Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 639

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

280
Глава 4. Сертификация
Обозначение
схемы по настоящим рекомен- дациям





Содержание схемы и ее исполнители
Аккредитования испытательная лаборатория
Проводит испытания типового образца продукции
Аккредитованный орган по сертификации
Выдает заявителю сертификат соответствия
Аккредитования испытательная лаборатория
Проводит испытания типового образца продукции
Аккредитованный орган по сертификации
Проводит анализ соответствия производства
Выдает заявителю сертификат соответствия
Аккредитования испытательная лаборатория
Проводит испытания типового образца продукции
Аккредитованный орган по сертификации
Проводит анализ состояния производства
Выдает заявителю сертификат соответствия
Осуществляет инспекционный контроль за сертифици- рованной продукцией (испытание образцов продукции)
Аккредитования испытательная лаборатория
Проводит испытания типового образца продукции
Аккредитованный орган по сертификации
Проводит анализ состояния производства
Выдает заявителю сертификат соответствия
Осуществляет инспекционный контроль за сертифици- рованной продукцией (испытание образцов продукции и анализ состояния производства)
Аккредитования испытательная лаборатория
Проводит испытания типового образца продукции
Аккредитованный орган по сертификации
Проводит сертификацию системы качества или производства
Выдает заявителю сертификат соответствия
Осуществляет инспекционный контроль за сертифици- рованной продукцией (контроль системы качества
(производства), испытание образцов продукции, взятых у изготовителя или продавца
Аккредитования испытательная лаборатория
Проводит испытания партии продукции
Аккредитованный орган по сертификации
Выдает заявителю сертификат соответствия
Аккредитования испытательная лаборатория
Проводит испытания каждой единицы продукции
Аккредитованный орган по сертификации
Выдает заявителю сертификат соответствия
Обозначение прежней схемы серти- фикации*
1 1а
2а, За, 4а
5
7 8
* Из числа схем сертификации, установленных Изменением
1 документа «По- рядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации» (см. табл 7)
Рис. 20. Схемы сертификации


5. Выбор форм и схем обязательного подтверждения соответствия... 2 8 1
Номер схемы
1 2
3 4
5 6
7
Содержание схемы
Заявитель (изготовитель)
Приводит собственные доказательства соответствия в техническом файле
Принимает декларацию о соответствии
Аккредитованная испытательная лаборатория
Проводит испытания типового образца продукции
Заявитель
Принимает декларацию о соответствии
Орган по сертификации
Сертифицирует систему качества на стадии производства
Аккредитованная испытательная лаборатория
Проводит испытания типового образца продукции
Заявитель
Принимает декларацию о соответствии
Орган по сертификации
Осуществляет инспекционный контроль за системой качества
Орган по сертификации
Сертифицирует систему качества на этапах контроля и испытаний
Аккредитованная испытательная лаборатория
Проводит испытания типового образца продукции
Заявитель
Принимает декларацию о соответствии
Орган по сертификации
Осуществляет инспекционный контроль за системой качества
Аккредитованная испытательная лаборатория
Проводит выборочные испытания партии выпускаемой продукции
Заявитель
Принимает декларацию о соответствии
Аккредитованная испытательная лаборатория
Проводит испытания каждой единицы продукции
Заявитель
Принимает декларацию о соответствии
Орган по сертификации
Сертифицирует систему качества на стадиях проектирования и производства
Изготовитель
Проводит испытания образца продукции
Принимает декларацию о соответствии
Орган по сертификации
Осуществляет инспекционный контроль за системой качества
Европей- ский модуль близкий к схеме
А
С
D
Е
G
Н
21. Схемы декларирования соответствия

282 Глава 4. Сертификация
6. АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ (ЦЕНТРОВ)
Аккредитация органов и лабораторий, выполняющих работы по под- тверждению соответствия, осуществляется в целях: подтверждения ком- петентности указанных субъектов; обеспечения доверия к их деятель- ности; создания условий для признания результатов деятельности.
В Государственном реестре в 2003 г. было зарегистрировано си- стем обязательной сертификации, в каждой из которых создана своя система аккредитации, имеющая собственные критерии и процедуры.
Как отмечается в в результате сложилась парадоксальная ситуа- ция: организации, функционирующие в разных системах сертифика- ции, не признают результатов деятельности друг друга, и заказчики вы- нуждены обращаться в несколько органов, представляющих разные системы. Это ведет к дополнительным затратам, а значит, к повыше- нию цены продукции и снижению соответственно ее конкурентоспо- собности.
Именно с аккредитации начинается признание деятельности оте- чественных организаций по подтверждению соответствия (см. под- разд. 9.1). Не случайно экспортеру в ряде случае приходиться обра- щаться в зарубежный ОС (а это дополнительные затраты средств и времени).
В 2002 г. Госстандартом России был проведен анализ зарубежного опыта работ по аккредитации. Он выявил тенденцию к созданию еди- ного национального аккредитующего органа во многих странах. Со вступлением в действие ФЗ подход к этой деятельности кардинально из- менится. В Законе предусмотрено создание единой национальной сис- темы и единых правил аккредитации органов по сертификации испы- тательных лабораторий. Порядок проведения аккредитации будет утвержден Правительством РФ.
Предполагается, что национальный орган по аккредитации будет иметь статус автономной некоммерческой организации. В деятельно- сти этого органа, основанной на принципе консенсуса, будут помимо
Ростехрегулирования участвовать все заинтересованные стороны.
Реализация единой технической политики в этой области будет спо- собствовать вступлению России в Международный форум по аккреди- тации и другие международные организации и тем самым призна- нию на международном уровне деятельности по аккредитации в нашей стране.


7. Государственный контроль и надзор... 283
7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ,
ПРАВИЛ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
И ЗА СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ
Закон от 08.08.2001 №
«О защите юридических лиц и индиви- дуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора» установил для всех органов исполнительной власти и их под- разделений общий порядок и правила проведения ими мероприятий по контролю за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности предъявляемых к ним требований законодательства. В соответствии с ука- занным ФЗ (и другими законодательными актами), а также постановлени- от
«Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в об- ласти стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации» Госстандарт утвердил порядок государственного контро- ля и надзора
Согласно Порядку государственный контроль и надзор (далее —
ГКиН) проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения на- рушений обязательных требований в области стандартизации, подтвер- ждения соответствия, качества и безопасности продукции, работ и ус- луг (далее — продукции). ГКиН осуществляют государственные инспектора по надзору за государственными стандартами. При прове- дении ГКиН проверке подлежат:
продукция;
— техническая документация на продукцию, в том числе докумен- тация о соответствии ее обязательным требованиям согласно НД в об- ласти обязательного подтверждения соответствия;
— соблюдение юридическими лицами или индивидуальными пред- принимателями требований нормативных и правовых документов, ус- танавливающих правила проведения обязательного подтверждения со- ответствия в отношении проверяемой продукции.
Несмотря на отсутствие в ФЗ о техническом регулировании «пря- мой» нормы относительно ГКиН в сфере услуг, руководство Госстандар- та России (ныне Ростехрегулирование) в апреле 2004 г.
«Стандар- ты и качество». 2004. № 5. С. 45 ) уведомило главных государственных инспекторов по надзору за стандартами том, что до вступления в силу соответствующих ТР ГКи Н в сфере услуг может осуществляться при- менительно:
а) к продукции, полученной в результате оказания услуги, на соот- ветствие продукции обязательным требованиям, обеспечивающим без- опасность ее эксплуатации (потребления);

284 Глава 4. Сертификация б) производственным и иным процессам оказания услуги;
в) оборудованию, применяемому в процессе оказания услуги.
Речь идет: о ремонте и техническом обслуживании автотранспорта,
радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых приборов и машин;
услугах общественного питания; услугах прачечных парикмахерских и химической чистки.
Плановые мероприятия по проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Внеплановые контрольные мероприятия проводятся при получении информации об имеющихся нарушениях, которые могут причинить вред здоровью людей, окружающей среде ввиду несоблюдения организаци- ями, ПБОЮЛами обязательных
Основанием для внеплано- вой проверки могут послужить также и обращения с жалобами граждан,
организаций по поводу нарушения их прав, связанных с невыполнени- ем обязательных требований.
Государственные инспектора имеют право: доступа в служебные и производственные помещения проверяемого объекта; получения необ- ходимых для ГКиН документов; использования технических средств и специалистов проверяемой организации; проведения отбора проб для контроля их соответствия обязательным требованиям; получение копий документов, необходимых для проведения ГКиН. Руководство органи- зации и(или) индивидуальный предприниматель обеспечивают госинс- пекторам необходимые условия для проведения ГКиН.
При проведении ГКиН проверяется:
— наличие документов о проведении подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, их подлинность, срок действия,
правильность оформления и регистрации либо наличие сведений о под- тверждении соответствия в сопроводительной документации;
— идентичность проверяемой продукции наименованию, указанно- му в предъявленном сертификате соответствия (или его копии) или в декларации о соответствии;
— наличие документов, подтверждающих проведение и результаты инспекционного контроля сертифицированной продукции, проведенно- го ОС;
— правильность маркирования знаком соответствия;
— своевременность извещения ОС об изменениях, внесенных в тех- ническую документацию или процесс производства сертифицирован- ной (декларированной) продукции, а также об изменениях наименова- ния юридического лица или индивидуального предпринимателя, его юридического адреса и банковских


8. Состояние и перспективы развития сертификации и других форм... 285
Технический осмотр производится непосредственно госинспекто- ром с привлечением специалистов организации.
На основании результатов технического осмотра, экспертизы прово- дится оценка соответствия продукции обязательным требованиям. По результатам мероприятий по ГКиН составляется акт проверки по уста- новленной форме.
По результатам проверки госинспектор (руководитель проверки)
обязан произвести запись в журнале учета мероприятий по контролю,
который должны иметь все юридические лица и ПБОЮЛы. Проверяе- мый вправе письменно изложить свое мнение о выводах по результатам проверки, которое прилагается к акту с отметкой «Особое мнение».
Действие проверяющих и принятое решение можно обжаловать выше- стоящему инспектору или непосредственно в суде.
По результатам проверки государственные инспектора выдают юри- дическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписания. Ин- формация о нарушениях, выявленных в ходе мероприятий по контро- лю и надзору, при необходимости направляется органам исполнительной власти субъекта РФ, иным контрольно-надзорным органам, правоохрани- тельным органам и общественным организациям потребителей.
Для контроля и устранения выявленных нарушений обязательных требований и своевременного выполнения предписаний проводятся повторные проверки.
Юридические и физические лица, в также федеральные органы ис- полнительной власти, виновные в нарушении обязательных требований государственных стандартов, обязательных норм федеральных органов исполнительной власти (СанПиН, СНиП и пр.), правил обязательной сертификации несут гражданско-правовую, административную и уго- ловную ответственность.
Ответственность за нарушение обязательных требований стандар- тов, технических регламентов подробно рассмотрена в [29].
8. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СЕРТИФИКАЦИИ И ДРУГИХ ФОРМ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
8.1. Направления развития систем оценки
и подтверждения соответствия
Как известно, в России сертификация введена в 1992 г., когда был принят Закон о защите прав потребителей. Именно в этот период


286 Глава 4. Сертификация российский рынок стали заполнять в огромном количестве импорт- ные товары, многие из которых были недоброкачественными, а час- то и опасными. Оперативно сформированная Госстандартом России система сертификации позволила ограничить поступление опасных товаров в страну, т.е. реализовать свои защитные функции. Эффект сертификации, который, к сожалению, трудно подсчитать, определя- ется предотвращением затрат общества на лечение, реабилитацию пострадавших и восстановление объектов. Например, отказ в выдаче всего 350 сертификатов в на продукцию стоимос- тью тыс. руб. позволил, по экспертной оценке, предотвратить травмы, отравления и заболевания не менее 200 тыс. человек.
Вместе с тем за десятилетний срок существования системы серти- фикации выявился ряд недостатков и проблем. Особенно много проб- лем возникает в связи с интеграцией экономики страны в мировую хозяйственную систему, в частности с подготовкой к вступлению в ВТО.
В подготовленной в г. Госстандартом России Концепции был на- мечен переход от собственно сертификации как деятельности, осуществ- ляемой третьей стороной, к более общему контролю безопасности —
оценке и подтверждению соответствия (лицензирование, регистрация,
надзор и контроль, одобрение типа, аккредитация, декларирование соот- ветствия, сертификация). В тот же период Госстандарт России перешел,
как уже отмечалось, во всех внешних документах от применения терми- на «сертификация» к понятию «оценка соответствия», тем более что в
Соглашении ГАТТ (ВТО) о технических барьерах в торговле, а также в международном терминологическом документе ИСО/МЭК 2 использо- ван именно этот термин. На основе концепции Госстандарта был под- готовлен и передан на рассмотрение Правительства РФ проект закона
«О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным тре- бованиям». В процессе его рассмотрения принято решение о необходи- мости разработки закона по техническому регулированию рынка. Ос- новные положения предложенного Госстандартом проекта вошли в качестве одного из разделов Федерального закона «О техническом ре- гулировании».
Направления совершенствования систем оценки и подтверждения соответствия в России базируются на практике технического регулиро- вания в Евросоюзе, в частности политике ЕС в области оценки соответ- ствия. Выбор обусловлен двумя причинами:
Европа — наш основной торговый партнер;
2) в ЕС за последнее десятилетие накоплен значительный опыт раз- работки и применения директив, которые позволили защитить потре-