Файл: Учебник рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 634

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Состояние и перспективы развития сертификации и других форм... 287
бительский рынок от недоброкачественной, потенциально опасной про- дукции и устранить технические барьеры в торговле между странами.
Взятая за основу европейская модель будет использоваться в отече- ственной системе технического регулирования (с поправкой на россий- скую специфику). Особо пристального анализа требуют европейские директивы так называемых «нового и глобального подходов» [32].
Новый подход реализован, как отмечалось выше, в директивах ЕС,
введенных в 1985 г. Он предусматривает создание единой общеевропей- ской нормативной базы, определяющей требования к продукции. Гло- бальный подход развивает его положения в вопросах оценки соответ- ствия этим требованиям.
В основе глобального подхода лежат следующие
— использование нескольких процедур оценки соответствия, которые равноценны с точки зрения результатов;
— процедуры состоят из модулей, относящихся либо к проектиро- ванию, либо к производству, либо к тому и другому;
выбор процедуры оценки из числа установленных в директиве,
предоставляется изготовителю;
— результат оценки, предусматривающей контроль продукции или
производственного процесса
качества), рассматривается как
равноценный;
— процедуры оценки соответствия в зависимости от требований директивы осуществляют изготовитель и нотифицированный орган,
уполномоченный на проведение работ по конкретной директиве орга- нами власти государства — члена ЕС;
— уполномоченный орган должен быть третьей стороной, соответ- ствовать европейским стандартам ЕН 45000 и предпочтительно аккре-
дитованным в качестве органа по сертификации или испытательной лаборатории;
— результатом оценки соответствия являются декларация о соот-
ветствии и маркировка продукции знаком С;
— процедуры оценки не должны быть слишком обременительными
для изготовителя.
Главная цель глобального подхода заключается в обеспечении про-
зрачности систем оценки соответствия. Одно из основных средств ее достижения — гарантия компетентности органов по оценке соответ- ствия и уровня доверия к ним, которые можно объективно проверить.
А это в свою очередь способствует взаимному признанию и принятию результатов (протоколов испытаний, сертификатов и т.д.) деятельности органов по оценке соответствия. Поэтому важно установить объектив- ные критерии назначения органов по оценке соответствия.


288 Глава 4. Сертификация
Разработчики политики глобального подхода определяют междуна- родно признанные органы по аккредитации как «глобальный зонтик»,
который накрывает связанные с этой деятельностью органы по оценке соответствия (рис. 22).
Если органы по аккредитации признают компетентность других ор- ганов по оценке соответствия, то органы оценке соответствия удос- товеряют соответствие стандартам на конкретную продукцию, систему качества и т.д.
Аккредитация в международно признанных органах по аккредита- ции органов по оценке соответствия означают автоматическое призна- их документов (сертификатов, деклараций о соответствии и пр.) в большинстве стран
К таким организациям относятся в первую очередь RVA (офис в Гол- ландии),
(офис в Великобритании). RVA, к примеру, работает бо- лее чем в странах. Достаточно авторитетные органы действуют в та- ких странах, как Франция
Германия (TGA/DAR) и пр. Это независимые,
органы, имеющие хорошую репутацию,
доказавшие свою компетентность, объективность и непредвзятость.
В России прошел аккредитацию по трем видам деятельности (сер- тификации систем качества, инспекции качества продукции, испытани- ям) Научно-технический фонд Сертификационный центр
Документы, выдаваемые российскими органами по оценке соответ- ствия, не всегда признаются за рубежом. Поэтому национальному орга- ну РФ в области технического регулирования предстоит серьезная ра- бота по решению проблемы достижения соглашения с зарубежными организациями (по аккредитации и оценке соответствия) о взаимном признании результатов и с соответствующими российскими органами.
В настоящее время отечественные органы по аккредитации в большин- стве своем не являются независимыми, поскольку жестко привязаны к создавшим их ведомствам и госорганам. Такое положение не устраива- ет западные фирмы, занимающиеся сертификацией, аккредитацией и инспектированием. Поэтому национальный орган по аккредитации дол- жен быть негосударственной организацией.
Проблема международного признания — не только российская. Так,
например, существует проблема признания европейских сертификатов на рынках Северной Америки.
Рассматривая направления совершенствования системы оценки и подтверждения в нашей стране, следует выделить:
—• проблемы, которые обозначились в прошлом десятилетии, но не потеряли актуальности как в настоящее время, так и в перспективе (см.
ниже, подразд. 8.2 данной главы);
— проблемы, связанные с реализацией положений нового федераль- ного закона (подразд. 8.3 данной главы).


Рис. 22. «Глобальный зонтик»

Глава 4. Сертификация
8.2. Решение задач, выдвинутых практикой сертификации последнее десятилетие
Снятие избыточности обязательной сертификации. Первым эта- пом работ по решению этой задачи стало внесение изменений и допол- нений в Закон «О сертификации продукции и услуг» и принятие поста- новления Правительства РФ от
№ 766 (в ред. от 29.04.2002),
касающихся введения наряду с процедурой обязательной сертификации декларации о соответствии. Это позволило частично освободить от обя- зательной сертификации продукцию, не представляющую серьезной опасности для потребителей.
В
г. в России около товарной продукции подлежало обя- зательной сертификации, в то время как в странах ЕС — лишь
В законах, вводящих обязательную сертификацию, во многих случа- ях отнесение продукции к объекту обязательной сертификации было произведено без учета ее потенциальной опасности и не оправдано с точки зрения риска общества.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.04.2002
№ 287 из сферы обязательного подтверждения выведено значительное число товаров и услуг (средства письма, диктофоны, химчистка и пр.),
а в сферу декларирования включены товары, ранее подлежащие обяза- тельной сертификации (часы, тетради, обои и др). Внесенные дополне- ния увеличили Перечень декларируемой продукции в три раза и позво- лили сократить номенклатуру объектов обязательной сертификации на
20%. Таким образом, был сделан второй шаг в решении проблемы «сня- тия избыточности» обязательной сертификации.
В последующие годы работа по сокращению сферы обязательной сертификации будет продолжена. Согласно п. 3 гл.
ФЗ о техническом регулировании, Правительством РФ до вступления в действие соответ- ствующих регламентов определяется и пополняется перечень отдельных видов продукции, в отношении которых обязательная серти- фикация заменяется декларированием соответствия.
В перспективе в России, как и за обязательная сертифика- ция будет проводиться очень ограниченно, в основном в рамках меж- дународных систем сертификации.
2. Существенное повышение роли добровольной сертификации. Во многих странах при активной поддержке правительств специально со- здаются мощные системы добровольной сертификации с высоким ав- торитетом как у так и изготовителей.
В России планомерно расширяется сфера добровольной сертифи- кации за счет, как уже отмечалось выше, сокращения сферы

8. Состояние и перспективы развития сертификации и других форм... 291
ной сертификации. В
гг. система добровольной сертифика- ции существенно пополнилась за счет таких объектов, как услуги насе- лению, в частности услуг розничной торговли и общепита, услуг по ре- монту и техническому обслуживанию бытовой техники и других групп услуг, ранее подлежащих обязательной сертификации.
Рост числа систем добровольной сертификации в настоящее время и в перспективе объясняется не только исключением из сферы обязатель- ной сертификации услуг (а также некоторых видов продукции), но и ог- раничением видов лицензируемой деятельности в связи со вступлением в действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов де- ятельности». Сужение сферы обязательной сертификации и сферы лицен- зирования отдельных видов деятельности стимулирует применение ме- ханизма добровольной сертификации в целях обеспечения уверенности приобретателей в надлежащем качестве товаров и услуг.
По данным ВНИИ сертификации наиболее заинтересованы в созда- нии систем добровольной сертификации представители бизнес-сооб- щества (около 25% систем зарегистрировано от лица коммерческих предприятий, 15% — от лица ассоциаций и союзов предпринимате- лей). Этот факт можно объяснить стремлением отечественных произ- водителей и услугодателей повысить конкурентоспособность товаров и услуг.
Очень перспективна сертификация, проводимая с целью подтверж- дения соответствия требованиям национального стандарта РФ. ГОСТ Р
1.9, принятый на основе ст. 14 и ст. 22 ФЗ о техническом регулирова- нии, определил требования к знаку соответствия г) и поряд- ку его применения.
За рубежом процедура подтверждения соответствия национально- му стандарту фактически обеспечивает производителю место на рын- ке. Например, во Франции 75% продукции фирм маркируется знаком соответствия национальному стандарту — NF (или в последнее вре- мя —
Продукция, не имеющая этого знака, не пользуется спросом.
3. Приближение процедуры обязательного подтверждения соот-
ветствия импортируемой продукции к местонахождению изготовите-
лей и поставщиков. Это позволит разгрузить таможенные органы от работ по организации сертификации и снизить число нарушений пра- вил сертификации, возникающих при большом скоплении импортиру- емой продукции на таможне.
4. Расширение участия России в международных системах серти-
фикации и международная аккредитация отечественных испытатель-
ных лабораторий и сертификационных центров. Это будет способство-


Глава 4. Сертификация вать признанию отечественных сертификатов за рубежом и расширит международную торговлю.
На 1 января 2003 г. Россия присоединилась к следующим междуна- родным системам:
Женевскому соглашению г. по механическим транспортным средствам;
Участниками Женевского соглашения, как уже отмечалось, явля- ются страны ЕС и Россия (22-я страна, подписавшая это соглашение),
а также присоединившиеся к нему Австралия, Белоруссия. Новая Зе- ландия, страны Балтии, Украина, Япония и т.д., всего 38 государств.
Соглашение предусматривает не только применение странами-участ- ницами единых норм, требований и методов испытаний по Правилам
ООН (см. об этих стандартах подразд. 5.2 гл. 2), но и взаимное признание результатов испытаний и сертификации ких средств. В качестве технических служб, способных проводить сер- тификационные испытания на европейском уровне, т.е. по Правилам
ЕЭК ООН, и выдавать протоколы заявлено девять аккредитованных Госстандартом России испытательных центров.
Выданный ими документ признается во всех странах Женевского со- глашения без каких-либо дополнительных проверок.
— Брюссельской конвенции по взаимному признанию испытаний клейм ручного огнестрельного оружия и патронов к нему;
— Международной системе по сертификации электронных компонентов (ССЭК);
— Схеме МЭК по Сертификации электрооборудования для взрыво- опасных сред МЭК
5. Расширение практики сертификации систем качества. По состо- янию на 01.01.2005 г. в России было выдано 2987 сертификатов. Если в прошлое десятилетие по числу выданных сертификатов лидировали
Великобритания и Германия, то странами-лидерами 2003 г. стали Китай
(около 97 тыс.), Италия (64 тыс.).
Стремительная экспансия Китая на рынки высокотехнологичных това- ров, где высока конкуренция с развитыми странами, побуждает китайцев ак- тивно внедрять современные методы менеджмента качества.
Отставание России можно объяснить следующими причинами:
— большинство предприятий не созрело для введения ИСО 9000*.
Даже на относительно благополучных предприятиях уровень несоответ-
* Стандарты и качество.
№ 2. С. 32.

8. Состояние и перспективы развития сертификации и других форм... 293
ствия по критическим дефектам достигает
Поэтому требует- ся наведение элементарного порядка на производстве. Рекомендуется приступать к разработке системы качества тогда, когда уровень дефект- ности опустится до 10%;
— невостребованность российским рынком товаров и услуг как средства, способствующего победе в конкурентной борьбе;
— российские потребители не осознали конкурентные преимуще- ства организаций, имеющих ССК;
— высокая стоимость работ по сертификации на соответствие стан- дартам ИСО серии 9000.
Специалисты полагают, что улучшение экономического состояния организаций, ужесточение конкурентной борьбы в сочетании с побуди- тельными мотивами ССК (рассмотренными в разд. 3.7) подтолкнут про- цесс развития ССК.
6. Освоение сертификации систем охраны окружающей среды. С
1999 г. в стране начали формироваться наряду с системами качества предприятий системы охраны окружающей среды в соответствии
со стандартами ИСО 14000. С 1 апреля 1999 г. введена в действие первая группа государственных стандартов на основе ИСО серии
14000. Сертификация этих систем даст обществу и каждому гражда- нину гарантию сохранения окружающей среды и с ней здоровья. Поскольку идеология стандартов ИСО серии 9000 и ИСО
серии 14000 одинакова и сертификация на соответствие тем и дру- гим стандартам может происходить на одном и том же предприятии,
то, по мнению специалистов, процедуру сертификации по конкрет- ному предприятию целесообразно делать единой, т.е. проверять од- ной комиссией соответствие требованиям обеих серий стандартов.
По числу выданных сертификатов соответствия ИСО
Россия очень сильно отстает от других развитых стран — 48 сертификатов. По состоянию на декабрь 2003 г. «пальму первенства» держит Япония
(13 416). С сильным отрывом идут Великобритания (5460) и Китай
(5064).
7. Дальнейшее развитие отраслевых систем качества. В настоящее время на ряде предприятий пищевой промышленности страны начинает использоваться система добровольной сертификации систем качества на основе принципов ХАССП (или в английской транскрипции
Она разработана на основе созданной в США программы «Анализ рисков и критических контрольных точек» (Hazard analysis and critical control points
В Европе система ХАССП с г. является обязатель- ной для предприятий, выпускающих пищевую продукцию.


294 Глава 4. Сертификация
Система ХАССП базируется в нашей стране на ГОСТ Р

2001 «Система качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов
Общие требования». Стандарт разработан с учетом Директивы Совета ЕС 93/43 «О гигиене пищевых продуктов».
Ключевыми терминами системы являются — «анализ рисков», «кри- тические контрольные точки». Анализ риска — процедура использова- ния доступной информации для выявления опасных факторов и оценка риска. Критическая контрольная точка — место проведения контро- ля для идентификации опасного фактора и (или) управление риском.
Так, в производстве молочных продуктов такими критическими точками являются; прием молока с молочных ферм, режим перевозки молочных продуктов, испытания в лаборатории молочного завода,
личная гигиена персонала и т.д. На производстве мясных консервов
АО «Новгородский мясной двор», одним из первых в России получив- шим сертификат качества по системе ХАССП, установлено 32 крити- ческие
Таким образом, реализация ХАССП обеспечивает повышенную без- опасность продукции изготовителя пищевой продукции.
Очень перспективна для производства лекарственных средств, пище- вых продуктов модель GMP (Good
Practice — надлежа- щая (правильная) производственная практика). Она, подобно ХАССП,
охватывает производственный процесс и направлена на обеспечение безопасности выпускаемой продукции. По сравнению с МС ИСО
она для организаций более доступна в освоении, требует меньших зат- рат на разработку и проведение сертификации.
В свое время Госстандарт России совместно с Минздравом России подготовил проект ТР на лекарственные средства в форме постановления
Правительства РФ, в котором, в частности, речь идет о введении GMP на новых отечественных производствах, начиная с 2005 г., а с 2008 г. — на старых.
8. Освоение систем классификации предприятий сферы услуг. Од- из перспективных форм подтверждения соответствия является идентификация категории качества предприятия в рамках Системы (по- рядка) классификации предприятий бытовых услуг. Указанные системы начали действовать в 2003 г. в масштабах страны (Система классифи- кации гостиниц и других средств размещения Минэкономразвития Рос- сии) и отдельных регионов (например, Московская система кации предприятий сферы услуг). Социальное значение этой формы подтверждения заключается в том, что потребитель получает объектив- ную информацию о качестве услуг, а значит, имеет возможность компе- тентно выбрать предприятие.