Файл: Исследовательская работа по интерактивному взаимодействию доо и семьи 19 Диагностические методики по выявлению уровня интерактивного взаимодействия доо и семьи 19.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
http://ushakovdictionary.ru
59.Уровни педагогической культуры [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s1006t9.html
60.Ушинский, К.Д. О пользе педагогической литературы [Текст]/ К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1996.
Харханова Г. С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников [Текст]: дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. 13.00.01. Калининград, 1999. 142 с. РГБ ОД, 61:0013/868-3
61.Шафикова, Г.Р. Развитие нравственных отношений подростков в образовательной среде школы [Текст]: дис….доктора псих. наук: 19.00.07 / Г.Р. Шафикова. – Уфа, 2014 – 533 с.
Приложение 1
Шкала диалогичности межличностных от ношений
(С. В. Духновского)
Текст Шкалы диалогичности от ношений
Инструкция. Укажите, пожалуйста, в какой мере вы согласны или не согласны сприведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую шкалу:
1 — полностью не согласен;
2 — согласен в малой степени;
3 — согласен почти наполовину;
4 — согласен наполовину;
5 — согласен более чем наполовину;
6 — согласен почти полностью;
7 — согласен полностью.
Для каждого высказывания в графе «Балл» укажите ту цифру, которая соответствует номеру выбранного вами варианта ответа.
Пункты шкалы
Ключи к шкале диалогичности
межличностных отношений
Шкала самоценности. «Прямые» пункты: 2, 4, 8, 10, 12.
«Обратные» пункты: 6, 14, 16. Шкала конструктивности. «Прямые»
пункты:
1, 5, 11, 15. «Обратные» пункты: 3, 7, 9, 13
Оценивание «обратных» пунктов
Интерпретация
Шкалы диалогичности межличностных отношений
Интерпретация итогового балла — индекс диалогичности отношений (До) Высокие оценки предполагают гармоничную дистанцию в межличностныхотношениях. Субъекты отношений чувствуют субъективное благополучие, удовлетворенность тем, как складываются их отношения. Превалируют сближающие чувства. Отношения характеризуются высокой самоценностью
Средние оценки говорят о способности эффективно планировать свою жизнь,для таких людей характерен расчетливый подход к жизни и своим отношениям; забота о своей общественной репутации. Подобные отношения свойственны людям, которые хорошо осознают требования действительности, они предпочитают не разрушать устоявшиеся способы действия, не имеют сильного желания противостоять распространенным взглядам и привычкам. Межличностные отношения носят также достаточно гармоничный характер. Однако по сравнению с высокими значениями для них характерна меньшая гибкость.
Низкие оценки — нетерпеливость к критике, обособленность позиции в группе, возможно чувство самодовольства и чувство превосходства над окружающими. Как правило, отношения носят нестабильный, дисгармоничный характер. В них присутствует соперничество, стремление занять доминирующую позицию, независимо от ситуации межличностного взаимодействия и желания своего партнера.
Шкала «Самоценность отношений» (Со)
Высокие оценки показывают оптимистичное отношение к жизненнойситуации, жизнерадостность, готовность к преодолению препятствий. Крайне высокие оценки говорят об уверенности в своих силах, возможностях, эмоциональной зрелости и устойчивости; хорошей приспособляемости.
Средние оценки свойственны людям,которые хорошо осознают требованиядействительности, не скрывают своих недостатков, экстравертированы. Низкие оценки говорят о серьезности в подходе к жизни,ригидности,подозрительности. Крайне низкие оценки характерны для людей со сниженной эмоциональной устойчивостью, с преобладающим негативным эмоциональным тоном, с чувством беспомощности.
Шкала «Конструктивность отношений» (Ко)
Высокие оценки показывают готовность к преодолению трудностей вреализации своих способностей; таким людям свойственная мягкость, доброта, снисходительность к себе и другим. Практичность в делах.
Крайне высокие оценки свойственны людям,удовлетворенным жизнью,ееходом, процессом реализации, способным брать на себя ответственность, делающим собственный выбор, обладающим высокой оценкой личностной успешности.
Средние оценки говорят об ориентации на мнение группы;потребности вподдержке, одобрении и советах со стороны окружающих; организованности; способности эффективно планировать свою жизнь; заботе о своей общественной репутации.
Низкие оценки характерны для независимых,самодостаточных людей,которые по собственной инициативе не ищут контактов с окружающими; им сложно адаптироваться в корпоративной или управленческой иерархии.
Крайне низкие оценки свидетельствуют о разочарованности жизнью,уходе всомнения, который позволяет уклониться от необходимости делать свой жизненный выбор.
Приложение 2
Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями
(на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).
Инструкция
Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков.
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
59.Уровни педагогической культуры [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s1006t9.html
60.Ушинский, К.Д. О пользе педагогической литературы [Текст]/ К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1996.
Харханова Г. С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников [Текст]: дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. 13.00.01. Калининград, 1999. 142 с. РГБ ОД, 61:0013/868-3
61.Шафикова, Г.Р. Развитие нравственных отношений подростков в образовательной среде школы [Текст]: дис….доктора псих. наук: 19.00.07 / Г.Р. Шафикова. – Уфа, 2014 – 533 с.
Приложение 1
Шкала диалогичности межличностных от ношений
(С. В. Духновского)
Текст Шкалы диалогичности от ношений
Инструкция. Укажите, пожалуйста, в какой мере вы согласны или не согласны сприведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую шкалу:
1 — полностью не согласен;
2 — согласен в малой степени;
3 — согласен почти наполовину;
4 — согласен наполовину;
5 — согласен более чем наполовину;
6 — согласен почти полностью;
7 — согласен полностью.
Для каждого высказывания в графе «Балл» укажите ту цифру, которая соответствует номеру выбранного вами варианта ответа.
Пункты шкалы
-
Выполняя с кем- либо совместное дело, я всегда стараюсь прилагать максимум усилий для поддержания отношений.
-
Мои отношения с людьми всегда носят откровенный, искренний характер.
-
При решении групповых задач мне бывает трудно удержать себя от конфликта, спора и т. п.
-
В моих отношениях всегда присутствует взаимопонимание.
-
При возникновении трудностей в процессе совместного выполнения чего-либо я всегда стараюсь найти их положительное решение.
-
Я не всегда вежлив и доброжелателен в отношениях с людьми.
-
Выполняя с кем- либо общее дело, я не задумываюсь о том, сохранятся ли отношения после того, как цель будет достигнута.
-
Мои отношения с людьми построены на взаимодоверии и понимании.
-
Для достижения общей цели мне трудно пойти на уступки другому человеку (людям). -
В моих отношениях с людьми всегда присутствует взаимоуважение.
-
Я всегда веду себя корректно с людьми, с которыми выполняю общее дело. -
Находясь рядом с людьми, я всегда чувствую их тепло и принятие.
-
Выполняя что- либо вместе с другими людьми (человеком), мне трудно совместить свои интересы и интересы других людей (человека).
-
Я не всегда чувствую положительное отношение других людей ко мне.
-
Мои отношения с людьми всегда предполагают взаимопомощь при решении каких-либо общих задач.
-
Мои отношения с людьми не всегда способствуют удовлетворению (моих) эмоциональных потребностей (принятие, тепло, забота, ласка и т. п.).
Ключи к шкале диалогичности
межличностных отношений
Шкала самоценности. «Прямые» пункты: 2, 4, 8, 10, 12.
«Обратные» пункты: 6, 14, 16. Шкала конструктивности. «Прямые»
пункты:
1, 5, 11, 15. «Обратные» пункты: 3, 7, 9, 13
Оценивание «обратных» пунктов
Номер ответа | 1 | | 2 | | 3 | 4 | | 5 | | 6 | | | 7 | |||||||||||||||||||
испытуемого на | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||
пункт | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||
Присваиваемый | 7 | | 6 | | 5 | 4 | | 3 | | 2 | | | 1 | |||||||||||||||||||
номеру балл | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||
| Таблица перевода сырых баллов в стандартные для Шкалы | | ||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | диалогичности | | | | | | | | |||||||||||||||||
межличностных отношений (n = 507, 264 женщины, 243 мужчины) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Шкалы | | | | | | | | | Стены | | | | | | | | ||||||||||||||||
| | 1 | | 2 | 3 | | 4 | | 5 | | 6 | | 7 | 8 | | 9 | | 10 | ||||||||||||||
Со | | ≤26 | | 27– | 30– | | 33– | | 36– | | 39– | | 42– | 45– | | 48– | ≥51 | |||||||||||||||
| | | | 29 | 32 | | 35 | | 38 | | 41 | | 44 | 47 | | 50 | | | ||||||||||||||
Ко | | ≤28 | | 29– | 32– | | 35– | | 38– | | 41– | | 44– | 47– | | 50– | ≥53 | |||||||||||||||
| | | | 31 | 34 | | 37 | | 40 | | 43 | | 46 | 49 | | 52 | | | ||||||||||||||
До | | ≤45 | | 46– | 54– | | 62– | | 70– | | 78– | | 86– | 94– | 102– | ≥110 | ||||||||||||||||
| | | | 53 | 61 | | 69 | | 77 | | 85 | | 93 | 101 | | 109 | | | ||||||||||||||
| | 1 | | 2 | 3 | | 4 | | 5 | | 6 | | 7 | 8 | | 9 | | 10 |
Интерпретация
Шкалы диалогичности межличностных отношений
Интерпретация итогового балла — индекс диалогичности отношений (До) Высокие оценки предполагают гармоничную дистанцию в межличностныхотношениях. Субъекты отношений чувствуют субъективное благополучие, удовлетворенность тем, как складываются их отношения. Превалируют сближающие чувства. Отношения характеризуются высокой самоценностью
-
конструктивностью. В них преобладают стремление к сотрудничеству, дружелюбие, готовность помогать и сопереживать другим людям. Отношения носят открытый, естественный характер. Имеется стремление учитывать индивидуальные особенности друг друга. Такие люди легко меняют свою точку зрения, спокойно воспринимают неустоявшиеся взгляды
-
идеи, терпимы к противоречиям. Крайне высокие оценки (10 стенов) говорят о гиперсоциальности установок, застенчивости, полной покорности, компромиссном поведении, несдержанности в излиянии своей симпатии, дружелюбия к другим людям.
Средние оценки говорят о способности эффективно планировать свою жизнь,для таких людей характерен расчетливый подход к жизни и своим отношениям; забота о своей общественной репутации. Подобные отношения свойственны людям, которые хорошо осознают требования действительности, они предпочитают не разрушать устоявшиеся способы действия, не имеют сильного желания противостоять распространенным взглядам и привычкам. Межличностные отношения носят также достаточно гармоничный характер. Однако по сравнению с высокими значениями для них характерна меньшая гибкость.
Низкие оценки — нетерпеливость к критике, обособленность позиции в группе, возможно чувство самодовольства и чувство превосходства над окружающими. Как правило, отношения носят нестабильный, дисгармоничный характер. В них присутствует соперничество, стремление занять доминирующую позицию, независимо от ситуации межличностного взаимодействия и желания своего партнера.
Шкала «Самоценность отношений» (Со)
Высокие оценки показывают оптимистичное отношение к жизненнойситуации, жизнерадостность, готовность к преодолению препятствий. Крайне высокие оценки говорят об уверенности в своих силах, возможностях, эмоциональной зрелости и устойчивости; хорошей приспособляемости.
Средние оценки свойственны людям,которые хорошо осознают требованиядействительности, не скрывают своих недостатков, экстравертированы. Низкие оценки говорят о серьезности в подходе к жизни,ригидности,подозрительности. Крайне низкие оценки характерны для людей со сниженной эмоциональной устойчивостью, с преобладающим негативным эмоциональным тоном, с чувством беспомощности.
Шкала «Конструктивность отношений» (Ко)
Высокие оценки показывают готовность к преодолению трудностей вреализации своих способностей; таким людям свойственная мягкость, доброта, снисходительность к себе и другим. Практичность в делах.
Крайне высокие оценки свойственны людям,удовлетворенным жизнью,ееходом, процессом реализации, способным брать на себя ответственность, делающим собственный выбор, обладающим высокой оценкой личностной успешности.
Средние оценки говорят об ориентации на мнение группы;потребности вподдержке, одобрении и советах со стороны окружающих; организованности; способности эффективно планировать свою жизнь; заботе о своей общественной репутации.
Низкие оценки характерны для независимых,самодостаточных людей,которые по собственной инициативе не ищут контактов с окружающими; им сложно адаптироваться в корпоративной или управленческой иерархии.
Крайне низкие оценки свидетельствуют о разочарованности жизнью,уходе всомнения, который позволяет уклониться от необходимости делать свой жизненный выбор.
Приложение 2
Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями
(на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).
Инструкция
Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
-
Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
-
Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
-
Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
-
Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
-
Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
-
Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
-
Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
-
Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
-
Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
-
Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
-
Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
-
Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
-
Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
-
У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
-
Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
-
Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков.
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.