Файл: Все экзаменационные темы игпзс. Предмет науки игпзс и ее место в системе юридических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 452

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Большая значимость (специфика) норм канонического права средневековья определялась рядом факторов: каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, имеющими мощную политическую силу;каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм;каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений (включало в себя вопросы как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян);особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру.

Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло свое отражение в формуле: "церковь живет по римским законам".

В течение VI—X вв. оформляется общая богословская доктрина христианской церкви, а также общая служба, общий набор норм относительно различения серьезных грехов (убийство, нарушение клятвы, воровство) и общей церков­ной дисциплины. В этот период каноны (нормы, правила, образцы) отождествляются с постановлениями соборов и синодов (собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с положениями о наказаниях в Библии. Источники канонического права ("старого права") восходят к раннехристианской литературе (Священное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам и др.). После эдикта императора Константина о свободном исповедании христианства (313 год) нормы церковного права закреплялись в императорских законах, в писаниях отцов церкви (Св. Августина и др.), постановлениях региональных и вселенских церковных соборов, где был установлен ряд основных догматов христианства и правил церковной жизни. Каноническое право развивалось также в решениях римских пап, получивших позднее название декреталийи сводившихся в особые сборники. В середине IX в. под видом собрания декреталий первых римских пап был составлен сборник декреталий, приписываемый испанскому епископу Исидору Севильскому. Эти декреталий долгое время принимались за подлинные и использовались как источник канонического права вплоть до XV в., когда они утратили свою силу и получили название Псевдоисидоровы, или Фальшивые декреталии.


В XI-XII вв. в период "папской революции" (1075—1122 гг.) складывается "новое право". Именно в это время заканчивается процесс складывания канонического права в качестве самостоятельной правовой системызападноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие "каноническое право". В этом новом римско-католическом праве ощутимо влияние римского права (понятия, нормы, особенно в вопросах собственно­сти, наследования и договоров) и права народного и обычного (в центре его стояли вопросы защиты чести, соблюдения клятвы, возмездия, примирения и коллективной ответственности). В него вошли также многие библейские примеры и метафоры, ставшие составной частью отдельных канонов.

Каноническое право в отличие от Свода Юстиниана и более раннего римского правоведения рассматривало в качестве колле­гии (или корпорации) не только признаваемые властью коллегии (государственное казначейство, города, церковь), но и любую группу лиц, имеющих организацию (богадельня, госпиталь, епар­хия, сама вселенская церковь). При этом любая корпорация могла иметь законодательную и судебную юрисдикцию, а члены ее могли в ряде случаев действовать от имени всей корпорации. Таким образом, церковь различала три сферы прав корпора­ции: права корпорации как таковой; права отдельных ее членов или должностных лиц; права корпорации и отдельного лица (дол­жности) в совокупности.

Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции(буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). С папы Григория VII начинается преподавание канонического права в университетах.

С конца X до начала XII в. посте­пенно происходило уточнение профиля (систематизация) отдельных отраслей кано­нического права с разбивкой на корпоративное, брачно-семейное, наследственное, право собственности, договорное и процессуаль­ное. Каноническое право как системапредставляло нечто боль­шее, чем те или иные нормы и требования, — это собрание норм и принципов, приспособленных к новым ситуациям жизни, кото­рые обусловливались экономическим строем общества, его соци­альной структурой, политическими отношениями и ролью самой церкви, меняющейся соответственно переменам в социальной и политической обстановке.

Замысел кодификации Грациана (составленный в 1140-1141 гг. декрет Грациана "Гармония несогласующихся канонов") сводился к гармонизации содержания старых канонов с интересами папского самодержавия. В декрете были сведены воедино около 3800 канонических текстов. В последующем значительный вклад в преподавание и развитие канонического права внесли путем толкованияи комментирования декрета Грациана профессора канонического права (канонисты).



Следующей после Грациана кодификацией канонического права стал официальный сборник постановлений (декреталий) папы Григория IX (1234 г.). Он состоял из пяти частей: церковные суды и их юрисдикция; судопроизводство; привилегии клира; семейное право; преступления.

На протяжении XII—XIII вв.:

из юрисдикции церкви над таин­ствами вырастает регулирование брачно-семейных отношений;

из юрисдикции над завещаниями— наследственное право;

из юрис­дикции над церковными бенефициями — имущественное право;

из юрисдикции над клятвами — договорное право;

из юрисдикции над грехами — карательное каноническое право.

В XII-XIII вв. папское правотворчество получило особенно широкий размах, в связи с чем возникла необходимость дальнейшей систематизации канонического права. Процесс систематизации канонического права в средние века имел своим конечным результатом составление в 1500 году обширного свода, который с 1580 года был признан в качестве официального источника праваримско-католической церкви. По аналогии с Кодификацией Юстиниана он получил названиеСвода канонического права.

Средневековое каноническое правоохватывало широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. Церковная юрисдикция и область правового регулирования тесно соприкасалась и сочеталась с нравственными предписания­ми, с теологическими доктринами и литургическими формулами. Ее отдельные сферы оформлялись в процессе административной, хозяйственной и дисциплинарной деятельности церковных учреж­дений и подразделялись на следующиеобласти:

церковные финансы и собственность;

благотворительные завещания и отказы иму­щества;

право владения, пользования и распоряжения церковными землями и зданиями.

Оно регламентировало организацию церковной власти(право римского папы назначать на церковные должности, процедуру рассмотренияспоровмежду священниками и т.п.), а также отношения церкви со светской властью.

Специфическую и важную область канонического права составляло регулирование брачно-семейных отношений:

определение препятствий к заключению брака;

определение законнорожденно­сти детей;

расторжение брачных уз.

В каноническом праве содержались нормы, относящиеся к уголовному праву, в частности предусматривался список епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В нем закреплялись нормы, относящиеся кдоговорному праву, к завещаниям и наследованию.


Упадок власти пап над светскими правителями начинается с XIV в., и происходит это вследствие роста национализма и возвы­шения власти королей. В XVI веке Реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (1545-1563 гг.), хотя и проходившем под лозунгами контрреформации, был осуществлен коренной пересмотр норм канонического права, сужена сфера церковной юрисдикции. Собор учредил Конгрегацию, которая официально толковала нормы канонического права, в частности решения самого собора. Потесненное Реформацией каноническое право продолжало оставаться в западноевропейском обществе в Новое время не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и на духовную жизнь католических стран.

56.Основные этапы развития германского государства после Первой мировой войны. Образование Веймарской республики и Конституция 1919 г.

В начале XX в. по Германии прокатилась волна рево­люционных событий. Поражение в Первой мировой войне, упадок экономики озлобили народ. Под влия­нием Октябрьской революции в России в Германии в 1918 г. создается Совет народных уполномоченных как руководя­щий орган революционного движения. Совет распускает ландтаг, учреждает революционное правительство. В 1918г. состоялись выборы в национальное собрание Германии. Этот новый представительный орган Законом от 10 февраля 1919 г. закрепил полномочия на создание новой конститу­ции страны.

В 1919 г. после спада революционных волнений со­бравшееся в Веймаре Учредительное собрание при­няло демократическую конституцию. Согласно кон­ституции Германия стала парламентской республикой, главой государства являлся президент, избиравшийся всеобщим го­лосованием. Характер президентской власти был сходен с монархической, да и сохранилось название государства «Гер­манская империя». Нижняя палата представительного собра­ния — рейхстаг избирался сроком на четыре года на всена­родных выборах по 35 округам. Верхнюю палату — рейхсрат составляли представители земель, составлявших единую Гер­манию.

Земли (15 республик и три «вольных города») имели соб­ственную конституцию, законодательный орган — ландтаг и свое правительство. Канцлер был второй по важности фи­гурой исполнительной власти после президента. Далеко не демократичными оказались нормы, гласящие, что «чиновни­ки назначаются пожизненно». Конституция 1919 г. провоз­глашала свободу слова, совести, печати, собраний, ассоци­аций. Однако на государство были возложены обязанности «нравственного попечения о душе» и обязательного религи­озного воспитания детей. Конституция узаконила создание рабочих советов на предприятиях и в округах. Согласно ос­новному закону частную собственность провозгласили со­циальной обязанностью, которая обеспечивается должной защитой. Принудительное отчуждение собственности мог­ло производиться только «для блага общества».


Положение Германии было нестабильным: постоян­ные забастовки, безработица и инфляция, неустой­чивость правительства. Антантой в 1924 г. был создан комитет экспертов, выработавший План Дауэса (по имени американского банкира, председателя комитета). Германии было предписано продолжать выплату репараций, но выде­лялся международный кредит на восстановление экономики. Это помогло стабилизировать германскую экономику. В 1931 г. союзники согласились в рамках мирового экономического кризиса на приостановку выплаты репараций. Еще до нача­ла кризиса Германия благодаря кредитам начала восстанав­ливать военную промышленность, хотя это противоречило Версальским соглашениям. Таким образом, Германия сдела­ла первые шаги к новым военным действиям.