе студентов позволит снизить затраты на трудовые ресурсы.

Для оценки затрат проекта необходимо определить требуемые трудовые и материальные ресурсы.

Вследствие того, что проектирование и разработка информационной системы для привлечения абитуриентов выполнена в рамках выпускной квалификационной работы, финансовые затраты на трудовые ресурсы считаются равными нулю.

Как было отмечено ранее, стоимость была одним из критериев выбора программного обеспечения для разработки и эксплуатации системы. Поскольку выбранное ПО является бесплатным, затраты на программное обеспечение отсутствуют.

Таким образом, основные затраты приходятся на период внедрения и эксплуатации системы. Вариантами для развертывания системы и ее сопровождения являются покупка хостинга или использование имеющихся в НИУ ВШЭ – Пермь серверов. Ввиду того, что архитектура приложения соответствует концепции MVC, для развертывания системы требуется сервер баз данных и сервер приложений. Требуемые параметры серверов приведены в приложении D. Техническое задание на разработку системы.
Заключение

В рамках ужесточающейся межвузовской конкуренции за абитуриента, спровоцированной открытием все большего числа вузов, отсутствие налаженного взаимодействия с абитуриентами и их окружением может снизить качество набора абитуриентов и привести к отставанию всех сфер деятельности факультета. Интеграция университета и общества и активное взаимодействие с абитуриентами еще до получения результатов ЕГЭ могут значительно повлиять на прием новых студентов.

По результатам выполнения поставленных задач можно подвести следующие итоги.

Прежде всего, был определен подход взаимодействия с потребителями образовательных услуг. Обзор методов и целей практики public engagement (вовлечения общества в жизнь университета) позволил определить основную концепцию взаимодействия с абитуриентами с учетом специфики российского отбора студентов. Были обоснованы преимущества применения подобного подхода на практике и предложены проекты для внедрения.



По итогам составления описательной модели и анализа мониторинга абитуриентов были определены основные целевые группы для взаимодействия. Также был поведен сравнительный анализ используемых информационных систем.

Анализ существующей модели взаимодействия с абитуриентами выявил узкие места, которые были учтены при составлении модели TO_BE. На основе построенной модели были определены основные функциональные требования к системе. С учетом данных требований было выбрано программное обеспечение для разработки информационной системы, определены основные модули и составлено техническое задание. В соответствии с информационными потребностями пользователей информационной системы была спроектирована база данных.

Завершающими этапами стали непосредственная разработка информационной системы и обоснование экономической эффективности ее применения. Таким образом, можно говорить о достижении цели выпускной квалификационной работы

Библиографический список

  1. Соловьев Т.Г. Организация взаимоотношений вузов с потребителями образовательных услуг // Маркетинг услуг. –2012. – №3. – с. 21 - 32.

  2. Krcmar H. Wirtschaftsinformatik. Grundzüge der betrieblichen Datenverarbeitun / H. Krcmar and B. Schwarzer; Stuttgart: Schäffer-Poeschel Verlag, 1999.

  3. Gabriel R. Informationssystem // Enzyklopaedie-der Wirtschaftsinformatik [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.enzyklopaedie-der-wirtschaftsinformatik.de/wi-enzyklopaedie/lexikon/uebergreifendes/Kontext-und-Grundlagen/Informationssystem] [Проверено 10.04.2014].

  4. Громов А.И. Учебно-методический комплекс «Анализ и моделирование бизнес-процессов» / А.И. Громов, В.Г. Чеботарев, Я.В. Горчаков, О.И. Бойко; М.: НИУ ВШЭ, 2007. – с. 48.

  5. Ericsson Quality Institute. Business Process Management. Ericsson, Gothenburg Sweden, 1993.

  6. Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление / В.Г. Елиферов, В.В. Репин, М.: Инфра-М, 2005. – с. 319.

  7. Когаловский М. Р. Энциклопедия технологий баз данных / М.Р. Когаловский; М.: Финансы и статистика, 2002. — с. 800.

  8. Коннолли Т. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика / Т. Коннолли, К. Бегг; М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. — с. 1440.

  9. The Magna Charta of the European Universities // The Magna Charta Observatory of Fundamental University Values and Rights [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.magna-charta.org/cms/cmspage.aspx?pageUid={d4bd2cba-e26b-499e-80d5-b7a2973d5d97}] [Проверено 31.03.2014].

  10. Роверси Ф. Презентация // The Magna Charta Observatory of Fundamental University Values and Rights [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.magna-charta.org/library/userfiles/file/mc_russian.pdf] [Проверено 31.03.2014].

  11. A manifesto for public engagement // National Co-ordinating Centre for Public Engagement [Электронный ресурс] [Режим доступа: https://www.publicengagement.ac.uk/sites/default/files/Manifesto%20for%20Public%20Engagement%20Final%20January%202010.pdf] [Проверено 31.03.2014].

  12. What is public engagement? // National Co-ordinating Centre for Public Engagement [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.publicengagement.ac.uk/what] [Проверено 31.03.2014].

  13. What purposes can public engagement serve? // National Co-ordinating Centre for Public Engagement [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.publicengagement.ac.uk/what/purposes-of-engagement] [Проверено 31.03.2014].

  14. Working with intermediaries // National Co-ordinating Centre for Public Engagement [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.publicengagement.ac.uk/what/who-are-the-public] [Проверено 31.03.2014].

  15. Байрамова Е.А. Основные противоречия, возникающие в процессе взаимодействия факультета и абитуриентов // Информационные технологии – фактор успеха в бизнесе [текст]: сб. работ четвертой студ. науч.–практ. конф. ф-та бизнес-информатики / Пермский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». – Пермь: Редакционно‑издательский отдел НИУ ВШЭ – Пермь, 2014. – с. 21-25.

  16. Плаксин М.А. Единый госэкзамен лишает вузы права отбора своего абитуриента // Всероссийский съезд учителей информатики в МГУ 24‑26 марта 2011 года: сб.  тезисов докладов. – М: Издательство Московского гос. ун-та, 2011. – с. 25.

  17. Coleman J. The principle of symmetry in college choice / J. Coleman; NY: College Entrance Examination Board, 1970.

  18. Lovitts B. Leaving the ivory tower: The causes and consequences of departure from doctoral study / B. Lovitts; Lanham, MD: Rowman and Littlefield, 2001.

  19. Байрамова Е.А. Анализ и автоматизация работы факультета: Система привлечения абитуриентов [Текст]: курсовая работа / Е.А. Байрамова. – Пермь: Пермский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики», 2013. – 24 с.

  20. Альтшуллер Г. С. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач) // Каpтя Молдовеняскэ. 1989 Vol. 13. p. 18 – 20.

  21. O'Connor K. Student-community engagement and the development of graduate attributes // Education + Training. 2011 Vol. 53, Issue: 2/3. p. 100 - 115.

  22. Brewis G. Bursting the Bubble- Students Volunteering and the Community / G. Brewis, J.  Russell and C. Holdsworth; Bristol: National Co-ordinating Centre for Public Engagement, 2010.

  23. Book a speaker // University of Cambridge [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.cam.ac.uk/public-engagement/voluntary-sector/book-a-speaker] [Проверено 31.03.2014].

  24. Hear from Our Students // Harvard University [Электронный ресурс] [Режим доступа: https://college.harvard.edu/admissions/hear-our-students] [Проверено 31.03.2014].

  25. PortfolioEdu // Портфолио учителей [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://portfolio-edu.ru/] [Проверено 31.03.2014].

  26. UCLan // The University of Central Lancashire website [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.taguclan.org.uk/index.php] [Проверено 31.03.2014].

  27. Get Ready for university study // Edinburgh Napier University [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www2.napier.ac.uk/getready/index.html] [Проверено 31.03.2014].

  28. Маркетинг взаимоотношений и внедрение CRM-системы в вузе // NORBIT [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://vuz.norbit.ru/materialy/publikaczii/114-marketing-vzaimootnoshenij-i-vnedrenije-crm-sistemy-v-vuz.html] [Проверено 25.03.2014].

  29. Решения // VPGroup [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://vpgroup.ru/solutions.aspx] [Проверено 25.03.2014].

  30. Stanford Online // Stanford University Home [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://online.stanford.edu/] [Проверено 25.03.2014].

  31. Курсы // Coursera [Электронный ресурс] [Режим доступа: https://www.coursera.org/courses] [Проверено 25.03.2014].

  32. Ефименко  В. Проектирование информационных систем // INTUIT [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/educational_groups/1037/courses/55/lecture/1628?page=3] [Проверено 10.04.2014]

  33. Грекул  В. Проектирование информационных систем // INTUIT [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/2195/55/lecture/1628?page=5] [Проверено 10.04.2014]

  34. Структурные подразделения // НИУ ВШЭ – Пермь [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://perm.hse.ru/units] [Проверено 07.02.2014].

  35. Официальные документы// НИУ ВШЭ – Пермь [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://perm.hse.ru/scienceperm/documents] [Проверено 07.02.2014].

  36. Рогачев С. Обобщённый Model-View-Controller // RSDN [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://rsdn.ru/article/patterns/generic-mvc.xml] [Проверено 10.04.2014].

  37. Швецов В. Базы данных // INTUIT [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/508/364/lecture/8643?page=2] [Проверено 10.04.2014].

  38. What is Symfony // Symfony [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://symfony.com/what-is-symfony] [Проверено 10.04.2014].

  39. Learn About ASP.NET MVC // The Official Microsoft ASP.NET Site [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://www.asp.net/mvc] [Проверено 10.04.2014].

  40. Meet Django // Django Software Foundation [Электронный ресурс] [Режим доступа: https://www.djangoproject.com/] [Проверено 10.04.2014].

  41. Learn all about Ruby on Rails // Ruby on Rails [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://rubyonrails.org/documentation/] [Проверено 10.04.2014].

  42. Purer K. PHP vs. Python vs. Ruby The web scriptinglanguage shootout // Klaus Purer [Электронный ресурс] [Режим доступа: http://klau.si/sites/default/files/php-vs-python-vs-ruby.pdf] [Проверено 10.05.2014].


Приложение А. Анализ характеристик абитуриентов

Одним из этапов создания информационной системы является анализ различных характеристик абитуриентов НИУ ВШЭ – Пермь и используемых информационных источников. Для анализа будут использованы результаты «Мониторинга абитуриентов бакалавриата НИУ ВШЭ 2013» (далее – Мониторинг), опроса первокурсников НИУ ВШЭ – Пермь (далее – Опрос), и данные сервиса «Яндекс.Метрика».

В рамках анализа важно получить представление о следующих ключевых характеристиках абитуриентов:

  1. Время принятия решения.

Согласно Мониторингу, чуть менее трети абитуриентов НИУ ВШЭ в Перми приняли решение поступать еще в 10 классе или ранее (29%). 27% и 19% опрошенных указали, что определились с поступлением в сентябре – декабре 2012 г. и январе – апреле 2013 г. соответственно. 26% опрошенных приняли решение непосредственно перед или во время приемной кампании с мая по июль 2013 г. (см. диагр. А.1. Время принятия решения о поступлении):



  1. Время принятия решения о поступлении


В ходе Опроса первокурсники пермского кампуса НИУ ВШЭ отметили, что выбор направления для поступления чаще всего происходит в 10 классе или ранее. Более половины экономистов (60,3%) определяются с направлением обучения не позднее 10 класса. 40,5% и 41,4% бизнес-информатиков и менеджеров соответственно также заранее определяют направление будущего обучения (см. диагр. А.2. Выбор направления для обучения):



  1. Выбор направления для обучения

  1. Источники рекомендаций.

Помимо времени принятия решения важной для анализа характеристикой являются «неформальные» источники информации – советы, поступающие к абитуриентам от окружения.

Стоит отметить, что при поступлении абитуриенты больше всего полагаются на мнение родителей, учителей, друзей и знакомых (см. диагр. А.3. Социальные группы, влияющие на принятие решения абитуриентом). Высказывания различных социальных групп о факультете бизнес‑информатики приведены в табл. А.1. Оценки факультета бизнес-информатики:

  1. Оценки факультета бизнес-информатики


Оценки

Учителя

Родители

Друзья и знакомые

Одноклассники

Знакомые из соц. сетей

Положительные

59,5%

58,1%

40,5%

33,8%

28,4%

Положительные и отрицательные

25,7%

20,3%

36,5%

45,9%

36,5%

Отрицательные

4,1%

4,1%

14,9%

8,1%

5,4%

Отсутствуют

10,8%

17,6%

8,1%

12,2%

29,7%