Файл: Все экзаменационные темы игпзс. Предмет науки игпзс и ее место в системе юридических наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 453
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 8 веке на основе кодекса Юстиниана создается сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов – Эклога. Этот сборник отразил изменения происходящие в праве Византии. В связи с развитием феодальных отношений, сборник широко распространялся за пределы византии, особенно в славянских государствах.
Большое значение имело церковное право, источником которого были решения соборов и патриарха. При императоре Василии 1 был издан сборник для судей, содержавший нормы гражданского, уголовного и процессуального права. Последней официальной систематизацией права были «Базилики» - царские законы, изданные при императоре Льве мудром.
Гражданское право – По римским традициям регулирование вопросов собственности и сервитутов.
Семейное права – ПО православным церковным правам (условия вступления в брак: 12-14лет, согласие родителей, согласие жениха и невесты).
Уголовное право – яркий сословно классовый характер. Преступления – религиозные, государственные, имущественные, против семьи, проnив личности.
50. Развитие государственно-политической системы Франции после второй мировой войны. Конституция 1946 г.
Конституция 1946 года закрепила новые политические права и свободы муж и жен уравнены в правах, права и обязанности на труд, свобода стачек ,государственная социальная помощь, бесплатное образование всех уровней.
Высшие органы государственно власти – парламент(нац.собрание). Состоит из двух палат: на нацсобрание и совет республики.
Глава – президент избиравшийся парламентом на 7 лет. Первый после войны Шарль де голь.
Правительство – исполнительная власть. Право созыва и роспуска парламента, руководство Армией. Просуществовала 4 республиа до середины 50х.
В середине 50х Франция оказалась в политическом кризисе
Причины: процессы крушения колониальной империи.(Марокко Тунис, Алжир).
Алжир – не колония а заморский департамент – субъект государства. ПО вопросу судьбы Алжира франция разделилась на два лагеря: за предоставление самостоятельности и против. В этих условиях к власти пришел Шарль де Голь, но в ответ потребовал от парламента предоставления ему черезвычайных полномочий и право на конституционную реформу.
1 июня 1958 де Голлю предоставлены полномочия и под его руководством разработана новая 5 конституция.
Утверждена в ноября 1958 года и действует по сей день – 16 по счету.
Установлена президентско-парламентская республика – смешанная.
Президент избирается на 7 лет независимой коллегией выборщиков, а с 1962 всеобщим голосованием. С 2002 срок полномочий сокращен до 5 лет.
Парламент состоит из двух равноправных палат – нац.собрание и сенат.
Высшие органы власти избирались гражданами с 21 года, позднее 18 лет.
В 1964 шарль де голь уходит в отставку.
51 вопрос. Источники и особенности формирования права в средневековой Англии. Две системы права.
Право средневековой Англии ( источники права, возникновение и развитие «общего права» и « права справедливости»)Феодальное право Англии отличалось сложностью, запутанностью, казуистичностью, что было связано с особыми путями его формирования, в частности с тем, что оно не испытало действенного влияния римского права, римской правовой мысли.До нормандского завоевания в XI в. основными источниками права в Англии были обычай и королевское законодательство. Провозглашение законов очень рано стало у англосаксонских королей одним из средств поднятия их престижа и удовлетворения материальных притязании. Первые правовые сборники стали появляться здесь еще в VI в.Основываясь на обычном праве, последующие сборники заимствовали правовые нормы предшествующих. Политика первых нормандских королей, начиная с Вильгельма Завоевателя, также была направлена на соблюдение "старинных и добрых англосаксонских обычаев". В это время, таким образом, уже зарождается традиция стойкой исторической преемственности английского права, а роль главного гаранта соблюдения его норм переходит к сильной королевской власти, к складывающейся системе общегосударственных королевских судов.Специфическая правовая система, получившая название "общего права", сложилась в период средневековья в Англии. Единое английское "общее право" стало образовываться начиная с XII в., когда королевские суды получили преобладание над судами графств, сотен и феодалов. Королевские суды не имели в своем распоряжении каких-нибудь писаных общих источников и решали дела, руководствуясь "правом страны", т.е. обычным правом. Считалось, что это право хорошо знакомо королевским судьям и что оно находит свое отражение в решениях судов. Однако королевские судьи черпали правила для своих решений не только в собственном знании правовых обычаев. В своей деятельности они руководствовались и предыдущими решениями судов и указаниями, которые содержались в королевских указах, выдававшихся за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой. Хотя каждый указ выдавался по отдельному конкретному делу, он составлялся по определенному образцу в выражениях, однообразно формулировавших правоотношения того или иного типа. В начале XIII в. "указы" были настолько многочисленны, что появился сборник "Реестр указов", представлявший собой как бы неофициальный справочник по общему праву и постоянно пополнявшийся новыми указами.
Королевские указы по судебным делам в XII-XIII вв. сыграли очень большую роль в образовании английского "общего права", но основным его источником были решения королевских судов "Общее право" - это практика королевских судов, закрепленная в судебных протоколах. С самого начала деятельности королевских судов в них велись записи дела. Протоколы суда назывались "свитки тяжб", и ссылка на содержавшиеся в них дела подтверждала наличие того или иного правила или принципа в английском праве. Наряду с "общим правом", имевшим своим основным источником судебную практику, все большее значение начали приобретать законы. Активную законодательную деятельность, существенно изменившую судебный процесс, осуществляли Генрих II и Эдуард I. Большую роль в развитии права играло парламентское законодательство.
Статуты имели обязательную силу для королевских судов, дополняли и изменяли "общее право" по очень многим вопросам, но они не могли преодолеть присущий ему формализм, не могли приспособить его к новым общественным отношениям.
Суд канцлера и "право справедливости". Начиная с XIV в. возникает иная система права – система "справедливости", существовавшая параллельно с системой "общего права". Суд "справедливости" возник в результате подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах по каким-либо формальным причинам. Король оказывал помощь просителю в порядке "милости". Все увеличивавшееся количество подобных прошений привело к тому, что король вместо рассмотрения их в совете стал передавать их для разбора своему канцлеру, который разбирал дела не по праву страны, а по справедливости, т.е. не был связан практикой общих судов. Канцлер для решения дела обращался к естественному и частично римскому праву. Суд канцлера придал правовое оформление ряду новых отношений, возникновение которых было обусловлено ростом торговли, и защищал городское население и нарождающуюся буржуазию от крупнейших землевладельцев - феодалов.
Рецепция римского права в какой-то мере коснулась и Англии. В качестве составного элемента римское право не вошло в английское "общее право", но оказало большое влияние па развитие юридических доктрин в XII и XIII вв., когда закладывалось основание "общего права". Римское право сказалось на правовом положении вилланов, на различии между личным и вещным правом, на правовом режиме движимых вещей и некоторых других институтах. Однако настоящего практического значения римское право в Англии не имело.
Официально суд присяжных был введен в Англии в 1167 году указом короля Генриха Второго для разрешения земельных споров. С принятием Великой Хартии вольностей судом присяжных стали рассматриваться и уголовные дела. Первоначально равенство по Великой Хартии вольностей было относительным, так как распространялось только на свободных людей - баронов. Однако сама идея суда присяжных была оформлена и в дальнейшем, по мере распространения прав и свобод на купцов, крестьян и нарождающуюся буржуазию, стала юридически всеобщей. К XV веку суд присяжных окончательно сформировался как независимый и непредвзятый орган, выявляющий фактическую сторону дела.
Важное значение для деятельности суда присяжных имело решение, принятое в ходе слушания «дела Бушеля», в соответствии с которым присяжный заседатель не должен штрафоваться или сажаться в тюрьму за оправдание подсудимого, даже если тот действительно совершил преступление. Благодаря этому решению к 1670 году суд присяжных превратился в орган, независимый от воли короля и королевских судей. К началу XVIII века для суда присяжных стала характерной практика вынесения решения по судебному делу исключительно на основании предъявленных на процессе доказательств, относящихся только к рассматриваемому делу. В настоящее время уголовное судопроизводство с участием присяжных заседателей в Великобритании, в силу последовательной реализации принципа состязательности, представляет собой целый спектакль, поэтому уголовные дела рассматриваются при большом стечении публики. Обвиняемый в совершении тяжкого преступления может сам потребовать суда присяжных.
Английская коллегия присяжных состоит из 12 граждан. Их выбирают по жребию из списка всех заседателей округа. Присяжным может быть каждый английский избиратель, не младше 18 и не старше 65 лет. При этом кандидат в присяжные должен быть «коренным» британцем, то есть прожить в Соединенном Королевстве не менее 5 лет в детстве (до 13 лет). Суд присяжных может приступить к рассмотрению дела только после обвинительного заключения. Процесс проходит в устной форме, и присяжным запрещено брать с собой в совещательную комнату письменные документы. В настоящее время суд присяжных наиболее распространен в США, где ежегодно проходят более 120 тысяч процессов с участием присяжных. В США суд присяжных был «ввезен» английскими колонистами, стал основной частью американской юриспруденции и имеет гораздо большее значение, чем в Англии.
52
вопрос. Фашистская диктатура в Германии, причины и тд.
Приход фашистов к власти. Фашизм в Германии появился сразу же после окончания первой мировой войны в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристских националистических течений, когда антилиберальные, антидемократические движения приобрели общеевропейский характер. В 1920 г. Гитлер выступил с программой из "25 пунктов", ставшей впоследствии программой Национал-социалистской немецкой рабочей партии. Пронизанная националистическими, шовинистическими идеями превосходства германской нации, программа требовала реванша для восстановления "справедливости, попранной Версалем".
В 1921 году складываются организационные основы фашистской партии, основанной на так называемом фюрер-принципе, неограниченной власти "вождя" (фюрера). Главной целью создания партии становится распространение фашистской идеологии, подготовка специального террористического аппарата для подавления демократических, антифашистских сил и, в конечном счете, для захвата власти.
В 1923 году вслед за всеобщей забастовкой германского пролетариата фашисты предпринимают прямую попытку захватить государственную власть ("пивной путч"). Провал путча заставляет фашистских главарей изменить тактику борьбы за власть. С 1925 г. начинается "битва за рейхстаг" путем создания массовой базы фашистской партии. Уже в 1928 г. эта тактика дает свои первые плоды, фашисты получают 12 мест в рейхстаге. В 1932 г. по числу мандатов фашистская партия получает больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге.
30 января 1933 г. Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает Пост рейхсканцлера Германии. Он приходит к власти как глава коалиционного правительства, так как его партия даже с немногочисленными союзниками не имела большинства в рейхстаге. Это обстоятельство не имело, однако, значения, поскольку кабинет Гитлера был "президентским кабинетом", а Гитлер - "президентским канцлером". Вместе с тем результаты выборов 1932 г. придали определенный ореол легитимности его канцлерству. За Гитлера голосовали самые разные социальные слои и группы населения. Широкая социальная база Гитлера создавалась за счет тех, у кого после поражения Германии была выбита почва из-под ног, той самой сбитой с толку агрессивной толпы, чувствующей себя обманутой, потерявшей вместе с имуществом жизненную перспективу, испытывающей страх перед завтрашним днем. Социальную, политическую и психологическую неустроенность этих людей он сумел использовать, показывая им путь к спасению себя и униженного отечества, обещая различным кругам и группам населения все, что они хотели: монархистам - восстановление монархии, рабочим - работу и хлеб, промышленникам - военные заказы, рейхсверу - новое возвышение в связи с грандиозными военными планами и пр. Националистические лозунги фашистов привлекали немцев больше, чем призывы к "разуму и терпению" социал-демократов или к "пролетарской солидарности" и построению "советской Германии" коммунистов.