Файл: Исследовательская работа по интерактивному взаимодействию доо и семьи 19 Диагностические методики по выявлению уровня интерактивного взаимодействия доо и семьи 19.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выводы по I главе
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что важной задачей педагогической теории и практики является интерактивное взаимодействие ДОО и семьи. Многие педагоги отмечают, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятен для всестороннего развития детей и не маловажную роль в этом играет взаимодействие ДОО и семьи. Интерактивное взаимодействие рассматривается педагогами и психологами как основная воспитательно-образовательную среду для дошкольника. В процессе интерактивного взаимодействия дошкольной организации и семьи, что особенно важно, изменяется и сам ребенок.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что существует работа с использованием традиционных и нетрадиционных форм и методов интерактивного взаимодействия с родителями. К традиционным формам и методам работы с родителями, а именно: родительские собрания, уголки для родителей, праздники, консультации. К нетрадиционным формам работы относят: дни открытых дверей, семейные конкурсы, выставки работ, сайт образовательной организации, экскурсии, оформление групп, благоустройство дошкольного учреждения, соревнования. Использование интерактивных форм и методов взаимодействия с родителями, является очень важным моментом для развития дошкольников.
Таким образом, исследовав возможности интерактивных форм и методов взаимодействия с родителями можно сделать вывод, что формирование нового, направленно на организацию работы с родителями и создание условий для всестороннего развития дошкольников. Это хорошая возможность для улучшения доверительных отношений между участниками образовательного процесса. Применение интерактивных форм и методов взаимодействия ДОО и семьи представляет значительную роль в общем развитии ребенка, формирует доверительные отношения между участниками образовательного процесса.
Глава II. Исследовательская работа по интерактивному взаимодействию ДОО и семьи
2.1. Диагностические методики по выявлению уровня интерактивного взаимодействия ДОО и семьи
Цель – подобрать диагностические методики по выявлению уровня взаимодействия ДОО и семьи.
Значимость развития ребенка дошкольного возраста для его дальнейшей успешной социализации определяет актуальность проблемы взаимодействия ДОО с родителями. К сожалению, современные родители дошкольников недостаточно просвещены в сфере психолого-педагогической деятельности и испытывают большие трудности в воспитании ребенка. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет то, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [].
Дошкольное учреждение - это первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым молодые родители начинают взаимодействовать по вопросам воспитания своего ребенка. Именно здесь начинается их систематическое просвещение в сфере психолого-педагогической деятельности. В настоящее время существует много способов информирования современных родителей, для чего организуется множество семейных тренингов, консультаций и других мероприятий, нацеленных на психолого-педагогическое просвещение родителей.
Некоторые родители не могут дать своему ребенку полноценное общение в силу своей занятости и непонимания значимости непосредственного взаимодействия в семье. Они не знаю ограничение возрастных особенностей. Поэтому у детей возникает неудовлетворенность и развивается острая потребность в психологическом контакте, а также заботе со стороны родителей.
Исследование уровня взаимодействия ДОО с семьей было проведено на базе МАДОУ Детский сад №22 городского округа город Уфа Республики Башкортостан в подготовительной группе №9. Для диагностики родителей и педагогов на выявление уровня взаимодействия ДОО и семьи были подобраны методики С.В.Духновского «Шкала диалогичности межличностных отношений», оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому), определение вашего стиля в общении с родителями (на основе опросника В.Г. Маралова, В.А. Ситарова), тест атрибутивных стилей Л.М. Рудиной.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, показал, что интерактивному взаимодействию ДОО и семьи уделяется очень мало внимания: не ведётся планомерная и систематическая работа с родителями. Отсутствие целенаправленной работы по интерактивному взаимодействию ДОО и семьи.
Для того, чтобы осуществить диагностику, мы проанализировали документацию дошкольного образовательного учреждения, а именно: планы воспитательной работы различных групп, образовательные планы, должностные инструкции воспитателей и другие документы. При анализе мы обращали особое внимание на сотрудничествопедагогических работников и воспитателей по проблемам психолого-педагогического просвещения родителей.
Анализ показал, что основными направлениями взаимодействия семьи и детского сада являются следующие:
• Помощь родителям в воспитании детей как субъектов общественных отношений.
• Сохранение и укрепление здоровья детей.
• Развитие воспитательной инициативы родителей.
• Психолого-педагогическое просвещение семьи.
• Формирование и воспитание культуры досуга и образа жизни семьи.
• Воспитание эстетических чувств ребенка.
Из вышеперечисленного следует, что данной проблеме уделяется недостаточно количество внимания. Современный детский сад должен выступать в инстанции развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и психолого-педагогической поддержки родителей. При этом семья оказывает влияние на педагогов, побуждая их к поиску оптимальных методов и форм сотрудничества. Многие родители дошкольников отмечают большие трудности в собственной воспитательной деятельности.
Следовательно, результаты анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования свидетельствуют о том, что необходимо интерактивное взаимодействие ДОО и семьи.
Вывод: подобраны диагностические методики по выявлению уровня взаимодействия ДОО и семьи.
2.2. Разработка методических рекомендаций по использованию интерактивных технологий в работе с родителями
Цель - разработать методические рекомендации по использованию интерактивных технологий в работе ДОО с родителями
Исходя из цели, необходимо создать такую программу, которая способствуют интерактивному взаимодействию образовательной организации с семьей.
Учитывая особенности родителей, разработали следующую программу, представленную в таблице 1.
Разработка программы по интерактивному взаимодействию образовательной организации с семьей будет проходить в течении учебного года. Содержание программы будет проходить через специально организованную деятельность.
Работа по интерактивному взаимодействию проводится в тесной взаимосвязи педагогов с родителями.
Интерактивное взаимодействие образовательной организации с семьей проводится с целью повышения уровня интерактивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. В течение одного года каждую неделю проводится взаимодействие с родителями, в которых педагог принимает активное участие.
Цель: создание благоприятных условий для интерактивного взаимодействия ДОО и семьи.
Задачи:
-
Содействовать развитию интерактивного взаимодействия образовательной организации с семьей; -
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО по интерактивному взаимодействию ДОО и семьи; -
Повышение педагогической компетентности родителей в процессе интерактивного взаимодействия с ДОО.
Планирование программы:
Программа предназначена для родителей. Интерактивное взаимодействие с родителями проводилось раз в неделю, в каждом из форм взаимодействия педагог принимал активное участие, полностью поддерживал родителей и помогал им при организации; продолжительность 20 - 30 минут, количество родителей в группе 36 человек.
Таблица 1
План программы по интерактивному взаимодействию ДОО с семьей
Сроки | Формы | Содержание |
Сентябрь | ||
1 неделя | День открытых дверей |
|
Сентябрь | Квест |
|
В течении 1 недели | Выставка работ |
|
Сентябрь | Семинар-мозговой штурм |
|
В течение месяца | Дельфийский метод |
|
Октябрь | ||
6 неделя | Семейный конкурс |
|
6 неделя | Экскурсия |
|
В течении 6 недели | Выставка работ |
|
8 неделя | Семейный конкурс |
|
В течение месяца | Круглый стол |
|
Ноябрь | ||
В течение месяца | Оформление групп |
|
В течение месяца | Выставка работ |
|
12 неделя | Ролевая игра |
|
В течение месяца | Мастер-класс | Консультация для родителей «Использование интерактивных методов сотрудничества семьи и ОУ в интересах ребенка» |
13 неделя | Ворк-шоп |
|
Декабрь | ||
В течение месяца | Выставка работ |
|
14 неделя | Квест |
|
В течение месяца | Оформление групп |
|
По составленному графику проведения утренников | Ролевая игра |
|
16 неделя | Групповое интервью |
|
Январь | ||
19 неделя | Квест |
|
В течение месяца | Выставка работ |
|
В течении 21 недели | Благоустройство ДОО |
|
В течение месяца | Семинар-практикум |
|
22 неделя | Дельфийский метод |
|
Февраль | ||
В течении 25 недели | Мастер-класс |
|
25 неделя | Ворк-шоп |
|
25 неделя | Квест |
|
26 неделя | Оформление групп |
|
26 неделя | Семейный конкурс |
|
Март | ||
В течении 27 недели | Мастер-класс |
|
По графику | Ролевая игра |
|
29 неделя | Квест |
|
В течение месяца | Выставка работ |
|
В течение месяца | Оформление групп |
|
Апрель | ||
34 неделя | Семинар |
|
В течение месяца | Оформление групп |
|
34 неделя | Выставка работ |
|
В течение месяца | Деловая игра |
|
В течение месяца | Тренинг |
|
Май | ||
36 неделя | Семейный конкурс |
|
36 неделя | Оформление групп |
|
37 неделя | Ворк-шоп |
|
39 неделя | Групповое интервью |
|
В течение месяца | Мастер-класс |
|
В течение учебного года планируются мероприятия, которые предполагают интерактивное взаимодействие ДОО с семьей, такие как день открытых дверей, семейные конкурсы, выставка работ, экскурсия, оформление групп, благоустройство дошкольной организации, дельфийские игры, ворк-шоп, а также консультации для родителей в форме мастер-классов, тренингов и семинаров.