Файл: Дэвис Дженнифер, Дэниелс КэтринД94 Философия DevOps. Искусство управления it. Спб. Питер, 2017. 416 с. ил. Серия Бестселлеры OReilly.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 425

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 17. Объединение devops-культур: обучение на основе историй
373
Яркий пример вредного мифа заключается во фразе «Девочки неважно разбира- ются в математике». Этот феномен, рассмотренный в главе 9, упоминается как
стереотипная угроза. Он описывает ситуацию, когда люди выполняют задачи намного хуже в случаях, когда им сообщают или напоминают относящиеся к ним негативные стереотипы. Например, девочки, которые слышат фразу «Девочки неважно разбираются в математике», хуже выполняют математические тесты. Это связано с позитивным или негативным психологическим воздействием, оказывае- мым на нас историями. Как только люди начинают беспокоиться о доказательстве или опровержении негативного восприятия их персоны другими людьми, серьезно возрастает давление и ментальные накладные расходы.
Еще один вредный миф имеет следующий вид: «Я не разбираюсь в технике».
В условиях, когда в индустрии производства программного обеспечения возве- личиваются инженеры, люди, специализирующиеся в других дисциплинах, пе- рестают верить в ценность своих навыков и преуменьшают свою значимость. По- этому не следует возводить на пьедестал инженеров за счет других сотрудников, поскольку для роста и поддержания успешного бизнеса требуется нечто большее, чем совокупность инженерных навыков.
Еще одна проблема, связанная с мифами, заключается в том, что они свидетель- ствуют о наличии установки на отсутствие изменений, не позволяющей расти.
Как правило, люди говорят «я не являюсь инженером» либо «я не разбираюсь в технике» как о некоем непреложном факте. Суть этого факта заключается в не- возможности изменений. В результате у сотрудников напрочь исчезает желание получать навыки разработки программ или техобслуживания. В свою очередь миф о приоритетности инженеров отбивает у них желание приобретать бизнес-навыки либо осваивать аспекты отношений организации с заказчиками. И хотя стены между техническими и нетехническими аспектами выше, чем области «разработ- ки» (dev) и «эксплуатации» (ops), это все еще стены, которые мешают организации полностью реализовать свой потенциал.
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39

Изучение мифов
Когда мы сталкиваемся с мифами, мы должны спросить себя не только о том, каким образом сообщество может преодолеть связанный с ними вред, но и как оно должно работать, чтобы противостоять последствиям мифов. Чтобы помочь повысить уровень технических навыков людей, не являющихся программистами, можно использовать один из многочисленных тренингов по программирова- нию, предназначенных для начинающих. Также нам нужно ответить на вопрос о том, каким образом относятся к людям, не являющимся инженерами, в нашей отрасли промышленности и в организациях. Каким образом можно поощрять и развивать техническую и инженерную грамотность в людях, не являющихся инженерами? Каким образом можно поощрять бизнес-грамотность среди инже- нерно-технического персонала? Что мы можем сделать при проведении интер- вьюирования, чтобы помочь справиться с негативными последствиями угрозы стереотипов?

374
Часть VI. Объединение культур devops
Различные организации и компании обладают собственными мифами и истори- ями. Следует отслеживать эти мифы и истории, чтобы исследовать связанные с ними последствия в разных группах и сообществах, формирующих нашу отрасль промышленности. Также следует размышлять о способах улучшения историй, которые мы рассказываем другим людям.
Ритуалы
Ритуалы, или формализованные способы поведения, которые присущи членам группы или сообщества, полезны не только для построения сообщества, но и для определения местонахождения ценностей сообщества. С точки зрения социоло- гической перспективы идея формализованного ритуала зачастую имеет религи- озный смысл. Однако поведение не должно быть столь формализованным, чтобы рассматриваться в качестве ритуала. Чтобы придать каким-либо действиям или поведению статус ритуала, следует регулярно распространять соответствующие знания среди членов сообщества.
Ритуалы уже довольно давно используются в качестве способа сплочения сооб- щества. На основе участия в ритуале облегчается формирование общей идентич- ности. Очевидный пример, иллюстрирующий это утверждение, — «движение» братств или женских клубов, а также издевательства, которым подвергаются но- вые или потенциальные члены. Участие в этих общих традиционных поведениях помогает привить чувство товарищества и ощущение членства в группе, которое проявляется после завершения ритуалов.
Ритуалы в сообществе
Как упоминалось в предыдущих главах, формирование сообщества и чувства при- надлежности к группе имеют ключевое значение для развития прочных отноше- ний сотрудничества в масштабе организации. В этом случае можно использовать ритуалы в качестве эффективного средства. Важно знать, являются ли созданные нами ритуалы исключающими и кого они исключают. Следует оценить, могут ли эти исключения нанести вред как отдельным людям, так и обществу в целом. Рас- смотрим несколько примеров ритуалов, которые могут быть замечены в разных технологических компаниях.
Регулярная работа до 9 или 10 вечера
Мало того что ритуал может создать проблемы у сотрудников, имеющих обязательства, не связанные с работой (например, обязанности по уходу за родственниками), он может также способствовать развитию культуры, которая не признает какого-либо баланса или границы между работой и вне- рабочей деятельностью. Если менеджеры привыкли работать допоздна, они могут сделать подобное поведение традиционным, даже если утверждают, что это совсем не так.


Глава 17. Объединение devops-культур: обучение на основе историй
375
Отмечание достижения вех или целей распитием спиртных напитков или посеще-
нием бара
Отпраздновать успех — отличный способ признать заслуги коллектива. Но праздновать можно по-разному. Культура, ориентированная на потребление спиртных напитков, которая предусматривает отмечание праздников в ба- рах и потребление большого количества алкоголя, может быть недружест- венной к непьющим сотрудникам. К тому же она совершенно нездоровая.
Ссылки на мемы и поп-культуру в чате
По мере роста популярности методики chatops она становится все более популярной для чат-ботов, с помощью которых выполняется обмен мемами, ссылками на события поп-культуры и шутками, понятными только для сво- их. Шутки, понятные для своих, могут укреплять дух товарищества и связи между командами. Но в то же время они могут вызывать ощущение исклю- чения у тех, кто не относится к категории «своих». К тому же размываются границы между тем, что является приемлемым и неприемлемым в рабочей среде. То, что выглядит невинной шуткой для одного человека, для другого будет оскорблением. В своем стремлении отличиться от скучных офисов крупных корпораций многие стартапы обычно принимают отношение «все подходит», но это не способствует формированию подлинно инклюзивной рабочей среды.
Спортивные соревнования в офисе
Это еще один пример деятельности, которая облегчает формирование спло- ченной группы. Но в состав этой группы могут не включаться люди с раз- ным уровнем физической подготовки. Например, в стартапах, в которых средний возраст сотрудников меньше 30 лет, спортивная деятельность команды имеет перекос в сторону весьма специфической подгруппы сотруд- ников. Эти подгруппы могут увлекаться такими вещами, как виртуальный спорт, футбол, пинг-понг, бильярд или фитнес. Невозможно выбрать вид деятельности, который нравился бы всем сотрудникам. Важно уделять внимание типам и разнообразию действий и ритуалов и тем, кто их может непреднамеренно выбирать или исключать.
Обеспечение сотрудников бесплатным питанием
Несмотря на то что бесплатная пища может быть неплохой льготой, пре- доставление бесплатных завтраков и ужинов может восприниматься как приглашение сотрудникам проводить больше времени в офисе. В результате нарушается баланс между работой и личной жизнью, а на хобби и интересы, не связанные с работой, практически не остается времени.
Выделение времени на выгул собак или посещение детей
Имейте в виду, что хотя некоторые люди любят собак, далеко не все являются собачниками, и это нормально. Симпатия к собакам может


376
Часть VI. Объединение культур devops использоваться в качестве еще одного средства объединения сотрудников.
Но вряд ли целесообразно выделять в офисах зоны, свободные от собак, или специальные зоны, предназначенные для нахождения детей. Особенно нежелательно это делать в офисах с открытой планировкой из-за повы- шенного уровня шума.
При обсуждении ритуалов становится очевидной необходимость соблюдения баланса и учета всех мнений. Для объединения людей на основании общего опыта могут применяться описанные в разделе ритуалы. Это поможет наладить сотруд- ничество и достичь близости, если учитывать наличие аспектов, которые вызыва- ют у людей ощущение дискомфорта или отторжения. Обычно подобное отторже- ние является неявным и, скорее всего, непреднамеренным. Если же оно является явным и осуществляется под прикрытием «культуры соответствия», старайтесь избегать подобных ситуаций. Убедитесь в том, что поощрение разных ритуалов является всеобъемлющим.
Повседневная деятельность организации также сопряжена с выполнением разных ритуалов. Например, генеральный директор может выделять время, чтобы раз в неделю отвечать на вопросы, задаваемые в открытом форуме. Вице-президент может раз в квартал назначать встречи, чтобы отобедать с сотрудниками своего под разделения. Ну а сотрудники могут получать настойчивые рекомендации по участию в ротации службы эксплуатации, чтобы получить представление о ха- рактере вопросов, задаваемых клиентами. Подобные ритуалы могут помочь сфор- мировать культуру компании, которая в большей степени сконцентрирована на решении проблем, связанных с работой, а не с социальной сферой.
Создание и изменение ритуалов
А теперь заключительное соображение, связанное с организационными либо культурными ритуалами и практиками. Суть его заключается в ответе на вопрос о том, как часто создаются либо изменяются ритуалы и доступна ли информация об этих изменениях в организации. Если, например, в компании одни и те же ритуалы прак тикуются в течение пяти лет, может оказаться, что они не соответст- вуют текущим ценностям организации либо направлению развития организации, выбираемому сотрудниками. В растущей организации (особенно с точки зрения разнообразия и инклюзивности) нужно поощрять формирование новых ритуалов, которые вовлекают новых людей и процессы.
Следует постоянно анализировать ритуалы, чтобы осознать последствия их при- менения для производительности труда, взаимодействия между сотрудниками, а также оценить степень их важности и значимости. Не используйте фразу «Это всегда делалось таким образом» в качестве обоснования каких-либо действий или причины формирования межличностных и культурных ритуалов.


Глава 17. Объединение devops-культур: обучение на основе историй
377
Идеи и знания
Упомянутая в предыдущем разделе фраза «Это всегда делалось таким образом» свидетельствует о наличии закостенелого мышления, не способного к развитию, а также плохо стимулирует выполнение дальнейших действий. Довольно часто подобные фразы встречаются при описании так называемых лучших практик. Это идеи или процедуры, которые обычно выполняются или предписываются как наи- более корректные либо эффективные. Применение подобных идей или процедур в таких быстро развивающихся областях, как интернет-программирование или разработка современного программного обеспечения, может привести к появле- нию проблем.
Люди обращаются к идеям, заключенным в лучших практиках, в силу разных причин. Возможно, это один из способов минимизации риска наряду с такими ме- тодиками, как настройка мониторинга или развертывание небольших изменений.
Обычно лучшими практиками пытаются воспользоваться люди, выполняющие работу в незнакомой им области. Обычно это присуще стартапам, набирающим небольшие команды. К тому же людям свойственно верить в наличие объективно лучших способов выполнения поставленных задач.
Поиск «лучших» идей
Не существует единственного «лучшего» способа решить поставленную задачу, равно как отсутствует одно «лучшее» решение, позволяющее устранить все воз- никшие проблемы. Современные программы и архитектуры настолько сложны и разнообразны, а количество имеющихся технологий столь велико, что выбор конкретного инструмента, пригодного для устранения возникшей проблемы, пре- вращается в неразрешимую задачу. Средство, хорошо работающее в одной органи- зации, может быть совершенно неэффективным в другой компании, а инструмент, используемый в данный момент, может стать совершенно неподходящим через
6–12 месяцев.
Люди стремятся устранить когнитивный диссонанс, представляющий собой мен- тальный конфликт, который возникает при наличии несовместимых идей. Если вы в состоянии перейти от культуры «лучший» к культуре «подходит в данный момент» или «шаблон проектирования», то сможете избежать когнитивного дис- сонанса. Этот диссонанс возникает в тех случаях, когда мы пытаемся заменить объект «лучший» другим объектом, который в каком-то отношении тоже является
«лучшим». Если прекратить использовать слово «лучший» в качестве некоего неизменного эталона качества, то можно избежать проблем, возникающих в тех случаях, когда что-то не работает, как ожидалось, либо в процессе изменения эф- фективности в соответствии с вашими потребностями и ограничениями.