Файл: Все экзаменационные темы игпзс. Предмет науки игпзс и ее место в системе юридических наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 439
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Была создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) – банки отчисляли взносы в страховой фонд, в случае банкротства ФСКД санировала банк и выплачивала вклады в пределах установленного законом лимита на вклад в одном банке.
Промышленность
Меры, направленные на нормализацию производства нашли свое отражение в Национальном законе о восстановлении промышленности (НИРА), принятом 16 июня 1933 года. В основу этого закона был взят план, предложенный в 1931 году президентом компании фирмы "General Electric" Джерардом Своупом, одобренный Торговой палатой США. Закон предписывал всем ассоциациям предпринимателей вырабатывать кодексы "честной конкуренции", определявшие условия, объем производства, минимальный уровень цен. При этом с предприятий, принявших такие кодексы снимались антитрестовские меры воздействия. Такой расклад был выгоден крупным монополиям, которые фактически определяли условия производства и сбыта по своим отраслям. Было составлено около 557 основных и 189 дополнительных кодексов, охвативших более 95 % рабочих . Принятие кодексов способствовало принудительному картелированию промышленности.
Статья 7 НИРА содержала меры социального характера ‑ она вводила ограничения на продолжительность рабочей недели и предписывала обязательный минимум оплаты труда. В ней также признавалось право организации профсоюзов и заключение коллективных договоров.
Контроль за реализацией программы НИРА возлагался на созданную президентом Национальную администрацию восстановления.
Социальная сфера
Для борьбы с безработицей, а также с целью улучшения материального положения населения были предприняты следующие меры: прямая помощь безработным, введение системы страхования по безработице и организация общественных работ.
Так, 12 мая 1933 года на оказание помощи безработным было выделено около 0,5 млрд долларов, всего было израсходовано свыше 4 млрд долларов. Большинство безработных получению пособий предпочитало общественные работы. На основании рекомендаций НИРА была создана Администрация общественных работ (PWA), занимавшаяся в основном крупными строительными проектами, доказывая тем самым, что "деньги не шли на ветер". Общий объем работ, выполненных по ее проектам составил около 3,3 млрд. долл.
Для безработной молодежи весной 1933 года правительство организовало лагеря, в которых молодые люди работали и жили в течение шести месяцев, имея полное обеспечение. Заработная плата составляла около 30 долларов, из них 25 долларов направлялись семье работающего.
В 1935 году был принят закон, предусматривавший страхование по старости и безработице. Несмотря на низкий уровень выплат и нераспространение закона на значительные слои работающих (сельское хозяйство, государственные служащие и т.д.) закон имел революционное значение. Значительным шагом второго этапа реформ стало принятие 5 июля 1935 года Национального акта о трудовых отношениях, так называемого закона Вагнера. Закон гарантировал права трудящихся на организацию, заключение коллективного договора, организацию стачек. Следующим этапом развития социальных прав было принятие в июне 1938 года закона о справедливых условиях труда (ФСЛА), предусматривавшего обязательный минимум оплаты труда 25 центов в час, введение полуторного тарифа при превышении продолжительности рабочей недели (44 часа, с 1940 года – 40 часов), ограничивался детский труд.
Жилищное строительство
В годы Великой депрессии правительство уделяло значительное внимание развитию жилищного строительства, в частности ипотечного кредитования. Так в 1933 году была создана первая компания, выпустившая облигации для финансирования ипотеки – Ссудная корпорация владельцев жилья. В 1938 году создана Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA), находящаяся под контролем государства. Начальный капитал компании был сформирован за счет средств бюджета.
Сельское хозяйство
В мае 1933 года Рузвельт подписал билль о помощи фермерам, который предлагал меры по борьбе с кризисом в сельском хозяйстве, связанным с падением цен на продукцию и массовым разорением фермеров. Основная его часть представляла закон о регулировании сельского хозяйства, известный как закон ААА (the Agricultural Adjustment Act).
Главная его идея – ликвидировать "ножницы" между ценой, затрачиваемой фермером на производство продукции, и той, которую он получал при ее реализации. Чтобы сбалансировать спрос и предложение и поднять цену сельхозпродуктов, часть земли изымалась из сельскохозяйственного оборота, за что фермерам выплачивались субсидии. В первую очередь эта мера повысила конкурентоспособность крупных фермерских хозяйств, получивших основную массу премий за сокращение посевного фонда.
В дальнейшем был предпринят ряд мер, направленный на помощь более мелким фермерам. В 1935 году была создана Администрации по переселению, преобразованная в начале 1937 году в Администрацию по охране фермерских хозяйств. Эти учреждения осуществляли финансовую помощь мелким фермерам для покупки ферм и их переселения на более качественные земли, стимулировало развитие кооперативов для сбыта продукции, приобретения оборудования.
В 1936 году был принят закон о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка. Согласно его положениям, премии выплачивались тем хозяйствам, которые сокращали площади под культурами, истощающими почвы, а также за меры по улучшению почв. Необходимость этих мер была вызвана сильной засухой 1934 года, сопровождавшейся пыльными бурями.
Принятый в 1938 году закон о регулировании сельского хозяйства вводил концепцию "всегда нормальной житницы". Цель новых начинаний была прежняя – восстановление паритета цен, однако методы достижения были уже другими – продукция не уничтожалась, а сохранялась, выплаты производились в счет еще не проданной продукции.
В мае 1935 года правительство создало Администрацию по сельской электрификации (REA), организовавшую работы по электрификации сельской местности.
43. Возникновение и развитие абсолютизма во Франции (XVI – XVIII).
Абсолютизм во Франции – это исторический период, начинающийся с конца 16 века и продолжающийся до конца 18 века, когда королевская власть достигла своего наивысшего расцвета. В этом периоде короли Франции были максимально централизованы, безоговорочно контролировали свои территории и были на вершине всех социальных и политических структур.
Одной из самых значимых причин возникновения абсолютизма во Франции является базирование государства на сильном феодальном обществе с развитой системой крепостного права. Рыцарство Франции было разделено на множество мелких феодальных государств, которые соперничали между собой за власть и земли. Это приводило к тому, что короли были вынуждены создавать свою сильную централизованную систему управления, чтобы контролировать земли и предотвратить раздробление государства.
Еще одной причиной было увеличение затрат на войну и управление государством, что требовало больших денежных средств. Новые налоги и сборы королей вызывали неудовольствие у населения, что приводило к революционным настроениям и нарастанию социальной напряженности.
Кроме того, короли Франции начали создавать сильную армию и строить крупные города, чтобы контролировать территории и национальный бюджет. Это привело к укреплению государственной власти и контролю над регионами Франции, что способствовало развитию абсолютизма.
Одной из самых значимых реформ, проведенных королями Франции, была реформа юстиции, которая укрепила централизованность судебной системы. Король принял на себя функцию вынесения вердикта вместо феодальных судей, что уменьшило влияние местного аристократического населения на правосудие. Также были проведены реформы в области экономики и законодательства, которые ускорили экономический и социальный прогресс в Франции.
Таким образом, абсолютизм во Франции был результатом централизации государства и укрепления власти короля в период истории Франции. Этот период сопровождался проведением значимых реформ, которые способствовали экономическому и социальному развитию страны.
44. Развитие государственно-политической системы Великобритании в новейшее время. Эволюция двухпартийной системы Великобритании. Роль короны и парламента Англии в новейшее время.
В 1997 году лейбористская партия победила на выборах и Тони Блэр стал премьер-министром. Его правительство внедрило ряд реформ, которые изменили структуру государственной власти. Были созданы региональные правительства в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии, в результате чего эти регионы стали получать больший автономный статус.
Также был введен системный подход к бюджетным ресурсам, который предполагал распределение средств на основе показателей эффективности и результативности. Была создана независимая комиссия по поиску законов, исследованию государственной политики и рекомендациям по реформам.
В 2010 году на выборах победила консервативная партия, которая внесла ряд изменений в систему государственного управления страны. Была создана коалиционная правительственная комиссия по рассмотрению контроля над государственными расходами и исследованию возможностей сокращения дефицита бюджета.
В 2016 году Великобритания проголосовала за выход из Европейского союза, что привело к различным изменениям в государственно-политической системе, в том числе в плане международных отношений, экономики и сотрудничества со странами-членами ЕС.
Сегодня государственно-политическая система Великобритании продолжает развиваться и изменяться в соответствии с вызовами и потребностями, которые ставит перед собой общество.
Эволюция двухпартийной системы:
- В начале XX века правительство Либеральной партии было слабым и неэффективным, поэтому возникла необходимость в альтернативной партии. Рабочая партия (Labour) была основана в 1900 году и стала третьей по счету партией в Великобритании.
- В период между Первой и Второй мировыми войнами партии меняли свои позиции и ориентации. Либеральная партия утратила свою главенствующую позицию, а Рабочая партия стала наиболее жизнеспособной оппозиционной партией.
- После Второй мировой войны в Великобритании наступили реформистские изменения, которые повлияли на обе партии. Консерваторы перестали быть партией элиты и стали постепенно опираться на средний класс и бизнес-интересы. Рабочая партия господствовала на политической сцене, с успехом проводя социалистические реформы.
- Середина XX века стала временем резкого роста влияния лейбористов. В 1945 году они одержали ошеломляющую победу, которая стала началом периода социальной демократии. Но в 1950-х годах Консервативная партия вернула себе власть.
- В 1960-х годах произошло еще одно перерождение лейбористской партии, когда она приняла курс на национализацию и расширение социальной защиты. Консерваторы тоже не стояли на месте, проводя рыночные реформы.
- В 1990-е годы наступила временная эра доминирования Консервативной партии, которая удерживала власть 18 лет. Однако лидерство Тони Блэра принесло Рабочей партии новую волну популярности и долгое время она доминировала на политической сцене.
- С начала 2000-х годов партии стали более схожими по своим позициям и политикам. Обе партии поддерживают систему систему национального здравоохранения и налоговую реформу. Также возросла роль других партий, например Либерально-демократическая партия.
- В 2010-х годах Главным политическим вопросом стала Брексит, который вызвал глубокие расколы внутри обеих партий и усилил роль других политических сил.
Корона (т.е. монарх) играет символическую роль в политической жизни страны, не имея реальной власти. Она выполняет церемониальные функции, такие как открытие парламентских заседаний и подписывание законов, но на практике она не может вето на законодательство и ее политическое влияние минимально.
Парламент, с другой стороны, является законодательной властью страны и состоит из двух палат: Палата Общин (House of Commons) и Палата Лордов (House of Lords). Парламент принимает законы, утверждает бюджет и надзирает за правительством. Палата Общин состоит из 650 членов, избранных по выборному округу, а Палата Лордов (в отличие от Палаты Общин) не является выборной и состоит из членов, высшего дворянства, бизнесменов и т.д.
В целом, парламент Англии имеет большее влияние на политику страны, чем корона. Однако, кроме того, что он ответственен за законодательную власть, парламент также имеет важную роль в выполнении функций исполнительной власти. Таким образом, роль парламента в новейшее время в Англии является доминирующей.
45.«Саксонское зерцало». Роль «Каролины» в создании общегерманского законодательства.