Файл: Контрольная работа По предмету Этика Вариант 0 Студентка курса группы Лаптева М. Ю.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Л.Н.Толстой писал: «…не люблю бедность, не могу любить ее, особенно для других, но еще больше не люблю, ненавижу, не могу не ненавидеть то, что дает богатство: собственность земли, банки, проценты» (т.20. - С.192).
Принять строй, при котором одни с жиру бесятся, а другие не могут свести концы с концами, Л.Н.Толстой не мог, но какой путь он предлагал для замены этого строя на другой, более справедливый? Ненасильственный, нравственный. Вот почему он не мог принять социальной революции, поскольку она предполагает насильственное перераспределение собственности, от которой идет сама диспропорция между богатыми и бедными.
По поводу марксизма, который, как известно, не отвергает революционного насилия, Л.Н.Толстой говорил следующее: «Главная недодуманность, ошибка теории Маркса в предположении о том, что капиталы перейдут из рук частных в руки правительства, а от правительства, представляющего народ, в руки рабочих. Правительство не представляет народ, а есть те же частные люди, имеющие власть, несколько различные от капиталистов, отчасти совпадающие с ними. И потому правительство никогда не передаст капитала рабочим…» (т.20. - С.103-104).
Но что же тогда сделать, чтобы уничтожить строй с непомерной диспропорцией между богатством и бедностью? По Л.Н.Толстому выходит так: бедным ничего не остается, как ждать, когда богатые поделятся с ними, а это произойдет тогда, когда они добровольно, по нравственным соображениям пойдут на самоограничение своих потребностей. Он писал: «Главное же - надо быть готовым отказаться от всех усовершенствований нашей цивилизации (отсюда отрицательное отношение Л.Н.Толстого к техническому прогрессу: он сдерживает стремление людей к самоограничению - авт.), только чтоб не было того жестокого неравенства, которое составляет нашу язву. Если правда, что я люблю брата, то я не задумываюсь лишиться гостиной, только бы приютить его, бесприютного. А то мы говорим, что хотим приютить брата, но только с условием, чтобы гостиная оставалсь свободною для приема. Надо решить, кому служить - богу или мамону. Обоим нельзя. Если богу, то надо отказаться от роскоши и цивилизации, будучи готовым устроить ее завтра же, только общую, равную» (т.19. - С.378).
Дело, таким образом, осталось за малым: ждать, когда богатые добровольно, по нравственным соображениям, поделятся своими благами с бедными. «Жаль, в это время прекрасное, - писал Н.А.Некрасов, - жить не придется ни мне, ни тебе». Причина одна:
стремление к лакомому куску, ко всем благам цивилизации у нас значительно превышает стремление к нравственному совершенствованию и, в частности, к материальному самоограничению.
Но Л.Н.Толстой не видел другого выхода. И в отношении к политике он был последовательным нравоцентристом, считая, что политический прогресс в обществе может стать лишь следствием нравственного совершенствования людей, живущих в нем. Только в этом случае общество перестроится ненасильственно, изнутри, нравственно. Он писал: «Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия - на внутреннюю работу» (т.20. - С.197).
Нравственность и язык. И в отношении к языковому общению Л.Н.Толстой был нравоцентристом. И в языке он видел в первую очередь средство для установления между людьми добрых, любовных отношений, средство для их братского единения. Но слово может не только соединять людей, но и разъединять. Вот почему Л.Н.Толстой учил осторожному обращению с ним: «Слово - выражение мысли и может служить соединению и разделению людей; поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним» (Путь жизни. - С.294). Далее он уточнял: «Берегись такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти» (там же).
В раздел «Слово» в упомянутой книге Л.Н.Толстой включил такие параграфы: «Слово - великое дело», «Когда рассердился, молчи», «Не спорь», «Не осуждай», «Вред от несдержания в слове», «Польза молчания», «Польза воздержания в слове» (С.294-303). Для себя же, в своем дневнике за 1899 г. ее автор писал: «Дороже всего добрые отношения между людьми, а устанавливаются эти отношения не вследствие разговоров - напротив, от разговоров портятся. Говорить как можно меньше, и в особенности с теми людьми, с которыми хочешь быть в хороших отношениях» (т.20. - С.117).
Итак, и в отношении к религии, и в отношении к науке, и в отношении к искусству, и в отношении к политике, и в отношении к языку - всюду Л.Н.Толстой выступает как нравоцентрист, т.е. ставит нравственность на центральное, ведущее, первое место. «Желательно, - писал он, - отношение нравственности и культуры такое, чтобы культура развивалась только одновременно и немного позади нравственного движения» (т.20. - С.278). Но как же, спрашивается, добиться того, чтобы нравственность стала опережать другие сферы культуры? Усиленно заниматься нравственным совершенствованием. Данный тезис лежит в основ всей этики Л.Н.Толстого, но в особенности - внутренней этики. Во внешней этике ее автор мог изменить эвоолюционизму, что тоже вытекало из его нравоцентризма: стоит ли радоваться культурному прогрессу, если он увеличивает отставание нравственности от других сфер культуры? Отсюда такие, казалось бы, ретроградные, антиэволюционные высказывания Л.Н.Толстого, как, например, это: «…добрая жизнь и теперешние технические усовершенствования и формы жизни несовместимы. Без рабов не только не будет наших театров, кондитерских, экипажей,
вообще предметов роскоши, но едва ли будут все железные дороги, телеграфы» (С.180). Или такое: «Обычно думают, что прогресс в увеличении знаний, в усовершенствовании жизни, - но это не так. Прогресс только в большем и большем уяснении ответов на основные вопросы жизни» (С.175). К этим вопросам он относил нравственные вопросы. которые во внутренней этике Л.Н.Толстой решал в последовательно эволюционном духе, чего, к сожалению, мы не видели в его внешней этике.
Внутренняя этика. Нравственное совершенствование состоит в борьбе человека с пороками. В начале книги «Путь жизни» Л.Н.Толстой выделяет следующие грехи: чревоугодие, блуд, праздность, корыстолюбие (жадность), зависть, страх, осуждение, враждебность, гнев, гордость, тщеславие (славолюбие).
Все эти грехи Л.Н.Толстой находил в себе. 21 сентября 1905 г. он писал в дневнике: «Во мне все пороки, и в высшей степени: и зависть, и корысть, и скупость, и сладострастие, и тщеславие, и честолюбие, и гордость, и злоба. Нет, злобы нет, но есть озлобление, лживость, лицемерие… Одно мое спасение, что я знаю это и борюсь, всю жизнь борюсь» (т.20. - С.223).
Источник грехов Л.Н.Толстой видел в телесном (животном) начале человека. Применительно к себе он писал: «Во мне два начала: духовное и телесное; они борются. И постепенно побеждает духовное. Борьбу этих начал я сознаю собой и называю своей жизнью» (С.222). Стало быть, само понятие жизни человека он сводил к нравственной борьбе. «Мы живем только тогда, - подтверждал Л.Н.Толстой, - когда помним о своем духовном я. А это бывает в минуты духовного восторга или минуты борьбы духовного начала с животным» (С.168). Не следует думать, что такая борьба давалась ему легко. Очень часто он приходил в отчаяние и тогда молил бога: «Господи, помоги мне, сожги моего древнего, плотского человека» (С.269).
От чего же человеку приходится всю свою жизнь бороться со своими пороками? Все дело в том его свойстве, которое Л.Н.Толстой назвал текучестью. Он писал: «Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека. И от этого нельзя судить человека. Какого? Ты осудил, а он уже другой» (С.92).
Текучесть человека не должна расцениваться как основание для сознания человеком бессилия по отношению к своим порокам. Напротив, она служит основание для постоянного нравственного самоусовершенствования. Л.Н.Толстой писал: «Как можно приучить себя класть жизнь в чинах, богатстве, славе, даже в охоте, в коллекционерстве, так можно приучить себя класть жизнь в совершенствовании, в постепенном приближении к поставленному пределу. Можно сейчас испытать это: посадить зернышки и начать следить за их ростом, и это будет занимать и радовать. Вспомни, как радовался на увеличение силы телесной, ловкости: коньки, плаванье. Так же попробуй задать себе хоть то, чтобы не сказать в целый день, неделю ничего дурного про людей, и достижение будет также занимать и радовать» (С.253).
Все пороки (страсти) - крайности, в которые может впасть человек, отправляясь от доброделетей. Последние, как говорил еще Аристотель, проходят посередине между первыми. Выходит, что текучей является граница между пороком и добродетелью. «Все страсти, - размышлял Л.Н.Толстой, - только преувеличение естественных влечений - законных: 1) тщеславие - желание знать, чего от нас хотят люди; 2) скупость - бережливость чужик трудов; 3) любострастие - исполнение закона продолжения рода; 4) гордость - сознание своей божественности; 5) злоба, ненависть к людям - ненависть к злу» (С.271).
Основные добродетели группируются в этике Л.Н.Толстого вокруг ее базовых, основных нравственных ценностей - счастья, любви, смирения и мужества.
Счастье. Счастье в представлении Л.Н.Толстого состоит во все большем и большем приближении человека к нравственному совершенству. Это приближение предполагает каждодневную борьбу человека со своим животным началом, но именно в ней он и видел настоящую жизнь. «Жизнь, - писал он, - только в усилии нравственном… Настоящая жизнь есть рост нравственный, и радость жизни есть слежение за этим ростом. Какое же ребяческое, недомысленное представление - рай, где люди совершенны и потому не растут, стало быть, не живут» (С.283).
Высшую радость приносит человеку освобождение от соблазнов. «Да, только освободиться, как я освобождаюсь теперь, от соблазнов, - писал 80-летний Лев Николаевич, - гнева, блуда, богатства, отчасти сластолюбия и, главное, славы людской, и как вдруг разжигается внутренний свет. Особенно радостно…» (С.277). И ниже он продолжал: «Жизнь не шутка, а великое, торжественное дело. Жить надо бы всегда так же серьезно и торжественно, как умираешь» (там же).
Аристотель называл счастье высшим благом. А вот что понимал под благом Л.Н.Толстой: «весь смысл человеческой жизни, доступной нам, только в том, чтобы мы имели возможность участвовать в божеской жизни; и потому мы должны быть счастливы. Если мы несчастливы, то это значит только то, что мы делаем не то, что должно, или не делаем того, что должно. Так что не только благо есть последствие исполнения долга, но наш долг в том, чтобы мы испытывали благо» (208). На другом языке это означает, что мы обязаны быть счастливыми, а это возможно в движении нравственном. Это движение - источник радости, а «веселье, радость, - говорил Л.Н.Толстой, - это одно из исполнений воли бога» (С.209).
Нравственное совершенствование приводит к высшему благу - любви, единению с людьми. Л.Н.Толстой писал: «Увеличить благо людей наукой - цивилизацией, культурой так же невозможно, как сделать то, чтобы на водяной плоскости вода в одном месте стояла бы выше, чем в других. Увеличение блага (читай: счастья - авт.) людей только от увеличения любви, которая по свойству своему равняет всех людей… Благо только от увеличения любви» (С.169).
Любовь. Слава, почет, богатство и т.п. блага - ничто по сравнению с любовью. Только она приносит высшее благо - счастье. «Когда человек ищет благо во всем, кроме любви, - писал Л.Н.Толстой, - он все равно как во мраке ищет пути. Когда же он познал, что благо всего существующего - в любви, так солнце взошло, и он видит свой путь и не может уже хвататься за то, что не дает ему благо» (С.142).