Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 650
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Стандартизация
Помимо ИСО,
МСЭ (как организаций, специализирующихся на работах по стандартизации), в работах по международной стандар- тизации участвуют другие организации.
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) известна своей деятельностью в области стандартизации требований безопасно- сти механических транспортных средств, участием (совместно с ИСО)
в подготовке универсальных правил по электронному обмену данны- ми — системы а также в разработке стандартов на мясо —
говядину и свинину. В рамках
ООН разрабатываются международ- ные стандарты — Правила ЕЭК ООН. В 2003 в России было введено в действие в качестве стандартов из
Правил ЕЭК ООН.
Деятельность ЕЭК ООН широко известна по Правилам, устанавли- вающим требования безопасности к конструкции автомототранспорт- ных средств и прицепов, лесных и сельскохозяйственных тракторов,
строительно-дорожных машин, а также методов испытаний автомото- техники. Разработкой НД на эти объекты занимается Комитет по внут- реннему транспорту (КВТ ЕЭК ООН), ориентированный на работу по нескольким направлениям: выбросам отработавших газов и экономии энергии, шуму, общим предписаниям безопасности, пассивной безопас- ности, торможению и ходовой части, освещению и сигнализации. Ра- бота ведется в соответствии с Женевским соглашением, участниками ко- торого являются не только европейские страны (в том числе Россия), но и недавно подписавшие соглашение Австралия, Новая Зеландия и Япо- ния. С вхождением этих государств организация из европейской факти- чески трансформировалась во всемирную. Соответственно бывший основной рабочий орган Соглашения — Рабочая группа по конструк- ции транспортных средств — стал именоваться Всемирным форумом по согласованию правил в области транспортных средств.
Одно из приоритетных направлений ЕЭК ООН — разработка Пра- вил, предусматривающих поэтапное повышение требований к вредным выбросам автомобилей. Технической общественности известны нормы
Евро-2, Евро-3, Евро-4, Евро-5, составляющие «ступеньки эко- логической лестницы».
Международная торговая палата (МТП) широко известна рабо- тами по унификации торговой документации. «Настольной книгой»
специалистов внешней торговли являлся сборник «ИНКОТЕРМС» —
Международные правила толкования торговых терминов.
В рамках Объединенного комитета экспертов ФАО/ВОЗ* действует
Комиссия «Кодекс
Этой комиссией разработано свыше 300 МС на пищевые продукты и несколько десятков сводов гигиенических правил. «Кодекс алимента- является межправительственным органом, состоящим из членов,
*
специализированное учреждение ООН
вопросам продовольствия и сельского хозяйства. ВОЗ — Всемирная организация по здравоохранению.
**
(лат.) — пищевой.
5. Международная и региональная стандартизация 115
имеющих в своих странах полномочия вводить в действие обязательные стандарты и руководства по пищевой промышленности. ИСО как раз- работчик добровольных международных стандартов не обладает полно- мочиями осуществлять указанное регулирование.
В рамках комиссии реализуется программа «пищевых стандартов».
Главные цели данной программы: защита здоровья потребителей; уста- новление «прозрачной» практики в торговле продуктами; расширение сотрудничества и совместная разработка стандартов с международны- ми правительственными и неправительственными организациями,
включая ИСО.
Европейское отделение комиссии определяет возможность исполь- зования пищевых добавок в продуктах (российскому потребителю до- бавки знакомы по обозначениям на упаковке — Е
т.д., где буква Е происходит от усечения слова «Europe»).
В пределах своей компетенции в работах по стандартизации уча- ствуют и другие международные организации при ООН — ЮНЕСКО,
МАГАТЭ и пр.
К международным стандартам можно условно отнести стандарты международных профессиональных объединений производителей от- дельных видов продукции (их свыше 40), например шерсти, текстиля,
мяса и пр. Например, известна (с 1937 г.) деятельность Международного секретариата шерсти на базе компании «Вулмарк». Она выдает лицен- зии на применение знака «Вулмарк» тем изготовителям шерсти и изде- лий из нее, которые смогли подтвердить соответствие качества продук- ции нормативным требованиям Международного секретариата шерсти.
На международном рынке известны стандарты, принятые Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов (London good delivery). В ча- стности, в стандартах этой организации определены требования к слит- кам золота, платины и серебра.
При разработке национальных стандартов учитывают требования таких организаций, как Международная организация виноградарства и виноделия, Международная ассоциация производителей бутилирован- и
В мире действует семь региональных организаций по стандартиза- ции, подобных рассмотренной в разд. 4 данной главы: в Скандинавии,
Латинской Америке, Арабском регионе, Африке, странах ЕС. Наиболее интересен опыт стандартизации в ЕС.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 31
5.3. Организация работ по стандартизации в рамках
Европейского союза
В настоящее время наблюдается тенденция к интеграции экономи- ки, созданию объединенных региональных рынков. Наибольшее разви- тие интеграция получила в рамках ЕС, который сформировал единый
Глава 2. Стандартизация внутренний рынок к 1 января г. Такой рынок обслуживает в общей сложности 25 стран — членов ЕС. При этом первоочередное значение в устранении национальных барьеров придается развитию европейской
Еще в г. руководители организаций по стандартизации стран - членов Европейского экономического сообщества и Европейской ассо- циации свободной торговли (ЕАСТ) обсуждали возможность совмест- ных действий по согласованию национальных стандартов в условиях экономической интеграции этих стран. В
г. был учрежден Европей- ский комитет по стандартизации (СЕН), в 1972 г. был создан Европей- ский комитет по стандартизации в электротехнике
В рам- ках СЕН и СЕНЭЛЕК действует 239 ТК.
В
г. Советом ЕС была принята Генеральная программа устране- ния технических барьеров в торговле в пределах Сообщества. В рамках этой программы ставилась задача создания системы обязательных для ЕС
единых стандартов — «из сотен национальных стандартов в каждой ев- ропейской стране сделать несколько тысяч стандартов». Единые стандарты должны были лишить страны — члены ЕС возможности отказа от иностранных продуктов из государств Сообщества. Огромное внима- ние предполагалось уделить нормам по показателям качества продукции,
устанавливаемым едиными стандартами. В этой части предполагалось брать за образец стандарты ФРГ — ДИНы, дающие гарантию высокого технического уровня стандартизируемой продукции.
Еще в г. Комиссия ЕС признавала, что результаты многолет- него поиска единых стандартов оказались незначительными, а рабо- ты по созданию единых стандартов продвигались «черепашьими тем- пами».
Существенный разрыв между тем, что было, и тем, что необходимо для функционирования единого рынка, подтолкнул Комиссию ЕС к раз- работке программы «Зеленая книга Европы» (Развитие европейской стандартизации для ускорения технической интеграции в Европе), где был изложен план перестройки и развития стандартизации на континен- те. Основное в «Зеленой книге» — евростандарты* должны отражать новейшие достижения техники и технологии, а директивы — содержать эффективные меры против проникновения в Сообщество продукции,
небезопасной или вредной для населения и окружающей среды.
Прорыв в работах по стандартизации в ЕС произошел в начале гг. Если в г. в ЕС действовало 200 директив и евро-
* Европейские стандарты обозначаются индексом (префиксом)
(F.N).
5. Международная и региональная стандартизация стандартов, то уже к 1993 г. была поставлена задача удвоить число ди- ректив, а фонд евростандартов довести до нескольких тысяч.
Фонд нормативных документов СЕН/СЕНЭЛЕК привысил в 2004
г. 14 тыс. Итак, нормативную базу стандартизации ЕС составляет хо- рошо развитое техническое законодательство.
Рассмотрим его подробнее, так как стоит задача создать в России
систему стандартизации, эквивалентную ЕС.
Техническое законодательство ЕС представлено постановлениями
Совета, директивами Совета, гармонизированными европейскими стан- дартами.
Постановления Совета имеют прямое действие для стран — членов
ЕС (без переоформления через национальное законодательство).
Директива Совета вводится через законодательные акты госу- дарств — членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало дей- ствия и конечный срок ее введения в национальных рамках.
В применении постановлений и директив Совета (обычно исполь- зуют одно понятие — директива) существуют старый и новый под- ходы.
В старых директивах, которые действуют и в настоящее время, на- пример, на продукты питания, автомобильную технику, фармацевтику,
косметику, устанавливаются конкретные требования к продукции. На- пример, в директиве № 76/768, принятой по косметике в 1976 г., содер- жится статей и восемь приложений. В статьях даны классификация косметических изделий, требования к качеству, правила маркировки.
В приложениях даются: список веществ, которые не должны входить в состав косметических продуктов (приложение 2 директивы), перечни красящих веществ, разрешенных и не разрешенных к применению (при- ложения 4 и 5) и т.д. К директиве (по состоянию на 1996 г.) имеются
23 поправки (последняя внесена в 1993 г.).
Новый подход (или концепция) введен в г. В новых директивах требования формулируются в общей форме. Это обеспечивает длитель- ность действия без изменения, тогда как старые директивы сопровож- даются большим числом дополнений и массой поправок (до
В от- личие от старых новые имеют структуру — две части, одна из которых правовая, другая — техническая в виде приложений.
Основные принципы нового подхода сводятся к следующим [1]:
— в директивах на продукцию задаются обязательные для выполне- ния общие (существенные) требования безопасности;
— задача установления конкретных характеристик возлагается на европейские стандарты ;
— продукция, выпущенная в соответствии с гармонизированными
(с директивой ЕС) европейскими стандартами, рассматривается как со-
118
Глава 2. Стандартизация ответствующая общим (существенным) требованиям директивы (прин- цип презумпции соответствия);
— если изготовитель продукции не желает воспользоваться гармо- низированным стандартом или такого стандарта нет, то он должен до- казать соответствие продукции общим (существенным) требованиям директивы, как правило, с помощью третьей стороны;
— перечень гармонизированных с директивой европейских стандар- тов публикуется в официальном издании - журнале Совета
(Official
Journal of Europe);
Продукция может поступать на рынок ЕС только после процедуры оценки соответствия, при положительных результатах которой она мар- кируется знаком СС * (рис. 9).
Рис. 9. Знак соответствия Европейским директивам
Особенность и «сила» большинства евростандартов заключаются в том, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты от- дельных европейских стран. Например, широко известные своим высо- ким техническим уровнем стандарты Швеции но электромагнитной безопасности персональных компьютеров в перспективе будут положе- ны в основу единого стандарта ЕС.
Политика комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК на современном этапе заклю- чается в том, чтобы как можно чаще использовать МС ИСО и в
качестве региональных. В итоге около 45% НД в рамках ЕС представ- ляют международные стандарты, разработанные
Страны ЕС
в последние годы практически все национальные стандарты принима- ют на основе европейских.
5.4. Соглашение по техническим барьерам
в торговле
Указанное Соглашение — один из 40 документов ВТО, посвященных правилам деятельности членов ВТО в рамках международной стандар- тизации.
* Аббревиатура французских слов
Europeenne»
Соответствие Евро-
Международная и региональная стандартизация
Рассмотрим некоторые из правил, сохраняя их название в документе.
Гармонизация. При наличии международных стандартов (как доб- ровольных технических документов), регламентов (обязательных к ис- полнению документов) или правил по оценке соответствия (в работах по сертификации) член ВТО не должен разрабатывать национальную документацию, отличающуюся от них.
2. Национальный режим и недискриминация. Условия для оценки качества импортной продукции должны быть не менее благоприятны- ми, чем для отечественной. Иначе говоря, к импортной продукции не должны предъявляться более жесткие требования, чем к отечественной.
3. Нотификация (уведомление) и транспарентность (прозрач-
ность). Если какая-либо страна намерена принять НД, отличающийся от международного, она обязана направить в Секретариат ВТО сообще- ние с обоснованием причин подобного шага и кратким изложением проекта документа. Она также должна предоставить любому члену ор- ганизации (по запросу) не менее 60 суток для подготовки соответст- вующего отзыва на проект НД. Все утверждаемые НД должны быть немедленно опубликованы и доступны (прозрачны) для всех заинтере- сованных сторон как внутри страны, так и за ее пределами.
Указанное правило реализуется в России начиная с 1997 г. В част- ности, в информационном указателе государственных стандартов пуб- ликуются годовые планы государственной стандартизации, в журнале
«Стандарты и качество» и других изданиях периодически представля- ются аннотации проектов ГОСТ и ГОСТ Р.
Принят ГОСТ Р
по порядку уведомления о проектах до- кументов в области стандартизации. В стандарте реализованы положе- ния Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО и Соглаше- ния о применении санитарных и фитосанитарных мер ВТО.
Уведомление в зависимости от стадии разработки и характера реша- емых информационных задач подразделяют:
— на уведомление о начале разработки документа для публикации в периодическом издании («уведомление для публикации»);
— уведомление о проекте документа для представления в Секрета- риат ВТО (далее — «уведомление о проекте»).
4. Информация о стандартизации. Членство в ВТО предусмат- ривает информирование обо всех изменениях в системе стандартиза- ции, которые могут привести к созданию скрытых препятствий (нета- рифных барьеров) в торговых отношениях партнеров по организации.
Поэтому каждый член ВТО открывает один или несколько инфор- мационных пунктов, где можно без лишних затруднений получить