Файл: Стимулирование труда как фактор повышения производительности труда работников предприятия.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Дивиденды по акциям фирмы (участие в акционерном капитале предприятия) и участие в прибылях;
5. Мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост. Привлечение работников к управлению предприятием также повышает их мотивацию, поскольку в данном случае решается проблема отчуждения от предприятия. Всемерное развитие горизонтальных связей и горизонтальных структур управления является организационной основой для мотивации работников;
6. Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных, административных, психологических барьеров между отдельными группами работников, между рядовыми работниками и работниками аппарата управления, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива. Образование различных неформальных функциональных групп работников (например, кружки качества), участие в которых формирует чувство непосредственной причастности к делам предприятия. Моральное поощрение работников;
7. Продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации.
Данные мероприятия по повышению мотивации труда позволяют более эффективно использовать трудовой потенциал предприятия и повысить его конкурентоспособность на рынке.
Вид стимулирования – это разновидность стимулирования как способа управления поведением, выделенная по предмету потребности, с помощью которого субъект управления воздействует на поведение объекта управления, используя его в качестве стимула [15,с. 70]. При таком подходе следует различать (рис. 1.3):
-
материальное денежное,
-
материальное неденежное, -
нематериальное.
Рис. 1.3 – Виды стимулирования
Дадим краткую характеристику каждому из выделенных видов стимулирования указанных на рис. 1.3.
Материальное денежное стимулирование – это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе использования различных денежных выплат и санкций. В качестве непосредственного предмета потребности здесь выступают деньги, с помощью которых в дальнейшем будут удовлетворяться самые разнообразные потребности объекта стимулирования.
Материальное неденежное стимулирование – это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе использования тех материальных благ, которые в условиях социалистической системы хозяйствования принципиально в рамках законного поведения не могут приобретаться за деньги или являются дефицитными, вследствие чего право их распределения предоставлено субъекту управления. Здесь в качестве предмета потребности выступает определенный набор конкретных материальных благ, который с течением времени по мере развития общественного производства и удовлетворения потребностей объектов стимулирования в ряде из них может существенно меняться.
Нематериальное стимулирование – это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе использования предметов и явлений, специально предназначенных для выражения общественного признания и способствующих повышению или снижению его престижа. В данном случае в качестве предмета потребности выступают все ценности и явления, способствующие повышению (снижению) престижа, авторитета объекта управления в общественном мнении.
Под формой организации стимулирования понимается характерная особенность (способ) взаимосвязи результатов деятельности и стимулов, выделенных по определенному классификационному признаку (основанию). Оснований для классификации форм организации стимулирования может быть несколько. Наибольшую практическую значимость имеет выделение следующих форм организации стимулирования (табл. 1.3).
Таблица 1.3 – Классификация форм организации стимулирования
Классификационный признак | Формы организации стимулирования |
1.По степени информированности объекта управления о взаимосвязи результатов деятельности и стимулов: | - опережающая – информация об указанной взаимосвязи дается до начала деятельности; - подкрепляющая – о взаимосвязи результатов деятельности и стимулов объект управления узнает только после ее окончания. В этом случае стимул как бы подкрепляет уже осуществленные действия (поощряет позитивные и наказывает негативные). |
2. По учету результатов деятельности при назначении стимула: | - коллективная – величина стимула устанавливается по результатам деятельности в целом трудового коллектива, бригады, участка, цеха и т. д.; - индивидуальная – величина стимула устанавливается по результатам деятельности каждого конкретного работника. |
3. По учету отклонения результатов деятельности от нормативных при определении (назначении) стимула: | - позитивная – при назначении стимула оценивается только достижение или превышение нормативных, плановых результатов; - негативная – при назначении стимула оценивается недостижение (отставание, отклонение) нормативных или общественно признанных результатов деятельности. |
4. По степени и характеру конкретности условий получения стимула: | - эталонная – стимулы учреждаются за достижение конкретных, заранее оговоренных результатов; - соревновательная – стимулы учреждаются за занятое место в соревновании или конкурсе. |
В таблице 1.3 выделены основные формы организации стимулирования, но возможно выделение форм и по другим основаниям (признакам).
Подводя итог по первому разделу, нужно сказать, что классификация форм организации стимулирования по выделенным выше признакам должна способствовать повышению эффективности всей работы по созданию единой (комплексной) системы стимулирования трудовой активности, как отдельных работников, так и трудовых коллективов в целом. Безусловно, выделение видов и форм организации стимулирования носит несколько условный характер. В повседневной жизни практически ни один вид и ни одна форма организации стимулирования не применяются. Их использование обычно носит комплексный характер, т. е. при стимулировании различных объектов управления и направлений их деятельности происходит сложное переплетение различных видов и форм организации стимулирования.
Степень сочетания видов и форм организации стимулирования во многом определяется спецификой объекта управления. Выделение видов и форм организации стимулирования позволяет провести углубленный анализ существующих систем стимулирования и выявить наиболее эффективные из них с точки зрения влияния на поведение объектов управления в конкретных условиях производства. В конечном итоге путем комбинирования видов и форм организацией стимулирования для различных видов деятельности и конкретных хозяйственных ситуаций можно проектировать комплексные системы стимулирования, позволяющие в максимальной степени учитывать влияние как внешних, так и внутренних факторов на поведение отдельных участников общественного производства и трудовых коллективов различного иерархического уровня.
Раздел 2. Оценка эффективности стимулирования труда на предприятии ЧАО «Геркулес»
2.1. Диагностика системы управления предприятием
Компания «Геркулес» работает на рынке с октября 1997 года. Все начиналось с возрождения национального производство качественных продуктов питания. Несколько лет активной работы создали имидж предприятия и дали возможность использовать современные технологии и оборудование для выпуска широкого ассортимента продукции.
Сегодня «Геркулес» один из лидеров по производству мороженого и полуфабрикатов. Индетификационная карта предприятия указана в приложении А.
Индетификационная карта предприятия свидетельствует о том, что предприятие «Геркулес» является частным акционерным обществом. Основным видами деятельности данного предприятия являются:
-
Сдача внаем других машин и оборудования -
Деятельность автомобильного грузового транспорта -
Сдача внаем автомобилей -
Операции с недвижимостью -
Производство мороженого -
Производство мяса и субпродуктов -
Производство макаронных изделий -
Производство молочных продуктов -
Производство мясных продуктов
В 2002 году в состав «Геркулес» вошло ПАО «Донецкий городской молочный завод №2». За годы своего существования завод зарекомендовал себя как производитель широкого ассортимента высококачественной молочной продукции и уже много лет входит в число крупнейших производителей.
Динамичное и успешное развитие предприятия и его достижения в значительной степени обусловлены высоким уровнем менеджмента, включающим в себя долгосрочное стратегическое планирование деятельности с последующей детализацией, которая осуществляется на основании постоянного мониторинга рынка, требований потребителей и всестороннего анализа фактического развития компании 18, с.70.
Диагностику предприятия начинаем с анализа маркетинговой среды. Влияния факторов внешней среды определяется на предприятие, и строится профиль маркетинговый макросреды (табл. 2.1).
Факторами макросреды, влияющими на деятельность компании «Геркулес», являются политико-правовые, экономические, социально-демографические и научно-технические.
Начиная с 2014 года в Донецкой области нестабильная политическая ситуация, в следствии чего снизился спрос на продукцию. Однако благодаря существующему законодательству, оказывается несущественное налоговое влияние.
Экономика странны не может достичь стабильности и это сказывается на всей экономической деятельности предприятия. Так же растет инфляция по данным главстата ДНР, индекс потребительских цен составил 3,4% [8, с.69].
Что касается социально-демографических факторов, то уменьшается численность населения по данным главстата ДНР численность населения сократилась на 303,6 тыс. человек за 2018 г. [8, с.69].
Существенное превышение количества умерших над количеством рожденных
в Донецкой Народной Республике за последние 3,5 года родилось 44 249 детей, а умерли 119 341 человек [8, с.69].
По научно-техническом прогрессу ЧАО «Геркулес» не отстает - благодаря современному оборудованию на предприятии разрабатываются новые рецепты.
Таблица 2.1 – Профиль факторов маркетинговой макросреды
ЧАО «Геркулес»
Факторы | Состояние факторов | Влияние на отрасль | Влияние на предприятие | Направление влияния | Оценка характера и степени воздействия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Политико – правовые факторы | | | | | |
1.1 Уровень нестабильности политической ситуации | в следствии чего снижается спрос на продукцию | 3 | 3 | - | -9 |
1.2 Благодаря существующему законодательству, оказывается несущественное налоговое давление на предприятие | снижение налогов приводит к увеличению прибыли предприятия | 1 | 2 | + | +3 |
Итого: | | | | | -3 |
2.Экономические | | | | | |
2.1 Экономика страны не может достичь стабильности | негативно сказывается на всей экономической деятельности предприятия | 3 | 3 | - | -6 |
2.2 растёт инфляция | негативно сказывается на ценах на закупочные материалы | 2 | 3 | - | -5 |
2.3 Курс национальной валюты так же колеблется | что приводит к потерям при продажах на внутреннем рынке, а так же в сфере ценных бумаг предприятия | 2 | 3 | - | -5 |
Итого: | | | | | -16 |
3.Социально-демографичиские | | | | | |
3.1 уменьшения численности населения | численность населения сократилась на 303,6 тыс. человек за 2018 г. [8, с.69] | 2 | 2 | - | -4 |
3.2 существенное превышение количества умерших над количеством рожденных | вДонецкой Народной Республике за последние 3,5 года родилось 44 249 детей, а умерли 119 341 человек [8, с.69] | 2 | 2 | - | -4 |
Итого: | | | | | -8 |
4. Научно-технические | | | | | |