Файл: Контрольная работа По предмету Этика Вариант 0 Студентка курса группы Лаптева М. Ю.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В обществе со сложившимися нравами, стабильной системой властеотношений перманентных противоречий между моралью и политикой нет или их немного. Могут возникать конфликты. Но громкие скандалы, разоблачающие нравы правящей элиты, выглядят только как противоречия между деятельностью конкретного политика и нормами морали. В целом же нормальным состоянием сложившегося общества является терпимость политики и морали друг к другу. Устанавливается единая система регулирования – общая согласованная сфера политического и нравственного санкционирования, сфера сугубо нравственных и политических отношений, режим взаимоподдержки.
Государственная политика модернизирующегося общества, как правило, имеет дело не с одной моралью: люди различаются во взглядах на нравственные ценности. Но для цивилизованной государственной политики неприемлемо насильственное утверждение норм гуманизма. Так, акцент только на правах и свободах, плюрализме, видение в старых принципах организации только бюрократического централизма и тоталитаризма способствовали тому, что распался СССР. Русские и славяне оказались разделенными границами. Некоторые противоречия политики и морали исчезают или теряют остроту. Так, появилось право на альтернативную военную службу. Российская армия теперь не рассматривается как носительница интернационального долга, гарант мира во всем мире. А российское общество уже не выступает как объект глобальной агрессивности мирового империализма.
Основной источник противоречий политики и морали состоит в том, что один социокультурный тип политической воли сталкивается с другим типом нравственного императива. Поэтому в масштабах общества политические и нравственные отношения сами по себе внутренне противоречивы. Источник противоречий политики и морали заключается не только в их разном функциональном назначении, но и в том, что политическая жизнь складывается из столкновений разных идеологических течений, правительственного курса и оппозиции ему, традиций, инноваций.
-
Лев Толстой как моралист
Льва Николаевича Толстого (1828-1910) часто упрекали в противоречивости, а между тем, кажется, не было в мире человека, который бы с такой последовательностью пронес через всю жизнь одну и ту же идею - идею о нравственном самоусовершенствовании. Вот почему его нравственное учение, изложенное им, главным образом, в его дневниках, представляет собою последовательный внутриэтический эволюционизм. Его автор пришел к нему еще в юности, отправляясь от эволюционистского взгляда на весь мир.
«Начну ли я рассуждать, глядя на природу, - писал в своем первом дневнике девятнадцатилетний Л.Н.Толстой, - я вижу, что все в ней постоянно развивается и что каждая составная часть ее способствует бессознательно к развитию других частей; человек же, так как он есть такая же часть природы, но одаренная сознанием, должен так же, как и другие части, но сознательно употребляя свои душевные способности, стремиться к развитию всего существующего. Стану ли я руссуждать, глядя на историю, я вижу, что весь род человеческий постоянно стремился к достижению этой цели. Стану ли рассуждать рационально, то есть рассматривая одни душевные способности человека, то в душе каждого человека нахожу бессознательное стремление, которое составляет необходимую потребность его души. Стану ли рассуждать, глядя на историю философии, найду, что везде и всегда люди приходили к заключению, что цель жизни человека есть всестороннее развитие человечества. Стану ли рассуждать, глядя на богословию, найду, что у всех почти народов признается существо совершенное, стремиться к достижению которого признается целью всех людей. И так я, кажется, без ошибки за цель моей жизни могу принять сознательное стремление к всестороннему развитию всего существующего» (Толстой Л.Н. Собр. соч., т.19. - М., 1965. - С.39).
«Сознательное стремление к всестороннему развитию всего существующего» приобретают у Л.Н.Толстого со временем более ясные очертания: он приходит к идее о нравственном самоусовершенствовании. На склоне своей жизни, в 1904 г., он писал в дневнике: «Зачем нужно… то, чтобы мы совершенствовались, я… могу только догадываться… Это нужно для того, чтобы было осуществлено наибольшее благо как отдельных личностей, так и совокупностей их, так как ничто так не содействует благу и тех и других, как стремление к совершенствованию… Я несомненно знаю, что в этом закон и цель нашей жизни. Знаю я это по трем самым убедительным доводам: потому что, во-1-ых, вся наша жизнь есть стремление к благу, то есть к улучшению своего положения. Совершенствование же есть самое несомненное улучшение своего положения… Во-2-ых, это одна-единственная деятельность из всех человеческих деятельностей, которая не может быть остановлена и которая в стеснениях, страданиях, болезнях, самой смерти может совершаться так же свободно
, как и всегда… Третье доказательство того, что это есть назначение человека, то, что для человека, сознательно поставившего себе эту деятельность целью, исчезает все то, что мы называем злом, или, скорее, претворяется в добро. Гонения, оскорбления, нужда, телесные страдания, болезни свои и близких людей, смерти друзей и своя, все это человек принимает как то, что не только должно быть, но что нужно ему для его совершенствования» (т.20. - С.203).
В дневнике за 1847 г. мы находим у молодого Л.Н.Толстого семь видов правил для совершенствования:
1) правила для развития воли телесной («Каждое утро назначай все, что ты должен делать в продолжение целого дня», «Спи как можно меньше»);
2) правила для развития воли чувственной («Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную», «Всегда говори правду», «Отдаляйся от женщин», «Убивай трудами свои похоти»);
3) правила для развития воли разумной («Когда ты занимаешься, старайся, чтобы все умственные способности были устремлены на этот предмет»);
4) правила для развития памяти («Составляй конспект из всего, чем занимаешься, и учи его наизусть», «Каждый день учить стихи на таком языке, который ты слабо знаешь»);
5) правила для развития деятельности («Старайся дать уму как можно больше пищи»);
6) правила для развития чувства любви и уничтожения чувства самолюбия («Каждого ближнего люби так же, как и самого себя, но двух ближних люби более, нежели себя»);
7) правила для развития обдуманности («Всякий предмет осматривай со всех сторон», «Рассматривай причины всякого явления и могущие быть от него последствия») (т.19. - С.41-46).
Зрелый Л.Н.Толстой будет реже составлять для себя правила в такой, повелительной, форме, но даже и у него мы можем найти следующее: «Избегай всего, что разъединяет людей, и делай все то, что соединяет их» (т.20. - С.267), «Смотри с любовью на мир и людей, и он так же будет смотреть на тебя» (С.281), «Нет ничего хуже оглядывания на свое приближение к совершенству. Попробуй идти и думать о том, сколько осталось» (С.284), «Нужно два: любовь и правда. Первое я знал. Надо работать над вторым. Нет, три: воздержание, правда и любовь» (С.289), «Не нужно бояться суждений людей…» (С.305).
Последняя запись в дневнике Л.Н.Толстого, сделанная им 31 октября 1910 в Астапово, закачивалась правилом, ставшим для него излюбленным в последние годы. В переводе с французского оно звучит так: «…делай, что должно, пусть будет, что будет. И все на благо и другим, и, главное, мне» (С.436). Последнее предложение написано по-русски.
Л.Н.Толстого не оставил после себя какого-либо обобщающего труда по этике, который, если бы он был, можно было назвать, например, по-кантовски «Метафизикой нравственности», хотя сам Л.Н.Толстой, скорее, назвал бы его «Наука, как жить». Во всяком случае, в одной из дневниковых записей мы находим у него такие слова: «…я твердо уверен, что… люди начнут разрабатывать единую истинную и нужную науку, которая теперь в загоне - науку о том, как жить» (т.20. - С.249).
Этические идеи Л.Н.Толстого разбросаны по его великим художественным творениям, таким работам, как «Исповедь», «В чем моя вера?», «Что такое искусство?», «Путь жизни» и т.п. Но наибольшую ценность в этическом плане представляют собой его дневники, которые с некоторыми перерывами он вел с 1847 г. по 1910. Мы находим в них, а также и других его сочинениях и воспоминаниях современников о гениальном писателе и моралисте, вполне развернутое нравственное учение, хотя и в несистематизированном виде. В этом учении он выразил свои мысли, имеющие отношение как к внешней этике, так и к внутренней. Начнем с первой, где его автор определяет нравственное отношение к религии, науке, искусству, политике и языку.
Нравственность и религия. Этика, как мы помним, ставит на первое место вопрос «как?» (Как следует относиться к религии, науке и т.д.?). Но нравственное «как?» не может обойтись без «что?» (в идеале - научного), поскольку определить нравственное отношение к чему-либо - религии, науке и т.д. - невозможно, не составив себе предварительного представления о религии, науке и т.п. Вот почему сквозь призму «как?» в нравственной картине мира все-таки виден реальный мир. Вот почему также моралист, прежде чем учить правильному, с его точки зрения, отношению к чему-либо, определяет его природу. Так, нравственное отношение Л.Н.Толстого к религии складывалось из его понимания религии. Как он понимал религию (веру в бога)?
Как известно, Л.Н.Толстой был верующим. Но отчего же тогда он был отлучен от церкви и предан ею анафеме? Ответ очевиден: представление о религии у Л.Н.Толстого и у богословов было чересчур различным. Л.Н.Толстой принимал нравственную сторону религии, но не принимал в ней главного - того, без чего нет никакой религии, - веры в чудо. Религия же, из которой изъято чудо, по существу перестает быть религией. А между тем Л.Н.Толстой именно его-то и не признавал. Он писал: «Закон Божий открывается не одним каким-нибудь людям, а равно всякому человеку, если он хочет узнать его. Чудес же никогда не было и не бывает, и все рассказы о чудесах пустые выдумки» (Толстой Л.Н. Путь жизни. - М., 1993. - С.13).
Чтобы уж совсем стало понятно, почему церковь объявила анафему Л.Н.Толстому, страшась его еретического влияния на людей, приведем из этой же книги еще несколько богохульных высказываний писателя:
«Неправда и то, что есть такие книги, в которых всякое слово истинно и внушено Богом (мы догадываемся, о каких книгах идет речь - о священных писаниях - авт.). Все книги - дело рук человеческих, и во всех может быть и полезное, и вредное, и истинное, и ложное» (С.13).
«Для истинной веры не нужно ни храмов, ни украшений, ни пения, ни многолюдных собраний…» (С.15).
«Если человек хочет угодить Богу молитвами, обрядами, то это значит, что он хочет обмануть Бога…» (там же).
«Рассказы о чудесах не могут подтверждать истину. Если бы, не то что рассказы, но на моих глазах человек воскрес из гроба и улетел на небо и оттуда уверял бы меня, что 2+2=5, я все-таки не поверил бы ему» (С.18).
Религия, в таком духе понимаемая, скорее смахивает на атеизм, чем на настоящую религию. Но Л.Н.Толстой все-таки верил в Бога, но какого? Во-первых, он верил в Христа, но не того Христа, который творил чудеса, а того, который был нравственным учителем. Во-вторых, он верил, подобно Сократу, в Бога в душе, воплощающего нравственную чистоту, совесть и т.п. - все лучшее в человеке, что сдерживает его от зла, делает его духовным существом «Есть ли бог? - спрашивал себя Л.Н.Толстой в дневнике 30 июля 1906 и отвечал. - Не знаю. Знаю, что есть закон моего духовного существа. Источник, причину этого закона я называю богом» (т.20. - С.242).
Л.Н.Толстой отождествлял бога с лучшей частью души - духовной ее частью. Слово «душа» в этом случае становится синонимом бога - в том смысле, в котором говорят: «Подумай о душе». В этом привычном призыве мы слышим: «Подумай о боге». Подумать о душе или о боге в данном случае означает одно и то же: подумать о духовных ценностях, чтобы легче было справиться с телесными соблазнами. Синонимом к словам «бог» и «душа» в данном контексте становится и слово «совесть». Л.Н.Толстой писал: «Зрячую, духовную часть человека называют совестью… Она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился» (Путь жизни. - С.25). Поскольку представление о боге как о нравственном руководителе, живущем в душе человека, не имеет по Л.Н.Толстому каких-либо ясных очертаний, то неудивительно, что он высказывался, например, в таком духе: «Бога никак нельзя понять умом. Мы знаем, что Он есть, только потому, что знаем Его не умом, а тем, что сознаем Его в себе» (С.27). Выходит что-то непостижимое: мы знаем не умом, а сознанием.