Файл: Исследовательская работа по интерактивному взаимодействию доо и семьи 19 Диагностические методики по выявлению уровня интерактивного взаимодействия доо и семьи 19.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава I. Теоретические основы методической деятельности педагога по организации интерактивного взаимодействия ДОО и семьи

1.1. Проблема развития профессиональной компетенций педагога по интерактивному взаимодействию ДОО и семьи


Взаимодействие педагога и родителей — это сложный процесс, который требует специальной подготовки для специалистов ДОО. В организации союза «родители - педагоги» важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители заинтересованы в сотрудничестве. Поэтому педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.

Организация диалога педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольных образовательных организаций. На сегодняшний день педагоги обладают широким доступом к научно-методической литературе в области педагогики. Однако как сказал А.М.Столяренко, высокий уровень общей культуры, образованности и информированности педагогов не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры [45].

В Профессиональном стандарте педагога указано, что необходимо выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения, повышение их педагогической компетенции [52].

Понятие «профессиональная компетентность педагога дошкольного образования» в современной педагогике остается недостаточно однозначным. Изучение и анализ работ Ф.А. Байбановой, А.А. Майера, Т.А. Сваталовой и др., посвященных проблеме сущности и содержания профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации, позволил сформулировать следующее определение профессиональной компетентностью педагога ДОО [38]. Профессиональная компетентность педагога ДОО – это интегральное личностное образование, включающее совокупность взаимосвязанных профессионально значимых теоретических знаний и практических умений, позволяющих педагогу эффективно осуществлять профессиональные функции обучения, воспитания, развития и профессиональное самосовершенствование.


Профессиональная компетентность педагога является таким личностным образованием, которое имеет свойство изменяться и совершенствоваться. Поэтому важной задачей является определение путей повышения профессиональной компетентности. На наш взгляд, одним из таких путей может выступать активизация работы с семьей. В этом направлении повышение профессиональной компетентности педагогов является особенно актуальным, потому что семья играет важнейшую роль в развитии личности ребенка. Как показывают исследования Т.Н. Дороновой, умение взаимодействовать с семьей способно оказать положительное влияние на весь образовательный процесс в ДОО [16]. В тоже же время, взаимодействие с семьей является одной из самых сложных составляющих работы педагога, что обусловлено недостатком у педагога знаний и умений, позволяющих эффективно организовать взаимодействие, а также недостаток собственных стремлений.

Профессиональная компетентность в широком понимании рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, а также положительного отношения к работе, необходимые для эффективного выполнения профессиональных обязанностей в конкретной области деятельности.

Наиболее распространенной является на данный момент позиция Байбановой Ф.А., согласно которой профессиональную компетентность педагога принято трактовать как результат профессиональной подготовки в ходе:

- обучения профессиональной деятельности;

- овладения и внедрения в практику своей работы новых подходов к содержанию образования;

- развития способности выполнять сложные просоциальные виды деятельности.

Исследования М.С.Кагана, М.М. Бахтина, Б.Д. Парыгина доказали, что интерактивное взаимодействие включает: диалогичность, атрибутивность, взаимопонимание.

В контексте рассматриваемой нами проблемы под общением М.С.Каган понимает «такую деятельность субъекта, которая устремлена к другому как к активному, сознательному и самосознательному, свободно целеполагающему и свободно избирающему способы своих действий уникальному существу, как к равному себе существу, как к партнеру, а не пассивному объекту твоей активности»[27]. Такое понимание общения предполагает

, что определяющей характеристикой общения и взаимодействия выступает диалогичность, что особенно актуально в условиях современного коммуникативного пространства.

М.М.Бахтин придает феномену диалога универсальное значение. Диалогические отношения людей - не просто «одно из» проявлений их бытия, а явление, пронизывающее всю человеческую речь (и сознание), все отношения и проявления человеческой жизни, всё, что имеет смысл и значение. М.М.Бахтин утверждает: «Быть — значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, все кончается. Два голоса - минимум жизни, минимум бытия» [6].

Анализируя идеи М.М.Бахтина о диалоге, И.И.Васильева подчёркивает, что у Бахтина слово — это не знаковая единица в обычном лингвистическом понимании. Это высказывание, выражение авторской позиции по какому-либо вопросу [6]. Наделение «авторством» и есть то самое «облегчение в слово», которое является условием для диалогической реакции.

Третьим условием интерактивного взаимодействия является взаимопонимание. Именно понимание себя, собеседника, ситуации и контекста общения дает существенные основания для адекватной, индивидуально-корректной реализации свободы, коммуникативных прав, придает субъект-субъектным отношением свойства гибкости, актуальности и реальности.

К числу важнейших условий и предпосылок взаимопонимания Б.Д.Парыгин относит «способность общающихся к адекватному восприятию системы ценностей и значений, регулирующих поведение друг друга», а также «адекватность уровня личной взаимооценки общающихся индивидов» [53]. Очевидно, что указанные условия взаимопонимания являются обязательным моментом в ходе интерактивного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Таким образом, проблема развития профессиональной компетенций педагога по интерактивному взаимодействию ДОО и семьи показывает, что профессиональная компетенция педагога выступает как интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, которая заключается в определении качества выполнения им своей профессиональной деятельности, развития профессиональных знаний, практических умений и навыков на определенном уровне, наличия способности к саморазвитию, к проявлению творческого подхода к обучению, воспитанию, развитию. А профессиональная компетентность в интерактивном взаимодействии с родителями – это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.


1.2. Использование педагогического опыта по организации интерактивного взаимодействия ДОО в работе с родителями


На сегодняшний день проблема интерактивного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи имеет большое значение и, в то же время, недостаточно разработана. Педагоги и психологи на протяжении последних двух десятилетий активно ищут выход из сложившейся ситуации, проводя исследования с целью поиска новых технологий интерактивного взаимодействия дошкольной организации с семьей в современных условиях. По мнению Б.Т.Лихачёва, активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути формирования интерактивного взаимодействия дошкольной организации (далее ДОО) и семьи [36]. Ещё педагоги прошлого К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский указывали на необходимость взаимодействия двух важных институтов семьи и дошкольной образовательной организации для успешной социализации детей, для обеспечения всестороннего развития ребенка.

Проблема интерактивного взаимодействие ДОО и семьи остается актуальной в настоящий период времени и рассматривается в таких нормативно правовых документах, как Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией, выступает «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [43].

Знакомясь с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, сложно не заметить, что государство уделяет важнейшее значение взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей [44].

Изучением проблемы в сфере взаимодействия ДОО и семьи занимались такие отечественные педагоги и психологи, как К. Д. Ушинский [60], Н.К., П.Ф. Лесгафт [35], А.С. Макаренко [39], В.А. Сухомлинский [56]. Они доказали, что семья является воспитательным институтом, где закладывается и формируется основа для всестороннего развития личности.