Файл: Исследовательская работа по интерактивному взаимодействию доо и семьи 19 Диагностические методики по выявлению уровня интерактивного взаимодействия доо и семьи 19.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по I главе


Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что важной задачей педагогической теории и практики является интерактивное взаимодействие ДОО и семьи. Многие педагоги отмечают, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятен для всестороннего развития детей и не маловажную роль в этом играет взаимодействие ДОО и семьи. Интерактивное взаимодействие рассматривается педагогами и психологами как основная воспитательно-образовательную среду для дошкольника. В процессе интерактивного взаимодействия дошкольной организации и семьи, что особенно важно, изменяется и сам ребенок.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что существует работа с использованием традиционных и нетрадиционных форм и методов интерактивного взаимодействия с родителями. К традиционным формам и методам работы с родителями, а именно: родительские собрания, уголки для родителей, праздники, консультации. К нетрадиционным формам работы относят: дни открытых дверей, семейные конкурсы, выставки работ, сайт образовательной организации, экскурсии, оформление групп, благоустройство дошкольного учреждения, соревнования. Использование интерактивных форм и методов взаимодействия с родителями, является очень важным моментом для развития дошкольников.

Таким образом, исследовав возможности интерактивных форм и методов взаимодействия с родителями можно сделать вывод, что формирование нового, направленно на организацию работы с родителями и создание условий для всестороннего развития дошкольников. Это хорошая возможность для улучшения доверительных отношений между участниками образовательного процесса. Применение интерактивных форм и методов взаимодействия ДОО и семьи представляет значительную роль в общем развитии ребенка, формирует доверительные отношения между участниками образовательного процесса.

Глава II. Исследовательская работа по интерактивному взаимодействию ДОО и семьи

2.1. Диагностические методики по выявлению уровня интерактивного взаимодействия ДОО и семьи



Цель подобрать диагностические методики по выявлению уровня взаимодействия ДОО и семьи.

Значимость развития ребенка дошкольного возраста для его дальнейшей успешной социализации определяет актуальность проблемы взаимодействия ДОО с родителями. К сожалению, современные родители дошкольников недостаточно просвещены в сфере психолого-педагогической деятельности и испытывают большие трудности в воспитании ребенка. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет то, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [].

Дошкольное учреждение - это первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым молодые родители начинают взаимодействовать по вопросам воспитания своего ребенка. Именно здесь начинается их систематическое просвещение в сфере психолого-педагогической деятельности. В настоящее время существует много способов информирования современных родителей, для чего организуется множество семейных тренингов, консультаций и других мероприятий, нацеленных на психолого-педагогическое просвещение родителей.

Некоторые родители не могут дать своему ребенку полноценное общение в силу своей занятости и непонимания значимости непосредственного взаимодействия в семье. Они не знаю ограничение возрастных особенностей. Поэтому у детей возникает неудовлетворенность и развивается острая потребность в психологическом контакте, а также заботе со стороны родителей.

Исследование уровня взаимодействия ДОО с семьей было проведено на базе МАДОУ Детский сад №22 городского округа город Уфа Республики Башкортостан в подготовительной группе №9. Для диагностики родителей и педагогов на выявление уровня взаимодействия ДОО и семьи были подобраны методики С.В.Духновского «Шкала диалогичности межличностных отношений», оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности пе­дагога, по В.Ф. Ряховскому), определение вашего стиля в общении с родителя­ми (на основе опросника В.Г. Маралова, В.А. Ситарова), тест атрибутивных стилей Л.М. Рудиной.



Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, показал, что интерактивному взаимодействию ДОО и семьи уделяется очень мало внимания: не ведётся планомерная и систематическая работа с родителями. Отсутствие целенаправленной работы по интерактивному взаимодействию ДОО и семьи.

Для того, чтобы осуществить диагностику, мы проанализировали документацию дошкольного образовательного учреждения, а именно: планы воспитательной работы различных групп, образовательные планы, должностные инструкции воспитателей и другие документы. При анализе мы обращали особое внимание на сотрудничествопедагогических работников и воспитателей по проблемам психолого-педагогического просвещения родителей.

Анализ показал, что основными направлениями взаимодействия семьи и детского сада являются следующие:

• Помощь родителям в воспитании детей как субъектов общественных отношений.

• Сохранение и укрепление здоровья детей.

• Развитие воспитательной инициативы родителей.

• Психолого-педагогическое просвещение семьи.

• Формирование и воспитание культуры досуга и образа жизни семьи.

• Воспитание эстетических чувств ребенка.

Из вышеперечисленного следует, что данной проблеме уделяется недостаточно количество внимания. Современный детский сад должен выступать в инстанции развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и психолого-педагогической поддержки родителей. При этом семья оказывает влияние на педагогов, побуждая их к поиску оптимальных методов и форм сотрудничества. Многие родители дошкольников отмечают большие трудности в собственной воспитательной деятельности.

Следовательно, результаты анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования свидетельствуют о том, что необходимо интерактивное взаимодействие ДОО и семьи.

Вывод: подобраны диагностические методики по выявлению уровня взаимодействия ДОО и семьи.

2.2. Разработка методических рекомендаций по использованию интерактивных технологий в работе с родителями


Цель - разработать методические рекомендации по использованию интерактивных технологий в работе ДОО с родителями

Исходя из цели, необходимо создать такую программу, которая способствуют интерактивному взаимодействию образовательной организации с семьей.

Учитывая особенности родителей, разработали следующую программу, представленную в таблице 1.

Разработка программы по интерактивному взаимодействию образовательной организации с семьей будет проходить в течении учебного года. Содержание программы будет проходить через специально организованную деятельность.

Работа по интерактивному взаимодействию проводится в тесной взаимосвязи педагогов с родителями.

Интерактивное взаимодействие образовательной организации с семьей проводится с целью повышения уровня интерактивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. В течение одного года каждую неделю проводится взаимодействие с родителями, в которых педагог принимает активное участие.

Цель: создание благоприятных условий для интерактивного взаимодействия ДОО и семьи.

Задачи:

  1. Содействовать развитию интерактивного взаимодействия образовательной организации с семьей;

  2. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО по интерактивному взаимодействию ДОО и семьи;

  3. Повышение педагогической компетентности родителей в процессе интерактивного взаимодействия с ДОО.

Планирование программы:

Программа предназначена для родителей. Интерактивное взаимодействие с родителями проводилось раз в неделю, в каждом из форм взаимодействия педагог принимал активное участие, полностью поддерживал родителей и помогал им при организации; продолжительность 20 - 30 минут, количество родителей в группе 36 человек.

Таблица 1

План программы по интерактивному взаимодействию ДОО с семьей

Сроки

Формы

Содержание

Сентябрь

1 неделя

День открытых дверей

  • Музыкальное развлечение, посвященное Дню Знаний

Сентябрь

Квест

  • В здоровом теле - здоровый дух! Спортивный праздник

В течении 1 недели

Выставка работ

  • Выставка детских рисунков «Лето красное прошло»

Сентябрь

Семинар-мозговой штурм

  • Консультация для родителей «Интерактивные формы взаимодействия ДОО и семьи»

В течение месяца

Дельфийский метод

  • Анкета для родителей: «Какие ожидания от детского сада в этом году»

Октябрь

6 неделя

Семейный конкурс

  • «Цвети моя республика»- тематическое развлечение, посвященное дню республики

6 неделя

Экскурсия

  • Праздник, посвященный суверенитету республики «Праздник моей республики»

В течении 6 недели

Выставка работ

  • Тематическая выставка детских рисунков «Люблю тебя мой край родной»

8 неделя

Семейный конкурс

  • Развлечение «Осенняя ярмарка»

В течение месяца

Круглый стол

  • Консультация для воспитателей «Интерактивные формы взаимодействия ДОО с семьей»

Ноябрь

В течение месяца

Оформление групп

  • Оформление фотоальбомов ко Дню матери «Мамина профессия».

В течение месяца

Выставка работ

  • Тематическая выставка детских работ «Осенний вернисаж».

12 неделя

Ролевая игра

  • Театрализованное представление, посвященное дню матери «Сказка для самой любимой»

В течение месяца

Мастер-класс

Консультация для родителей «Использование интерактивных методов сотрудничества семьи и ОУ в интересах ребенка»

13 неделя

Ворк-шоп

  • Проведение мероприятия, посвященное Дню Матери

Декабрь

В течение месяца

Выставка работ

  • Творческая выставка «Зимние узоры».

14 неделя

Квест

  • Зимние эстафеты «Ловкие, смелые и самые здоровые»

В течение месяца

Оформление групп

  • Выставка детских рисунков «Вот и зимушка – зима»

По составленному графику

проведения

утренников

Ролевая игра

  • Новогодний праздник «Чудеса под Новый год»




16 неделя

Групповое интервью

  • Анкетирование родителей «Удовлетворённость родителей качеством образовательного процесса».

Январь

19 неделя

Квест

  • «Зимнее веселье»

В течение месяца

Выставка работ

  • Выставка детских рисунков «Зимние забавы»

В течении 21 недели

Благоустройство ДОО

  • Смотр – конкурс «Лучший уголок для родителей».

В течение месяца

Семинар-практикум

  • Консультация для воспитателей: «Интерактивная педагогическая технология в работе с родителями

22 неделя

Дельфийский метод

  • Анкетирование родителей: «Взаимодействие ДОО и семьи».

Февраль

В течении 25 недели

Мастер-класс

  • Изготовление сувениров и поделок для пап, дедушек, братьев.




25 неделя

Ворк-шоп

  • Тематическое занятие, посвящённое «Дню защитников Отечества».

25 неделя

Квест

  • «Победа от наставника!»

26 неделя

Оформление групп

  • Фотовыставка в группах: «Наши папы».

26 неделя

Семейный конкурс

  • Русские традиции в МАДОУ - развлечение «Уж ты, Масленица!»




Март

В течении 27 недели

Мастер-класс

  • Изготовление открыток для мам, бабушек и сотрудников к предстоящему празднику 8 Марта.

По графику

Ролевая игра

  • «Солнечные лучики» - праздничные утренники, посвященные дню 8марта.




29 неделя

Квест

  • Спортивные досуги: «А ну- ка, девушки».

В течение месяца

Выставка работ

  • Выставка детских рисунков «Вот и пришла весна - красна»

В течение месяца

Оформление групп

  • Фотовыставка «Моя мама – самая красивая».

Апрель

34 неделя

Семинар

  • Тематическая беседа «Наш - дом Земля», посвященная Дню земли.

В течение месяца

Оформление групп

  • Тематическая выставка детских работ «Правила дорожного движения».

34 неделя

Выставка работ

  • Выставка детских работ «Зацвела черемуха, яблоня и сирень»

В течение месяца

Деловая игра

  • Анкетирование воспитателей: «Возможности и затруднения педагогов».

В течение месяца

Тренинг

  • Консультация для родителей «Как решить проблему родителей через интерактивное взаимодействие»

Май

36 неделя

Семейный конкурс

  • Музыкальное развлечение «Этот день Победы!»

36 неделя

Оформление групп

  • Выставка рисунков и фотографий «В этот День Победы!»

37 неделя

Ворк-шоп

  • Праздник «День семьи».

39 неделя

Групповое интервью

  • Проведение открытых итоговых занятий для родителей детей подготовительных групп

В течение месяца

Мастер-класс

  • Консультация для воспитателей: «Интерактивные формы работы с родителями, с использованием социальной сети»»



В течение учебного года планируются мероприятия, которые предполагают интерактивное взаимодействие ДОО с семьей, такие как день открытых дверей, семейные конкурсы, выставка работ, экскурсия, оформление групп, благоустройство дошкольной организации, дельфийские игры, ворк-шоп, а также консультации для родителей в форме мастер-классов, тренингов и семинаров.