Файл: Все экзаменационные темы игпзс. Предмет науки игпзс и ее место в системе юридических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 437

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реформы Людовика IX способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, произошедшие в XIII в. изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

40. основные тенденции развития государства современныйх западных стран

Основные тенденции развития государства в современных западных странах можно обобщить следующим образом:

1. Преобладание локальной и региональной самоуправления. Вместо централизованной власти и прямого управления, многие страны сегодня активно развивают системы местного и регионального самоуправления. Это позволяет учитывать особенности различных регионов, участие широких слоев населения в принятии решений и делает государственную власть более доступной и открытой для граждан.

2. Повышение роли прав человека и гражданского общества. В западных странах все большее значение приобретает защита прав граждан. Политические, гражданские и экономические права стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Значительные усилия направлены на борьбу с дискриминацией и нарушениями прав детей, женщин и малочисленных групп населения.

3. Развитие цифровых технологий и экономики. Развитие цифровых технологий стало одним из самых активных процессов в современной западной экономике. Компьютеризация, автоматизация, роботизация производства и большая доступность высокоскоростного Интернета позволяют создавать новые виды бизнеса и усиливают конкуренцию на рынке труда.

4. Экологический подход к жизни и производству. Современные западные страны активно развивают методы сбережения и переработки ресурсов, уменьшают загрязнение окружающей среды и вступают в переход к более «зеленой» экономике. Новые технологии и установки, работающие на возобновляемых источниках энергии, становятся все более популярными.

5. Мультикультурность и межэтническая толерантность. Многие западные страны становятся все более многонациональными и мультикультурными. Этот процесс диктуется не только миграцией населения, но и расширением торговых и культурных связей между странами. Это приводит к необходимости бороться с проявлениями национальной и расовой дискриминации и пропагандировать межэтническую толерантность.


История государства и права зарубежных стран сильно отличается в зависимости от страны и периода. Например, в США история права начинается с англо-саксонского права Англии, которое смешивалось с римским правом и судебными решениями. Сегодня США имеют свою собственную правовую систему, которая строится на базе общего права. В Европейских странах, таких как Франция и Германия, право имеет историческую связь с римским правом и законами, принятыми в средневековой Европе. В Великобритании право развивалось от средневекового обычного права до сегодняшней день стандартов общего права и парламентской демократии.

Однако, независимо от исторических корней, все западные страны придерживаются общих принципов при создании своих правовых систем, таких как право на частную собственность, право на справедливый процесс и независимое судейство, состояние правовой системы и другие. Общие ценности и правовые стандарты играют важную роль в глобальном мире, где все больше стран работают вместе для создания перспективы мирового прогресса и процветания.


ВОПРОС 41

Сословно-представительная монархия во Франции. Генеральные Штаты. Судебная реформа.

С завершением периода феодальной раздробленности государство приобрело форму сословно-представительной монархии. Это стало возможным ввиду того что:

укрепились социально-экономические основы союза королевской власти и городов, благодаря росту городской промышленности и торговли города смогли оказывать монархии помощь;

вокруг королевской власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства в надежде защитить свое привилегированное положение силами королевской армии, а также ради получения доходных должностей;

страна нуждалась в сильной королевской власти для борьбы с внешним врагом.

Французское общество разделилось на три сословия: духовенство, дворянство и третье сословие, к которому относились купцы, ремесленники, свободные крестьяне.

Первые два сословия были привилегированными, освобождались от государственных налогов и повинностей, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям.

Первым сословием во Франции считалось духовенство. Объединение всех священнослужителей в единое сословие было результатом того, что королевская власть к XIV в. одержала принципиально важную победу в борьбе с папством. Было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевства и рассматриваться как составная часть французской нации.



Вторым сословием в государстве являлось дворянство, хотя фактически в XIV—XV вв. оно играло ведущую роль в социальной и политической жизни Франции. Это сословие объединило всех светских феодалов, которые рассматривались теперь не просто как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство представляло собой замкнутое и наследственное (в отличие от духовенства) сословие.

Основная масса крестьянства представляла собой лично свободных цензитариев, обязанных платить сеньору денежную ренту (ценз), размер которой возрастал. При соблюдении определенных условий цензитарий имел право передавать по наследству свою цензиву, закладывать, сдавать в аренду и продавать ее с согласия сеньора и с уплатой особой пошлины.

Сословия стремились к обсуждению политики. Во Франции возникло такое представительное учреждение, как Генеральные штаты. Получив именное приглашение короля, графы, герцоги и высшие служители церкви являлись в собрание лично или присылали своих уполномоченных. Остальные дворяне были представлены выборными депутатами.

В середине ХШ столетия Людовик IX Святой проводит важные реформы: судебную, военную, цель которых — ослабление полновластия вассалов короля.

Судебная реформа предусматривала создание верховной судебной палаты, которую стали называть парламентом. Служащими парламента были главным

образом профессиональные юристы (легисты), люди незнатного происхождения. Введенные вместе с тем новые правила судопроизводства ставили королевскую юстицию на более высокий уровень в сравнении с юстицией сеньориальной. Судебные поединки (ордалии) в королевском суде были запрещены. На приговоры и решения низших судов допускались апелляции к суду парламента.

Правосудие на местах от имени короля вершили бальи, сенешали и прево. Они рассматривали основную массу уголовных и гражданских дел.

Церковный суд превратился в специальный суд по делам особой предметной и персональной подсудности и образовал инстанционную систему:

низшая — суд официалов, специально уполномоченных епископом;

0 вторая — суд архиепископа;

0 третья — суд кардинала;

0 высшая — суд римской курии, который рассматривал наиболее важные дела.

В XIV в. был создан специальный орган уголовного преследования и обвинения — прокуратура, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затрагивающим интересы монархии.

Военная реформа установила «40 дней короля». В течение 40 дней после ссоры сеньоры могли требовать королевского суда. Обнажать оружие до истечения


срока им запрещалось. Данная мера была дисциплинирующей: гордые и заносчивые феодалы по незначительному поводу могли развязать междоусобную войну, и королевская казна опять недосчиталась бы налогов, так как война в Средние века была делом дорогостоящим.

Третья реформа заключалась во введении единой для всей страны монеты.

Центральными органами управления в этот период были:

Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руководство и контроль над отдельными звеньями управления;

0 Счетная палата;

0 канцлер, в функции управления которого входило текущее управление;

0 коннетабль — командир конного рыцарского войска;

0 камерарий — казначей;

0 палатины — королевские советники, выполнявшие отдельные поручения короля.

ВОПРОС 42

Особенности развития государственно-политической системы США в новейшее время. Сущность и содержание «Нового курса» президента Рузвельта.

"Новый курс" – название экономической политики, проводимой администрацией президента США Франклина Делано Рузвельта с 1933 года с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США в 1929‑1933 годы.

Вступая в должность 4 марта 1933 года, Франклин Рузвельт в своей речи обещал применить самые энергичные меры по борьбе с кризисом. Правительство Рузвельта сразу приняло неординарные меры - 9 марта начала работу специальная сессия конгресса, длившаяся более 3 месяцев и принявшая ряд важнейших законов, серьезно повлиявших на экономику США и заложивших основу "Нового курса". Этот период получил название "первые 100 дней". Важнейшей задачей было спасение и стабилизация финансовой системы США. В основу политики нового курса легли меры по усилению государственного регулирования экономики, дефицитного финансирования бюджета, важнейшие институциональные преобразования.

Банковская сфера

Одним из первых шагов Рузвельта было объявление 6 марта "банковских каникул" на неделю, во время которой были закрыты все банки США. Далее с целью "очистки" банковской системы была проведена тотальная ревизия всех банков. Разорившиеся банки попали под управление государственной Реконструктивной финансовой корпорации (РФК). Устойчивые банки получили право на дальнейшую работу. В результате произошло укрупнение банковской системы – большинство банков, признанных "здоровыми", были крупными.

С целью оздоровления ситуации был принят ряд важных законов. Одним из важнейших стал закон Гласса‑Стигалла ‑ Закон о создании Федеральной корпорации по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation) от 16 июня 1933 года. Коммерческим банкам запрещалось работать с ценными бумагами, это право получали специализированные финансовые организации ‑ тем самым были снижены риски, которым подвергались средства вкладчиков банка. С целью пресечения привлечения средств по повышенным ставкам, характерных для проведения высокорискованных операций, был введен запрет на выплату процентов по текущим счетам, проценты по депозитным счетам подвергались регулированию Федеральной резервной системы (ФРС). Был регламентирован биржевой кредит.