Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 649
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Стандартизация ящее время особое внимание привлекает работа ТК
«Системы обес- печения качества», созданного в г. В его задачу входят стандарти- зация и гармонизация основополагающих принципов создания систем обеспечения качества. В
была опубликована первая версия че- тырех стандартов ИСО серии направленных на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на предприятиях, в г. — вторая версия, в 2000 — третья версия.
Другими органами Совета ИСО являются Техническое бюро и шесть комитетов. Кратко рассмотрим деятельность Комитета по оцен- ке соответствия продукции стандартам (КАСКО), Комитета по вопро- сам потребления (КОПОЛКО), Комитета по информационным системам и услугам (ИНФКО).
КАСКО создан в начале 1970-х в связи с бурным развитием сер- тификации во всех странах мира. Этому органу поручена выработка международных рекомендаций для стран по всем аспектам сертифи- кации (организация испытательных центров в странах, требования,
предъявляемые к ним, маркировка сертифицируемой продукции, тре- бования к органам, осуществляющим руководство системами серти- фикации, и
В задачи КОПОЛКО входит:
изучение путей содействия потребителям в получении максималь- ного эффекта от стандартизации продукции, а также установление мер.
которые необходимо принять для более широкого участия лей в национальной и международной стандартизации;
выработка с позиции стандартизации рекомендаций, направленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интересов, а также программ их обучения по вопросам стандартизации;
обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартиза- ции, применению стандартов на потребительские товары, по другим вопросам стандартизации, представляющим интерес для потребителей.
Результатом деятельности КОПОЛКО является издание перечней национальных и международных стандартов, представляющих интерес для потребительских организаций, а также подготовка руководств по оценке качества потребительских товаров. Укажем на некоторые из них:
руководство 12 «Сравнительные испытания потребительских това- ров»;
руководство 4 «Информация о товарах для потребителей»;
руководство 36 «Разработка стандартных методов измерения экс- плуатационных характеристик потребительских товаров».
К задачам ИНФКО относятся: руководство деятельностью инфор- мационной сети ИСО
координация деятельности членов организации в области информационных услуг, консультирование Гене- ральной Ассамблеи ИСО по разработке политики в области
5. Международная и региональная стандартизация ции стандартов.
Деятельность информационной системы ИСО (ИСОНЕТ) направле- на на достижение следующих приоритетных целей: обеспечение обме- на информацией о международных и национальных стандартах, других документах и литературе по стандартизации; установление контактов с информационными системами других международных организаций
(ООН, ЮНЕСКО и др.); создание тезауруса (толкового словаря).
Актуальной задачей ИСО является совершенствование структуры фонда стандартов. В начале гг. превалировали стандарты в облас- ти машиностроения (около 30%), химии (около 12,5%). На долю стан- дартов в области здравоохранения и медицины приходилось всего 3,5%,
охраны окружающей среды — 3%. Относительно небольшую долю
(около занимали стандарты в области информатики, электрони- ки и информационного обеспечения. В перспективе социальные сферы
(защита окружающей среды, здравоохранение), а также информацион- ные технологии должны стать приоритетными в деятельности ИСО.
Острая конкуренция на мировом рынке стран и фирм, являющихся мировыми изготовителями конкретной продукции, начинается и прояв- ляется на этапе разработки
В региональных и международных орга- низациях по стандартизации идет постоянная борьба за лидерство, по- скольку экономически развитые страны вполне справедливо видят в проекте конкретного МС соответствующий национальный стандарт и борются за отражение в этом проекте своих национальных интересов.
Не случайно из общего количества МС ИСО*, разработанных всеми ТК,
более 70% соответствуют национальным или фирменным стандартам промышленно развитых стран мира. Достижением отечественной стан- дартизации в свое время были стандарты ИСО, принятые в рамках ТК
55 «Пиломатериалы и пиловочные бревна», где за основу МС при их раз- работке были взяты соответствующие российские стандарты.
Лидерство той или иной страны в разработке МС в огромной мере определяется степенью участия ее специалистов в деятельности рабо- чих органов ИСО, МЭК, МСЭ — ТК, ПК, РГ.
Работа ИСО в настоящее время осуществляется в рамках 200 техни- ческих комитетов. На начало 2002 г. за Российской Федерацией было закреплено ведение секретариатов двух ТК,
ПК и девяти РГ. В целом представительство России в рабочих органах ИСО значительно мень-
* Сочетание МС ИСО получило в литературе широкое распространение, но с точки зрения норм русского языка недостаточно корректно, так как представляет комбинацию аббревиатуры русских слов (международные стандарты) и сокращенного названия на русском языке английского названия международной организации ISO.
Глава 2. Стандартизация ше Германии, Великобритании, США и Франции. Это обстоятельство не может не отражаться на лидерстве страны в разработке
Отсюда вытекает актуальная задача заинтересованных министерств участвующих в работах по международной стандартизации, — обеспе- чить широкое представительство страны в международных организаци- ях по стандартизации в целях занятия передовых позиций в той или иной сфере техники и экономики. К сожалению, в последние годы наблюда- ется резкое снижение роли России в деятельности ИСО и других меж- дународных организаций по стандартизации из-за недооценки этого фактора конкурентоспособности.
МС ИСО не являются обязательными, т.е. каждая страна вправе при- менять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять.
Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность сво- их изделий, вынуждены пользоваться международными стандартами.
По оценке зарубежных специалистов, передовые промышленно разви- тые страны мира применяют до 80% всего фонда стандартов ИСО. Осо- бенно широко используют стандарты ИСО и других международных организаций страны, экономика которых в большой степени зависит от внешней торговли. Это Нидерланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания,
у которых доля внешней торговли по отношению к общему объему про- изводства составляет
Эти страны стремятся не создавать на- циональные стандарты в тех областях, в которых действуют соответству- ющие международные стандарты.
Согласно информации [50], в публикациях ИСО начиная с г. стали все чаще встречаться аббревиатуры PAS, TS,
Речь идет о новых ви- дах документов, принятых ИСО. Появление их — это реакция междуна- родной организации на требования рынка быстро разрабатывать норма- тивные документы, в том числе по определенным отраслям. Срок их сокращен по сравнению со сроками разработки стандартов,
а требования к достижению консенсуса для принятия снижены.
Информационный центр ИСО дает следующие русские эквивален- ты наименований новых видов документов:
PAS (Publicly Available Specifications) — общедоступные техниче- ские условия;
TS (Technical Specifications)
условия;
(Industry Technical Agreements) — отраслевые технические со- глашения.
Разные наименования этих документов отражают разную степень согласия: между техническими экспертами рабочей группы ИСО
PAS; между членами технического комитета ИСО — для TS; специаль-
5. Международная и региональная стандартизация ное техническое соглашение, достигнутое в ходе проведения открыто- го семинара, — для ITA.
Принятым к публикации документам технических условий присва- ивается категория PAS, если их одобрила половина членов соответству- ющего комитета, участвовавших в голосовании, и категория TS, — если их одобрили членов комитета, участвовавших в голосовании. Напом- ним, что для публикации международных стандартов требуется одоб- рение их проектов по меньшей мере комитетов — членов, принима- ющих участие в голосовании.
ITA представляет собой документ, разработанный на отраслевом се- минаре вне рамок технической структуры ИСО, но при административ- ной поддержке определенного комитета — члена ИСО. Таким образом,
ITA — это результат консенсуса участников семинара, а не членов тех- нического комитета.
PAS и TS могут публиковаться только на одном языке. Они под- вергаются анализу каждые три года с целью определения, продлевать ли существующий статус на дальнейший трехлетний период, переводить ли документ на новую стадию или отменять его. Через шесть лет PAS и TS
либо переводятся в международный стандарт, либо отменяются.
Примером TS является разработка Международной целевой группой автомобильной промышленности (IATF) совместно с представителями документа
«Системы качества. Постав-
щики изделий для автомобильной промышленности. Отраслевые тре-
бования по применению стандарта ИСО 9001:1994», опубликованно- го 1 марта г.
Что касается ITA, то это — скорее информативный, чем норматив- ный документ, который на более поздней стадии также может быть пе- реведен в полноценный международный стандарт.
С одобрения Технического руководящего бюро ИСО, вынесенного на заседании в Милане в сентябре 2000 г., Международная ассоциация по стандартизации Канады (CSAI) и Бюро стандартов Канады (SCC)
выступили организаторами семинара по разработке рекомендаций по применению ИСО 9004:2000 в здравоохранении, который был проведен в январе 2001 г. в Детройте (США).
Главным производным документом этого семинара стали первые опубликованные отраслевые рекомендации по разработке систем менед- жмента качества в организациях здравоохранения. Этому документу присвоен статус первого отраслевого технического соглашения — ISO/
Предусматривается, что он будет применяться при разработке или улучшении систем менеджмента качества в здравоохранении.
Международная электротехническая комиссия — МЭК (IEC) разра- батывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, свя- зи. Она была создана в 1906 г., т.е. задолго до образования ИСО. Разно- временность образования и разная направленность МЭК и ИСО
Глава 2. Стандартизация
, ,
определили факт параллельного существования двух крупных между- народных организаций. С учетом общности задач ИСО и а также возможности дублирования деятельности отдельных технических орга- нов между этими организациями заключено соглашение, которое на- правлено, с одной стороны, на разграничение сферы деятельности, а с другой на координацию технической деятельности.
Число членов МЭК (62 страны) меньше, чем членов ИСО. Это обус- ловлено тем, что многие развивающиеся страны практически не имеют или имеют слаборазвитую электротехнику, электронику и связь. Наша страна является членом МЭК с г. Высший руководящий орган
МЭК — Совет, в котором представлены все национальные комитеты.
Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран —
членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО:
технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. В МЭК функ- ционируют комитета и часть которых (как и в ИСО) раз- рабатывает МС общетехнического и межотраслевого характера, а дру- гая — МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники). Россия ве- дет два секретариата ТК и два секретариата ПК (на начало 2004 г.).
В настоящее время разработано свыше 5200 стандартов, техниче- ских отчетов, рекомендаций. Следует отметить важность проводимых в МЭК работ по установлению требований безопасности для бытовых электроприборов и машин. В связи с различным подходом к обеспече- нию безопасности в разных странах ТК
«Безопасность бытовых элек- троприборов» выпущено более 40 МС, устанавливающих требования практически ко всем электробытовым приборам и машинам. Разработ- ка МС в этой области имеет особенно важное значение в связи с созда- нием в МЭК системы сертификации электробытовых приборов и на соответствие их МС
В перспективе, по прогнозу отдельных специалистов, деятельность
МЭК и ИСО будет постепенно сближаться: на первом этапе — это раз- работка единых правил подготовки МС,
совместных ТК (та- кой опыт имеется по вопросам информационной технологии), а на вто- ром этапе — возможное слияние, тем более что большинство стран представлено в ИСО и МЭК одними и теми же органами — нацио- нальными организациями по стандартизации.
Актуальной задачей является сокращение сроков подготовки МС ИСО
и МЭК, так как в настоящее время разработка их занимает в среднем че- тыре-пять лет. Тенденция к сокращению сроков морального старения
5. Международная и региональная стандартизация продукции, необходимость оперативного реагирования на запросы меж- дународной торговли в стандартах ставят задачу резкого сокращения сроков разработки
Все чаще начинает практиковаться процедура об- суждения проектов МС в рамках телеконференций. В отличие от традици- онных заседаний рабочих органов по стандартизации, на которые коман- дируются специалисты из разных стран, телеконференции могут проводиться чаще, организованнее и оперативнее. По оценкам специали- стов, проведение телеконференций экономит 80% средств и 60% времени,
затрачиваемых на разработку МС в рамках традиционных процедур.
В зарубежной практике процессы «электронизации процедур разра- ботки стандартов» могут со временем привести к полному отказу от традиционных стадий разработки стандартов: вместо цепочки «про- ект — отзыв — учет отзыва» планируется работа в режиме реального многостороннего участия всех заинтересованных сторон непосред- ственно в отработке редакций стандартов.
Глобализация мирового рынка, характеризующаяся стиранием границ на пути свободного перемещения людей, товаров, капитала и информа- ции, требует перехода стран на единые стандарты. Пока средний показа- тель использования странами — членами ИСО международных стандар- тов в общем числе национальных — 22%, в странах с более высоким уровнем развития
40% [4]. Как идеал выдвинут принцип единого стан- дарта; единых испытаний; сертификатов, признанных повсюду. Этот принцип реализовался в проекте ИСО, предложенного в г. как «Меч- та 1/1/1» (1/1/1 «Dream»). Смысл проекта — в устранении разнообразия в стандартах, в исключении повторов в испытаниях и процедурах под- тверждения. Имеются примеры воплощения «Мечты»: на мировом рын- ке такие объекты стандартизации, как контейнерные перевозки, кредит- ные карточки, кораблестроение, отвечают стандартам и оцениваются по единым процедурам соответствия.
Международный союз электросвязи —МСЭ (1TU) — это междуна- родная организация, координирующая деятельность государственных организаций и коммерческих компаний по развитию сетей и услуг электросвязи в мире. Корни МСЭ уходят в 60-е гг. XIX в., когда была подписана первая Международная телеграфная конвенция (1865
Большим достижением МСЭ является принятие в 1999 г. Рекоменда- ций по системе телевидения высокой четкости. В ней зафиксированы базовые параметры (число строк разложения, формат кадра, система развертки) телевидения XXI в. Парк стандартов МСЭ составляет
1,5 тыс. единиц.